«Социализация дошкольников посредством сюжетно-ролевых игр».
проект (старшая группа)
Проект«Социализация дошкольников посредством сюжетно-ролевых игр».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_sotsializatsiya_doshkolnikov_posredstvom_syuzhetno-rolevyh_igr.doc | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Социализация дошкольников посредством сюжетно-ролевых игр».
Участники проекта: дошкольники старшей группы, воспитатели, родители.
Срок реализации: ноябрь 2019 года - февраль 2020 года.
Цель: создание условий для социализации старших дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры.
Задачи:
Изучить теоретический материал по проблеме «Социализация дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры».
Выявить уровень социально-коммуникативного развития детей и провести сравнительный анализ по итогам реализации проекта.
Развивать взаимодействие с родителями и детьми по проблеме «Социализация дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры».
Предполагаемый результат:
1. Обогащение знаниями теоретических основ по проблеме «Социализация дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры».
2. Показатели уровня социально-коммуникативного развития детей по итогам реализации проекта будут превышать на 10% первоначальный уровень.
Механизмы реализации цели и задач проекта: проведены мероприятия по обогащению детей знаниями, впечатлениями и представлениями об окружающей жизни, рисование по теме проекта.
Содержание проекта:
I этап – подготовительный.
Содержание деятельности:
1. Изучение нормативно-правовой базы (ФГОС ДО, Сан ПИН) и психолого-педагогической литературы по проблеме ««Социализация дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры».
Изучение передового педагогического опыта по проблеме.
2. Изменение развивающей среды по проблеме, совместно с родителями. Приобретение игрового оборудования и изготовление недостающего игрового материала совместно с детьми для сюжетно-ролевых игр «Парикмахерская», «Магазин», «Поликлиника» и «ГАИ».
3. Проведение занятий с детьми, которые разнообразят знания детей об окружающей их современной жизни и о взаимоотношениях людей: беседы о профессиях родителей, экскурсия в медкабинет детского сада, в пищеблок детского сада,
Наблюдения, художественно-творческая деятельность.
Анкетирование родителей «В какие игры играет ваш ребенок?»
II этап – основной.
Цель: формировать у детей навыки и умения совместной игровой деятельности.
Содержание деятельности:
Для осуществления программы была выбрана групповая форма работы. Все занятия в программе были разделены на три блока:
1. Занятия контактного блока были нацелены на обеспечение благоприятной ситуации, в которой ребенок может почувствовать взаимопонимание и поддержку.
2. Занятия коррекционного блока были нацелены на коррекцию отрицательных личностных особенностей и обучение социально желаемым формам коммуникации.
3. Занятия развлекательного блока были нацелены на закрепление форм взаимодействия в совместных игровых ситуациях.
В разработанной программе активно применялись современные игровые технологии. Игра использовалась в форме терапии отношений, то есть выступала сферой, в которой происходит нормализация отношений ребенка с окружающим его миром и людьми.
Включение ребенком того или иного тематического содержания в игру, по мнению Н.Я. Коротковой и Н.А. Михайленко, определяют реальные жизненные ситуации, в которых оказываются ребенок-дошкольник. Эти реальные жизненные ситуации различаются по степени его активности и характеру включенности в них. Все эти ситуации разделили на 3 типа:
- ситуация, в которой ребенок активно действует наравне с взрослым (как папа и мама, сам ест, одевается, умывается);
- ситуация, в которой ребенок непосредственно включен, но является объектом направленных на него действий взрослых (его лечит врач, стрижет парикмахер, везет на машине шофер и т. п.);
- ситуация, где дети не включены в деятельность взрослых, не принимают в ней непосредственного участия, а либо наблюдают ее со стороны (строители строят дом, библиотекарь выдает книги т. п.), либо узнает о ней из рассказов, сказок телепередач.
Все три типа ситуации дают пищу для детской игры. Однако в большей мере игра дошкольника связана с воссозданием ситуации второго типа. С одной стороны, эти ситуации непосредственно представлены ребенку как в плане действий, так и в плане отношений между включенными в нее людьми (т. е. он хорошо знает эту реальность), а с другой стороны, действия взрослого в этих ситуациях реально ему не доступны (он не может сам водить машину, как папа, лечить как доктор), но вместе с тем привлекательны и интересны. Складывающиеся противоречия между возможностями и желаниями ребенка и находит свое разрешение в игре.
Таким образом, разнообразие содержания сюжетно-ролевых игр определяется знанием детьми тех сторон действительности, которые изображаются в игре, созвучностью этих знаний интересам, чувствам ребенка, его личному опыту. Наконец, развитие содержания игр зависит от умения ребенка выделять характерные особенности в деятельности и взаимоотношениях взрослых.
Содержание сюжетно-ролевой игры воплощается ребенком с помощью роли, которую он берет, роль - средство реализации сюжетно-ролевой игры.
Роль, которую берет на себя ребенок в процессе игры, Д.Б. Эльконин называет единицей игры, ее центром. Роль объединяет все стороны игры.
Для ребенка роль - это его игровая позиция: он отожествляет себя с каким-либо персонажем сюжета и действует в соответствии с представлениями о данном персонаже. Всякая роль содержит свои правила поведения, взятые ребенком из окружающей жизни, заимствованные из отношений в мире взрослых. Для дошкольников роль - это образец того, как надо действовать. Исходя из этого образца, ребенок оценивает поведение участников игры, а затем и свое собственное.
Условия, при которых ребенок может взять на себя выполнение какой-либо роли:
- ребенок берет на себя роль лишь в том случае, если сфера действительности, которая отражена в сюжете игры, уже знакома ребенку. Знакомство с действительностью - главное условие возникновения сюжетно-ролевой игры;
- знакомство с этой действительностью должно происходить таким образом, чтобы в центре ее стоял человек, его деятельность;
- в результате этого знакомства у ребенка возникало положительное эмоциональное отношение к действительности взрослого человека.
В качестве основных методов и приемов в предлагаемой программе были применены: беседы на различные темы, коммуникативные игры, сюжетно-ролевые игры. Дополнительными развивающими методами выступали: психогимнастика, релаксационные техники, сказкотерапия, театрализованная деятельность, просмотр мультипликационных фильмов.
Педагогический потенциал сюжетно-ролевой игры как ведущего средства социализации старших дошкольников заключается в особенностях целеполагания, содержания и организации сюжетно-ролевых игр:
- сюжетно-ролевые игры старших дошкольников имеют коллективный характер;
- игра строится по предварительному плану, который обсуждается коллективно и принимается в группе детей;
- содержание игр в большей степени касается поло-ролевых отношений, принятых в обществе;
- спонтанная игра направляется и управляется лидером, которым становится один из детей, входящих в круг предпочитаемых или «звезда»;
- в игре могут возникнуть конфликтные ситуации, которые при грамотном педагогическом взаимодействии переводятся в образовательную задачу, способствующую приобретению навыков разрешения проблемы;
- успешность игровой деятельности зависит от личностных качеств каждого ребенка, в особенности от степени развития коммуникативных умений;
- в процессе сюжетно-ролевой игры происходит обогащение жизненного опыта детей и развитие навыков самоорганизации, инициативы и творчества;
- сюжетно-ролевые игры формируют у детей такие качества как, общительность, чуткость, доброта, взаимопомощь необходимые для жизни в коллективе.
Результативность социализации старших дошкольников в процессе сюжетно-ролевой игры обеспечивается:
- целевым конструированием социально-ориентированного содержания ролевых игр, которое способствует социальному обучению, самопознанию, самореализации;
- педагогическим обеспечением социально-развивающего общения дошкольников, стимулирующим мотивацию к позитивному взаимодействию с социумом;
- созданием социализирующей среды, способствующей активизации социального опыта старших дошкольников.
Для развертывания сюжетно-ролевых игр целесообразно использовать любое свободное время в режиме дня (до завтрака, на прогулке, вечером). При проведении игр важно использовать индивидуальный подход к каждому ребенку, помогать детям с трудностями социализации. Например, у застенчивых детей необходимо выявлять положительные качества и создавать условия для позитивного изменения заниженной самооценки, чтобы улучшить их положение в системе межличностных отношений. Широко используется похвала за положительное поведение в игре и отказ от наказаний легковозбудимых детей, часто конфликтующих с товарищами. Неуверенным в себе детям поручаются интересные, но не сложные роли, которые не требуют организаторских способностей.
Для более успешной социализации необходимо сориентировать детей не только на собственные игровые действия, но и на отношения с партнерами. В результате проявляется интерес и пристальной внимание к партеру на протяжении всей игры.
Длительные сюжетно-ролевые игры создают благоприятные возможности для более высоких, качественно иных по своей структуре взаимоотношений детей, чем в обычных играх, способствуют процессу их социализации.
Развитие коллективных способов общения благоприятно влияет на эмоциональный климат в коллективе. Формируются социально приемлемые формы поведения усвоения моральных норм, коллективное взаимодействие, навыки самоорганизации, инициативы, творчества, совершенствуется социальная компетентность, проявляется новое психологической образование – социальное мышление, значительно меняется социальная ситуация развития ребенка, формируется чувство собственного достоинства, позитивное отношение к миру, понимание эмоционального состояния окружающих людей и т. д.
- Консультация для родителей «Воспитание дружеских отношений в игре»
- Организация предметно-развивающей среды:
Игровая зона. Игрушки и атрибуты для сюжетно-ролевых игр «Парикмахерская», «Поликлиника», «ГАИ»: мебель, посуда, муляжи овощей, фруктов и других продуктов, куклы с гардеробом вещей, предметы быта, коляски, телефон, строительный материал (крупный конструктор, кубики, машинки, для врачей – халат, шапочка с красным крестом, для парикмахера – фартук и накидки для клиентов, для продавца – фартуки и др.
Зона художественно-эстетического развития. Художественная литература для детей дошкольного возраста, картинки о профессиях, о семье, раскраски, карандаши, фломастеры, краски и т.д.
Зона речевого развития. Настольно-печатные игры (дидактические игры-пазлы, «Профессии», кукольный театр, «Уголок ряженья», костюмы, платочки, косыночки, шапочки.
Зона строительных игр. Кубики, напольные конструкторы, для строительства «гаражей», дорог.
В групповой комнате организована предметно-развивающая среда, ее содержание соответствует интересам мальчиков и девочек, она периодически изменяется, постоянно обогащается.
3. Чтение художественной литературы с последующей беседой: рассказ АВ. Осеевой «Волшебное слово», стихотворение Забилы «Ясочкин садик», рассказ Л. толстого «Два товарища», стихотворение В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?» и др.
4. Ознакомление с алгоритмом проведения сюжетно-ролевых игр «Парикмахерская», «Магазин», «Поликлиника», «ГАИ»:
- распределение ролей;
- правила игры;
- ход игры.
III этап – заключительный.
Цель: подведение итогов проделанной работы.
Содержание деятельности:
- Выявление уровня развития детей.
- Создание презентации по итогам реализации проекта.
Из выше изложенного можно сделать вывод, что сюжетно-ролевые игры в качестве ведущего педагогического средства способствуют эффективности процесса социализации старших дошкольников. Причем эффективное влияние сюжетно-ролевых игр на процесс социализации становится возможным при создании определенных условий:
- Сюжетно-ролевые игры соответствуют возрасту и потребностям детей;
- Сюжетно-ролевые игры являются средством приложения природной активности ребенка;
- Сюжеты игр моделируют жизненные ситуации;
- Детально продумана предметно-игровая среда;
- Заключительный этап сюжетно-ролевой игры – рефлексия детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Социализация дошкольника посредством сюжетно-ролевых игр."
В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Родители и педагоги как никогда обеспокоены тем, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал...
Консультация для воспитателей «Социализация младших дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры»
Если говорить о современных детях, прежде всего нужно сказать, дети в наши дни либо совсем не играют, либо играют слишком мало. Это связано с целым рядом причин.Во-первых, современное общество требует...
Социализация младших дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры
Игра является основным видом деятельности дошкольника, во время которой формируются определенные качества личности ребенка, развиваются основные физические и психические процессы, сообразительно...
План самообразования на тему "Социализация младших дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры"
План самообразования на тему "Социализация младших дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры"...
Социализация младших дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры
Игра - это ведущий вид деятельности, наиболее эффективная форма социализации ребенка, в игре закладываются основы будущей личности. Играя вместе, дети начинают строить взаимоотношения, учатся общ...
Самообразование на тему "Социализация младших дошкольников посредством сюжетно - ролевой игры"
Самообразование на тему "Социализация младших дошкольников посредством сюжетно - ролевой игры"...
«Социализация дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры"»
План по самообразованию Тема: «Социализация дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры"»...