ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИИ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
статья (старшая группа)
Воспитание толерантности в наше время является одной из важнейших проблем. В последнее время часто возникают дискуссии о мире без насилия и жестокости, так называемом толерантном мире, в котором главной ценностью является человеческая личность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ped.chteniya.doc | 58.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Кувина Светлана Александровна,
воспитатель
МБДОУ д/с № 21 «Аленький цветочек»
ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИИ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Цель воспитания толерантности- воспитание в подрастающем поколении потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их национальной, социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения»
Д.И.Фельдштейн
Воспитание толерантности в наше время является одной из важнейших проблем. В последнее время часто возникают дискуссии о мире без насилия и жестокости, так называемом толерантном мире, в котором главной ценностью является человеческая личность. Как сформировать человека, который отвечал бы требованиям современного общества, чтобы он был успешным, коммуникабельным, имел ряд интегративных качеств. Поэтому проблема воспитания толерантности у детей на сегодняшний день должна быть одной из главных задач в дошкольном воспитании. Концепция модернизации российского образования подчеркивает: "Важнейшие задачи воспитания - формирование духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе". Целый ряд классических трудов по воспитанию детей и молодёжи (Я. А. Коменский, К. Д. Ушинский, В. И. Водовозов, А. С. Макаренко, В. С. Сухомлинский и др.), по сути, посвящен проблемам воспитания толерантности. Отстаивая ценность другой личности, уважительного отношения друг к другу, классики педагогики сформулировали важнейшие основания современного понимания толерантности. Так, К. Д. Ушинский главную цель воспитания полагал в духовном развитии человека, опирающемся на особенности его национального характера, на культурно-исторические традиции
Термин «толерантность» употребляется для обозначения адаптационных способностей организма, позволяющих ему взаимодействовать с другими, не нарушая внутреннего равновесия. Толерантность является фактором социализации личности. Вместе с тем понимание толерантности разными народами оказывается различным, так в испанском языке это способность признавать отличные от своих собственных идеи и мнения; во французском – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам; в английском – готовность быть терпимым, снисходительным; в китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным; в арабском – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим; в русском– способность терпеть что-то или кого-то, быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо. В научной литературе толерантность рассматривается, как уважение других людей, признание их равенства, отказ от доминирования и насилия как признание многообразия человеческой культуры, норм поведения и отказ от сведения этого многообразия к преобладанию какой-либо одной точки зрения.
Недоброжелательность, озлобленность, агрессивность в детской среде в последнее время имеет большое распространение, проникая в нашу жизнь через средства массовой информации, поэтому на начальном этапе нравственного развития ребенка воспитание такого качества как толерантность особая роль отведена дошкольному образованию. Терпимость, уважение, принятие и правильное понимание культур мира должно прививаться уже в детском саду. Относиться с уважением и почтением к представителям различных национальностей является неотъемлемым условием толерантного воспитания, потому что все люди равны в своих достоинствах и правах, хотя и различны по своей природе.
Так, согласно ФГОС дошкольного образования, образовательная деятельность должна проектироваться, исходя из потребностей и интересов детей, а также учитывая возрастные особенности дошкольников, мною разработана программа дополнительного образования по воспитанию толерантности у детей старшего дошкольного возраста «Народы мира». Целью программы явлется формирование устойчивого интереса к познанию русской истории и к культуре других народов. Основные задачи, которые я поставила в этом учебном году, заключаются в следующем:
- формировать общую культуру личности ребенка: прививать ценности здорового образа жизни, развивать нравственные, интеллектуальные, социальные, эстетические качества;
- познакомить детей с природой и климатом изучаемой страны, дать представление о красоте и разнообразии растительного и животного мира;
- дать представления об особенностях жизни человека, познакомить с внешним видом, жилищем, одеждой и бытом представителей изучаемой эпохи
- познакомить с традиционными занятиями данного народа.
Для достижения цели в своей работе с детьми использую такие методы и приемы как чтение детской художественной литературы; использование наглядных пособий, рассматривание картин и иллюстраций; беседы; работа с картами России, мира; развивающие, дидактические игры. Занятия кружка проходят с использованием интерактивных технологий, просмотров тематических мультфильмов и фильмов,слушание детских песен,национальной музыки разных народов. Также использую игры и упражнения на развитие невербального общения «Угадай-ка», «Любимый сказочный герой», игровые упражнения на развитие умения понимать настроение окружающих «Что можно сделать для друга», упражнения направленные на воспитание уважения к людям различных национальностей «Спиной друг к другу», «Хоровод дружбы». Обсуждаем с детьми и проигрываем ситуации, направленные на практическое применение навыков культурного поведения в игре, на занятиях, в общественных местах, на умение сопереживать взрослым и сверстникам. Большая часть занятий имеет комплексный характер включает разные виды деятельности: учебно- игровую, коммуникативно- диалоговую, исследовательскую. Основной формой занятий кружка являются занятия – путешествия.
В соответствии с первым разделом тематического плана работы кружка познакомила ребят с некоторыми народами Земли - европейцами, африканцами, азиатами. Дети узнали о том, как они живут, чем питаются, чем занимаются. Ребята довольно активно рассуждали на тему в чем сходство и отличия народов Земли. С интересом рассматривали глобус - модель нашей Земли. Свои впечатления ребята отразили в рисунках. Также дети узнали, что такое музей, какие бывают музеи и зачем нам нужны музеи. Предварительной работой перед знакомстом с музеем, было рассматривание старинных вещей дома и рассказ о том, как они появились.
Следующей темой работы нашего кружка было путешествие по ленте времени. Ребята познакомились с тем, как люди жили в прошлых веках, учились видеть отличие и находить сходство между людьми прошлого и настоящего. Как дерево не может существовать без корней, которые его питают, так и человек - без своей истории, так дети узнали кто такие славяне, о прошлом и настоящем нашего народа, их быте и традициях, о трудностях жизни в старину, богатырской славе и верности народа своему Отечеству. Очень понравилось детям знакомство с историей возникновения Москвы, ее названием, что основателем Москвы - столицы нашей Родины был князь Юрий Долгорукий. В завершении дети рисовали древнюю Москву по своему воображению, предварительно посмотрев фильм «Москва-город древний».
Таким образом, можно сказать, что организация дополнительного образования в детском саду позволяет нашим воспитанникам более полно получать информацию об изучаемых объектах или явлениях, а педагогу сделать процесс обучения максимально эффективным. Занятия кружка позволяют активизировать интерес дошкольника вначале к самому себе, потом к своему окружению, способствует воспитанию толерантности, уважения прав людей других национальностей и рас, а также обеспечивает базу развития их нравственной и правовой культуры при дальнейшем обучении в школе.
Список используемой литературы:
- Степанов П. Как воспитать толерантность? Народное образование. 2001 №9, 2002 №1, 2002 №9
- Риэрдон Б. Э. Толерантность – дорога к миру. М., 2014г.
- Журналы «Дошкольная педагогика» 2000-2010г. г.
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, М.: «Просвещение» 2009г.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Министерствообразования и науки Российской Федерации М. : 2014г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание «Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста» (с использованием информационно-коммуникационной технологии: презентации «Воспитание толерантности»)
Толерантность, как образ жизни в обществе, зависит от позиции каждого человека, его терпимости к чужим мнениям, верованиям, поведению, от принятия различий и особенностей людей. Оттого, на сколько...
«Развитие интереса к познавательно- исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, в процессе организации сюжетно-ролевой игры».
Развитие интереса к познавательно- исследовательской деятельности...
Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с Великой Отечественной войной
В начале нового тысячелетия прогресс, достигнутый человечеством в разных областях, не стал основой для взаимопонимания и взаимосближения людей, имеют место факты насилия, дискриминации, нетерпимости и...
«Трудовое воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе организации ручного труда как творческой деятельности дошкольников»
Детское творчество является специфической деятельностью, свойственной именно ребенку, и считается его универсальной способностью. Творческая деятельность удовлетворяет познавательную активность ребенк...
РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИИ ПЛАСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИИ ПЛАСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...
Обобщение и распространение педагогического опыта работы воспитателя по теме: "ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО СРЕДСТВАМ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"
Обобщение педагогического опыта работывоспитателяпо теме: "ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАПО СРЕДСТВАМ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ" вос...
Методическая разработка. «Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста по средствам театрализованной деятельности» Сценарий сказки «Как Иван Змея Горыныча победил» или «Сказка о дружбе».
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 35 «СКАЗКА» Г. ЮЖНО-САХАЛИНСКА ...