Дидактические и подвижные игры, развивающие эмоционально-волевую сферу для детей 5–6 лет.
картотека (старшая группа)

Юлия Евгеньевна Родионова

Дидактические и подвижные игры, развивающие эмоционально-волевую сферу для детей 5–6 лет. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дидактические и подвижные игры, развивающие эмоционально-волевую сферу для детей 5–6 лет. 

Как известно, современная семья включена во множество сфер жизнедеятельности общества. Поэтому на климат внутри семьи влияет множеств факторов: и политические, и социально-экономические, и психологические. Сокращение свободного времени родителей из-за необходимости поиска дополнительных источников дохода, психологические перегрузки, стрессы и наличие множества других факторов стимулируют развитие у родителей раздражительности, агрессивности. Синдрома хронической усталости. Многие родители, находясь под прессом возникающих проблем, считают возможным выплеснуть все свои негативные эмоции на маленького ребенка, который не может противостоять психологической, а часто и физической агрессии, казалось бы, самых близких ему людей. Именно таким образом дети становятся полностью зависимыми от настроения. Эмоций и физического состояния родителей. Это далеко не лучшим образом сказывается на их психическом здоровье, установках в общении и поведении на этапе взросления.

В данном разделе представлены игры, направленные на развитие эмоционально – волевой сферы, их целью является:

- развитие невербальных средств общения;

- осознание собственных чувств и переживаний;

- развитие интереса к сверстникам;

- развитие умения действовать согласованно;

- развитие умения вступать в диалог.

В каждой игре имеется указание на контингент детей, которым она будет наиболее полезна.

«Кинолента»

Цель: развитие невербальных средств общения, развитие памяти

Возраст: 5-6 лет

Полезно: застенчивым, тревожным детям

Описание игры: дети садятся в круг и создают кино «с первого слова». Первый ребенок придумывает слово, второй должен повторить его и добавить одно свое слово, третий – повторить первые два слова и сказать свое и т. д. когда все дети проговорят желаемое, они должны показать фильм с помощью пластики и мимики.

Вместо показа кино игра может закончится сочинением сказки или рассказа с использованием предложенных слов.

«Змейка»

Цель: развитие ловкости и координации, умение действовать согласовано.

Возраст: любой

Полезно: застенчивым, тревожным, агрессивным детям

Описание игры: выбирают водящего, он становится во главе «змейки», которую образуют игроки, становясь в ряд лицом в одну сторону. Водящий бежит по причудливой траектории, делая резкие повороты и закручивая «змейку». Его цель – заставить играющих расцепить руки. Такие дети из игры выбывают. Выигрывают те, кто дольше все продержится в «змейке».

Взрослый занимает либо позицию наблюдателя, либо судьи и выводит нарушивших правила игроков.

Оказываясь в ситуации, в которой необходимо и в прямом и в переносном смысле держаться друг за друга, дети приобретают опыт проживания различных ситуаций, учатся не бояться общения, согласовывать свои действия.

«Услышь свое имя»

Цель: развитие скорости реакции, моторной ловкости

Возраст: 5-6 лет

Полезно: агрессивным, застенчивым, тревожным детям

Количество игроков: 5-15

Необходимые приспособления: мяч.

Описание игры: играющие становятся в круг, спинами внутрь круга. Игрок, у которого в руках мяч, бросает его в круг, называя при этом имя. Названный ребенок должен повернуться лицом внутрь круга и поймать мяч. Победителем становится тот, кто ловил мяч чаще других.

Часто в порыве игры первый участник очень сильно забрасывает мяч, и названный ребенок не может его поймать. В таком случае с детьми оговариваются штрафы, которые будут накладываться на первых игроков. Это может быть и чтение стихотворения, и прыжки на одной ноге по кругу – все зависит от участников.

«Кенгуру»

Цель: развитие координации движений

Возраст: любой

Полезно: агрессивным, застенчивым, тревожным детям, детям с задержкой психического развития

Необходимые приспособления: мячи.

Описание игры: играющие выстраиваются на одной линии и зажимают мяч между ногами. По сигналу они начинают прыжками двигаться к финишу, который установлен на расстоянии 20-30 м. если мяч выпадет, его поднимают и продолжают движение.

«Вулкан»

Цель: развивать воображение и способность к перевоплощению, развивать кругозор

Возраст: 5-6 лет

Полезно: агрессивным, застенчивым, тревожным детям, детям с задержкой психического развития

Количество игроков: много

Описание игры: ведущий становится в центре площадки, это «вулкан», радом с ним стоят 2-3 ребенка («лава»). Пока «вулкан» спокоен, «лава» находится рядом с ним, «вулкан» даже может обнять «лаву», чтобы она не убежала раньше времени. Остальные дети становятся вокруг «вулкана».

«Вулкан» начинает игру: «»Стоит высокая – превысокая гора – вулкан, а на ее склонах живут люди. Они работают: строят дома, стирают, танцуют и т. д. (слушая перечисление, дети, стоящие вокруг «вулкана», выполняют движения, показывая, что делают люди). Но вот вулкан просыпается, внутри него разогревается лава, вулкан гудит, но люди его не слышат, потому что заняты своими делами (дети показывают какими). И вдруг вулкан взрывается, падают камни, лава вырывается и нагоняет людей» - «вулкан» отпускает «лаву», и она начинает гоняться за другими детьми, пойманных приводят к «вулкану».

Чтобы дети хорошо смогли «войти» в роль, необходимо достаточно длительное время, игра может занять около 30-40 минут (если детям будет интересно, они могут играть еще дольше). Перед началом игры можно потренировать детей в имитации тех или иных действий людей, в отдельное упражнение может превратиться игра в «вулкан» и «лаву», что только усилит творческую способность детей.

«Гусеница»

Цель: развитие моторной ловкости, тактильной чувствительности.

Возраст: 5-6 лет

Полезно: застенчивым, тревожным, гиперактивным детям

Необходимые приспособления: мячи по количеству играющих

Описание игры: детям предлагается встать, положив руки друг другу на плечи, первый ребенок держит мячик на вытянутых руках, остальные зажимают мячики между своим животом и спиной соседа. Дотрагиваться руками до мяча строго запрещается. Образовавшаяся «гусеница» должна пройти по определенному маршруту, который указывает взрослый или первый ребенок.

Взрослый должен регулировать скорость движения «гусенички», чтобы предотвратить падения детей.

«Давай поговорим»

Цель: развитие коммуникативных навыков

Возраст: любой

Полезно: застенчивым, тревожным детям, детям с задержкой психического развития

Описание игры: взрослый начинает игру словами: «Давай поговорим. Я бы хотел стать (волшебником, волком, маленьким). Как ты думаешь, почему?» Ребенок высказывает предложение и завязывается беседа. В конце можно спросить, кем бы хотел стать ребенок, но нельзя давать оценок его желанию и нельзя настаивать на ответе, если он не хочет по каким-либо причинам признаться.

На начальных этапах дети могут отказаться задавать вопросы или вступать в игру. Тогда инициативу на себя должен взять взрослый.

Важный момент! В игре взрослый должен находиться на одном уровне с ребенком, а в случае трудностей – ниже него.

«Живая картина»

Цель: развитие выразительности движений, произвольности, коммуникативных навыков

Возраст: 5-6 лет

Полезно: агрессивным, застенчивым, тревожным детям

Описание игры: дети создают сюжетную сценку и замирают. Изменить позу они могут лишь после того, как водящий угадает название «картины».

Несмотря на то, что основная цель игры – создание «живой картины», акцент в ней делается на развитие умения договариваться, находить общий язык. Эта игра будет особенно полезна детям, испытывающим трудности в общении (конфликтным, агрессивным, застенчивым, замкнутым). Взрослому лучше занять позицию наблюдателя. Его вмешательство требуется только в случае ссор детей.

«Крокодил»

Цель: развитие ловкости, наблюдательности, снятие страхов

Возраст: 5-6 лет

Полезно: агрессивным, застенчивым, тревожным детям

Количество игроков: 8-10

Описание игры: дети выбирают «крокодила». Выбранный вытягивает руки вперед одна над другой – это пасть крокодила – и ходит по комнате, пританцовывая, подпрыгивая. Тем временем дети в пасть кладут руки. В какой-то момент «крокодил» смыкает пасть. Кто не успел выдернуть руку, становится «крокодилом».

В роли «крокодила» должно побывать как можно большее количество детей, чтобы почувствовать на себе смену ролевых ощущений.

Список литературы:

1. Г. А. Широкова, Е. Г. Жадько «Практикум для детского психолога», Ростов-на Дону, «Феникс», 2007

2. Под редакцией А. А. Реана «Психология человека от рождения до смерти», Москва, «ОЛМА-ПРЕСС», 2002


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние подвижных игр на эмоционально-волевую сферу детей старшего дошкольного возраста, имеющих отклонения в поведении.

   В формировании всесторонне развитой личности дошкольника важную роль играет физическое воспитание, в частности подвижные игры с правилами.     Подвижная и...

Подвижные игры, развивающие творческую активность детей.

Развивающая работа в ДОО позволяет повысить интерес детей к спорту и физкультуре, помочь им проявить самостоятельность в организации занятий и игр, а значит – проявить творческие качества. И поэтому, ...

Подвижные игры, развивающие творческую активность детей

Подвижные игры, развивающие творческую активность детей...

Дидактические и подвижные игры в коррекционно-развивающей работе.

Небольшая подборка дидактических и подвижных игр в коррекционо-развивающей работе с детьми 3-7 лет из серии "Психологического практикума для детского психолога....

интегрированное занятие "Подвижная игра + развивающее - дидактическое упражнение "Совушка"" 5-7 лет. (задание чемпионата по проф.мастерству) "

Интегрированное задание, подвижная игра "Совушка" 5-7 лет. Можно использовать: палочки Кюизенера , блоки Дьенеша , мозаика...

Развитие эмоционально-волевой, коммуникативной сфер у детей 5-7 лет с нарушениями речи

Поддерживая в ребенке радостное настроение, мы укрепляем его психическое и физическое здоровье. Ходить, говорить, читать, писать, считать ребенок обязательно научится, а вот чувствовать, сопереживать,...