Проект на тему «Стихи, пословицы и поговорки Родного края посредством мнемотехнических приемов»
проект по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Чтобы воспитать в детях гордость за свой народ, поддержать интерес к его истории и культуре, помочь хорошо узнать и уважать свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа и создан этот проект. Проект способствует развитию познавательных способностей детей, формированию высокой нравственности, воспитывает любовь к Родному краю.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Проект на тему: «Стихи, пословицы и поговорки Родного края посредством мнемотехнических приемов»
АКТУАЛЬНОСТЬ.
Сегодня, мы на многое начинаем смотреть по-иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа. С уверенностью можно сказать, что большинство, к сожалению поверхностно знакомо, например, с народной культурой.
Анализируя НОД выявили, что 60% дошкольников не понимают образного смысла пословицы и погоговорок. Обследуя предметно-развивающую среду, центра развития речи определили, что недостаточно материала по решению выявленной проблемы. Поэтому появилась потребность реализовать детско-родительский творческий проект, в рамках которого родители совместно с детьми создадут мнемодорожкии мнемотаблицыпо пословицам, стихотворениям и предметно развивающая среда пополнится картотекой пословиц, стихов и поговорок о Родном крае. В мнемотаблице схематически возможно отобразить явления природы, некоторые действия и признаки предмета, персонажей и т. д. Использование мнемотаблиц при разучивании стихотворений повышает интерес ребенка к произведению, превращает занятие в игру, а также облегчает и ускоряет процесс усвоения и запоминания текстов. При этом виде деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова
Чтобы воспитать в детях гордость за свой народ, поддержать интерес к его истории и культуре, помочь хорошо узнать и уважать свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа и создан этот проект. Проект способствует развитию познавательных способностей детей, формированию высокой нравственности, воспитывает любовь к Родному краю.
ЦЕЛЬ:
Воспитание высоких духовных ценностей и культурных традиций у дошкольников, развитие личностной культуры ребенка, как основы его любви к Родине.
ЗАДАЧИ:
-разучить стихи о Родном крае с помощью мнемотехнических приемов;
-познакомить с малыми фольклорными формами: пословицами, поговорками
-разучить пословицы и поговорки посредством мнемотаблиц, научить детей объяснять их значение;
-формирование у детей чувства причастности к духовному наследию прошлого, чувства соприкосновения с ним;
-пробудить чувства любви к Родине;
-воспитывать у детей любовь и уважение к традициям своего народа, укладу жизни, к своему родному краю.
ВИД ПРОЕКТА:
творческий, открытый.
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА:
Краткосрочный.
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА:
Учителя-логопеды, дети подготовительной и старшей группы, родители.
ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА.
Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений – одна из серьезных проблем нашего времени.
Развивать у детей понимания культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста. В данном проекте представлена система духовно – нравственного воспитания ребенка через приобщение к культурному наследию своего народа. В основу проекта положены следующие принципы воспитания:
- принцип культур сообразности в воспитании, т.е. воспитание, основанное на общечеловеческих ценностях культуры;
- принцип расширения связей ребенка с окружающим миром, приобщение к культуре родного края;
- принцип приоритетности культурного регионального наследия, т.е. воспитание патриотизма на местном материале с целью уважения к своему дому, приобщение ребенка к культурному национальному наследию, образцам национального, в том числе местного фольклора произведениям местных писателей, поэтов, художников;
- принцип опоры на эмоционально-чувственную сферу ребенка, т. е. создания условий для возникновения эмоциональных реакций и развития эмоций, которые сосредотачивают внимание ребенка на объекте познания, собственном действии или поступке, что достигается через сопереживание и прогнозирование развития ситуации.
Содержание воспитания включает в себя: изучение исторического прошлого России и русского народа; знакомство с устным народным творчеством; знакомство с пословицами и поговорками и изучение их посредством мнемотаблиц.
Механизмы реализации
Основные принципы в работе по приобщению дошкольников к проекту «Стихи, пословицы и поговорки Родного края посредством мнемотехнических приемов»
· Работа по приобщению детей к изучению стихотворений, пословиц и поговорок строится системно, по всем направлениям, с включением всех участников педагогического процесса в ДОУ, родителей.
· Учет возрастных особенностей при отборе содержания, задач обучения и воспитания.
· Обеспечение эмоционально-психологического комфорта и уважения к личности ребенка.
Основные направления в работе по реализации проекта
Социально – нравственное воспитание
Изучение традиций народов Южного Урала.
Речевое развитие
Знакомство с фольклором русских, татар, башкир (пословицы, поговорки)
Ознакомление с окружающим
Систематизировать и обобщать знания детей о Южном Урале, как о родном крае (природные богатства, населённые пункты, городах Челябинской области.
Художественная литература
Знакомство с поэзией народов Урала разучивание стихотворений о Родном крае посредством мнемотаблиц.
Основная часть
Мы использовали приемы мнемодорожек для изучения пословиц и приемы мнемотаблиц для изучения стихотворной прозы в коррекционной работе над проектом.
Стихотворение – это небольшое произведение, созданное по законам стихотворной речи.
Пословица - этократкие народные изречения, имеющие одновременно буквальный и переносный план или только переносный план и составляющие в грамматическом отношении законченные предложения.
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.
- Мнемотехника помогает развивать:
- Ассоциативное мышление,
- Зрительную и слуховую память,
- Зрительное и слуховое внимание,
- Воображение.
Этапы работы над стихотворением:
1. Выразительное чтение стихотворения взрослым.
2. Повторное чтение стихотворения с опорой на мнемотаблицу с установкой, что это стихотворение будет разучиваться наизусть.
3. Вопросы по содержанию стихотворения.
4. Объяснение значения непонятных слов в доступной для ребенка форме.
5. Чтение взрослым отдельно каждой строчки стихотворения и повторение её ребенком с опорой на мнемотаблицу.
6. Рассказывание ребенком стихотворения с опорой на мнемотаблицу.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
- Для детей:
- Пробуждение интереса к истории и культуре своего города, любви к родному краю;
- Развитие у детей интереса к русским, башкирским, татарским народным пословицам и поговоркам, а также стихотворениям о Родине;
- Для педагогов:
- Презентация педагогам проекта на тему: «Стихи, пословицы и поговорки Родного края посредством мнемотехнических приемов»
- Создана картотека мнемодорожек по пословицам, стихотворениям и поговоркам о Родном крае.
Продукт проектной деятельности для детей:
Занятие по развитию речи «Наш край Урал»;
Разучивание стихов, пословиц и поговорок о Родном крае посредством мнемотаблиц.
Продукт проектной деятельности для родителей:
Участие родителей в изготовлении мнемотаблиц на пословицы и поговорки.
Подведение итогов по реализации проекта:
Работая над проектом «Стихи, пословицы и поговорки Родного края посредством мнемотехнических приемов» закончена. Подводя итоги, мы испытываем огромное удовлетворение от проделанной работы. Реализация этого проекта способствовала у детей познавательного интереса через знакомство с пословицами, поговорками, стихотворениями народов Южного Урала. Разбудили интерес не только к своей национальной культуре, но и культуре народов ближайшего национального окружения. Мы надеемся, что работа в этом направлении будет продолжена не только другими педагогами. Но и родителями.
Объединять усилия дошкольного образовательного учреждения и семьи, создавая единый контекст воспитания и развития детей на основе общности цели, содержания и педагогических технологий.
Конспект занятия по развитию речи «Наш край Урал»
Цель: Систематизировать и обобщать знания детей о Южном Урале, как о родном крае (природные богатства, населённые пункты, городах Челябинской области.
Развивающие задачи:
• Развивать умение понимать пословицы о Родине и Южном Урале со скрытым и явным смыслом;
• Развивать связную речь, внимание, словесно-логическое мышление.
• Развивать способность к заучиванию стихотворений при помощи мнемотаблиц.
Воспитательные задачи:
• Воспитывать патриотические чувства, желание гордиться родным краем.
Оборудование и материалы: карта России, карта Челябинской области, картинки города Троицка, Южного Урала, мнемотаблицы к стихотворениям и мнемодорожки к пословицам.
Ход занятия:
- Дыхательная гимнастика:
Вдох – носом, выдох – носом,
Вдох – ртом, выдох – ртом,
Вдох – ртом, выдох – носом,
Вдох – носом, выдох ртом.
- Артикуляционная гимнастика:
«Вкусное варенье»
«Качели»
«Грибок»
- Ребята, сегодня на занятии мы поговорим о Родном крае.
Художественное слово.
«На карте мира не найдешь,
Дом, в котором ты живешь.
Даже улицы родной,
Не найдешь на карте той.
Зато всегда на ней найдешь,
Свою страну, свой общий дом»
- Ребята, а как называется страна, в которой мы с вами живем? (ответы детей). Да, действительно Россия. Посмотрите на карту, какая огромная наша страна.
- В нашей стране есть замечательный край. Этот край называется Урал. Люди относятся к нашему краю уважительно, с почтением называют «Седой Урал», «Урал – батюшка». А само слово «Урал» в переводе с башкирского языка означает «пояс». Урал – значит пояс. Поэтому Уральские горы и называют «каменным поясом». Есть старая башкирская сказка о великане, который носил пояс с глубокими карманами. Он прятал в нем все свои богатства. Пояс был огромный. Однажды великан уронил его, и пояс лег через всю землю: от холодного Карского моря на севере до песчаных берегов южного Каспийского моря. Так образовался Уральский хребет.
- А кто знает, как называется область, в которой мы живем? (ответы детей).
- Правильно, Челябинская. И главный город нашей области – Челябинск находится вот тут. А мы с вами живем в городе… Троицке.
- Мы с вами учили стихотворение про Урал и про наш город. Давайте их вспомним.
А помогут нам в этом мнемотаблицы.
Урал
Когда говорят о России,
Я вижу свой синий Урал.
Как девочки, сосны босые
Сбегают с заснеженных скал.
В лугах,
На ковровых просторах,
Среди плодоносных полей.
Лежат голубые озера
Осколками древних морей.
Богаче, чем краски рассвета,
Светлее, чем звездный узор,
Земные огни самоцветов
В торжественном сумраке гор.
Я сердцем все это вбирала,
Свой край полюбив навсегда.
Но главная сила Урала-
В чудесном искусстве труда.
Мне дороги лица простые
И руки, что плавят металл.
…Когда говорят о России,
Я вижу свой синий Урал.
(Л. Татьяничева)
- Прежде чем вспомним стихотворение про наш город давайте отдохнем.
Физкультминутка:
В нашей стране горы- высокие,
Реки глубокие,
Степи широкие,
Леса большие,
А мы - ребята вот такие!
- Мы с вами отдохнули, теперь посмотрите на следующую мнемотаблацу.
На белом свете городов немало,
Но лучше тот. В котором мы живем.
Недаром, сердцем горного Урала
Мы наш любимый город назовем!
За что люблю красивый город мой?
Люблю его и летом, и зимой.
Люблю его в любое время года,
Весной и осень, какая б ни была погода.
Люблю за то, что здесь живут мои друзья.
За то, что этот город – Родина моя!
- Какие чувства испытывает человек вдали от Родины?
«Пословицы о Родине»
• Человек без Родины как дерево, без корней.
• Любовь к Родине в огне не горит и в воде не тонет.
А теперь вспомним пословицы, придуманные на Урале:
Горы металла – шлем Урала.
Нерадивый дважды делает.
Кузнец ковал детали, а выковал медали.
Иной гость, как гвоздь.
Как засядет за стол-
Хоть клещами его тащи.
Золотым рукам – громкая слава.
Итог занятия:
- О чем мы сегодня говорили на занятии?
- Как назывались стихотворения, которые мы вспоминали?
- Что нам помогло быстро выучить стихотворения?
- Какие пословицы мы вспоминали?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по теме: «Ознакомление дошкольников с природой родного края».
Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая исследовательская деятельности в природных условиях. А ведь экологическое воспитание начинается со знаком...
Загадки, приметы, стихи, пословицы и поговорки про декабрь месяц.
Загадки, приметы, стихи, пословицы и поговорки про декабрь месяц....
Загадки, стихи, пословицы и поговорки про ягоды
Материал для младшей группы, который можно использовать в процессе создания экологического проекта на тему "Ягоды"....
СТИХИ, ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ О РОДИНЕ
Автором представлена картотека стихов, пословиц и поговорок о родине...
Загадки, стихи, пословицы и поговорки про месяц февраль
Последний зимний месяц, самый короткий по дням, но, наверное, самый длинный по ощущению времени. Уже хочется весны, а февраль всё тянется и тянется. Но долго грустить не придётся, ближе к концу месяца...
Загадки, стихи, пословицы и поговорки про лето.
В картотеке собраны материалы про самое любимое детьми время года. Тут есть загадки про лето, стихи про лето, пословицы и поговорки про лето для дошкольников....
Познавательно-исследовательский проект на тему: «ВЕЛИКОВОЗРАСТНАЯ ЛИСТВЕННИЦА-УНИКАЛЬНЫЙ ПАМЯТНИК РОДНОГО КРАЯ»
laquo;Только тот может быть патриотом своей родины, кто умеет ценить и любить природу родного края».Л. Н.Толстой....