«Социализация дошкольников посредством сюжетно-ролевых игр».
проект (старшая группа)

Помыткина Татьяна Владимировна

Проект«Социализация дошкольников посредством сюжетно-ролевых игр».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект «Социализация дошкольников посредством сюжетно-ролевых игр».

Участники проекта: дошкольники старшей группы, воспитатели, родители.

Срок реализации: ноябрь 2019 года - февраль 2020 года.

Цель: создание условий для социализации старших дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры.

Задачи:

Изучить теоретический материал по проблеме «Социализация дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры».

Выявить уровень социально-коммуникативного развития детей и провести сравнительный анализ по итогам реализации проекта.

Развивать взаимодействие с родителями и детьми по проблеме «Социализация дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры».

Предполагаемый результат:

1. Обогащение знаниями теоретических основ по проблеме «Социализация дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры».

2. Показатели уровня социально-коммуникативного развития детей по итогам реализации проекта будут превышать на 10% первоначальный уровень.

Механизмы реализации цели и задач проекта: проведены мероприятия по обогащению детей знаниями, впечатлениями и представлениями об окружающей жизни, рисование по теме проекта.

Содержание проекта:

I этап – подготовительный.

Содержание деятельности:

1. Изучение нормативно-правовой базы (ФГОС ДО, Сан ПИН) и психолого-педагогической литературы по проблеме ««Социализация дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры».

Изучение передового педагогического опыта по проблеме.

2. Изменение развивающей среды по проблеме, совместно с родителями. Приобретение игрового оборудования и изготовление недостающего игрового материала совместно с детьми для сюжетно-ролевых игр «Парикмахерская», «Магазин», «Поликлиника» и «ГАИ».

3. Проведение занятий с детьми, которые разнообразят знания детей об окружающей их современной жизни и о взаимоотношениях людей: беседы о профессиях родителей, экскурсия в медкабинет детского сада, в пищеблок детского сада,

Наблюдения, художественно-творческая деятельность.

Анкетирование родителей «В какие игры играет ваш ребенок?»

II этап – основной.

Цель: формировать у детей навыки и умения совместной игровой деятельности.

Содержание деятельности:

Для осуществления программы была выбрана групповая форма работы. Все занятия в программе были разделены на три блока:

1. Занятия контактного блока были нацелены на обеспечение благоприятной ситуации, в которой ребенок может почувствовать взаимопонимание и поддержку.

2. Занятия коррекционного блока были нацелены на коррекцию отрицательных личностных особенностей и обучение социально желаемым формам коммуникации.

3. Занятия развлекательного блока были нацелены на закрепление форм взаимодействия в совместных игровых ситуациях.

В разработанной программе активно применялись современные игровые технологии. Игра использовалась в форме терапии отношений, то есть выступала сферой, в которой происходит нормализация отношений ребенка с окружающим его миром и людьми.

Включение ребенком того или иного тематического содержания в игру, по мнению Н.Я. Коротковой и Н.А. Михайленко, определяют реальные жизненные ситуации, в которых оказываются ребенок-дошкольник. Эти реальные жизненные ситуации различаются по степени его активности и характеру включенности в них. Все эти ситуации разделили на 3 типа:

- ситуация, в которой ребенок активно действует наравне с взрослым (как папа и мама, сам ест, одевается, умывается);

- ситуация, в которой ребенок непосредственно включен, но является объектом направленных на него действий взрослых (его лечит врач, стрижет парикмахер, везет на машине шофер и т. п.);

- ситуация, где дети не включены в деятельность взрослых, не принимают в ней непосредственного участия, а либо наблюдают ее со стороны (строители строят дом, библиотекарь выдает книги т. п.), либо узнает о ней из рассказов, сказок телепередач.

Все три типа ситуации дают пищу для детской игры. Однако в большей мере игра дошкольника связана с воссозданием ситуации второго типа. С одной стороны, эти ситуации непосредственно представлены ребенку как в плане действий, так и в плане отношений между включенными в нее людьми (т. е. он хорошо знает эту реальность), а с другой стороны, действия взрослого в этих ситуациях реально ему не доступны (он не может сам водить машину, как папа, лечить как доктор), но вместе с тем привлекательны и интересны. Складывающиеся противоречия между возможностями и желаниями ребенка и находит свое разрешение в игре.

Таким образом, разнообразие содержания сюжетно-ролевых игр определяется знанием детьми тех сторон действительности, которые изображаются в игре, созвучностью этих знаний интересам, чувствам ребенка, его личному опыту. Наконец, развитие содержания игр зависит от умения ребенка выделять характерные особенности в деятельности и взаимоотношениях взрослых.

Содержание сюжетно-ролевой игры воплощается ребенком с помощью роли, которую он берет, роль - средство реализации сюжетно-ролевой игры.

Роль, которую берет на себя ребенок в процессе игры, Д.Б. Эльконин называет единицей игры, ее центром. Роль объединяет все стороны игры.

Для ребенка роль - это его игровая позиция: он отожествляет себя с каким-либо персонажем сюжета и действует в соответствии с представлениями о данном персонаже. Всякая роль содержит свои правила поведения, взятые ребенком из окружающей жизни, заимствованные из отношений в мире взрослых. Для дошкольников роль - это образец того, как надо действовать. Исходя из этого образца, ребенок оценивает поведение участников игры, а затем и свое собственное.

Условия, при которых ребенок может взять на себя выполнение какой-либо роли:

- ребенок берет на себя роль лишь в том случае, если сфера действительности, которая отражена в сюжете игры, уже знакома ребенку. Знакомство с действительностью - главное условие возникновения сюжетно-ролевой игры;

- знакомство с этой действительностью должно происходить таким образом, чтобы в центре ее стоял человек, его деятельность;

- в результате этого знакомства у ребенка возникало положительное эмоциональное отношение к действительности взрослого человека.

В качестве основных методов и приемов в предлагаемой программе были применены: беседы на различные темы, коммуникативные игры, сюжетно-ролевые игры. Дополнительными развивающими методами выступали: психогимнастика, релаксационные техники, сказкотерапия, театрализованная деятельность, просмотр мультипликационных фильмов.

Педагогический потенциал сюжетно-ролевой игры как ведущего средства социализации старших дошкольников заключается в особенностях целеполагания, содержания и организации сюжетно-ролевых игр:

- сюжетно-ролевые игры старших дошкольников имеют коллективный характер;

- игра строится по предварительному плану, который обсуждается коллективно и принимается в группе детей;

- содержание игр в большей степени касается поло-ролевых отношений, принятых в обществе;

- спонтанная игра направляется и управляется лидером, которым становится один из детей, входящих в круг предпочитаемых или «звезда»;

- в игре могут возникнуть конфликтные ситуации, которые при грамотном педагогическом взаимодействии переводятся в образовательную задачу, способствующую приобретению навыков разрешения проблемы;

- успешность игровой деятельности зависит от личностных качеств каждого ребенка, в особенности от степени развития коммуникативных умений;

- в процессе сюжетно-ролевой игры происходит обогащение жизненного опыта детей и развитие навыков самоорганизации, инициативы и творчества;

- сюжетно-ролевые игры формируют у детей такие качества как, общительность, чуткость, доброта, взаимопомощь необходимые для жизни в коллективе.

Результативность социализации старших дошкольников в процессе сюжетно-ролевой игры обеспечивается:

- целевым конструированием социально-ориентированного содержания ролевых игр, которое способствует социальному обучению, самопознанию, самореализации;

- педагогическим обеспечением социально-развивающего общения дошкольников, стимулирующим мотивацию к позитивному взаимодействию с социумом;

- созданием социализирующей среды, способствующей активизации социального опыта старших дошкольников.

Для развертывания сюжетно-ролевых игр целесообразно использовать любое свободное время в режиме дня (до завтрака, на прогулке, вечером). При проведении игр важно использовать индивидуальный подход к каждому ребенку, помогать детям с трудностями социализации. Например, у застенчивых детей необходимо выявлять положительные качества и создавать условия для позитивного изменения заниженной самооценки, чтобы улучшить их положение в системе межличностных отношений. Широко используется похвала за положительное поведение в игре и отказ от наказаний легковозбудимых детей, часто конфликтующих с товарищами. Неуверенным в себе детям поручаются интересные, но не сложные роли, которые не требуют организаторских способностей.

Для более успешной социализации необходимо сориентировать детей не только на собственные игровые действия, но и на отношения с партнерами. В результате проявляется интерес и пристальной внимание к партеру на протяжении всей игры.

Длительные сюжетно-ролевые игры создают благоприятные возможности для более высоких, качественно иных по своей структуре взаимоотношений детей, чем в обычных играх, способствуют процессу их социализации.

Развитие коллективных способов общения благоприятно влияет на эмоциональный климат в коллективе. Формируются социально приемлемые формы поведения усвоения моральных норм, коллективное взаимодействие, навыки самоорганизации, инициативы, творчества, совершенствуется социальная компетентность, проявляется новое психологической образование – социальное мышление, значительно меняется социальная ситуация развития ребенка, формируется чувство собственного достоинства, позитивное отношение к миру, понимание эмоционального состояния окружающих людей и т. д.

  1. Консультация для родителей «Воспитание дружеских отношений в игре»
  2. Организация предметно-развивающей среды:

Игровая зона. Игрушки и атрибуты для сюжетно-ролевых игр «Парикмахерская», «Поликлиника», «ГАИ»: мебель, посуда, муляжи овощей, фруктов и других продуктов, куклы с гардеробом вещей, предметы быта, коляски, телефон, строительный материал (крупный конструктор, кубики, машинки, для врачей – халат, шапочка с красным крестом, для парикмахера – фартук и накидки для клиентов, для продавца – фартуки и др.  

Зона художественно-эстетического развития. Художественная литература для детей дошкольного возраста, картинки о профессиях, о семье, раскраски, карандаши, фломастеры, краски и т.д.

Зона речевого развития. Настольно-печатные игры (дидактические игры-пазлы, «Профессии», кукольный театр, «Уголок ряженья», костюмы, платочки, косыночки, шапочки.

Зона строительных игр. Кубики, напольные конструкторы, для строительства «гаражей», дорог.

В групповой комнате организована предметно-развивающая среда, ее содержание соответствует интересам мальчиков и девочек, она периодически изменяется, постоянно обогащается.

3. Чтение художественной литературы с последующей беседой: рассказ АВ. Осеевой «Волшебное слово», стихотворение Забилы «Ясочкин садик», рассказ Л. толстого «Два товарища», стихотворение В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?» и др.

4. Ознакомление с алгоритмом проведения сюжетно-ролевых игр «Парикмахерская», «Магазин», «Поликлиника», «ГАИ»:

- распределение ролей;

- правила игры;

- ход игры.

III этап – заключительный.

Цель: подведение итогов проделанной работы.

Содержание деятельности:

  1. Выявление уровня развития детей.
  2. Создание презентации по итогам реализации проекта.

Из выше изложенного можно сделать вывод, что сюжетно-ролевые игры в качестве ведущего педагогического средства способствуют эффективности процесса социализации старших дошкольников. Причем эффективное влияние сюжетно-ролевых игр на процесс социализации становится возможным при создании определенных условий:

- Сюжетно-ролевые игры соответствуют возрасту и потребностям детей;

- Сюжетно-ролевые игры являются средством приложения природной активности ребенка;

- Сюжеты игр моделируют жизненные ситуации;

- Детально продумана предметно-игровая среда;

- Заключительный этап сюжетно-ролевой игры – рефлексия детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Социализация дошкольника посредством сюжетно-ролевых игр."

В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Родители и педагоги как никогда  обеспокоены тем, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал...

Консультация для воспитателей «Социализация младших дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры»

Если говорить о современных детях, прежде всего нужно сказать, дети в наши дни либо совсем не играют, либо играют слишком мало. Это связано с целым рядом причин.Во-первых, современное общество требует...

Социализация младших дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры

Игра  является основным видом деятельности дошкольника, во время которой формируются определенные качества личности ребенка, развиваются основные физические и психические процессы, сообразительно...

План самообразования на тему "Социализация младших дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры"

План самообразования на тему "Социализация младших дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры"...

Социализация младших дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры

Игра - это ведущий вид деятельности, наиболее эффективная форма социализации ребенка, в игре закладываются основы будущей личности. Играя вместе, дети начинают строить взаимоотношения, учатся общ...

Самообразование на тему "Социализация младших дошкольников посредством сюжетно - ролевой игры"

Самообразование на тему "Социализация младших дошкольников посредством сюжетно - ролевой игры"...

«Социализация дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры"»

План по самообразованию  Тема: «Социализация дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры"»...