«Развитие творческих способностей детей через чтение художественной литературы»
консультация (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида № 22» НМР РТ
Консультация для родителей
«Развитие творческих способностей детей через чтение художественной литературы»
Составил воспитатель
Салимзянова Г.Г.
г. Нижнекамск.
«Развитие художественно-творческих способностей через чтение художественной литературы»
Любые задатки, прежде чем превратиться в способности, должны пройти
большой путь развития.
В соответствии с ФГОС ДО художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, восприятие художественной литературы, стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений, реализацию самостоятельной творческой деятельности детей. Поэтому, я считаю, что чтению художественной литературы необходимо уделять гораздо больше времени чем требует программа, так как художественная литература помогает сформировать познавательные интересы и действия ребенка через его включение в различные виды деятельности.
Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи. В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений.
«Чтение – только начало, творчество жизни – вот цель»
Художественная литература и художественное творчество направлены на формирование у детей:
самостоятельности мышления; любознательности; познавательного интереса; художественного вкуса; творческих умений; чувства прекрасного.
Справедливо утверждение, что если люди перестанут читать – они перестанут думать. В наши дни необходимо признание процесса чтения определяющим в образовании, нравственном становлении человека, развитии его творческого потенциал.
Воспитание средствами художественной литературы процесс сложный. Его нельзя свести лишь к развитию внешних чувств ребёнка, хотя и это важно. Литература прежде всего включает детей в ту ситуацию, которая вызывает у них определённые эмоциональные переживания, заставляет трепетно относиться к красоте и ощущать потребность в глубоких художественных впечатлениях.
Так, с книгой дети сталкиваются очень рано, с первых дней жизни, но не все книги, прочитанные в детские годы, способствуют эстетическому развитию личности. Происходит это потому, что в погоне за количеством усвоенных ребёнком писательских имён и книжных названий взрослые порой забывают об эстетической значимости произведения. А ведь можно с помощью даже самой маленькой библиотеки избранных книг воспитать в детях чувство прекрасного.
Планировать работу необходимо с учётом возрастных особенностей детей, подбирать произведения, соответствующие программе воспитания, доступные по содержанию и исполнению. Наши дети - слушатели, а не читатели. Поэтому эстетическое воздействие на них художественного произведения во многом зависит от того, как доносит его педагог. И тут важно уяснить идейное содержание произведения, правильно понять авторский замысел, выразительно прочитать текст. Необходимо работать над овладением техническими приёмами выразительного чтения, включающими дыхание, дикцию, правильность ударения. Выразительность чтения способствует полноценному восприятию произведения.
Чтобы углубить понимание, усилить активность восприятия детьми прочитанного, следует широко использовать беседы по тексту произведений. Такими беседами направляется внимание детей на осмысление содержания, поэтичности, красоты литературного языка. Затем дети сами характеризуют образы, мотивированно оценивают их, настраиваются на сопереживание с героями произведений.
В развитии эстетических чувств и представлений особенно велика роль сказки. Она источник мудрости, выражение жизненного опыта многих поколений. Язык сказок отличается большой образностью, выразительностью, простотой и эмоциональностью.
Художественная литература о природе имеет первостепенное значение для эстетического воспитания. Природа и книги о ней доставляют детям чувство радости, воспитывают понимание прекрасного, обостряют восприятие и пробуждают творческие способности.
Современные детские писатели каждый по-своему учат юных читателей видеть всё многообразие красок и форм жизни, слышать всю полифонию звуков, чувствовать всю красоту живой природы. В их книгах дети встречают приход весны, проживают лето, любуются разноцветьем осеннего леса, по-новому, более зорко вглядываются в глушь зимнего леса в сказочном серебряном убранстве, глубже понимают эстетику природы.
В детской литературе книг о природе особенно много. Читая их, ребята проходят своеобразную школу эстетического вкуса, учатся по-новому видеть разнообразные сочетания цветов в природе и различать многочисленные оттенки одного цвета. Они заметят, что волк на мартовском снегу зелёный, утки на закате алые, что снег может быть и голубым, и серым, и розовым, а птица, летящая со скоростью семьдесят километров в час,- чёрной...
Вводя ребят в мир прекрасного, авторы многих детских книг понимают серьёзные эстетические проблемы, используют философские размышления о соотношении красоты и пользы, красоты и добра, красоты и счастья.
Первыми показателями эстетического развития детей являются образность речи, умение выразительно рассказывать сказки, читать стихотворения. Всему этому необходимо уделять большое внимание, как на занятиях, так и в свободное время. Детям надо давать задания, способствующие активизации поэтического слуха, т. е. способности выделять выразительные средства и соотносить их с содержанием. Это отгадывание и загадывание загадок. Чтение наизусть пословиц, поговорок, потешек, проигрывание дидактических игры.
Особое, действенное начало таит в себе эстетика поэзии. Красота стиха, его ритм и музыкальность овладевают всеми чувствами, сознанием и волей дошкольника. Поддаваясь силе эстетического воздействия поэзии, ребёнок чувствует желание самому участвовать в творчестве и создавать прекрасное, инсценировать знакомые сюжеты, организовывать игры-драматизации, изготовление книжек-малышек.
..
В стихах лучших современных детских поэтов - Сергея Михалкова, Агнии Барто, Ирины Токмаковой, Эдуарда Успенского, Александра Крестинского и др. эстетическое воздействие на ребёнка оказывают поэтический образ, ритм, рифма и всё интонационное богатство стихотворной речи.
Об эстетическом воздействии литературы можно говорить только тогда, когда её герои вызывают к себе определённое отношение детей, волнуют их, когда возникают яркие эмоциональные образы. Для достижения этого необходимо проводить рассматривание и сравнение иллюстраций. Чтобы иллюстрации усиливали эстетическое воздействие текста, строить работу следует по определённому плану. На одних занятиях дети рассматривают картинки, сравнение которых поможет им увидеть различные позы, движения, жесты. Другие занятия направляют на восприятие детьми художественных средств, передающих настроение героев через мимику. На следующих занятиях сравнивают иллюстрации, контрастные по цвету.
Таким образом, целенаправленная работа над иллюстрациями развивает способность понимать художественный образ через восприятие выразительных средств, повышает интерес к книге, глубже раскрывает её идею.
Роль детской литературы в эстетическом воспитании дошкольников неизмеримо велика. Детская литература развивает художественный вкус ребёнка, эстетическое восприятие действительности, учит находить подлинную красоту в повседневной жизни человека.
Практическая часть:
Вывод:
Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи. В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие речи детей через чтение художественной литературы»
Раскрытие значение речи во всестороннем развитии личности ребёнка....
Презентация для семинара-практикума с родителями: «Развитие речи детей через чтение художественной литературы»
Презентация для семинара-практикума для родителей по развитию речи детей раннего возраста через чтение художественной литературы...
Родительское собрание (во второй младшей группе) «Развитие речи детей через чтение художественной литературы»
Раскрытие значение речи во всестороннем развитии личности ребёнка....
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ ТРИЗ В ОЗНАКОМЛЕНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ. С.В. Курлыкина МБДОУ «ЦРР – детский сад № 181»
Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. Мир литературы на вдохновляет, открывает красоту окружающего мира. Где есть дети – дошкольники, там есть и сказки. И дети ...
презентация" Развитие речи детей через чтение художественной литературы"
материал полезен воспитателям на собрании с родителями на тему" роль чтения художетсвенной литературы"...
Консультация для родителей "Развитие связной речи детей через чтение художественной литературы"
Об основных видах связной речи....
Развитие речи детей через чтение художественной литературы.
Данная консультация поможет педагогам правильно и ясно организовать работу по ознакомлению детей с художественной литературой....