Сюжетно - ролевая игра как средство общения дошкольников
статья (средняя группа)

Клочкова Алина Ивановна

Делается акцент на том, что сюжетно - ролевая игра является свазывающим звеном дошкольников ,здесь они перевоплащаются в образы окружающих его взрослых,беря на себя  их роли,и выполняют его в созданной ими в игровой обстановке

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Клочкова Алина Ивановна,

воспитатель,  МАДОУ Детский сад №7 «Ручеек»

п. Вурнары Чувашская Республика

 Сюжетно – ролевая игра как средство общения дошкольников

Аннотация: в статье представлено наблюдение  по проблеме общения у дошкольников в процессе сюжетно-ролевых игр.

Ключевые слова: сюжетно-ролевая игра, общение, дошкольный возраст.

Мои наблюдения показали, что дети в дошкольном возрасте  играли  сами по себе, часто отбирали игрушки друг у друга, в некоторых случаях игры заканчивались ссорами и слезами. И передо мной  встала проблема: не умение прислушиваться к партнерам, правильное пользование атрибутами для игр.

Решением данной проблемы стала сюжетно-ролевая  игра.

Сюжетно-ролевая игра - это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. В чем же ее особенность? Характеризуя ее, С. Я. Рубинштейн подчеркнул, что эта игра есть наиболее спонтанное проявление ребенка и вместе с тем она строится на взаимодействии ребенка с взрослыми. Ей присущи основные черты игры: эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество.

Сюжетно-ролевые творческие игры — это игры, которые придумывают сами дети. В играх отражаются знания, впечатления, представления ребенка об окружающем мире воссоздаются социальные отношения. Для каждой такой игры характерны: тема, игровой замысел, сюжет, содержание и роль.

Игра занимает большое место в системе физического, нравственного, трудового и эстетического воспитания дошкольников.

Основными структурными элементами игры являются: игровой замысел, сюжет или ее содержание; игровые действия; роли; правила, которые диктуются самой игрой и создаются детьми или предлагаются взрослыми. Эти элементы тесно взаимосвязаны.

Игровой замысел - это общее определение того, во что и как будут играть дети.

Он формулируется в речи, отражается в самих игровых действиях, оформляется в игровом содержании и является стержнем игры.

Структурной особенностью и центром игры является роль, которую выполняет ребенок. По тому значению, какое принадлежит роли в процессе игры, многие из игр получили название ролевых или сюжетно-ролевых. Роль всегда соотнесена с человеком или животным; его воображаемыми поступками, действиями, отношениями.

Чем хороша сюжетно-ролевая игра, что она дает ребенку, чему может научить:

  • Общению со сверстниками;
  • Находить решения при конфликтах;
  • Сопереживать;
  • Выражать эмоции, даже негативные;
  • Развивает фантазию;
  • Помогает адаптироваться к детскому саду;
  • Просто полезное времяпрепровождение

Считаю что сюжетно – ролевая игра развивает произвольную память, мышление. Особое внимание я уделяю умению действовать сообща в игровых ситуациях, согласовывать свои действия с действиями своих сверстников.

В начале были выбраны более простые по содержанию игры такие как « Кукла Катя заболела», «Угостили подружек чаем», «День рождения Степашки» и т. д.

 В игре «День рождение Степашки» решались задачи о способах и последовательности сервировки стола для праздничного обеда, закреплении знаний о столовых предметах, воспитывать внимательность, заботливость, ответственность, желание помочь, Их я использовала как средство наглядного примера каких – либо действий. Особое внимание уделялось детям, у которых отмечалось не желание вступать в контакт.

Затем я провела игры, направленные на умение организовать общение со сверстниками и взрослыми «Строим дом для Мишки», «Теремок», «Репка» эти игры более продолжительны и богаты по содержанию.

Была проведена предварительная работа: читали и рассматривали иллюстраций к сказкам «Репка», «Теремок».  Познакомила детей  с персонажами сказок через этюды.

 Игра в детском саду организовывается, как совместная деятельность, где воспитатель выступает, как играющий партнер.

Положительных результатов  в работе можно добиться, действуя в тесном контакте с родителями, обобщение их знаниями об особенностях игровой деятельности ребенка.  Привлечение к участию в досугах и развлечениях. Большую помощь в решении поставленной проблемы  оказали родители, которые изготовили  костюмы и атрибуты к игре Театр.

Совместно  с коллегой подготовили картотеки, атрибуты к сюжетно - ролевым играм, например: «Магазин», «Зайка почтальон», « В детский сад пришел гость».

Таким образом,  с уверенностью могу сказать, что  сюжетно - ролевые игры - это традиционное увлечение каждого ребенка. Такие игры помогают ребенку наладить общение со сверстниками, научиться оказывать помощь, проявлять внимание, заботится об окружающих. Чем старше становится дети, тем дольше, им нравится общаться со сверстниками.

Игра, несомненно, является ведущим видом деятельности дошкольника. Именно через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни. Одновременно, игра является основой творческого развития ребёнка, развития умения соотнесения творческих навыков и реальной жизни. Игра выступает в роли своеобразного мостика от мира детей к миру взрослых, где всё переплетено и взаимосвязано: мир взрослых влияет на мир детей и наоборот.

Все виды игр имеют положительное значение в формировании готовности к обучению в школе и воспитании будущего школьника, но особое место занимают сюжетно-ролевые игры.

Список литературы

1.Бакина, М., Современные дети, современные игры// Дошкольное воспитание.- № 4.- 2005.-с.58-60

 2.Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: учебник для студ. сред. проф. учеб.заведений / С.А. Козлова, Т.А.Куликова. - 8-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 416 с.

3.Краснощекова, Н.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. Издание 2-е. /Н.В. Краснощекова - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008

4.Немов, Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 2 Психология образования/ Р.С.Немов. - 2-е изд. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. - 496 с.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Сюжетно-ролевая игра, как средство общения"

Одна из важнейших задач дошкольных учреждений – развитие навыков общения детей. Проблема развития навыков общения всегда будет стоять на одном из первых мест в воспитании личности ребенка.Способствова...

Семинар "Сюжетно-ролевая игра как средство развития дошкольников"

Цель мероприятия: повышение уровня профессиональной компетентности педагогов при организаци сюжетно-ролевых игр...

Сюжетно-ролевая игра как средство социализации дошкольников

Выступление на Всероссийской научно – практической конференции «Совершенствование профессионального уровня учителя новой школы – основной фактор повышения качества обучения в условиях перехода на стан...

Сюжетно- ролевая игра как средство социализации дошкольников

В статье говорится о значении игры как ведущего вида деятельности в дошкольном возрасте. Раскрывается понятие сюжетно- ролевой игры и ее значение в становлении личности ребенка....

Сюжетно-ролевая игра,как средство социализации дошкольников

    В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Родителям и педагогам необходимо  следить, чтобы ребенок, входящий в ...

Сюжетно-ролевая игра как средство общения у детей старшего дошкольного возраста

Сюжетно-ролевая игра –это вид деятельности детей ,в процессе которой они в условных ситуациях воспроизводят ту или иную сферу деятельности  и общения взрослых с целью усвоения важнейших соц...