Проект для детей младшего дошкольного возраста " Мои первые стихи. Ознакомление с творчеством А.Л.Барто"
проект (младшая группа)

Голополосова Татьяна Анатольевна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №24 муниципального образования Тимашевский район

 

 

 

 

 

 

 

 

Проект

«Читающая мама-читающая страна»

 

Номинация

«Увлекательное чтение дома.»

(Мои первые стихи.

Ознакомление с творчеством А. Барто)

 

 

Первая младшая группа МБДОУ д/с №24

 

Воспитатель: Голополосова Т.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сентябрь 2021г.

Проект в первой младшей группе

 «Мои первые стихи»

 

 «Она всегда идет навстречу одному поколению,

провожая другое»

Р. Гамзатов

 

Актуальность

 

Давно известно, что читательский опыт начинается закладываться в детстве. Этот возраст, в котором наиболее ярко проявляется способность слухом, зрением, осязанием, воображением воспринимать художественное произведение; искренне, от полноты души сострадать, радоваться. Однако чуткость к прочитанному сама не возникает. Она зависит от того, что именно, как часто и каким образом читают детям.

Наблюдение за детьми показали, что все чаще встречаются дети, которых не усадить за книгу, которые не хотят и не могут слушать. Сегодня, в большинстве семей дети с самого рождения вынуждены смотреть телевизор-он почти никогда не выключается.

Содержание образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» направлено на формирование интереса и потребности в чтении книг совместно с родителями. Яркий мультфильм противопоставляется книге, читать которую трудно, долго и не всегда сразу понятно; читая или слушая чтение нужно потрудиться, напрячь мысли, воображение, а телевизор дает готовенькое. В результате у ребенка интерес книге теряется. И наоборот, если ребенку с первых лет жизни постоянно читают, показывают картинки, то впоследствии его восприятию книги ничего не мешает – ни мультфильмы, ни компьютерные игры. Ребенок научиться воспринимать систему образов с листа и электронные образы не будут мешать, а будут дополнять мир ребенка. Проведённое нами в группе обследование показало, что дети плохо знают детскую художественную литературу, не умеют внимательно и выразительно слушать рассказы, сказки, стихотворения.

Современные дошкольники плохо знают детских авторов. Слабое знание детьми творчества детских писателей, увлечение детьми компьютером, недопонимание родителями важности ознакомления детей с художественной литературой и привития любви к книге – это проблема нашего времени.

Детская литература способствует развитию эстетического сознания ребёнка, формированию его мировоззрения. Круг детского чтения направлен на формирование у дошкольников интереса к книге, на постепенное пополнение их багажа, обогащение литературного опыта, который проявляется в заинтересованности произведениями, в потребности рассматривать иллюстрированные книги.

Стихи для детей - один из самых первых и простых опытов знакомства с книгами. Часто ещё до того, как он сможет прочитать их самостоятельно, малыш слышит эти стихи от взрослых и выучивает их наизусть. Они формируют представления маленького человека, о мире начиная с самых простых вещей и явлений: игрушек, домашних животных, времён года, отношений между ребёнком и родителями.

Семейное чтение – это не способ получить информацию, это важнейший и лучший способ общения и ненавязчивого воспитания, которое и есть самое действенное. Родители через семейное чтение помогают привить интерес к чтению у детей.

Для решения данной проблемы мы выбрали творчество Агнии Львовны Барто, конкретно «Первые стихи». Стиль стихов А. Барто очень лёгкий, поэтому детям нетрудно читать и запоминать их. А понятный и простой язык четверостишия интересен детям младшего дошкольного возраста.

Стихотворения Агнии Львовны Барто - это классика для детей, которая заставляет задуматься всерьез о том, как себя вести, каким человеком расти, как беречь все живое, окружающее, как относится к младшим и старшим.

Первое знакомство со стихами А. Барто поможет становлению речи и будет интересно для малышей.

 

Цель: Приобщение детей и родителей к художественной литературе через знакомство с писательницей Агнией Барто и ее творчеством.  Привить традиции семейного чтения. Помочь родителям осознать ценность семейного чтения, как эффективного средства образования и воспитания дошкольников, интеллектуального ресурса их развития личности, как залог их жизненного успеха.

 

Задачи:

1. Познакомить детей с поэзией Агнии Барто из цикла «Игрушки».

2. Развивать умение слушать, запоминать небольшое по объему стихотворение.

3. Совершенствовать умение читать стихи наизусть, не торопясь, четко выговаривая слова, окончания слов.

4. Побуждать обыгрывать действия героев стихотворений А. Барто.

5. Формировать у детей устойчивый интерес к художественному слову.

6.Воспитывать нравственные качества: честность, трудолюбие, вежливость и заботу.

7. Привлечь родителей к совместной деятельности.

8. Привить традиции семейного чтения.

 

Предполагаемый результат для воспитанников:

 

1. Дети познакомятся со стихотворениями А. Барто из цикла «Игрушки».

2. Развитие у детей активной, самостоятельной, творческой личности.

3. Проявление интереса к различным видам деятельности; к книгам, к рассматриванию иллюстраций.

4. Проявление интереса к слушанию новых стихов, участие в обсуждениях.

5. Участие в разговорах во время рассматривания предметов, иллюстраций; после просмотра видео и аудио записей.

6. Вовлечение родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.

 

Участники проекта: дети первой  младшей группы «Солнышко» МБДОУ д/с №24, родители (законные представители), воспитатели.

 

Продолжительность проекта: краткосрочный (2 недели)

 

Необходимое оборудование.

Литературный ряд:

- А. Барто: цикл стихов «Игрушки», сборник «Стихи для детей»

 

Демонстрационный ряд:

- иллюстрации, картинки к стихам А. Барто;

- портрет писательницы А. Барто;

-книги А. Барто;

-игрушки: мяч, бычок, самолет, грузовик, лошадка, мишка, флажки, заяц,

 кораблик, слон, кукла Таня.

 

Формы и методы реализации проекта

1. Словесный (беседа, разучивание стихов, слушание стихов с помощью аудиосредств);

2. Наглядный - показ действий.

3. Действия руками ребёнка.

4. Самостоятельные действия ребёнка.

 

Совместная деятельность с родителями

• Чтение произведений детям дома;

• Заучивание стишков вместе с детьми;

  • Рисование любимых героев.
  • Обмен художественной литературой

 

Этапы реализации проекта:

Вспомогательный:

1. Подбор материалов, книг, иллюстраций, методического материала для реализации проекта;

2. Изучение интернет-ресурсов;

3. Выявление уровня заинтересованности детей произведениями А. Барто

4. Формулирование цели и задач проекта;

5. Подбор стихов для использования в режимных моментах, ОД, на прогулках;

6. Разработка цикла конспектов ОД по теме проекта;

7. Разработка перспективного плана работы по приобщению детей раннего возраста к художественной литературе;

8. Создание книжного уголка по творчеству поэта.

 

Основной

1. Оформление книжного уголка.

2. Беседа «Почему надо беречь игрушки».

3. Сопровождать чтение показом игрушек, картинок, и других средств наглядности.

4. Сопровождать чтение игровыми действиями, предоставлять детям возможность договаривать слова, фразы при чтении. Раскрашивание раскрасок «любимые игрушки».

Дидактические игры («Угадай кто?», «Доскажи словечко»).

5. Рассматривание рисунков в книгах, побуждать называть знакомые предметы, показывать их, приучать задавать вопросы, предлагать воспроизводить действия персонажа.

6. Учить бережно относиться к книгам.

7. Наглядная информация для родителей: изготовление памятки для родителей «Как заучивать стихотворения наизусть».

8. Фотовыставка «Мои любимые игрушки».

9. Оформление выставки совместных работ родителей и детей.

Рисование по произведениям А. Барто «Стихи в рисунках».

10. Акция «Подари книгу детскому саду».

11. Акция «Поделись книгой».

 

Заключительный

1. Срез знаний стихов.

2. Итоговое развлечение.

3. Презентация «Читаем с мамой»

 

 

 

 

 

 

 

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

 

1 день.

Знакомство с писателем А. Л. Барто. Оформление книжного уголка по творчеству поэта. Беседа.

 Материалы : Иллюстрации, портрет писателя, книги из цикла «Игрушки».

Работа с родителями.

 Папка-передвижка «Волшебные стихи Агнии Барто».

 

2 день. Чтение Стихотворение «Лошадка».

Цель: Воспитывать у детей умение слушать, запоминать небольшое по объему стихотворение, читать наизусть, не торопясь, четко выговаривая слова и, особенно, окончания слов; учить детей отчетливо произносить звуки; воспитывать у детей отзывчивость, потребность приходить на помощь к тем, кто в ней нуждается;

 Материалы: Текст, иллюстрации, игрушка лошадка, лошадка-качалка.

Работа с родителями:

Консультация «Чтение в жизни ребенка».

 

 

3 день. Чтение. Стихотворение «Мишка», «Бычок», «Слон», «Грузовик».

Цель: Познакомиться со стихотворениями А. Барто из цикла «Игрушки»: «Мишка», «Бычок», «Грузовик», «Слон».

Помочь запомнить одно из стихотворений; поощрять попытки детей при чтении стихов воспитателем договаривать (негромко) слова.

Работа с родителями:

Памятка для родителей «Как учить стихи с ребенком»

 

4 день. Чтение стихотворения «Мячик». Рассматривание картины

 Е. Батуриной «Спасаем Мяч».

Цель: помочь детям понять содержание картины. Развивать диалогическую форму речи. Вовлекать детей в разговор. Формировать потребность делиться своими впечатлениями. Помогать употреблять в речи существительные с предлогами (в, на, под, за, около). Продолжать воспитывать бережное отношение к игрушкам и книгам.

Материалы: Картина, текст, игрушка мяч.

Работа с родителями: Буклеты «Читаем вместе»

 

5 день. Чтение. Стихотворение «Козленок», «Зайка»

Цель: помочь детям понять содержание стихотворений; вызвать желание слушать их повторно; приучать детей правильно произносить звук- з-в словах, фразах, отчетливо и ясно произносить слова с этим звуком, несложные фразы.

 Материалы: Текст, иллюстрации, игрушки.

Работа с родителями: Подбор аудио материалов по теме.

 

6 день. Слушание знакомых произведений.

Помочь детям запомнить стихотворение и учить рассказывать его вместе с воспитателем. Слушание, чтение наизусть с помощью взрослого, обыгрывание, подражание.

Материалы: Иллюстрации, запись стихов, игрушки

Работа с родителями: Акция «Поделись книгой»

 

7 день. Беседа. «Почему надо беречь игрушки»

Цель: Воспитывать в детях бережливое отношение к игрушкам.

Работа с родителями: Акция «Подари книгу детскому саду»

 

8 день. Экспериментальная деятельность «Тонет-не тонет»

Цель: Показать детям, что мяч не тонет, а держится на воде. Развивать любознательность, интерес к опытной деятельности.

Работа с родителями: Выставка игрушек.

 

9 день. Сюжетно-ролевая игра «Угостим Таню чаем».

Цель: Формировать заботу об окружающих, желание помочь, утешить в беде.           Воспитывать чувство сопереживания.

Работа с родителями: Выставка «Стихи в рисунках».

 

10 день. Итоговое развлечение «В гости к мишке»

Цель: Расширить представления детей о повадках животных, как они двигаются (по стихам А.Л. Барто).

Работа с родителями:

Итоговая презентация по реализации проекта.

 

 

Список использованной литературы

1) Программа «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

2) «Знакомим дошкольников с литературой» Ушакова О. С.

3) «Приобщение детей к художественной литературе» Гербова В. В.

4) «Развитие речи во второй младшей группе» Гербова В. В.

5) «Занятия по развитию речи с детьми 3-4 лет» Гербова В. В.

6) «Методика развития речи детей»- Е. И. Тихеева, Ф. А. Сохина, А. М. Бородич.

7) Стихи А. Барто из цикла «Игрушки»: «Мишка», «Бычок», «Лошадка», «Мячик», «Зайка», «Грузовик», «Слон», «Кораблик»;

8)Интернет-ресурсы.

 

 

 

 

 

Реализация проекта.

 

Мир ребенка начинается с семьи. Первые шаги, слова, книжки… И привычка к чтению зарождается, прежде всего, в семье. Хорошая книга в руках родителей и их ребенка – добрый знак того, что в этой семье будут царить читательская атмосфера, духовное единство. К сожалению, не все родители понимают, что совместное чтение – это не только пробуждение. Тихие и радостные моменты детства, совместное чтение книг, духовная близость с мамой могут стать человеку опорой на сложном жизненном пути. Важно не растерять эту связь семьи и книги. А укреплять ее так, чтобы она передавалась из поколения в поколение, чтобы чтение стало семейным.

Стихи Агнии Барто (1906—1981) в нашей стране знает каждый ребенок. Ее книги печатались миллионными тиражами. Эта удивительная женщина всю свою жизнь посвятила детям.

Агния Львовна Барто родилась в Москве в семье ветеринарного врача. Стихи начала писать еще в начальных классах гимназии. Мечтала стать балериной, окончила хореографическое училище.

Литератором она стала благодаря курьезу. На выпускных зачетах в училище, где Барто прочла свое стихотворение "Похоронный марш", присутствовал А. В. Луначарский. Через несколько дней он пригласил ее в Наркомпрос и выразил уверенность, что Барто рождена писать веселые стихи. В 1925 году в Госиздате Барто направили в детскую редакцию. Агния Львовна с увлечением принялась за работу. Она училась у Маяковского, Чуковского, Маршака.

Во время Великой Отечественной Барто много выступала по радио, ездила на фронт корреспондентом от газеты. В послевоенные годы Агния Львовна стала организатором движения по поиску разлученных во время войны семей. Она предложила разыскивать потерявшихся родителей по детским воспоминаниям. Через программу "Найти человека" на радио "Маяк" удалось соединить 927 разлученных семейств. Первая книга прозы писательницы называется так и называется - "Найти человека".

За свою писательскую и общественную деятельность Агния Барто неоднократно была награждена орденами и медалями. Она много ездила за рубеж, помогала детской интернациональной дружбе. Умерла писательница 1 апреля 1981 года, прожив долгую и такую нужную людям жизнь.

Стиль ее стихов очень лёгкий, они легко запоминаются. Автор как бы разговаривает с ребёнком простым бытовым языком — но в рифму. И разговор ведет с маленькими читателями так, как будто автор - их ровесница.

Основная масса стихотворных произведений Агнии Барто написана для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

 Реализация проекта велась по двум направлениям: совместная деятельность с детьми в детском саду и деятельность родителей и детей дома.

В своей работе по реализации проекта я старалась каждый день привлекать родителей. Для этого подготовила памятки, консультации, папку-передвижку по теме.

Вначале родители не воспринимали всерьез мои рекомендации. Но вскоре столкнулись с проблемой. Оказывается, во многих семьях нет стихов А.Барто. Мамы стали проявлять интерес к теме проекта. Искать книги, обмениваться между собой. Так появилась идея провести акцию «Поделись книгой».

Затем родители между собой стали делиться успехами своих детей. Кто какие стихи уже выучил наизусть, у кого какой стих любимый. Мне интересно было наблюдать как в проект вовлекается все больше и больше родителей.

Мама Лизы П. предложила организовать выставку рисунков по произведениям А.Барто. Оказалось, совместное творчество, очень увлекательный процесс. Это и выбор персонажа для рисования, и выбор средств для художественной деятельности.

Стоило только одной семье принести свой рисунок, как в течении нескольких дней выставка рисунков значительно пополнилась.

Мама Степана Я. предложила книгу из семейной библиотеки в дар в группу. Так, благодаря акции «Подари книгу детскому саду» мы собрали небольшую подборку произведений А.Барто.

Еще одной традицией стало организация выставки игрушек: мяч, мишка, бычок, кукла Таня, зайка. Оказывается, у многих ребят есть такие игрушки дома. Но после чтения стихов А.Барто из цикла «Игрушки», ребята стали по-иному относиться к ним. Жалеть мишку, лечить лапку. «Прятать» зайку от дождя. Старались развеселить куклу Таню.

В группе мы с ребятами обыгрывали некоторые ситуации, например, в ходе сюжетно –ролевой игры устроили для Тани чаепитие. В ходе экспериментальной деятельности ребята смогли убедиться, что мяч в воде не тонет. 

Мамы, которые принимали участие в данном проекте, делились мнением о том, что они получали незабываемые ощущения и неповторимые эмоции от общения с детьми во время совместного чтения. Дети внимательно слушали, отвечали на вопросы, а конечным результатом было выполнение задания (зарисовка либо инсценировка отрывка из произведения).

Ведь книга в руках мамы – главная воспитательная сила, с которой ничто не сравнится.

Проведение проекта помогло привлечь родителей к возрождению традиций семейного чтения, пополнению домашних библиотек и книжных уголков книгами классика детской художественной литературы – А.Л. Барто. Обогащению детского художественного творчества и игровой деятельности.

В ходе совместной с родителями деятельности цели и задачи проекта «Увлекательное чтение дома.» (Мои первые стихи. Ознакомление с творчеством А. Барто) полностью реализованы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_a.barto_.docx2.62 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект «Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам народной культуры через ознакомление с малыми фольклорными жанрами»

Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам народной культуры через ознакомление с малыми фольклорными жанрами...

Информационный, творческий среднесрочный групповой проект для детей старшего дошкольного возраста.Агния Барто. Стихи детям.

Детская поэтесса Агния Барто - одна из самых известных и любимых читателями детских поэтов. Ее стихи известны многим, и юным читателям и взрослым. Веселые и интересные стихи Агнии Барто понятны каждом...

Консультация для родителей «Трудовое воспитание детей младшего дошкольного возраста» в первой младшей группе

Консультация для родителей «Трудовое воспитание детей младшего дошкольного возраста» в первой младшей группе...

Консультация для родителей «Трудовое воспитание детей младшего дошкольного возраста» в первой младшей группе.

Консультация для родителей «Трудовое воспитание детей младшего дошкольного возраста» в первой младшей группе. ...

Консультация для родителей «Трудовое воспитание детей младшего дошкольного возраста» в первой младшей группе.

Трудовое воспитание занимает одно из центральных мест в общем процессе воспитания   детей. Трудовая деятельность в детском возрасте помогает формировать из ребенка социально адаптированную и...

Педагогический проект для детей младшего дошкольного возраста (3-4 года) «Lego Stem – малыши» в рамках инновационной площадки по направлению «Формирование системы по развитию технического творчества детей дошкольного возраста в рамках реализации проекта «

Дошкольное воспитание –это возрастной период формирования образных форм сознания. Одним из таких средств обучения в настоящее время, являются конструкторы LEGO. LEGO – конструирование &nda...