родительское собрание Истоки
материал (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Программа «Истоки» (авторы: И.А. Кузьмин, профессор Российской Академии естественных наук, г. Москва, А.В. Камкин, профессор Вологодского государственного педагогического университета, г. Вологда) представляет собой апробированную образовательно-воспитательную и дидактическую систему и оригинальную педагогическую технологию. Программа реализуется под эгидой Российской Академии естественных наук с 1995 г., была рассмотрена и получила поддержку в июле 1998 г. в Комитете по образованию и науке Государственной Думы (No 3,5-707 от 20.07.98г.).В программе «Истоки» особое внимание уделено системе работы по духовно-нравственному воспитанию всех участников образовательного процесса (педагогов-детей-родителей) в дошкольном образовании. Программа «Истоки» объединяет общественные силы, заинтересованные в стабилизации и единении нашего общества на основе устойчивых ценностей и идеалов российской цивилизации. Содержание программы, учебные пособия «Истоки», дидактические и методические материалы, сопутствующие издательские программы обладают большим воспитательным потенциалом. По насыщенности духовно-нравственными и этическими категориями программа «Истоки» не имеет аналогов в современном образовании. Основная цель программы «Социокультурные истоки» в дошкольный период -формирование духовно-нравственной основы личности, а также присоединение ребенка и его родителей к базовым духовным, нравственным и социокультурным ценностям России.
В младшей группе (3 –4 года) осуществляется первичное прочувствованное восприятие социокультурных категорий: Слово, Образ, Книга.
Конспект родительского собрания (Круглый стол)Тема: «Духовно-нравственное воспитание дошкольников»
Задачи:
- обсудить с родителями роль семьи в духовно–нравственном воспитании детей;
- способствовать формированию у родителей желания
- работать над приобретением внутренней системы ценностей в соответствии с
- требованиями современности.
Форма проведения: круглый стол.
Предварительная работа: анкетирование родителей
Ход собрания
Уважаемые
родители, я хочу сегодня вам рассказать одну притчу.
Притча.
Прожили люди жизнь неразумную, и подошли к пропасти. Дальше
–гибель!
Как же нам быть, кто нас спасѐт? –забеспокоились люди. Пошли к мудрецу.
С восходом Утренней Звезды придет Путник Вечности. Он спасѐт вас!
–сказал им мудрец.
Люди всю ночь стояли у дороги и ждали восхода Утренней Звезды; надо
было встретить Путника Вечности.
Не он... И этот не он... И тот не он...
-говорили люди, видя ранних
спешащих. Один не был облачѐн в белые одежды
–значит, не он. У второго не было длинной белоснежной бороды
–тоже не он. Третий не держал в руках посох и не выглядел усталым
–значит, и тот был не он.
Но вот взошла Утренняя Звезда.
Люди уставились на дорогу
–где Путник?
Где-то запел жаворонок.
Где-то заржал жеребенок.
Где-то заплакал ребенок.
А Путника Вечности на дороге люди не увидели.
Пришли к мудрецу с жалобой:
Где же обещанный Путник Вечности?
А плач ребенка вы услышали?
–
спросил мудрец.
Но это плачь новорожденного!
–
ответили люди.
-
Он и есть Путник Вечно
сти! Он ваш спаситель!
Так люди увидели ребѐнка
–
свою надежду.
Беседа с родителями.
-
Ребенок
–
это и есть Путник Вечности! Именно от него зависит спасение
человеческого рода. А почему?
-
Ведь именно ему жить в будущем.
И от нас с вами зависит, каким он б
удет и какую жизнь он п
роживет.
Представьте себе, что солнышко
–
это душа ребенка, а лучики
–
качества его
характера.
Каким вы хотите его видеть? Какими чертами характера он
должен, по
-
вашему, обладать? Какими качествами вы бы хотели его
наделить?
У вас н
а столах лежат « солнечные лучики» ,
на которых
вы должны
написать
черты характера. Выберите то качество, которым вы хо
тите
наделить вашего ребенка
.
Перечисляю
качес
тва, которые написали родители
(
-
Добрым, умным,
щедрым, сильным, справедливым, здоровым,
заботливым...)
-
Посмотрите, какая яркая, красивая душа у ребенка!
К сожалению, не все дети обладают такими чертами характера и духовно
-
нравственными ценностями.
Сегодня мы с вами и поговорим на тему: «Духовно
—
нравственное
воспитание ребенка, через
семейные традиции и досуг в семье».
Для начала я хотела бы вам задать такие вопросы:
1.
Как вы понимаете нравственное
воспитание?
2.
Что такое духовное
воспитание?
3. П
очему они объединены через дефис?
Вывод:
Воспитание
-
навыки пов
едения, привитые
семьѐй,
средой и проявляющиеся
в общественной жизни.
Нравственность
-
правила, определяющие поведение, духовные и душевные
качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих
правил, поведение. Будет нравственность, почти наверняка будет дух
овность,
не будет нравственности
-
не будет ничего, никакого воспитания
«Духовность
-
свойство, состоящее в преобладании духовных, нравственных
и интеллектуальных интересов над материальными».
Семья
–
это фундамент, на котором строится высотный храм духов
ного мира
ребѐнка. Формирование долга, ответственности, гуманности, чести,
благородства в отношении человека к обществу, окружающим людям и
самому себе. Эти моральные ценности были и остаются главной мерой
достоинств личности. Ребенок не рождается на свет
нравственным или
безнравственным, он становится таким, в какой среде живет и какое
воспитание получает. Основной вклад родителей в подготовку
подрастающего поколения к семейной жизни заключается в формировании у
ребенка отношения к семье, осознания ее личн
остной значимости.
Мы также должны помнить, что дети
–
это наше отражение. В первую
очередь мы сами должны стать носителями духовно
-
нравственной культуры,
которую стремимся привить детям.
Семейные традиции
-
это основное
средство формирования духовных
ценн
остей
, норм семьи.
Традиция
–
это то, что перешло от одного поколения к другому, что
унаследовано от предшествующих поколений (взгляды, вкусы, идеи,
обычаи). (Словарь русского языка С. И. Ожегова). Если Вы перенесетесь в
свое детство, то наряду с любимыми
людьми, родными стенами в сознании
возникнет что
-
то особенное, присущее только вашей семье. Это «что
-
то» и
есть семейная традиция. А запоминается она только потому, что много раз
повторялась, прочно поселилась в детской памяти и уже неразрывно связана
с оп
ределенной реакцией на какое
-
либо событие.
Скажите, пожалуйста, какие традиции
-
в ваших семьях?
Вывод:
У каждого это свое: совместные чтения интересной книги; парадный сервиз
на семейном празднике; сказка на ночь; семейный выход на парад в День
Победы; я
блочный пирог, испеченный бабушкой; вечер, когда все
собирались к чаю и рассказывали друг другу о событиях дня; подарки,
сделанные своими руками для членов семьи.
Можно приводить много примеров разных семейных традиций. Общее в них
та трепетность, с которо
й все их вспоминают, желание перенести их в свою
семью. Если в Вашей семье нет традиций, придумайте их. Это сделает вашу
жизнь детство ваших детей намного богаче.
-
Дорогие родители, сегодня мы выяснили, какую роль играет семья и
любовь родителей в воспит
ании дете
й. Чтобы вырастить духовно богатого
человека, культурную, нравственно зрелую личность, ребятам необходим
родительский пример. Им нужно чтобы вы делились с ними своим опытом,
знаниями, а главное
–
добротой, лаской, вниманием, любовью.
Я подготовила
дл
я Вас памятку, которая поможе
т вам в этом нелегком деле.
Памятка для родителей по духовно
-
нравственному воспитанию
От повторяющихся знаков приветствия, одобрения, любви и принятия у
ребѐнка складывается ощущение: «со мной всѐ в порядке», «я
-
хороший». О
т
сигналов осуждения, недовольства, критики появляется ощущение: «со мной
что
-
то не так», «я
-
плохой».
Душевная копилка ребѐнка работает день и ночь. Еѐ ценность зависит от
того, что мы туда бросаем.
Даже требования, которые вы предъявляете, должны быть нап
олнены
любовью и надеждой.
Научитесь слушать своего ребѐнка и в радости и в горести.
Наказывая своего ребѐнка, оставайтесь рядом с ним, не избегайте общения с
ним.
Станьте для своего ребѐнка примером для подражания в проявлении
положительных эмоций по
отношению к членам семьи и другим людям.
Обнимайте и целуйте своего ребѐнка в любом возрасте.
Не разговаривайте со своим ребѐнком с равнодушным и безразличным
лицом.
Заведите свои красивые, добрые и светлые ритуалы общения,
семейные
традиции,
которые сделают вашу жизнь и жизнь вашего ребѐнка теплее и
радостнее.
Ритуалы, которые нравятся детям
Перед уходом в детский сад получить объятие родителей и напутственное
слово или жест.
Посидеть в сумерках при свечах рядом с папой и мамой.
На ночь послу
шать сказку и быть заботливо укрытым.
В свой день рождения получать сюрпризы и устраивать их для других членов
семьи.
Вместе с мамой готовиться к празднику и печь красивый торт.
Посидеть с мамой и папой, взявшись за руки, во время своей болезни и
попросить
у них любимое лакомство или что
-
то такое, чего очень давно
хотелось.
А. С. Макаренко писал: "Наши дети
-
это наша старость. Правильное
воспитание
-
это наша счастливая старость, плохое воспитание
-
это наше
будущее горе, это наши слезы, наша вина перед
другими людьми
.
Так пусть же хватит нам, взрослым, терпения, любви, душевных сил д
ля
того, чт
обы вырастить духовно богатыми н
аших детей.
Приложение No1
Анкета
No1
для родителей по духовно
–
нравственному воспитанию.
1. Как вы считаете, существует
ли в современном обществе проблема
нравственного воспитания детей?
Да
Нет
Не знаю
2.Достаточно ли вы информированы о духовно
–
нравственном воспитании
дошкольников?
Да
Нет
Трудно сказать
3.На реализацию каких целей должна быть направлена работа по духовно
-
нравственному воспитанию прежде всего?
-
освоение детьми системы социокультурных категорий и ценностей
-
развитие коммуникативных умений (умение слушать друг друга, выражать
свое мнение, договариваться)
-
развитие управленческих способностей (способность
осуществлять выбор
на основе нравственных ценностей, целенаправленно действовать, достигать
результатов)
-
развитие мотивации к общению со взрослыми сверстниками ( увеличение
числа позитивных контактов)
-
создание предпосылок для успешной адаптации в нач
альной школе
-
другое ____________________________________
Приложение No 2.
Анкета No2 по духовно
–
нравственному воспитанию детей
дошкольного возраста для родителей .
1. Считаете ли вы свою семью православной?___
2. С какого возраста, по вашему мнению,
должно начинаться
духовно
-
нравственное воспитание?___
3. Крестили ли Вы ребѐнка в Церкви?___
4. Посещаете ли Вы православный Храм?___
5. Знаете и отмечаете ли вы православные праздники?___
6. Ваше отношение к посещению ребенком православного Храма с
воспитателями?___
7. Знаете ли Вы историю, традиции своего станицы?___
8. Какую информацию по теме духовно
–
нравственного воспитания Вы
хотели бы получить?___
9. Читаете ли Вы ребѐнку русские народные сказки, пословицы, поговорки?
___
10. Воспитываете ли
Вы у детей нравственные чувства?___
11. Что вы предпримете, если ребенок совершит:
-
плохой поступок?___
-
хороший поступок?___
12. Часто ли Ваш ребѐнок смотрит телевизор? ___
13. Играет ли Ваш ребѐнок в компьютерные игры?___
Благодарим за сотрудничество!
Приложение No3
Анализ анкет по духовно
–
нравственному воспитанию
дошкольников
Анализ анкет показал, что основная масса опрошенных родителей являются
православными, их дети, крещѐнные в Церкви, опрошенные все знакомы с
главными православными праздниками
и их традициями.
Несмотря на различные мнения, всем родителям хотелось бы, чтобы их дети
были знакомы с традициями,
и выросли с четкими представлениями о морали
и нравственности.
Практически все опрошенные положительно относятся к тому, чтобы их
ребѐнок с
тал участником встреч с православным священником, вместе с
воспитателем ходил на экскурсию в Храм, к тому же, хотели бы получить
список литературы для детей по данной теме.
Порадовало, что адекватно отреагировали на вопросы о плохих и хороших
поступках, а
также то, что дети не засиживаются за телевизором и
компьютерными играми.
Все родители согласны с тем, что работа по духовно
-
нравственному
воспитанию должна быть направлена на развитие коммуникативных умений,
мотивации к общению со взрослыми, сверстниками
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание: "Диво-дивное, чудо-чудное. Приобщение детей к истокам русской народной культуры"
Тема: "Диво-дивное, чудо-чудное. Приобщение детей к истокам русской народной культуры"...
Родительское собрание "Истоки доброты".
Приобщать родителей к добру, чтобы они служили примером доброты....
Сообщение к родительскому собранию "Приобщение детей к истокам русской народной культуры"
Русский народ не должен забывать своей культуры, литературы, живописи, памятников, своего прошлого. Каждому человеку и каждому народу, чтобы жить осмысленно, пользоваться уважением окружающих, надо зн...
Методическая разработка "Презентация для родительского собрания "Раннее детство – у истоков развития личности"
Развитие личности в раннем возрасте....
Педагогические ситуации для родителей и педагогов к родительскому собранию "Истоки нравственного воспитания детей"
Предлагаю две ситуации дя рассмотрения и обсуждения родителям и педагогам на родительсом собрании, посвященном нравственному воспитанию подрастающего поколения. Реальные ситуации, которые часто возник...
Родительское собрание «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»
Викторина с родителями...
конспект родительского собрания на тему "Приобщение детей к истокам семейской культуры"
Данный конспект проведения родительского собрания в нетрадиционной форме.Что способствует приобщению детей к истокам народной семейской культуры.Также позволяет формировать у дошкольников ...