Гражданско – патриотическое воспитание детей в наше время
консультация (младшая группа)
проблема гражданского и патриотического воспитания детей дошкольного возраста становится одной из актуальных. Это чувство не возникает у людей само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
grazhdansko.docx | 16.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Гражданско – патриотическое воспитание детей в наше время
Штундер М.П.
Проблема гражданско - патриотического воспитания подрастающего поколения в истории отечественной педагогики всегда занимала достойное место А.С. Макаренко, В.А Сухомлинский, Р.И Жуковская, А. П. Усова и др. в своих работах подчеркивали необходимость воспитания гражданско-патриотических чувств у детей, начиная с дошкольного возраста. В связи с этим проблема гражданского и патриотического воспитания детей дошкольного возраста становится одной из актуальных. Это чувство не возникает у людей само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитания.
В последнее время появился термин «новый патриотизм», который включает в себя чувство ответственности перед обществом, чувство глубокой привязанности к семье, дому, Родине, родной природе, толерантное отношение к другим людям. Формирование личности ребенка, его воспитание начинаются с воспитания чувств через мир положительных эмоций, через обязательное приобщение к культуре, обеспечение духовной и интеллектуальной пищей, в которой он так нуждается.
В нашем детском саду при организации гражданско-патриотического воспитания детей ставятся следующие цели:
- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
- формирование бережного отношения к природе и всему живому;
- развитие интереса к русским традициям и промыслам;
- формирование элементарных знаний о правах человека;
- расширение представлений о городах России;
- знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Данные цели достигаются во всех видах детской деятельности.
Чтобы достичь поставленных целей, мы организуем работу по патриотическому воспитанию с создания для детей теплой, уютной атмосферы, стараясь, чтобы каждый день ребенка в детском саду был наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми. Ведь с воспитания чувства привязанности к родной семье, родному детскому саду, родной улице, начинается формирование того фундамента, на котором
будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству.
Гражданско-патриотическое воспитание детей включает в себя 5 блоков:
Я и моя семья. Мир ребенка начинается с его семьи. Дети получали знания о своем ближайшем окружении, семье, у них воспитывалось гуманное отношение к своим близким, уточнялись представления о занятиях близких людей, семейных историях, традициях.
Детский сад. В младших и средней группах через игры, экскурсии, прогулки, занятия учили ориентироваться в помещениях детского сада, здороваться с педагогами и детьми, прощаться, бережному отношению к игрушкам и книгам, поддерживать порядок в группе. В старших и подготовительной к школе группах учили свободно ориентироваться на территории и в помещении детского сада, приобщали к мероприятиям, которые проводятся в детском саду, учили соблюдать правила уличного движения и технику безопасности, набирать телефонные номера экстренной помощи, учили быть внимательными к сверстникам и заботиться о младших детях. Воспитывали бережное отношение к детским игровым постройкам.
Родная природа. Любовь к природе – одно из проявлений патриотизма. Важно прививать детям умение эстетически воспринимать красоту окружающего мира, относиться к природе поэтически, эмоционально, бережно, поощрять желание детей больше узнать о родной природе.
Родное село. Родная страна. Дети получали знания краеведческие сведения о родном селе, об истории его возникновения, о его достопримечательностях, учреждениях, знаменитых земляках.
Из этого блока дети получали о географические сведения о территории нашей страны (глобус, карта). В средней группе познакомились с государственными символами России: герб, флаг, гимн. В старшей группе расширялось представление о значении государственных символов России, воспитывалось уважительное отношение к ним. Дети знакомились со столицей нашего государства, другими городами России, знаменитыми россиянами. При этом у детей формируется представление о том, что Россия – многонациональная страна с самобытными, равноправными культурами. Формируются также основы гражданско-патриотических чувств: любовь, гордость и уважение к своей стране, её культуре, осознание личной причастности к России.
Родная культура. Очень важно привить детям чувство любви и уважения к культурным ценностям и традициям русского народа. На занятиях этого блока мы знакомим детей с устным народным творчеством: сказками, праздниками, народным декоративно-прикладным искусством. Стараясь сформировать у детей общее представление о народной культуре, её богатстве и красоте регулярно устраиваем экскурсии в наш мини-музей, где наши воспитанники знакомятся с предметами русского быта.
Помимо специально организованных занятий, бесед, целевых прогулок большая роль в реализации данных блоков отводится совместной деятельности взрослых с детьми. Используются дидактические, подвижные, настольные, сюжетно-ролевые игры с детьми, которые помогают формировать соответствующие знания и навыки.
Наибольший эмоциональный отклик у детей вызывают праздники, утренники, массовые мероприятия, способствующие развитию патриотических чувств:
- Тематический досуг ко Дню матери
- Новогодний утренник
- День защитников Отечества
- Масленница
- День Победы
- День защиты детей
- Конкурсы, викторины, соревнования
Хочется верить, что проводимая работа по гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников в нашем детском саду будет фундаментом для воспитания будущего поколения, обладающего духовно-нравственными ценностями, гражданско-патриотическими чувствами, уважающими культурное, историческое прошлое и настоящее России.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование системы ценностей и норм, лежащих в основе отечественной культуры, системы гражданско-патриотического воспитания. Этнокультурное образование как основа для формирования патриотических чувств дошкольников. (Из опыта работы)
В данной статье описывается опыт работы коллектива МБДОУ ДС №3 "Ласточка" города Мегиона Ханты-Мансийского округа-Югры по организации работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного...
Непосредственно образовательная деятельность по разделу «Гражданско-патриотическое воспитание» в средней группе на тему «Наша дружная семья»
Продолжать формировать представление детей о семье, и её членах, об эмоциональном состоянии членов семьи....
Стенгазета "Ваш выбор - наше счастливое детство" в старшей группе (Гражданско-патриотическое воспитание)
Цель: углублять знания детей о правах человека.Программное содержание: Упражнять детей в умении выходить из затруднительной ситуации, самостоятельно определять свои возможности в выборе задания....
«Путешествие по Нашей Родине» Конспект НОД по гражданско-патриотическому воспитанию
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад №56 «Северяночка» герб дс северяночка «Путешествие по Нашей Родине» Конспект...
Дошкольное детство - важнейший период становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре. Гражданско-патриотическое воспитание сего
Символы государства имеют собственную историю. В своем развитии они прошли долгий путь, в них был заложен глубокий смысл, их создателями двигали прекрасные и добрые идеи. Пр...
тезисы "Опытно-эксперементальная патриотическое воспитаниедетей"
ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ...
Дидактическая игра по гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников в подготовительной группе «Наша страна –Россия»
Дидактическая игра по гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников в подготовительной группе...