Статья на тему «Развитие сочувствия у детей»
статья

Гасанова Ильхама Таптыговна

В данной статье большое внимание уделено проблеме развития сочувствия у детей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_sochuvstviya_u_detey.docx16.52 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие сочувствия у детей.

     Родители и воспитатели часто задаются вопросом, как научить детей заботиться о других, особенно когда мир полон разногласий, конфликтов и агрессии. Известно, что дети начинают обращать внимание на эмоции других с раннего возраста. Они активно учитывают эмоции других при принятии решений о том, как им реагировать. Означает ли это, что дети с раннего возраста испытывают симпатию к другим? И есть ли способ, которым родители могут научить своих детей проявлять сочувствие? Дети очень рано начинают проявлять заботу о других. Например, младенцы проявляют основные признаки заботы о других в своих тревожных реакциях на плач другого младенца, хотя в случае младенцев также возможно, что они не полностью понимают себя как отдельную личность от других. Так что их крик может быть просто проявлением эмоционального заражения.

В любом случае, это ранние формы того, как дети проявляют беспокойство. Позже, в  жизни детей они перерастают в более сложные переживания сочувствия. Вместо того, чтобы просто плакать из-за другого плачущего ребенка, дети начинают думать о том, как облегчить его страдания.

     Эта сочувственная реакция становится возможной, потому что они начинают включать когнитивное понимание ситуации, в которой находится другой человек. Сочувствие выходит за рамки простого чувства печали по поводу страданий других. Скорее, оно направляет наши действия.

     Дети могут рано проявлять эмоциональное сочувствие, но по мере развития у них «способности смотреть на перспективу» они, как правило, проявляют более высокий уровень сочувствия. Способность смотреть на перспективу означает знание того, что у других могут быть желания, знания и эмоции, отличные от их собственных, и что они исходят с их точки зрения. Например, ребенок, который хочет играть в бейсбол, поймет, что у его друга другое желание - возможно, играть в футбол. Или что другой друг, который улыбается перед своими родителями, на самом деле скрывает свое разочарование, потому что он не получил подарок на день рождения, который он действительно хотел. В связи с этим недавнее обзорное исследование, обобщающее результаты 76 исследований, проведенных за последние четыре десятилетия в 12 разных странах, привело к следующим выводам. В исследовании приняли участие в общей сложности 6432 ребенка в возрасте от 2 до 12 лет, чтобы выяснить, как детские способности смотреть на перспективу и просоциальное поведение связаны друг с другом. Результаты показали, что дети с более высокой способностью принимать точку зрения другого человека демонстрируют более просоциальное поведение, такое как утешение, помощь и совместное использование. Более того, когда они сравнивали детей дошкольного возраста от двух до пяти лет с детьми в возрасте от шести лет и старше, они обнаружили, что эта взаимосвязь усиливается по мере того, как дети становятся старше. По мере того, как дети все чаще используют контекстную информацию, они становятся более избирательными в выборе того, когда и как помогать другим. Это то, что также показало  исследование: восьмилетние дети принимают во внимание информацию о получателе и принимают более избирательные решения по обмену информацией, руководствуясь своей симпатией. Вопрос в том, можем ли мы побудить детей сочувствовать другим? И могут ли дети научиться тому, как лучше всего помнить об уникальных обстоятельствах других? Способность заботиться о других - одна из ключевых характеристик, делающих нас людьми. Сочувствие объединяет людей и увеличивает сотрудничество между членами общества.

     Что могут делать родители?

Итак, согласно исследованиям развития, одна из вещей, которые мы можем сделать, чтобы вызвать сочувствие у маленьких детей, - это использовать так называемое индуктивное мышление. Индуктивное мышление подразумевает, что родители и другие взрослые подчеркивают последствия поведения ребенка во время социального взаимодействия. Например, когда ребенок берет игрушку у своего друга, воспитатель может спросить ребенка: «Что бы вы почувствовали, если бы ваш друг отнял у вас игрушку? » Это может побудить детей задуматься о том, как их собственные действия могут повлиять на мысли и чувства других. Это может облегчить сочувствие. Исследователь Брэд Фаррант, который вместе со своими коллегами изучал взаимосвязь между воспитанием и заботой и помощью детей, пришел к аналогичным выводам. Фаррант изучил 72 ребенка в возрасте от четырех до шести лет. Исследование показало, что дети проявляют больше действий, направленных на помощь и заботу, когда матери побуждают своих детей смотреть на вещи с точки зрения другого ребенка. Например, если ребенок был «избит» другим ребенком, матери, которые поощряли взгляды на перспективу, помогли бы своему ребенку попытаться выяснить, почему другой ребенок выбирает ребенка. Сказать ребенку, что он должен помогать и делиться с другими, может быть одним из способов научить его быть хорошим членом общества. Однако вдумчивый разговор с ребенком о потребностях, чувствах и желаниях других может сделать еще один шаг вперед - он может помочь детям развить сочувствие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

3. Статья на тему:"Развитие интеллектуальной сферы детей дошкольного возраста по средствам дидактической игры."

Раскрыто значение дидактических игр,задачи и основные направления организации дидактических игр....

статья на тему: "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста"

Одной из особенностей современного общества является превращение человека-созидателя в человека-потребителя. Откуда ждать первооткрывателей в науке, искусстве, технике, социальных о...

Статья на тему: "Развитие творческих способностей детей в театральной деятельности"

В сатье представлена информация об актуальности и целесообразности использования театральной деятельности в творческом развитии детей дошкольного возраста. Описаны основная цель, задачи и направления ...

Статья на тему: "Развитие эмпатии у детей дошкольного возраста"

     Цель данной разработки: донести до коллег и родителей причины, систему, предпосылки развития эмпатии у детей дошкольного возраста, а так же влияние возрастных особенностей н...

статья по теме "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе рисования нетрадиционными техниками и живописными материалами"

Тема: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе рисования нетрадиционными техниками и живописными материалами»В одном мгновении видеть вечность,Огромный мир – в зерне пес...

СТАТЬЯ ПО ТЕМЕ: "РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ В ТЕАТРАЛИЗАЦИИ"

Данный материал помогает активизировать познавательную деятельность детей, формирует устойчивый интерес к русским народным традициям, обрядам; устному народному творчеству на основе активного участия ...

Статья на тему: "Развитие творческих способностей детей с помощью нетрадиционной техники рисования"

Одной из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе является формирование творческой личности. Решение ее начинается в дошкольном возрасте. И изобразительная деятельность яв...