игры по нравственному воспитанию
материал (старшая группа)
Проблема нравственного воспитания личности всегда была одной из актуальных проблем. Многие педагоги – исследователи во все времена уделяли воспитанию нравственных качеств большое внимание и отмечали,что дети рано начинают чувствовать доброту, справедливость и чутко реагируют на различные проявления недоброжелательности к ним. Игры по нравственному воспитанию являются эффективным средством для воспитания высоконравственной личности дошкольника
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_na_nrv.vosp_.docx | 24.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Игра «Кто добрее»
Дети делятся на группы. Каждая группа – семья каких-либо зверей из лесного города, например: двое родителей и их детеныши. Один ребенок – добрая сова; он раздает группам карточки с названиями разных животных. Затем сова на одну минуту выходит из класса, и за это время дети из звериных семей «теряются», т.е. перебегают в другие группы. Задача совы – как можно быстрее вернуть зверят к их родителям. Затем игра повторяется. Самая добрая та сова, которая быстрее всех вернет детей в семьи и ни разу не ошибется.
Игра «Ум и доброта»
Дети делятся на пары. Один человек из пары – ум, второй – доброта. Каждая пара придумывает небольшую сценку-диалог о том, кто из них важнее и кто может быстрее помочь людям.
Игра «Добрый дождик»
Дети встают в круг. Все они добрые дождинки. В середине круга стоит – мама туча. Этому ребенку дается чашечка с волшебной водой доброты. Включается веселая музыка, и все дождинки танцуют и кружатся вокруг мамы тучи. Когда музыка обрывается, все дождинки останавливаются, а мама туча по очереди брызгает водой из чашечки на каждого в круге и спрашивает у дождинок , кому они помогли. Каждая должна придумать ответ.
Например: я увидела цветочек, зачахший от жары, и напоила его; я увидела на дороге грязную машину и помыла ее; я развеселила детей и т.д.
После того как все дождинки расскажут туче про свои добрые дела, мама туча должна повторить все, что рассказали ей дождинки.
Игра «Доброе дело»
Прочитайте детям пословицу: «Доброе дело, что дождь в засуху».
Раздайте детям карточки с рисунками любых предметов или явлений окружающего мира, например: солнце, вода, ветер, земля, деверья, дом, мебель, посуда, одежда, книга и т.д. Каждый должен рассказать о доброте того, кто ему достался на карточке, не называя. Дети должны угадать, о ком рассказывали их друзья. Например: поит, умывает (вода); укрывает, защищает от непогоды, дарит уют (дом) и т.д.
Игра «Цветок доброты»
Педагог рисует на доске большой цветок доброты с серединкой в виде сердца. Дети должны подумать обо всем добром, что они могут сделать друг для друга, что бы им всем жилось интереснее. Каждый добрый поступок, о котором расскажут дети, дарит цветку новый лепесток. Чтобы цветок доброты ожил, в течение дня дети выполняют то, о чем они рассказывали.
Игра «Добрый виноград»
Раздайте детям карточки с названиями разных птиц, животных или насекомых. Дети должны придумать и нарисовать, как и чем ягоды винограда могут послужить тем или иным лесным обитателям.
Например: лисица может сделать из них модные сережки; заяц сделает из их мякоти сок; белка съест мякоть, а косточки посадит в землю, чтобы из них выросла новая виноградная лоза; пчела приготовит из них виноградную кашу и угостит ею своих подружек.
Игра «Доброе сердце»
Прочитайте детям пословицу: «Добрым сердцем мир держится».
Поделите детей на пары. Один ребенок в паре – соловей, другой – муравей. Дети должны составить небольшие сценки-диалоги о том, как друзья помогали друг другу или разным лесным обитателям в трудные минуты жизни.
«Я хороший – я плохой»
Цель: развитие рефлексии и самоанализа.
Детям предлагается нарисовать рисунок, автопортрет, на котором должны быть нарисованы как их хорошие, так и плохие качества. Если дети затрудняются, то можно поговорить с ними о том, какие качества они считают плохими, а какие хорошими и почему. Как можно нарисовать плохое качество, а как хорошее? Какого они могут быть цвета и какой формы?
«Настроение»
Цель: умение описывать свое настроение, развитие понимания настроения других, развитие эмпатии, ассоциативного мышления.
Создается цветопись настроения группы. Например, на общем листе ватмана с помощью красок каждый ребенок рисует свое настроение в виде полоски, или облачка, или просто в виде пятна. Возможен другой вариант: из корзинки с разноцветными лепестками из цветной бумаги каждый ребенок выбирает для себя лепесток, цвет которого наиболее подходит к цвету его настроения. Затем все лепестки собираются в общую ромашку. Можно предложить детям сочинить спонтанный танец настроения.
«Дракон»
Играющие становятся в линию, держась за плечи. Первый участник — * голова», последний — «хвост» дракона. «Голова» должна дотянуться до хвоста и дотронуться до него. «Тело» дракона неразрывно. Как только «голова» схватила «хвост», она становится «хвостом». Игра продолжается до тех пор, пока каждый участник не побывает в двух ролях.
Правдивость
Игра «Сердечко честности»
Дети встают в круг и получают от педагога по цветному фломастеру. Педагог дает кому-то одному вырезанное из картона сердечко честности, разделенное на клеточки по количеству детей в группе. Получивший сердечко рассказывает о своем честном поступке, а затем закрашивает одну из клеточек фломастером. После этого сердечко передается дальше по кругу. В результате игры в группе рождается разноцветное сердечко честности.
Игра «Честные люди»
Прочитайте детям пословицу: «Где правда, там и счастье».
Раздайте детям карточки с рисунками представителей разных профессий. Дети должны рассказать, как представители тех или иных профессий помогут людям стать счастливее, если всегда будут поступать правдиво. Например: честный повар будет готовить еду только из самых свежих продуктов; честный врач будет давать больным лучшие лекарства и т.д.
Рисунок «Солнышко справедливости»
Попросите детей нарисовать солнышко правдивости без лучиков и повесить свой рисунок на стенд. Всякий раз, когда детям захочется кого-либо обмануть, они должны вспомнить о солнышке и стараться поступить честно, а затем подрисовать солнышку лучик. В конце недели по солнечным лучикам дети считают, сколько раз за неделю солнышко правдивости помогло им быть честными.
Игра «Круг честности»
Дети делятся на две команды. Члены одной команды встают в круг на расстоянии вытянутой руки друг от друга и ,взявшись за руки, поднимают их вверх. Это круг честности. Вторая команда встает в цепочку друг за другом и под веселую музыку вбегает и выбегает из круга честности подобно ручейку. Когда музыка останавливается, дети, образующие круг честности, опускают руки и никого не выпускают из круга. Те, кто остались в круге, по очереди рассказывают о каких либо честных поступках. Затем команды меняются местами.
Игра «Не обманывай»
Дети по группам отвечают на один из нижеприведенных вопросов. Что происходит:
1.когда дети обманывают своих родителей?
2.когда родители обманывают своих детей?
3.когда врачи обманывают больных?
4.когда учителя обманывают учеников?
5.когда ученики обманывают учителей?
6.когда правители обманывают народ?
7.когда братья и сестры обманывают друг друга?
После того как дети ответят на вопросы, вместе с педагогом они обсуждают, как научиться никогда не обманывать друг друга.
Игра «Честные старцы»
Дети делятся на пары. Один человек из пары – старец, другой – житель деревни. В игре старец должен объяснить жителю деревни, как поступает честный человек в разных ситуациях, например: идет в гости; готовит еду; выбирает себе будущую жену (мужа); навещает родителей; обрабатывает землю и т.д.
Игра «Волшебные слова»
(просмотрев или прослушав отрывок из сказки, дети должны отгадать «волшебное слово», которое главный герой «тихо» произнёс в адрес своего собеседника, обращаясь к нему с просьбой, благодарностью или за советом, а также подобрать другие уместные в данной ситуации этикетные формулы вежливого приветствия, прощания, извинения и пр.).
Игра «Что дальше?»
(дошкольникам предлагают сочинить всевозможные сюжеты и концовки к знакомым сказкам с учетом изменения обстоятельств, в которые попадают герои, – ситуации морального выбора между добром и злом, ситуации спасения главного героя, ситуации, требующие проявления отзывчивого, доброжелательного отношения к окружающим).
«Словесный портрет главного героя сказки»
(детям предлагают составить нравственный портрет героя народной сказки и попытаться объяснить, доброжелателен персонаж по отношению к окружающим или нет).
«Путешествие в страну Добронравию»
(дети отправляются на специальной машине в путешествие, во время которого они делают остановки и имеют возможность понаблюдать за жизнью сказочных героев, а также оценивают увиденное с точки зрения норм нравственного поведения).
«Изобрази свою сказку»
(дошкольникам предлагается возможность вообразить себя художником-иллюстратором и рассказать, какие картинки они нарисовали бы к любимой сказке).
«Путаница»
позволяет закрепить знания о героях любимых народных произведений, обсудить их поступки, а также последствия совершенных дел для окружающих.
«Сборник сказок»
составляется из детских рисунков с изображением главных героев и может быть использован для обсуждения многообразия и значимости добрых поступков.
«Угадай»
(детям предлагается прослушать рассказ педагога о сказочном персонаже и отгадать, о ком идет речь, а также обсудить качества, которыми он обладает, и чему у него можно поучиться) [12–13]. Для примера предлагаем вашему вниманию фрагмент сценария
«Путешествие в волшебную страну».
Этот сценарий разработан в форме путешествия с несколькими остановками, во время которых дошкольники просматривают инсценированные отрывки, содержательно направленные на приоритет общечеловеческих ценностей, и имеют возможность оценить поступки главных героев сквозь призму нравственности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра - школа нравственного воспитания
Игра в жизни ребёнка - важный вид деятельности, удовлетворяющий его стремление к движению, к действиям, к осмысливанию впечатлений, окружающей жизни....
Подвижные игры в нравственном воспитании детей
Нравственное воспитание детей является одной из важных задач воспитания, главным стержнем формирования личности.Одним из средств нравственного воспитания является игра – это основная деятельность дете...
Роль игры в нравственном воспитании детей
материал для родителей...
игры по нравственному воспитанию
Картотека игр по нравтвенному воспитанию для длетей старшего дошкольного возраста проводимые как в режимные моменты так и включая в занятия с детьми....
РОЛЬ ИГРЫ В НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
РОЛЬ ИГРЫ В НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ...
Игры по нравственному воспитанию
Игры по нравственному воспитанию...
Музыкальная копилка.Музыкальные игры. "Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами музыки".
Материал представляет собой подборку и описание музыкальных игр, способствующих формированию доброжилательных и дружеских отношений....