Подвижные игры народов Урала
картотека
Одним из эффективных средств решения задач нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения, на мой взгляд, являются занятия физкультурой и спортом. Физическая культура может внести весомый вклад в решение проблемы духовно-нравственного воспитания дошкольников, так как формирование физических качеств, двигательных навыков и умений тесно связано с воспитанием нравственно-волевых черт личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Подвижные игры народов Урала | 311.94 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ НАРОДОВ УРАЛА для детей старшего дошкольного возраста | русская народная игра У медведя во бору Развивающая задача: развивать у детей выдержку, навык коллективного движения в определенном темпе. Организация игры: Медведь, выбранный жеребьевкой, живет в лесу. Дети идут в лес за грибами, ягодами и напевают песенку: «У медведя во бору Грибы, ягоды беру! Медведь постыл, На печи застыл!» Когда играющие произнесли последние слова, медведь, до сих пор дремавший, начинает ворочаться, потягиваться и неохотно выходит из берлоги. Но медведь неожиданно бежит за игроками, и старается кого-нибудь поймать. Пойманный игрок становится медведем. Методические приемы: использование музыкального сопровождения, которое соответствует характеру походки медведя. Дополнительные рекомендации: медведь выходит из берлоги только после произнесения последних слов зачина. Дети в зависимости от поведения медведя могут не сразу бежать в свой дом, а подразнить его песней. Материал: маска медведя. |
русская народная игра Стадо Развивающая задача: развивать умение детей произносить стихи хором в одном темпе. Организация игры: Играющие выбирают пастуха и волка, а все остальные – овцы. Дом волка в лесу, а у овец два дома на противоположных концах площадки. Овцы громко зовут пастуха: «Пастушок, пастушок, Заиграй во рожок! Травка мягкая, Роса сладкая, Гони стадо в поле, Погулять на воле!» Пастух выгоняет овец на луг, они ходят, бегают, прыгают, щиплют травку. По сигналу пастуха: «Волк!» - все овцы бегут в дом на противоположную сторону площадки. Пастух встает на пути волка, защищает овец. Все, кого поймал волк, выходят из игры. Методические приемы: загадка: «По горам, по долам ходит шуба да кафтан». Дополнительные рекомендации: во время перебежки овцам нельзя возвращаться в тот дом, из которого они вышли. Волк овец не ловит, а салит рукой. Пастух может только заслонять овец от волка, но не должен задерживать его руками. Материал: маска волка, рожок для пастушка. | русская народная игра пчелки и ласточка Развивающая задача: развивать умение действовать по сигналу. Организация игры: Играющие – пчелы – летают по поляне и напевают: « Пчелки летают, Медок собирают! Зум, зум, зум! Зум, зум, зум!» Ласточка сидит в своем гнезде и слушает их песенку. По окончании песни ласточка говорит: «Ласточка встанет, пчелку поймает». С последним словом она вылетает из гнезда и ловит пчел. Пойманный играющий становится ласточкой, игра повторяется. Методические приемы: загадка: «Гудит мохнатенький, летит за сладеньким» (пчела) Дополнительные рекомендации: пчелам следует летать по всей площадке. Гнездо ласточки должно быть на возвышении. Материал: маска ласточки. |
русская народная игра Гуси-лебеди Развивающая задача: развивать у детей выдержку, умение выполнять движения по сигналу, развивать речь. Организация игры. Участники игры выбирают волка и хозяина, остальные – гуси-лебеди. На одной стороне площадки чертят дом, где живут хозяин и гуси, на другой – живет волк под горой. Хозяин выпускает гусей в поле погулять, зеленой травки пощипать. Гуси уходят от дома довольно далеко. Через нек5оторое время хозяин зовет гусей. Идет перекличка между хозяином и гусями: - Гуси – гуси! - Га – га – га! - Есть хотите? - Да – да – да! - Гуси-лебеди! Домой» - Серый волк под горой! - Что он там делает? - Рябчиков щиплет. - Ну, бегите же домой! Гуси бегут в дом, волк пытается их поймать. Пойманные игроки выходят из игры. Игра кончается, когда все гуси пойманы. Последний оставшийся гусь, самый ловкий и быстрый, становится волком. Методические приемы: слушание и пение русской народной песни «Два веселых гуся», беседа о повадках гусей. Дополнительные рекомендации: гуси должны «летать» по всей площадке. Волк может ловить их только после слов: «Ну, беги же домой!» Материал: маска волка, грамзапись русской народной песни «Два веселых гуся». | русская народная игра Птицелов Развивающая задача: формировать у детей умение ориентироваться в пространстве с закрытыми глазами; учить детей подражать крику птиц. Организация игры. Играющие выбирают себе названия птиц, крику которых они могут подражать. Встают в круг, в центре которого – птицелов с завязанными глазами. Птицы ходят, кружатся вокруг птицелова и произносят нараспев: В лесу, во лесочке, На зеленом дубочке, Птички весело поют, Ай! Птицелов идет! Он в неволю нас возьмет, Птицы, улетайте! Птицелов хлопает в ладоши, играющие останавливаются на месте, и водящий начинает искать птиц. Тот, кого он нашел, подражает крику птицы, которую он выбрал. Птицелов угадывает название птицы и имя игрока. Играющий становится птицеловом. Методические приемы: слушание пения птиц в грамзаписи. Дополнительные рекомендации: Играющие не должны прятаться за предметы, встречающиеся на пути. Игроки обязаны останавливаться на месте точно по сигналу. Материал: грамзапись с пением птиц, платок. |
русская народная игра Заря-зарница Развивающая задача:развивать выдержку, выносливость.Упражнять в умении слаженно проговаривать слова. Организация игры. Дети встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих – заря – ходит сзади с лентой и говорит: Заря – зарница, Красная девица, По полю ходила, Ключи обронила, Ключи золотые, Ленты голубые, Кольца обвитые – За водой пошла! С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плече одному из играющих, который, заметив это, быстро берет ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становится зарей. Игра повторяется. Методические приемы: беседа с детьми о русских традициях, обрядах, праздниках. рассматривание женского национального костюма, загадка: красная девица в зеркало глядится (заря) Дополнительные рекомендации: бегающие не должны пересекать круг. Играющие дети не поворачиваются, пока водящий выбирает, кому положить на плечо платок. Материал: кукла в русском национальном костюме, лента. | русская народная игра Жмурки Развивающая задача: формировать дружеские взаимоотношения у детей (предупреждать об опасности).Упражнять в умении ловить детей с завязанными глазами. Организация игры. Одному из играющих – жмурке – завязывают глаза, отводят его на середину комнаты и заставляют повернуться несколько раз вокруг себя, затем спрашивают: - Кот, кот, на чем стоишь? - На квашне. - Что в квашне? - Квас. - Лови мышей, а не нас. После этих слов участники игры разбегаются, а жмурка их ловит. Кого он поймал, тот становится жмуркой. Методические приемы: выбор водящего – жмурки с помощью считалки. Выработка с детьми правила: если жмурка подойдет близко к какому-либо предмету, о который можно удариться, играющие должны его предупредить, крикнув: «Огонь!». Нельзя кричать это слово с целью отвлечь жмурку от игрока, который не может убежать от него. Дополнительные рекомендации: играющим не разрешается прятаться за какие-либо предметы или убегать очень далеко. Они могут увертываться от жмурки, приседать, проходить на четвереньках. Пойманного игрока жмурка должен узнать и назвать по имени, не снимая повязки. Материал: платочек. |
русская народная игра Филин и пташки Развивающая задача:формировать у детей умение ориентироваться в пространстве; учить детей подражать крику птиц. Организация игры. Перед началом игры дети выбирают для себя названия тех птиц, голосу которых они смогут подражать. Например, они изображают голубя, ворону, галку, воробья, синицу, гуся, утку. Игроки выбирают филина. Он уходит в свое гнездо, а играющие тихо, чтобы не услышал филин, договариваются, какими птицами они будут в игре. Птицы летают, кричат, останавливаются и приседают. Каждый игрок подражает крику и движениям той птицы, которую он выбрал. На сигнал «Филин!» все птицы стараются быстрее занять место в своем доме. Если филин успеет кого-то поймать, то он должен угадать, что это за птица. Только верно названная птица становится филином. Методические приемы: выбор водящего – с помощью считалки. Перед игрой с детьми рассмотреть изображения различных птиц, провести беседу о жизни птиц в природе. Дополнительные рекомендации: дома птиц и дом филина нужно располагать на возвышении. Птицы улетают в гнездо по сигналу или как только филин поймает одну из них. Материал: маска филина. | русская народная игра Мяч по кругу Развивающая задача: развивать умение действовать по сигналу. Упражнять в бросании мяча с поворотом. Организация игры: Играющие, образуя круг, садятся. Водящий стоит за кругом с мячом, диаметр которого 15-25 см. по сигналу водящий бросает мяч одному из игроков, сидящих в кругу, а сам отходит. В это время мяч начинают перебрасывать по кругу от одного игрока к другому. Водящий бежит за мячом и старается поймать его на лету. Водящим становится тот игрок, от кого был пойман мяч. Методические приемы: загадка: «Ростом мал, да удал, От меня ускакал. Хоть надут он всегда – С ним не скучно никогда» (мяч) Дополнительные рекомендации: передача мяча выполняется путем броска с поворотом. Ловящий должен быть готов к приему мяча. При повторении игры мяч передается тому, кто остался вне игры. Материал: мяч. |
русская народная игра Салки Развивающая задача: развивать у детей умение бегать по всей площадке, не наталкиваясь друг на друга; развивать ловкость, координацию, силу. Организация игры: Выбирается один водящий, который должен догнать и осалить разбежавшихся по площадке игроков. Тот, кого осалили, становится водящим. Дополнительные рекомендации:у этой игры есть несколько усложняющих ее правила вариантов. Осаленный игрок становится водящим, при этом он должен бегать, держась рукой за ту часть тела, за которую его осалили. | Русская народная игра Палочка - выручалочка Развивающая задача: развивать ориентировку в пространстве, упражнять в беге. Организация игры. Дети выбирают водящего считалкой: «Я куплю себе дуду " Я на улицу пойду! Громче, дудочка, дуди, Мы играем, ты води!» Водящий закрывает глаза и встает лицом к стене. У стены рядом с ним помещают палочку-выручалочку, сделанную из дерева (длиной 50—60 см, диаметром 2—3 см) и ярко окрашенную, чтобы ее хорошо было видно в зеленой траве. Водящий берет палочку, стучит ею по стене и говорит: «Палочка пришла, никого не нашла. Кого первым найдет, тот за палочкой пойдет». После этих слов он идет искать. Заметив кого-то из играющих, водящий громко называет его по имени и бежит к палочке, стучит по стене, кричит: «Палочка-выручалочка нашла... (имя игрока)». Так водящий находит всех детей. Игра повторяется. Первый найденный при повторении игры должен водить. Но игрок, которого нашли, может добежать до палочки-выручалочки раньше водящего со словами: «Палочка-выручалочка, выручи меня»— и постучать по стене. Затем бросить ее как можно дальше от стены и, пока палочку ищет водящий, спрятаться. Водящий опять быстро бежит за палочкой и повторяет действия, описанные выше. Дополнительные рекомендации: нельзя подсматривать, когда дети прячутся. Водящий должен говорить слова медленно, чтобы все дети успели спрятаться. Искать детей водящему следует по всей площадке, а не стоять возле палочки-выручалочки. Дети могут перебежать с одного места укрытия в другое, пока водящий ищет палочку-выручалочку и ставит ее на место. Материал: палочка из дерева. |
Русская народная игра Почта Развивающая задача: развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, развивать речь. Организация игры. Игра начинается с переклички водящего с игроками: - Динь, динь, динь! - Кто там? - Почта! - Откуда? - Из города... - А что в городе делают? Водящий может сказать, что в городе танцуют, поют, прыгают и т. д. Все играющие должны делать то, что сказал водящий. А тот, кто плохо выполняет задание, отдает фант. Игра заканчивается, как только водящий наберет пять фантов. Играющие, чьи фанты у водящего, должны их выкупить. Водящий придумывает для них интересные задания. Дети читают стихи, рассказывают смешные истории, вспоминают загадки, имитируют движения животных. Затем выбирают нового водящего и игра повторяется. Методические приемы: водящего выбирается при помощи считалочки. Предварительно можно совершить экскурсию на почту, провести беседу о профессии почтальона. Вместо фантов можно использовать старые открытки, марки или конверты. Дополнительные рекомендации: задания могут придумывать и сами участники игры. | Русская народная игра Коршун Развивающая задача: формировать умение слаженно проговаривать слова. Воспитывать дружеские чувства. Организация игры. Играющие выбирают коршуна и наседку, остальные — цыплята. Коршун роет ямку, а наседка с цыплятами ходит вокруг него и нараспев говорит слова: «Вокруг коршуна хожу, по три денежки ношу, по копеечке, по совелочке.» Коршун продолжает рыть землю, он ходит вокруг ямки, встает, машет крыльями, приседает. Наседка с цыплятами останавливается, спрашивает коршуна: «- Коршун, коршун, что ты делаешь? - Ямку рою. - На что тебе ямка? - Копеечку ищу. - На что тебе копеечка? -Иголочку куплю. -Зачем тебе иголочка? -Мешочек сшить. -Зачем мешочек? -Камешки класть. -Зачем тебе камешки? -В твоих деток кидать. -За что? -Ко мне в огород лазят! -Ты бы делал забор выше, Коли не умеешь, так лови их.» Коршун старается поймать цыплят, наседка защищает их, гонит коршуна: «Ши, ши, злодей!» Пойманный цыпленок выходит из игры, а коршун продолжает ловить следующего. Игра кончается, когда поймано несколько цыплят. Методические приемы: выбор водящего – с помощью считалки. Перед игрой с детьми рассмотреть изображения различных птиц, провести беседу о жизни птиц в природе. Дополнительные рекомендации. Цыплятам следует крепко держать друг друга за пояс. Тот, кто не удержался в цепи, должен постараться быстро встать на свое место. Курица, защищая цыплят от коршуна, не имеет права отталкивать его руками. Материал: маска коршуна, маска курочки, маски цыплят. |
Русскаянароднаяигра Гуси Развивающая задача: развивать у детей выдержку, умение выполнять движения по сигналу, развивать речь. Организация игры. На площадке чертят небольшой круг, в середине его сидит волк. Игроки, взявшись за руки, встают в большой круг. Между кругом, где сидит волк, и хороводом встают в небольшой круг с гусятами. Играющие в хороводе идут по кругу и спрашивают гусят, которые также ходят по кругу и отвечают на вопросы: «-Гуси, вы гуси! -Га-га-га, га-га-га! -Вы, серые гуси! -Га-га-га, га-га-га! С окончанием последних слов волк выбегает из круга и старается поймать гусенка. Гуси разбегаются и прячутся за стоящих детей в хороводе. Пойманного гусёнка волк ведет в середину круга — в логово. Гуси встают в круг и отвечают: «Мы видели волка, Унес волк гусенка, Самого лучшего, Самого большого.» Далее следует перекличка хоровода и гусей: «-А, гуси, вы гуси! -Га-га-га, га-га-га! -Щиплите-ка волка, -Выручайте гусенка!» Гуси машут крыльями, с криком «га-га» бегают по кругу, донимают волка. Пойманные гусята в это время стараются улететь из круга, а волк их не пускает. Игра заканчивается, когда все пойманные гуси уходят от волка. Игра повторяется, но играющие в хороводе становятся гусями, а гуси встают в хоровод. Волка выбирают. Дополнительные рекомендации: хоровод гусей и гусят идут по кругу в разные стороны. Текст должны проговаривать все дружно. Пойманный гусенок может выйти из круга только тогда, когда кто-то из игроков коснулся рукой волка. Материал: маска волка. | Русскаянароднаяигра Большой мяч Развивающая задача: формировать интерес к народным играм. Развивать умение действовать по сигналу. Упражнять в прокатывании мяча. Организация игры: для игры нужен большой мяч. Игроки становятся в круг и берутся за руки. Водящий с мячом находится в середине круга. Он старается выкатить мяч из круга ногами, и тот, кто пропустил мяч между ног, становится водящим. Но он встает за кругом. Игроки поворачиваются спиной к центру. Теперь водящему нужно вкатить мяч в круг. Когда же мяч попадает в круг, игроки опять поворачиваются лицом друг к другу, в середину встает тот, кто пропустил мяч. Игра повторяется. Дополнительные рекомендации. Играющие не берут в руки мяч в течение всей игры, они перекатывают его только ногами. Материал: мяч. |
Русскаянароднаяигра Волк Развивающая задача: развивать ориентировку в пространстве, упражнять в беге. Организация игры. Все играющие — овцы, они просят волка пустить их в лес погулять: «Разреши нам, волк, погулять в твоем лесу!» Волк отвечает: «Гуляйте, гуляйте, да только траву не щиплите, а то мне спать будет не на чем». Овцы сначала только гуляют в лесу, но скоро забывают обещание, щиплют траву и поют: «Щиплем, щиплем травку, Зеленую муравку, Бабушке на рукавички, Дедушке на кафтанчик, Серому волку грязи на лопату!» Волк бежит по поляне и ловит овец, пойманный становится волком, игра возобновляется. Дополнительные рекомендации: гуляя по лесу, овцы должны расходиться по всей площадке. Материал: маска волка, маски овец. | русская народная игра Невод Развивающая задача: развивать у детей умение бегать по всей площадке, не наталкиваясь друг на друга; развивать ловкость, координацию, силу. Организация игры. Выбираются двое водящих. Это - «рыбаки». Остальные игроки - «рыбки». «Рыбаки», взявшись за руки, ловят «рыбок», окружая их свободными руками. Пойманные «рыбки» присоединяются к «рыбакам» и «невод» увеличивается. Ловля «рыбок» продолжается до тех пор, пока не останутся две-три не пойманные «рыбки». Методические приемы: перед началом игры прочитать произведение А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». |
русская народная игра заяц без дома Развивающая задача:развивать у детей умение бегать по всей площадке, не наталкиваясь друг на друга; развивать ловкость, координацию, силу. Организация игры: Выбирается двое водящих. Остальные играющие становятся парами лицом друг к другу и берутся за руки. Между парами становится третий - «зайчик». Один из водящих - «заяц», другой - «охотник». «Заяц» убегает от охотника. Спасаясь от преследования, он становится в середину пары, вытесняя находящегося там «зайчика». Место проведения: спортивная площадка. Материал: маски зайчиков, костюм охотника. | татарская народная игра Лисичка и курочка. Развивающая задача: развивать ориентировку в пространстве, упражнять в беге, в умении увертываться. Организация игры: На одном конце площадки находятся в курятнике куры и петухи, на противоположном – стоит лисичка. Курочки и петухи (от трех до пяти игроков) ходят по площадке, делая вид, что клюют различных насекомых, зерна и т.д. Когда к ним подкрадывается лисичка, петухи кричат: «Ку-ка-ре-ку!» По этому сигналу все бегут в курятник, за ними бросается лисичка, которая старается запятнать любого из игроков, то он снова водит. Методические приемы: загадка: хвост пушистый, мех золотистый, в лесу живет, в деревне кур крадет (лиса) Дополнительные рекомендации: курочки начинают бег от лисички только после сигнала петушка. Материал: маска лисички и маски курочек |
татарская народная игра Продаём горшки Развивающая задача:формировать уважительное отношение к культуре народов Урала. Организация игры: Играющие разделяются на две группы. Дети-горшки, встав на колени или усевшись на траву, образуют круг. За каждым горшком стоит игрок – хозяин горшка, руки у него за спиной. Водящий стоит за кругом. Водящий подходит к одному из хозяев горшка и начинает разговор: «- Эй, дружок, продай горшок! - Покупай. - Сколько дать тебе рублей? - Три отдай (один, два).» Водящий три раза касается рукой хозяина горшка, и они начинают бег по кругу навстречу друг другу. Кто быстрее добежит до свободного места в кругу, тот занимает это место, а отставший становится водящим. Методические приемы: сюрпризный момент – внесение тюбетейки, рассматривание татарского головного убора, национального орнамента. Дополнительные рекомендации: бегать разрешается только по кругу, не пересекая его. Бегущие не имеют права задевать других игроков. Водящий начинает бег в любом направлении. Если он начал бег вправо, запятнанный должен бежать влево. Материал: тюбетейка. | татарская народная игра Займи место Развивающая задача: развивать ориентировку в пространстве, упражнять в беге. Организация игры: Один из участников игры – водящий. Остальные играющие образуют круг, ходят, взявшись за руки. Водящий идет за кругом в противоположную сторону и говорит: «Как сорока стрекочу, никого в дом не пущу. Как гусыня гогочу, тебя хлопну по плечу- Беги!» Сказав «беги», водящий слегка ударяет по спине одного из игроков, круг останавливается, а тот, кого ударили, устремляется со своего места по кругу навстречу водящему. Обежавший круг раньше занимает свободное место, а отставший становится водящим. Место проведения: спортивная площадка. |
татарская народная игра Хлопушки Развивающая задача:развивать ориентировку в пространстве, упражнять в беге. Организация игры: На противоположных сторонах комнаты или площадки отмечаются двумя параллельными линиями два города. Расстояние между ними 20—30 м. Все дети выстраиваются у одного из городов в одну шеренгу: левая рука на поясе, правая рука вытянута вперед ладонью вверх. «Хлоп да хлоп - сигнал такой Я бегу, а ты за мной!» С этими словами водящий легко хлопает кого-нибудь по ладони. Водящий и запятнанный бегут к противоположному городу. Кто быстрее добежит, тот останется в новом городе, а отставший становится водящим. | татарская народная игра Перехватчики Развивающая задача:развивать ориентировку в пространстве, упражнять в беге. Организация игры: На противоположных концах площадки отмечаются линиями два дома. Игроки располагаются в одном из них в шеренгу. В середине лицом к детям находится водящий. Дети хором произносят слова: «Мы умеем быстро бегать, Любим прыгать и скакать Раз, два, три, четыре, пять Ни за что ней не поймать!» После окончания этих слов все бегут врассыпную через площадку в другой дом. Водящий старается запятнать перебежчиков. Один из запятнанных становится водящим, и игра продолжается. В конце игры отмечаются лучшие ребята, не попавшиеся ни разу. |
татарская народная игра Скок-перескок Развивающая задача:развивать умение действовать по сигналу; упражнять в прыжках на одной ноге (правой и левой). Организация игры: на земле чертят большой круг диаметром 15-25 м, внутри него - маленькие кружки диаметром 30-35 см для каждого участника игры. Водящий стоит в центре большого круга. | татарская народная игра Тимербай Развивающая задача: развивать ориентировку в пространстве, упражнять в беге. Организация игры:Играющие, взявшись за руки, делают круг. Выбирают водящего — Тимербая. Он становится в центре круга. Водящий говорит: Пять детей у Тимербая, Дружно, весело играют. В речке быстрой искупались, Нашалились, наплескались, Хорошенечко отмылись И красиво нарядились. И ни есть, ни пить не стали, В лес под вечер прибежали, Друг на друга поглядели, Сделали вот так! Дополнительные рекомендации:С последними словами вот так водящий делает какое-нибудь движение. Все должны повторить его. Затем водящий выбирает кого-нибудь вместо себя. Правила игры. Движения, которые уже показывали, повторять нельзя. Показанные движения надо выполнять точно. Можно использовать в игре различные предметы (мячи, косички, ленточки и т. д.). |
татарская народная игра Жмурки Развивающая задача: развивать у детей умение бегать по всей площадке, не наталкиваясь друг на друга; развивать ловкость, координацию, силу. Организация игры:Чертят большой круг, внутри него на одинаковом расстоянии друг от друга делают ямки-норки по числу участников игры. Определяют водящего, завязывают ему глаза и ставят в центре круга. Остальные занимают места в ямках-норках. Дополнительные рекомендации:Водящий приближается к игроку, чтобы поймать его. Тот, не выходя из своей норки, старается увернуться от него, то наклоняясь, то приседая. Водящий должен не только поймать, но и назвать игрока по имени. Если он правильно назовет имя, участники игры говорят: «Открой глаза!»— и водящим становится пойманный. Если же имя будет названо неправильно, игроки, не произнося ни слова, делают несколько хлопков, давая этим понять, что водящий ошибся, и игра продолжается дальше. Игроки меняются норками, прыгая на одной ноге. Правила игры. Водящий не имеет права подсматривать. Во время игры никому нельзя выходить за пределы круга. Обмениваться норками разрешается только тогда, когда водящий находится на противоположной стороне круга. | татарская народная игра Спутанные кони Развивающая задача:развивать ориентировку в пространстве, упражнять в беге. Организация игры:Играющие делятся на три-четыре команды и выстраиваются за линией. Напротив линии ставят флажки, стойки. По сигналу первые игроки команд начинают прыжки, обегают флажки и возвращаются обратно бегом. Затем бегут вторые и т. д. Выигрывает команда, закончившая эстафету первой. Дополнительные рекомендации: Расстояние от линии до флажков, стоек должно быть не более 20м. Прыгать следует правильно, отталкиваясь обеими ногами одновременно, помогая руками. Бежать нужно в указанном направлении (справа или слева). Материал: флажки, стойки |
башкирская народная игра КУРАЙ (ДУДОЧКА) Развивающая задача:развивать ориентировку в пространстве, упражнять в беге. Организация игры:Игра проводится под любую башкирскую народную мелодию Дети, взявшись за руки, образуют круг и двигаются в одну сторону. В центре круга один ребенок, он кураист, в руках у него курай (длинная дудочка), он ходит в противоположную сторону. Дети по кругу ходят, бегут, выполняют притопы на слова: «Услыхали наш курай, Собрались мы все сюда. Наигравшись с кураистом. Разбежались кто куда. Хай, хай, хай, хай ! На зеленом, на лугу Мы попляшем под курай, Дополнительные рекомендации: Дети разбегаются врассыпную по площадке, выполняют движения. Ребенок-кураист выбирает лучшего исполнителя движений, тот становится водящим. Правилаигры : разбегаться только после окончание слов. Материалы:дудочка, музыка
| башкирская народная игра Уголки Развивающая задача:формировать уважительное отношение к культуре народов Урала. Организация игры:По четырем углам площадки стоят четыре стула, на них четверо детей. В центре стоит водящий. Он по – очереди подходит к сидящим и задает каждому вопрос: Материал: стулья |
башкирская народная игра Белый тополь, синий тополь Развивающая задача:развивать ориентировку в пространстве, упражнять в беге. Организация игры:Дети стоят в две шеренги по краю площадки напротив друг друга. Первая команда хором спрашивает: «Белый тополь, синий тополь, что есть на небе?» Вторая команда отвечает: «Есть сахар и мед». Дополнительные рекомендации: Выбранный ребенок бежит навстречу шеренге соперников, которые стоят, сомкнув крепко руки, и старается разорвать «цепь» соперника. Если он разорвет «цепь», то забирает играющего из команды соперников в свою команду, если нет, то остается в этой команде. Выигрывает та команда, в которой оказывается больше всего игроков. | башкирская народная игра Иголка и нитка Развивающая задача:развивать ориентировку в пространстве, упражнять в беге. Организация игры:Дети делятся на две команды, выстраиваются в колонны друг за другом на одной стороне площадки. Перед каждой командой на расстоянии 5 метров ставится ориентир (куб, башня, флажок). Дополнительные рекомендации: По сигналу первые игроки («иголки») обегают ориентиры, возвращаются к команде. К ним зацепляется следующий игрок («нитка»), они обегают ориентир вдвоем. Таким образом, все игроки команды («нитки»), по очереди зацепляясь, друг за дружкой, обегают ориентиры. Побеждает та команда («иголка с ниткой»), все игроки которой зацепились и обежали ориентиры первыми. Материал:куб, башня, флажок |
башкирская народная игра Кот и мыши Развивающая задача:развивать ориентировку в пространстве, упражнять в беге. Организация игры:Кот сидит в кругу на краю площадки, закрыв глаза. Дети - мыши бегают по площадке очень тихо, на носочках, чтобы не разбудить кота. Как только кот открывает глаза и поднимается с места, дети - мыши должны присесть и не двигаться. Кот произносит слова: Материал: маска кота | башкирская народная игра Волк и зайцы Развивающая задача:развивать ориентировку в пространстве, упражнять в беге. Организация игры:Для игры выбираются волк и водящий. Остальные дети - зайцы. Волк прячется - приседает на одной стороне площадки, а дети - зайцы стоят на другой стороне площадки, ограниченной чертой. На слова ведущего «зайцы» выходят из дома и прыгают на двух ногах по всей площадке: Материал: маска волка и зайцев |
Башкирская народная игра Палка-кидалка Развивающая задача: Развивать внимание, ловкость. Упражнять детей в метании предмета вдаль. Воспитывать взаимовыручку. Организация игры: Чертится круг диаметром 1,5м. В круг кладут палку-кидалку длиной 50 см. Считалкой выбирают пастуха. Один игрок кидает палку вдаль. Пастух выбегает за брошенной палкой. В это время игроки прячутся. Пастух возвращается с палкой, кладет ее на место и ищет детей. Заметив спрятавшегося, он называет его по имени. Пастух и названный по имени ребенок бегут к палке. Если игрок прибежал раньше пастуха, то он берет палку и опять кидает ее, а сам снова прячется. Если же игрок прибежал позже, то становится пленником. Его может выручить только игрок, который назовет его имя и успеет взять палку раньше пастуха. Когда все будут найдены, пастухом становится тот, кто первым был обнаружен. Методические приемы: Считалкой выбирают пастуха. Выработка правила с детьми: пастухом становится тот, кто первым (или последним) был обнаружен. Дополнительные рекомендации: начинать искать игроков можно только тогда, когда палочка найдена и положена в круг. Названный по имени игрок должен сразу выйти из укрытия. Пленника спасает игрок, добежавший до палки раньше пастуха. Материал: считалка, палка, длиной 50 см | башкирская народная игра Стрелок Развивающая задача: развивать умение у детей метать мяч. Организация игры: проводятся две параллельные линии на расстоянии 10 – 15 м одна от другой. В середине между ними чертится круг диаметром 2 м. Один Игрок – стрелок. Он с мячом в руках стоит в кругу. Остальные игроки начинают перебежку от одной линии к другой. Стрелок старается попасть в них мячом. Тот, в кого попал, становится стрелком. Дополнительные рекомендации: в начале игры стрелком становится тот, кто после внезапной команды «Сесть!» присел последним. Момент броска мяча определяется самим стрелком. Мяч, брошенный мимо, игроки перебрасывают стрелку. Если игрок поймал мяч, брошенный в него, то это не считается попаданием. Оборудование: мяч, обруч |
башкирская народная игра Юрта Развивающая задача: развивать умение ориентироваться в пространстве. Организация игры: В игре участвуют четыре подгруппы детей, каждая из которых образует круг по углам площадки. В центре каждого круга стоит стул, на котором повешен платок с национальным узором. Взявшись за руки, все идут четырьмя кругами переменным шагом и поют: «Мы, веселые ребята, соберемся все в кружок. Поиграем, и попляшем, и помчимся на лужок.» На мелодию без слов ребята переменным шагом перемещаются в общий круг. По окончании музыки они быстро бегут к своим стульям, берут платок и натягивают его над головой в виде шатра (крыши), получается юрта. Методические приемы: рассматривание картины с изображением юрты – старинное жилище башкирского народа. Рассматривание башкирского орнамента на платочках. Дополнительные рекомендации: с окончанием музыки надо быстро подбежать к своему стулу и образовать юрту. Выигрывает группа детей, первой построившая юрту. Материал: платочки с башкирским орнаментом, картинка с изображением юрты, 4 стула. | башкирская народная игра Липкие пеньки
Развивающая задача: развивать умение ориентироваться в пространстве, развивать ловкость. Организация игры: три-четыре игрока садятся на корточки как можно дальше друг от друга. Они изображают липкие пеньки. Остальные играющие бегают по площадке, стараясь не подходить близко к пенькам. Пенечки должны постараться коснуться пробегающих мимо детей. Осаленные игроки становятся пеньками. Дополнительные рекомендации: пеньки не должны вставать с мест. Материал: маски на голову с изображением пенечка. |
башкирская народная игра Медный пень Развивающая задача: развивать ориентировку в пространстве, упражнять в беге. Организация игры: играющие парами располагаются по кругу. Дети, изображающие медные пни, сидят на стульях. Дети-хозяева становятся за стульями. Под башкирскую народную мелодию водящий–покупатель двигается по кругу переменным шагом, смотрит внимательно на детей, сидящих на стульях, как бы выбирая себе пень. С окончанием музыки останавливается около пары и спрашивает у хозяина: «– Я хочу у вас спросить, Можно ль мне ваш пень купить?» Хозяин отвечает: «– Коль джигит ты удалой, Медный пень тот будет твой» После этих слов хозяин и покупатель выходят за круг, встают за выбранным пнем друг к другу спиной и на слова: «Раз, два, три - беги!» - разбегаются в разные стороны. Добежавший первым игрок, встает за медным пнем. Дополнительные рекомендации: бежать только по сигналу. Победитель становится хозяином. | удмуртская народная игра Догонялки Развивающая задача: развивать ориентировку в пространстве, упражнять в беге. Организация игры: играющие стоят в кругу. Один из них произносит считалку: «Пять бород, шесть бород, Седьмой — дед с бородой». Тот, кто выходит, догоняет игроков, которые разбегаются в разные стороны. Коснувшись рукой одного из игроков, ловишка говорит слово «тябык». Пойманный игрок выходит из игры. Дополнительные рекомендации: когда осалены три-четыре игрока, все снова собираются в круг и считалкой выбирают нового водящего. |
удмуртская народная игра Охота на лося (Лосьёстыкутон) Развивающая задача: развивать ориентировку в пространстве, упражнять в беге. Организация игры:Играющие делятся на две команды. Все становятся за чертой, проведенной на расстоянии 1,5 м от лосиных рогов (их количество соответствует числу участников в команде). В руках у каждого игрока аркан. Все стараются заарканить лося (набросить аркан на рога). Выигрывают те охотники, кто поймал больше лосей, т.е. большее число раз набросил аркан. Правила игры: Начинать игру следует по указанию ведущего поочередно в обеих командах. Дополнительные рекомендации: Прежде чем проводить игру, следует научиться определенному способу набрасывания аркана. Счет вести до 10 очков. Материал: аркан | удмуртская народная игра Игра с платочком (Кышетэншудон) Развивающая задача: развивать ориентировку в пространстве, упражнять в беге. Организация игры:Играющие встают в круг парами, друг за другом. Выбирают двух ведущих, одному из них дают платочек. По сигналу ведущий с платочком убегает, а второй ведущий догоняет его. Игра проходит за кругом. Ведущий с платочком может передать платочек любому играющему ребенку, стоящему в паре, и встать на его место. Таким образом, ведущий с платочком меняется. Ведущий становится без пары, догоняет ведущего с платочком. Правила игры: Играющий убегает только тогда, когда получит платочек. Дополнительные рекомендации: Когда ведущий с платочком пойман вторым ведущим, то второму ведущему дается платочек, а следующий ведущий выбирается из числа детей, стоящих парами. Игра начинается по сигналу. Материал: платочек |
удмуртская народная игра Водяной Развивающая задача: развивать ориентировку в пространстве, упражнять в беге. Организация игры:Очерчивают круг – это пруд или озеро, река. Выбирается ведущий – водяной. Играющие бегают вокруг озера и повторяют слова: «Водяного нет, а людей-то много». Водяной бегает по кругу (озеру) и ловит играющих детей, которые подходят близко к берегу (линии круга). Пойманные дети остаются в кругу. Дополнительные рекомендации: Игра продолжается до тех пор, пока не будет поймано большинство игроков. Правила игры: Водяной ловит, не выходя за линию круга. Ловишками становятся и те, кого поймали. Они помогают водяному. | удмуртская народная игра Серый зайка (Пурыськечпи) Развивающая задача: развивать умение ориентироваться в пространстве, развивать ловкость. Организация игры:На площадке чертится квадрат (6*6м) – это забор. У одной из сторон забора сидит зайка. Собаки (10 игроков) располагаются полукругом в 3-5 м у противоположной стороны забора. Участвующие в игре дети говорят: «Зайчонок, зайчонок, почему в огород заходил? Почему мою капусту ел?» На последние слова зайка делает прыжок от забора и старается убежать. Собаки ловят его, окружая сцепленными руками. Правила игры: Заяц считается пойманным при полном смыкании круга. Выбегать из-под рук при сомкнутом круге заяц не имеет права Материал:маски шапочки зайца и собаки |
чувашская народная игра Рыбки Развивающая задача: развивать умение бегать детей в определенном направлении. Закреплять умение выбирать водящего считалкой. Организация игры:На площадке чертят (или вытаптывают в снегу) две линии на расстоянии 10-15 м друг от друга. По считалке выбирается водящий – акула. Остальные игроки делятся на две команды и становятся лицом друг к другу за противоположными линиями. По сигналу играющие одновременно перебегают с одной черты на другую. В это время акула салит перебегающих игроков. Объявляется счет остальных детей из каждой команды. Методические приемы: рассматривание картинок рыб, выбор акулы считалкой. Дополнительные рекомендации: перебежка начинается по сигналу. Проигрывает команда, в которой осалено условленное число игроков, например, пять. Осаленные игроки не выбывают из игры. Материал: маски акулы, разных рыб. | чувашская народная игра Журавушка (Тарналла) Развивающая задача: развивать умение бегать детей в определенном направлении. Закреплять умение выбирать водящего считалкой. Организация игры. Один игрок выбирается сторожем, другой журавлем, остальные – птенцы. Сторож охраняет гороховое поле. Журавль с птенцами прилетает на поле поклевать горох. Сторож их ловит. Поймав птенца, он запирает его в своем домике на краю горохового поля и засыпает. К пойманному птенцу прилетают журавль с журавликами и поют песню: Ах, журавлик наш, журавушка, Не забыл ли домик матушки? Журавлик поет в ответ: Не забыл я, но сегодня На гороховом на поле Меня сторож подловил, Да и в клетку посадил. Журавль и птенцы улетают на гороховое поле. Сторож ловит их. Правила игры. Журавль с птенцами прилетают к каждому пойманному журавлику. Методические приемы:Игра продолжается до тех пор, пока сторож не сможет поймать журавля, то все птенцы освобождаются. Материалы: маски журавля |
чувашская народная игра Пекарь (Сакар песерекен) Развивающая задача:формировать уважительное отношение к культуре народов Урала. Организация игры: Среди игроков выбирается водящий- пекарь. Остальные встают парами друг за другом. Пекарь стоит спиной к игрокам во главе колонны и говорит: «Я пеку хлеб». Игроки: « Успеешь ли испечь?» Пекарь: «Успею». Игроки: « Сумеешь ли догнать? Пекарь: «Попробую!» Игроки последней пары бегут мимо пекаря, пекарь их ловит. Правила игры. Пекарь осаливает игроков касанием руки. Если пекарь поймает одного из игроков, то встает с ним в пару. Методические приемы:Игрок, оставшийся без пары, становится пекарем. Если пекарь никого не поймает, то остается водящим. Пекарь не должен ловить игроков, если они, обежав его, взялись за руки. | чувашская народная игра Лошадки (лашасем) Развивающая задача:формировать уважительное отношение к культуре народов Урала. Организация игры: один из игроков выбирается покупателем, остальные делятся на лошадок и хозяев. Хозяева подходят к лошадкам и спрашивают: « Кто хочет быть моей лошадкой?» Лошадки выбирают хозяина. Потом игроки встают парами в круг, хозяин стоит за лошадкой. Покупатель подходит к одному из хозяев и торгуется: -Лошадь продается? -Продается! -Сколько стоит? -Триста рублей. И три копейки не дам. Покупатель и хозяин бегут по кругу навстречу друг другу. Методические приемы:Игрок, добежавший до лошадки первым, становится ее хозяином. Правила игры. В игре могут быть два и более покупателя, действующих одновременно. Если покупатель добежит до лошади первым, то меняется ролями с хозяином. |
чувашская народная игра Слепой баран (Сукартакалла) Развивающая задача: развивать умение ориентироваться в пространстве. Организация игры: По жребию выбирают водящего – слепого барана. Ему завязывают платком глаза и ставят у двери. Он берется за ручку двери и говорит: Дверь крепка и прочна, Не пускает в дом она. Тот, кто хорошо растет, В эту дверь легко пройдет. Слепой баран разводит руки в стороны и ловит игроков проходящих через дверь. Правила игры. Водящий не должен подглядывать. Игроки увертываются от водящего. Методические приемы:Пойманный считается игрок, которого водящий коснулся рукой. Пойманный игрок становится водящим. | чувашская народная игра Лесничий (Варманхуралсилле) Развивающая задача: развивать умение ориентироваться в пространстве. Организация игры: Один из игроков выбирается лесничим. Остальные ходят по площадке и говорят: Славно мы в гуляем, Да и травку собираем, Для козленка, для ягненка И для бурого теленка. Лесничий выбегает на площадку и ловит игроков. Правила игры. Осаленный игрок отдает лесничему свою вещь и остается в игре. Когда вещей накопится много, лесничий их разыгрывает. Методические приемы: Он показывает вещь, а остальные придумывают задание ее хозяину ( спеть, отжиматься, прыгать на месте, приседать, обежать игроков и т.д.). |
чувашская народная игра Ручейки (Юханшывсем) Развивающая задача:развивать ориентировку в пространстве, упражнять в беге. Организация игры:игроки делятся на 2-3 команды и строятся друг за другом в разных частях Площадки. На сигнал «Ручейки!» все бегут в разных направлениях (каждый в своей колонне). На сигнал «Большая Волга!» игроки соединяются в одну колонну. Правила игры. Игрокам следует крепко держать впереди стоящего за пояс. Методические приемы:Игроки бегут друг за другом, не выходя из своей колонны. Игроки строятся в одну колонну только после сигнала «Большая Волга!» | чувашская народная игра Пустая изба (Пуша пуртле) Развивающая задача:развивать ориентировку в пространстве, упражнять в беге. Организация игры:игроки становятся в круг на расстоянии 3-4 м друг от друга. Один из игроков выбирается водящим. Он выходит в середину круга. Игроки чертят на земле круги (избы) и встают в них. Водящий громко говорит: «В путь!» Игроки меняются избами. Водящий старается занять свободную избу. Правила игры. Игроки меняются избами только после сигнала «В путь!» Водящим становится игрок, оставшийся без избы. |
чувашская народная игра Отгадай имя (Ятне пел) Развивающая задача:развивать ориентировку в пространстве, упражнять в беге. Организация игры:один из игроков выбирается водящим – медведем. Ему завязывают глаза платком, крутят вокруг себя. Игроки все вместе говорят: Медвежонок встал на лапы, Зарычал на нас косматый. Медвежонок, ты, медведь, Перестань-ка ты реветь. А попробуй нас поймать И по голосу узнать. Игроки разбегаются по площадке. Медведь их ловит. Поймав игрока. Медведь говорит: «Не бойся меня, спой песенку». Игрок ревет: «У-у-у!» Медведь называет имя игрока. Правила игры. Если медведь узнает игрока по голосу и назовет его имя, то они меняются ролями. Если медведь не узнает игрока, то продолжает водить. Игроки не должны далеко убегать от водящего. Материалы: маска медведя |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека "Подвижные игры народов Урала" для детей дошкольного возраста.
"Подвижные игры народов Урала для дошкольного возраста" составитель Крыжановская Л.А. (воспитатель МДОУ 9 г. Первоуральск.)Все игры для детей дошкольного возраста, построенные на движении, можно разде...
Подвижные игры народов Урала
Картотека народных игр...
Подвижные игры народов Урала
Значение подвижных игр для малышей сложно переоценить, поскольку это замечательная возможность помочь ребенку развиваться всесторонне. Главное, что увлекательная активная игра комплексно воздействует ...
Подвижные игры народов Урала
Развлечение для дошкольников старших групп...
Мастер-класс Подвижные игры народов Урала
Цель: повышать компетентность педагогов в вопросах организации образовательной деятельности с детьми с учетом направлений образовательной программы детского сада в части, формируемой участниками образ...
Мастер класс - для педагогов ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ НАРОДОВ УРАЛА В ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕТЕЛЬНОСТИ С ДОШКОЛЬНИКАМИ
Мастер класс - для педагогов ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫНАРОДОВ УРАЛАВ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕТЕЛЬНОСТИ С ДОШКОЛЬНИКАМИ...
Подвижные игры народов Урала
Методическое пособие представляет собой сборник народных подвижных игр с рекомендациями по их организации и проведению.В сборнике подобраны подвижные игры народов Урала: русские, татарские, башкирские...