Мастер-класс Подвижные игры народов Урала
методическая разработка (подготовительная группа)

Неволина Евгения Викторовна

Цель: повышать компетентность педагогов в вопросах организации образовательной деятельности с детьми с учетом направлений образовательной программы детского сада в части, формируемой участниками образовательных отношений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_-_klass_podvizhnye_igry_narodov_urala.docx22.66 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер класс - для педагогов

 ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

НАРОДОВ УРАЛА

В ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕТЕЛЬНОСТИ С ДОШКОЛЬНИКАМИ

                                                                               

  Разработала:

Неволина Евгения  Викторовна

воспитатель

высшей  квалификационной категории

Цель: повышать компетентность педагогов в вопросах организации образовательной

деятельности с детьми с учетом направлений образовательной программы детского сада в части,

формируемой участниками образовательных отношений.

Задачи:

1. Актуализировать знания педагогов по вопросам организации и методики обучения подвижным

играм.

2. Демонстрировать педагогам актуальность и практическую значимость применения народных

подвижных игр в организации образовательной деятельности педагога с детьми с учетом

требований ФГОС ДО.

3. Мотивировать педагогов к систематическому использованию в своей практической

деятельности подвижных игр народов Урала.

Планируемые результаты:

1. Педагог знает приемы и методы организации подвижных игр с детьми дошкольного возраста.

2. Педагог имеет элементарные представления о возможностях и практической значимости

народных подвижных игр в организации образовательной деятельности дошкольников с

учетом требований ФГОС ДО.

3. Педагог умеет планировать применение народных подвижных игр в образовательной

деятельности с детьми с учетом поставленных целей и задач.

4. Педагог готов систематически применять народные подвижные игры в организации образовательной деятельности дошкольников.

Предварительная работа:

 анализ Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного

образования;

 изучение научно – методической литературы, интернет – ресурсов и видеоматериалов по

данной тематике;

 реализация проекта по духовно-нравственному развитию и воспитанию детей дошкольного

возраста «Мы живем на Урале»;

Оборудование: аудиозаписи; 3 платка с национальным узором; 3 стула; мяч; колокольчик; платок или шарф; 2 контейнера для смайликов; смайлики; мольберт; брошюры.

Ход мастер-класса

I этап «Организационный»

Педагог. Добрый день, уважаемые коллеги!

Я рада вас видеть сегодня, друзья.

Прошу отвечать громко «Нет» или «Да».

Хочу я услышать ваш честный ответ,

Детей вы любите? Да или нет? (Да)

Чтоб деткам своим во всем помогать

Вы новое что-то хотите узнать? (Да)

Чтоб дух мастер-класса нам сохранить,

Вам нужно в работе активными быть? (Да)

Тогда Вас прошу мне во всем помогать,

Приветствие кончилось, можно начать.

Уважаемые коллеги, приглашаю Вас принять участие в мастер – классе «Возможности подвижных игр народов Урала в организации образовательной деятельности с дошкольниками».

II этап «Основной»

Педагог. Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Почему меня заинтересовала эта тема?

Во – первых, в целях духовно – нравственного развития и воспитания детей дошкольного возраста .

Во – вторых, не все педагоги используют в своей профессиональной деятельности возможности народных подвижных игр по причине недостаточных знаний этих игр.

В – третьих, в наше время происходит большая миграция населения. Из деревень много

людей переезжают в город. Локальные конфликты в различных регионах России и в бывших

союзных республиках создали проблему беженцев, вынужденных переселенцев. В соответствии с

основными принципами дошкольного образования, педагог строит образовательную деятельность

на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, приобщает их к социокультурным

нормам, традициям семьи, общества и государства с учетом этнокультурной ситуации развития.

Вышеизложенные мною положения составляют актуальность представляемой темы.

На Урале проживает множество народов, но больший процент составляют представители

русской, башкирской и татарской национальностей. У каждого народа сложилась своя кладовая

игр. Народные подвижные игры служат средством воспитания, учат выносливости, ловкости,

основам дисциплинированности и ответственности, развивают реакцию и смекалку. В народных

подвижных играх используются считалки, заклички, которые развивают память, мыслительные

реакции. Очень часто игры связаны с народными праздниками (Масленица, Сабантуй, Навруз) и

служат средством развлечения и забавы.

Таким образом, каждая народная игра решает определенные задачи направлений развития и

образования детей.

Сегодня наш мастер – класс позволит Вам актуализировать свои знания в организации

народных игр с детьми. Уважаемые, коллеги приглашаю Вас поиграть. Педагог вносит карту.

Что это? Предполагаемые ответы ... (Это карта).

Для чего нужна карта? Предполагаемые ответы … (Что-то узнать, ориентироваться по карте).

По карте можно путешествовать.

 Давайте рассмотрим карту России .

 А что такое Родина? (это страна, в которой мы живём)

Как называется страна, в которой мы живем?

Но наша страна большая, а у каждого человека есть свой маленький уголок, где он родился и живёт.

Как называется край, в котором мы живём? (Урал)

Как называется город, в котором мы живем? 

-А знаете ли вы, какие народы проживают на нашей малой Родине – Урале? (русские, татары, ханты, манси, башкиры, коми-пермяки).

Чем они отличаются?

А вы хотите узнать, в какие игры играют ребята других национальностей?

                             Предлагаю Вашему вниманию

 Башкирскую народную игру «Иголка, нитка, узелок»

Ход игры: Первый участник - иголка, бежит до стойки, оббегает её и возвращается обратно, берет второго участника (нитка) за руку и вместе с ним бегут до стойки. Там «иголка» остается, «нитка» бежит за следующим участником, берет его за руку и вместе бегут к «иголке», «нитка 1» остаётся вместе с «иголкой», «нитка 2» бежит за следующим участником. И так до тех пор, пока вся команда не выстроится за «иголкой». Последний участник «узелок». Побеждает команда быстрее, без нарушений справившаяся с заданием и построится.

 Педагоги делятся на подгруппы по своему желанию.

Участники мастер – класса принимают участие в игре, соблюдая установленные правила.

По окончанию игры ведущий мастер – класса убирает атрибуты и благодарит педагогов за участие.

Предлагаю Вашему вниманию следующую игру.

Татарская народная игра «Поймай коня за хвост»

Правила игры: все дети встают друг за другом, взявшись за пояс впереди стоящего ребенка. Первый ребенок считается «головой коня», а последний «хвост». По сигналу инструктора «голова» водит детей быстрой змейкой, пытаясь поймать последнего ребенка «хвост». Если поймает, по счету выбираются другие «голова» и «хвост».

Татарская народная игра «Земля, вода, огонь, воздух»

Для этой игры нам необходимо выбрать ведущего. Для этого мы

воспользуемся считалкой:

Раз, два, три, четыре, пять!

Мы собрались поиграть.

К нам сорока прилетела,

И тебе водить велела.

Ведущий мастер – класса с помощью считалки выбирает водящего. Водящий берет мяч и

становится в центре музыкального зала.

Педагог. Уважаемые коллеги, мы с вами встаем в круг, в центре которого находится ведущий.

Ведущий бросает мяч любому участнику, произнося одно из четырех слов: земля, вода, огонь, воздух. Если ведущий говорит «земля», то тот, кто поймал мяч, должен быстро назвать какое- либо животное; если «вода» - назвать рыбу; «воздух» - птицу; «огонь» - помахать руками над головой. Кто ошибся, выбывает из игры. Учитывается и быстрота реакции. Итак, начинаем игру!

(играем 3 раза)

Участники мастер – класса принимают участие в игре, соблюдая установленные правила.

Педагог. Развивать умение действовать по сигналу, учить дошкольников ориентироваться в

пространстве, можно с помощью русской народной игры

«Алёнушка да Иванушка»

Для игры нам нужно выбрать Иванушку, которому накладывают на глаза повязку, и

Аленушку, которой в руки дают колокольчик. Для выбора воспользуемся загадками. Кто угадает,

тот и будет «Иванушкой» и «Аленушкой».

Висит груша,

Нельзя скушать. (Лампочка)

Зимой беленький,

Летом серенький. (Заяц)

Ведущий мастер – класса выбирает «Иванушку» и «Аленушку». Далее Иванушке

завязывают глаза, а Аленушка берет колокольчик.

Педагог. Уважаемые коллеги, предлагаю Вам встать в хоровод, в центре которого находятся

Иванушка и Аленушка. Ваша задача - не дать Аленушке и Иванушке выйти за пределы хоровода.

Иванушка произносит следующие слова: «Аленушка, где ты?». Аленушка звенит в колокольчик и

отвечает: «Я здесь, Иванушка». Иванушка идет на голос и звон колокольчика, а Аленушка

старается убежать. Игра продолжается, пока Иванушка не поймает Аленушку.

Участники мастер – класса принимают участие в игре, соблюдая установленные правила.

По окончанию игры ведущий мастер – класса убирает атрибуты и благодарит педагогов за участие.

Удмуртская народная игра «Водяной»

Очерчивают круг - это пруд или озеро, река. Выбирается ведущий - водяной. Играющие бегают вокруг озера и повторяют слова: «Водяного нет, а людей-то много». Водяной бегает по кругу (озеру) и ловит играющих, которые подходят близко к берегу (линии круга). Пойманные остаются в кругу. Игра продолжается до тех пор, пока не будет поймано большинство игроков.
Правила игры. Водяной ловит, не выходя за линию круга. Ловишками становятся и те, кого поймали. Они помогают водяному.

Участники мастер – класса принимают участие в игре, соблюдая установленные правила.

Педагог. Уважаемые коллеги, спасибо за участие. Прошу Вас пройти на свои места.

Участники мастер-класса проходят на свои места и присаживаются на стульчики.

III этап «Заключительный»

Педагог. Нашу встречу я хотела бы завершить народным изречением: «Если вы хотите узнать

душу народа, - приглядитесь, как и чем играют дети». К сожалению, народные игры почти исчезли

из обычной жизни. Поэтому наша задача, как педагогов, сделать этот вид деятельности частью

жизни детей в детском саду, тем самым сохраняя наши народные традиции и создавая фундамент

для духовно – нравственного развития и воспитания детей.

Педагог. На память о нашем мастер – классе я хочу предложить Вам брошюру с примерами подвижных игр народов Урала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека "Подвижные игры народов Урала" для детей дошкольного возраста.

"Подвижные игры народов Урала для дошкольного возраста" составитель Крыжановская Л.А. (воспитатель МДОУ 9 г. Первоуральск.)Все игры для детей дошкольного возраста, построенные на движении, можно разде...

Подвижные игры народов Урала

Картотека народных игр...

Подвижные игры народов Урала

Значение подвижных игр для малышей сложно переоценить, поскольку это замечательная возможность помочь ребенку развиваться всесторонне. Главное, что увлекательная активная игра комплексно воздействует ...

Подвижные игры народов Урала

Развлечение для дошкольников старших групп...

Мастер-класс по подвижным играм стран народов мира (для воспитателей)

Методическая разработка составлена из опыта работы инструктора по физической культуре. Содержит описание подвижных игр народов мира и их использование в работе с педагогами детского сада....

Мастер класс - для педагогов ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ НАРОДОВ УРАЛА В ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕТЕЛЬНОСТИ С ДОШКОЛЬНИКАМИ

Мастер класс - для педагогов  ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫНАРОДОВ УРАЛАВ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕТЕЛЬНОСТИ С ДОШКОЛЬНИКАМИ...

Методическая разработка мастер-класса «Подвижные игры народов Урала в организации образовательной деятельности с дошкольниками»

Методическая разработка мастер-класса  «Подвижные игры народов Урала в организации образовательной деятельности с дошкольниками»...