Консультация для воспитателей: « Развитие музыкально-творческих способностей дошкольников»
консультация
Представление о прекрасном в жизни и искусстве формируется в детстве.
В этот период развития необходимо приобщение к трем базовым видам искусства: музыке, живописи, литературе.
Самый эмоциональный вид искусства – музыка. Она воспитывает чувства человека, формирует вкусы и развивает основные качества личности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
« Развитие музыкально-творческих способностей дошкольников» | 57.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №27 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
Выступление на педагогическом совете
Консультация для воспитателей
« Развитие музыкально-творческих способностей дошкольников»
Подготовила воспитатель:
Язькова Е.В.
г.Одинцово
2020г.
Представление о прекрасном в жизни и искусстве формируется в детстве. В этот период развития необходимо приобщение к трем базовым видам искусства: музыке, живописи, литературе.
Самый эмоциональный вид искусства – музыка. Она воспитывает чувства человека, формирует вкусы и развивает основные качества личности
В самом раннем возрасте ребенок выделяет музыку из всех получаемых впечатлений – когда звучит музыка, он может отличить ее от шума, сосредотачивает на музыке своё внимание, оживляется, прислушивается, радуется, иногда рано начинает подпевать взрослому.
Слушание (восприятие)музыки – активный творческий процесс, так как слышать, воспринимать музыку – это значит различать ее характер, следить за развитием образа, прочувствовать, осмыслить.
Для детей мл. возраста педагогу нужно выбирать доступный музыкальный материал («Курочки и петушок», «Слон» К. Сен-Санс, Григ «Птичка», и др). Затем, предложить детям полетать как птички, ходить как слоны и т. д. – сначала по показу воспитателя, затем необходимо побуждать детей самостоятельно воспроизводить определенный образ.
У детей старшего возраста можно использовать уже такие приемы, как:
- прием «оркестровка» - когда ребята прослушивают музыкальное произведение, выбирают инструменты, соответствующие характеру звучания музыки. При повторном слушании дети стараются играть уже ритмично, в характере музыки, не заглушая общего звучания.
- прием «цвет - настроение». (после прослушивания произведения, детям предлагается выбрать карточку, подходящую по цвету к настроению муз. произведения.
- можно предложить детям нарисовать то, что они услышали в музыке. (С.Прокофьев «Дождь и радуга», П. И. Чайковский «Баба Яга» и др.)
После прослушивание той или иной музыки, воспитателю необходимо провести с детьми беседу в форме диалога, дать возможность каждому ребёнку лично охарактеризовать услышанное.
Т.о., происходит творческое проявление индивидуальности ребёнка, накопление опыта и впечатлений от услышанного.
2. Музыка является постоянным спутником повседневной жизни дошкольников и сопровождает, например, утреннюю гимнастику, которая проводится в группах ежедневно.
Под музыку различные упражнения выполняются более правильно, ритмично, пластично, выразительно и координировано, чем по словесному указанию. Эффективность использования музыки зависит от удачного подбора музыкального сопровождения. Для этого, педагог должен четко представлять себе каждое упражнение, понимать, в чем его смысл, какова последовательность упражнений, их темп, ритм, количество повторов и т.д.
Музыку можно использовать на прогулке - во время наблюдений. Она усиливает восприятие красоты окружающей природы. Наблюдая за явлениями окружающей природы целесообразно вспомнить музыкальный репертуар по теме наблюдения. Это могут быть песни о явлениях природы, о временах года, о предметах окружающего мира.
Планируя экскурсию, можно использовать пение детьми маршевой песни, бодрый и весёлый характер которой создаст благоприятную эмоционально-психологическую атмосферу в детском коллективе.
Таким образом, использование музыкального материала на прогулке закрепляет певческие умения, полученные на занятиях, развивают музыкальный слух и память.
Использование музыки в игровой деятельности обогащает и углубляет её содержание и способствует развитию музыкальных способностей детей.
Для детей младшего дошкольного возраста можно предлагать задания:
- подражание звучания сигналов больших и маленьких детских игрушек, пения птиц, движения транспорта, в разном темпе и ритме;
- создавать игровые ситуации, в ходе которых педагог предлагает ребенку покачать куклу, напевая ей колыбельную на слова «баю-бай», или показать, как кукла танцует, находя соответствующие интонации.
- петь самостоятельно, находя то высокие интонации (поет маленькая кукушка, мяукает котенок, лает маленькая собачка, то более низкие (поет большая кукушка, мяукает кошка, лает большая собака).
игровые задания на произнесение имен с различной эмоциональной окраской и интонацией (нежно, ласково, сердито, весело и пр., и с различной силой звука).
- музыкальные приветствия и прощания.
- сюжетные музыкальные игры («Солнышко и дождик», «Птички и кошка») и т. д. Дети младшего возраста стараются передать в движении односложные образы – птички, мышки, зайчики и т. д.
- игры под пение (хороводы, музыкально-фольклорные игры и инсценировки). «КОЗЛИК» -Ловишка по кругу, развитие чувства ритма. «Петушок», «Дед Мороз», «Ай, да бабушка Яга – танцевальная нога» и т.д
Таким образом, у ребёнка развиваются не только музыкальные способности: слух, память, вокальные данные, чувство ритма, но и формируются основные духовно-нравственные ценности - любовь к Родине, своей семье, уважение и почитание традиций и обычаев своего народа.
В сюжетно-ролевых играх дети отражают впечатления, полученные от музыкальных занятий, праздников и утренников, которые регулярно проводятся в детском саду. Например, старшим дошкольникам можно предложить поиграть в сюжетно-ролевую игру «Музыкальное занятие», в которой дети выбирают «музыкального руководителя» и по его указанию поют любимые песни, танцуют под музыку, играют на музыкальных инструментах или проводят хороводные игры.
Подобные игры на музыкальные темы закрепляют певческие умения, полученные на занятиях; развивают музыкальный слух и память; помогают выявить интересы детей, т.к. дети, обычно, исполняют те песни, которые им больше всего нравятся, и поэтому поют выразительно, прислушиваются к своему исполнению и к пению товарищей.
Следует отметить и то, что дети в этих играх поют без музыкального сопровождения (a capella), что очень важно для развития музыкального слуха.
Еще одним видом музыкальной деятельности детей являются музыкально-ритмические движения. Он занимает важное место в развитии творческих способностей детей. По мнению Л.С.Выгодского- это объясняется «двигательной природой» детского воображения и доступностью движения под музыку для детей на всех возрастных этапах, в том числе и на самых ранних.
Например: простейшее движение – хлопки. Воспитатель прохлопывает определенный ритм, дети повторяют. Затем выбранный ребенок придумывает свой ритм, прохлопывает, дети стараются повторить. (для наглядности можно использовать карточки с одинаковым рисунком, но разным по размеру, разложенные в определенной последовательности на флонелеграфе. Большая картинка – долгий хлопок, маленькая – короткий).
Огромная польза и роль отводятся свободным танцам – это пляски и хороводы, которые придумывают сами дети, используя знакомые элементы танцев, импровизации. Вначале педагог помогает детям выбирать движения, под ту или иную музыку в соответствии с её характером и формой. Затем дети самостоятельно пробуют свои силы и без подсказки взрослого создают «свою» пляску.
Детям младшего возраста можно предложить поплясать, как медведи, зайчики, лисички, птички, снежинки и т. д.
Можно использовать атрибуты - ленточки, шарфики, платочки, листики, снежинки, предметы, помогающие изобразить тот или иной образ особенно выразительно.
Следующим видом музыкальной деятельности детей – дошкольников является игра на детских музыкальных инструментах
Интерес к данному виду деятельности у ребенка возникает практически с самого рождения (погремушка). Существуют различные способы применения игры на детских музыкальных инструментах:
- озвучивание,
- оркестровка,
Для озвучивания с помощью детских музыкальных инструментов могут применяться
- Стихотворения
- Сказки
- Рассказы о явлениях природы, о животных
- Рассказы, сочиненные детьми
- Рассказы по репродукциям.
Например:
1. Для ребят младшего возраста воспитатель может рассказать и озвучить «Сказку про лягушонка КВАК» с помощью металлофона.
«Лягушонок КВАК пошёл гулять. Вдруг на него упала капелька дождя (ударяет по пластинке металлофона 1 раз).
Тучка закрыла солнышко, стало темно, и на лягушонка капнуло ещё несколько капель (ударяет несколько раз).
В начале капельки капали редко (редкие удары), а затем дождик разошёлся не на шутку и капельки полились одна за другой всё чаще и чаще. Дождь усилился (частые удары).
Лягушонок прыгнул в озеро и стал ждать, когда кончится дождь. Вскоре дождь кончился, и опять выглянуло солнышко».
После такого прочтения сказки ребенку предлагается исполнить свою мелодию дождя.
2. Можно предложить ребятам исполнить на металлофоне песенку петушка («Ку-ка-ре-ку»)
3. Прохлопать в бубен ритм своего имени.) и.т.д., т.п.
Т.о., можно сделать следующие выводы:
1. Музыкально-творческие способности складываются, формируются, развиваются в правильно организованной соответствующей деятельности под влиянием обучения и воспитания.
2. Музыкальное творчество активизирует фантазию ребёнка, побуждает к достижению поставленной задачи, к воплощению своего замысла, способствует обучению, лучшему усвоению песен, танцев и игр и является постоянным спутником детского развития.
3. результатом музыкального творчества являются инициативность и самостоятельность мышления, способность к самовыражению и формирование целостной и гармоничной личности наших детей.
Как гласит народная мудрость: «Ребёнок не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект "Сказка в музыке, как средство развития музыкально-творческого потенциала старших дошкольников"
Музыкальная сказка развивает музыкальное восприятие, воображение, образную речь детей, побуждает их сочинить «свою» сказку, рассказанную музыкой, опираясь на смену интонаций...
Консультация для воспитателей РАЗВИТИЕ ЛИТЕРАТУРНО – ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ НА ОСНОВЕ МОРДОВСКОГО УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА
Творческие способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода....
Консультация для воспитателей "Развитие художественно-творческих способностей детей"
Цель: стимулировать проявления творчества у детей при создании художественного образа.Задачи: 1. Научить ребенка осознанно использовать элементарные основы изобразительной грамоты, пользоваться и...
Педагогический проект «Сказка в музыке, как средство развития музыкально-творческого потенциала старших дошкольников»
Педагогический проект«Сказка в музыке, как средство развития музыкально-творческого потенциала старших дошкольников»...
Самоанализ воспитателя Развитие художественно-творческих способностей дошкольников средствами изобразительного искусства
Данный материал включает в себя самоанализ профессиональной деятельности воспитателя по заявленной проблеме и приложения (частично)...
Консультация на тему: «Развитие музыкально - творческих способностей дошкольников»
Музыка - это самая доступная, приятная и прекрасная форма общения взрослого и ребенка. Творческие способности – это индивидуальные особенности качеств человека, которые надо развивать с детства....
Консультация для родителей "Развитие музыкально-творческих способностей через другие виды искусства"
1. Художественно-эстетическое развитие ребенка в дошкольном детстве. Методические рекомендации / О.П. Радынова, Т. А. Ковцева. – М.: Дрофа, 2014. – с .384.2. Ветлугина Н. А. О теории и пра...