Проект на тему «Стихи, пословицы и поговорки Родного края посредством мнемотехнических приемов»
проект по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Бондаренко Юлия Михайловна

Чтобы воспитать в детях гордость за свой народ, поддержать интерес к его истории и культуре, помочь хорошо узнать и уважать свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа и создан этот проект. Проект способствует развитию познавательных способностей детей, формированию высокой нравственности, воспитывает любовь к Родному краю.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект на тему: «Стихи, пословицы и поговорки Родного края посредством мнемотехнических приемов»

АКТУАЛЬНОСТЬ.

Сегодня, мы на многое начинаем смотреть по-иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа. С уверенностью можно сказать, что большинство, к сожалению поверхностно знакомо, например, с народной культурой.

Анализируя НОД выявили, что 60% дошкольников не понимают образного смысла пословицы и погоговорок. Обследуя предметно-развивающую среду, центра развития речи определили, что недостаточно материала по решению выявленной проблемы. Поэтому появилась потребность реализовать детско-родительский творческий проект, в рамках которого родители совместно с детьми создадут мнемодорожкии мнемотаблицыпо пословицам, стихотворениям и предметно развивающая среда пополнится картотекой пословиц, стихов и поговорок о Родном крае. В мнемотаблице схематически возможно отобразить явления природы, некоторые действия и признаки предмета, персонажей и т. д. Использование мнемотаблиц при разучивании стихотворений повышает интерес ребенка к произведению, превращает занятие в игру, а также облегчает и ускоряет процесс усвоения и запоминания текстов. При этом виде деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова

Чтобы воспитать в детях гордость за свой народ, поддержать интерес к его истории и культуре, помочь хорошо узнать и уважать свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа и создан этот проект. Проект способствует развитию познавательных способностей детей, формированию высокой нравственности, воспитывает любовь к Родному краю.

ЦЕЛЬ:

Воспитание высоких духовных ценностей и культурных традиций у дошкольников, развитие личностной культуры ребенка, как основы его любви к Родине.

ЗАДАЧИ:

-разучить стихи о Родном крае с помощью мнемотехнических приемов;

-познакомить с малыми фольклорными формами: пословицами, поговорками

-разучить пословицы и поговорки посредством мнемотаблиц, научить детей объяснять их значение;

-формирование у детей чувства причастности к духовному наследию прошлого, чувства соприкосновения с ним;

-пробудить чувства любви к Родине;

-воспитывать у детей любовь и уважение к традициям своего народа, укладу жизни, к своему родному краю.

ВИД ПРОЕКТА:

творческий, открытый.

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА:

Краткосрочный.

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА:

Учителя-логопеды, дети подготовительной и старшей группы, родители.

ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА.

Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений – одна из серьезных проблем нашего времени.

Развивать у детей понимания культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста. В данном проекте представлена система духовно – нравственного воспитания ребенка через приобщение к культурному наследию своего народа. В основу проекта положены следующие принципы воспитания:

- принцип культур сообразности в воспитании, т.е. воспитание, основанное на общечеловеческих ценностях культуры;

- принцип расширения связей ребенка с окружающим миром, приобщение к культуре родного края;

- принцип приоритетности культурного регионального наследия, т.е. воспитание патриотизма на местном материале с целью уважения к своему дому, приобщение ребенка к культурному национальному наследию, образцам национального, в том числе местного фольклора произведениям местных писателей, поэтов, художников;

- принцип опоры на эмоционально-чувственную сферу ребенка, т. е. создания условий для возникновения эмоциональных реакций и развития эмоций, которые сосредотачивают внимание ребенка на объекте познания, собственном действии или поступке, что достигается через сопереживание и прогнозирование развития ситуации.

Содержание воспитания включает в себя: изучение исторического прошлого России и русского народа; знакомство с устным народным творчеством; знакомство с пословицами и поговорками и изучение их посредством мнемотаблиц.

Механизмы реализации

Основные принципы в работе по приобщению дошкольников к проекту «Стихи, пословицы и поговорки Родного края посредством мнемотехнических приемов»

· Работа по приобщению детей к изучению стихотворений, пословиц и поговорок строится системно, по всем направлениям, с включением всех участников педагогического процесса в ДОУ, родителей.

· Учет возрастных особенностей при отборе содержания, задач обучения и воспитания.

· Обеспечение эмоционально-психологического комфорта и уважения к  личности ребенка.

Основные направления в работе по реализации проекта

Социально – нравственное воспитание

Изучение традиций народов Южного Урала.

Речевое развитие

Знакомство с фольклором русских, татар, башкир (пословицы, поговорки)

Ознакомление с окружающим

Систематизировать и обобщать знания детей о Южном Урале, как о родном крае (природные богатства, населённые пункты, городах Челябинской области.

Художественная литература

Знакомство с поэзией народов Урала разучивание стихотворений о Родном крае посредством мнемотаблиц.

Основная часть

Мы использовали приемы мнемодорожек для изучения пословиц и приемы мнемотаблиц для изучения стихотворной прозы в коррекционной работе над проектом.

Стихотворение – это небольшое произведение, созданное по законам стихотворной речи.

Пословица - этократкие народные изречения, имеющие одновременно буквальный и переносный план или только переносный план и составляющие в грамматическом отношении законченные предложения. 


Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.
- Мнемотехника помогает развивать:
- Ассоциативное мышление,
- Зрительную и слуховую память,
- Зрительное и слуховое внимание,
- Воображение.


Этапы работы над стихотворением:

1. Выразительное чтение стихотворения взрослым.

2. Повторное чтение стихотворения с опорой на мнемотаблицу с установкой, что это стихотворение будет разучиваться наизусть.

3. Вопросы по содержанию стихотворения.

4. Объяснение значения непонятных слов в доступной для ребенка форме.

5. Чтение взрослым отдельно каждой строчки стихотворения и повторение её ребенком с опорой на мнемотаблицу.

6. Рассказывание ребенком стихотворения с опорой на мнемотаблицу.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.

  • Для детей:

- Пробуждение интереса к истории и культуре своего города, любви к родному краю;

- Развитие у детей интереса к русским, башкирским, татарским народным пословицам и поговоркам, а также стихотворениям о Родине;

  • Для педагогов:

- Презентация педагогам проекта на тему: «Стихи, пословицы и поговорки Родного края посредством мнемотехнических приемов»

- Создана картотека мнемодорожек по пословицам, стихотворениям и поговоркам о Родном крае.

Продукт проектной деятельности для детей:

Занятие по развитию речи «Наш край Урал»;

Разучивание стихов, пословиц и поговорок о Родном крае посредством мнемотаблиц.

Продукт проектной деятельности для родителей:

Участие родителей в изготовлении мнемотаблиц на пословицы и поговорки.

Подведение итогов по реализации проекта:

Работая над проектом «Стихи, пословицы и поговорки Родного края посредством мнемотехнических приемов» закончена. Подводя итоги, мы испытываем огромное удовлетворение от проделанной работы. Реализация этого проекта способствовала у детей познавательного интереса через знакомство с пословицами, поговорками, стихотворениями народов Южного Урала. Разбудили интерес не только к своей национальной культуре, но и культуре народов ближайшего национального окружения. Мы надеемся, что работа в этом направлении будет продолжена не только другими педагогами. Но и родителями.

Объединять усилия дошкольного образовательного учреждения и семьи, создавая единый контекст воспитания и развития детей на основе общности цели, содержания и педагогических технологий.

Конспект занятия по развитию речи «Наш край Урал»

Цель: Систематизировать и обобщать знания детей о Южном Урале, как о родном крае (природные богатства, населённые пункты, городах Челябинской области.

Развивающие задачи:

• Развивать умение понимать пословицы о Родине и Южном Урале со скрытым и явным смыслом;

• Развивать связную речь, внимание, словесно-логическое мышление.

• Развивать способность к заучиванию стихотворений при помощи мнемотаблиц.

Воспитательные задачи:

• Воспитывать патриотические чувства, желание гордиться родным краем.

Оборудование и материалы: карта России, карта Челябинской области, картинки города Троицка, Южного Урала, мнемотаблицы к стихотворениям и мнемодорожки к пословицам.

Ход занятия:

  1. Дыхательная гимнастика:

Вдох – носом, выдох – носом,

Вдох – ртом, выдох – ртом,

Вдох – ртом, выдох – носом,

Вдох – носом, выдох ртом.

  1. Артикуляционная гимнастика:

«Вкусное варенье»

«Качели»

«Грибок»

    - Ребята, сегодня на занятии мы поговорим о Родном крае.

Художественное слово.

«На карте мира не найдешь,

Дом, в котором ты живешь.

Даже улицы родной,

Не найдешь на карте той.

Зато всегда на ней найдешь,

Свою страну, свой общий дом»

- Ребята, а как называется страна, в которой мы с вами живем? (ответы детей). Да, действительно Россия. Посмотрите на карту, какая огромная наша страна.

 - В нашей стране есть замечательный край. Этот край называется Урал. Люди относятся к нашему краю уважительно, с почтением называют «Седой Урал», «Урал – батюшка». А само слово «Урал» в переводе с башкирского языка означает «пояс». Урал – значит пояс. Поэтому Уральские горы и называют «каменным поясом». Есть старая башкирская сказка о великане, который носил пояс с глубокими карманами. Он прятал в нем все свои богатства. Пояс был огромный. Однажды великан уронил его, и пояс лег через всю землю: от холодного Карского моря на севере до песчаных берегов южного Каспийского моря. Так образовался Уральский хребет.

- А кто знает, как называется область, в которой мы живем? (ответы детей).

- Правильно, Челябинская. И главный город нашей области – Челябинск находится вот тут. А мы с вами живем в городе… Троицке.

- Мы с вами учили стихотворение про Урал и про наш город. Давайте их вспомним.

А помогут нам в этом мнемотаблицы.

Урал

Когда говорят о России,

Я вижу свой синий Урал.

Как девочки, сосны босые

Сбегают с заснеженных скал.

В лугах,

На ковровых просторах,

Среди плодоносных полей.

Лежат голубые озера

Осколками древних морей.

Богаче, чем краски рассвета,

Светлее, чем звездный узор,

Земные огни самоцветов

В торжественном сумраке гор.

Я сердцем все это вбирала,

Свой край полюбив навсегда.

Но главная сила Урала-

В чудесном искусстве труда.

Мне дороги лица простые

И руки, что плавят металл.

…Когда говорят о России,

Я вижу свой синий Урал.

(Л. Татьяничева)

- Прежде чем вспомним стихотворение про наш город давайте отдохнем.

Физкультминутка:

В нашей стране горы- высокие,

Реки глубокие,

Степи широкие,

Леса большие,

А мы - ребята вот такие!

- Мы с вами отдохнули, теперь посмотрите на следующую  мнемотаблацу.

На белом свете городов немало,

Но лучше тот. В котором мы живем.

Недаром, сердцем горного Урала

Мы наш любимый город назовем!

За что люблю красивый город мой?

Люблю его и летом, и зимой.

Люблю его в любое время года,

Весной и осень, какая б ни была погода.

Люблю за то, что здесь живут мои друзья.

За то, что этот город – Родина моя!

- Какие чувства испытывает человек вдали от Родины?

«Пословицы о Родине»

• Человек без Родины как дерево, без корней.

• Любовь к Родине в огне не горит и в воде не тонет.

А теперь вспомним пословицы, придуманные на Урале:

 Горы металла – шлем Урала.

Нерадивый дважды делает.

Кузнец ковал детали, а выковал медали.

Иной гость, как гвоздь.

Как засядет за стол-

Хоть клещами его тащи.

Золотым рукам – громкая слава.

Итог занятия: 

- О чем мы сегодня говорили на занятии?

- Как назывались стихотворения, которые мы вспоминали?

- Что нам помогло быстро выучить стихотворения?

- Какие пословицы мы вспоминали?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по теме: «Ознакомление дошкольников с природой родного края».

Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая исследовательская деятельности в природных условиях. А ведь экологическое воспитание начинается со знаком...

Загадки, приметы, стихи, пословицы и поговорки про декабрь месяц.

Загадки, приметы, стихи, пословицы и поговорки про декабрь месяц....

Загадки, стихи, пословицы и поговорки про ягоды

Материал для младшей группы, который можно использовать  в процессе создания экологического проекта на тему "Ягоды"....

СТИХИ, ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ О РОДИНЕ

Автором представлена картотека стихов, пословиц и поговорок о родине...

Загадки, стихи, пословицы и поговорки про месяц февраль

Последний зимний месяц, самый короткий по дням, но, наверное, самый длинный по ощущению времени. Уже хочется весны, а февраль всё тянется и тянется. Но долго грустить не придётся, ближе к концу месяца...

Загадки, стихи, пословицы и поговорки про лето.

В картотеке собраны материалы про самое любимое детьми время года. Тут есть загадки про лето, стихи про лето, пословицы и поговорки про лето для дошкольников....

Познавательно-исследовательский проект на тему: «ВЕЛИКОВОЗРАСТНАЯ ЛИСТВЕННИЦА-УНИКАЛЬНЫЙ ПАМЯТНИК РОДНОГО КРАЯ»

laquo;Только тот может быть патриотом своей родины, кто умеет ценить и любить природу   родного края».Л. Н.Толстой....