Проект по развитию творческих способностей детей через аппликацию из нетрадиционных материалов «Страна Аппликандия»
проект по конструированию, ручному труду (младшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Проект по развитию творческих способностей детей
через аппликацию из нетрадиционных материалов
«Страна Аппликандия»
(вторая младшая группа)
Разработали:
МолоковаЕ.Н.
Участники проекта: воспитатели, родители и дети второй младшей группы.
Целевая группа: дети второй младшей группы.
Срок реализации: с октября 2014г. по май 2015г.
Предмет исследования:аппликация из нетрадиционных материалов как фактор развития творческих способностей у детей 2-й младшей группы.
Проблема:
- Недостаточность дидактического материала для занятий по художественному творчеству.
- Недостаточное внимание к проблеме на раннем этапе развития детей (в младшем дошкольном детстве) со стороны родителей.
- Недостаточность знаний, опыта работы у детей дошкольного возраста по проблеме изобразительного творчества по средствам нетрадиционных техник аппликации.
Цель: Поддержание интереса к художественному творчеству на основе использования нетрадиционных материалов и техник создания образа, развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста.
Задачи:
Дети:
Развивать творческие способности, самостоятельность.
Поддерживать устойчивый интерес к художественному творчеству.
Расширить представления детей о нетрадиционных способах аппликации, возможностях изобразительных материалов.
Формировать наблюдательность и внимание при создании аппликаций.
Прививать интерес к нетрадиционным техникам аппликации.
Развивающая среда:
Обогатить развивающую среду, способствующую поддержанию (формированию) интереса к художественному творчеству.
Родители
Привлечь родителей к процессу развития художественных способностей (возможностей) детей.
Ожидаемый результат:
- Повышение активности каждого ребёнка - участника проекта в использовании нетрадиционных техник и материалов в самостоятельной деятельности.
- Проявление устойчивого интереса к изобразительной деятельности у детей 2-й младшей группы.
- Развитие сенсорных умений, мелкой моторики.
- Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах развития творческих способностей детей, переориентация ценностных установок в значимости данного вида детской деятельности.
Основное содержание и методы реализации проекта
Этапы реализации проекта:
Подготовительный этап:
- Определение проблемы, цели и задач проекта.
- Изучение литературы, подбор материала (теоретическое обоснование), нахождение и установление эффективных связей с родителями.
Практический этап:
- Выявление уровня способностей в художественном творчестве детей.
- Создание развивающей среды на основе различных видов искусства, предметного окружения.
- Создание программно-методических и организационных условий для реализации инновационного проекта:
- Разработка мероприятий по развитию творческих способностей на основе нетрадиционных техник аппликации с использованием различных материалов для детей младшего дошкольного возраста.
- Разработка рекомендация буклетов для родителей и воспитателей в рамках проекта,
- Разработка плана мероприятий, конкурсов и выставок,
- Организация работы по реализации проекта
- Совместная художественная деятельность детей и родителей при подготовке выставок и конкурсов работ.
Итоговый этап
- Подведение итогов работы – диагностика, выставка работ, итоговая презентация.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Творчество детей-это глубоко
своеобразная сфера их духовной жизни,
самовыражение и самоутверждение,
в котором ярко раскрывается индивидуальная
самобытность каждого ребенка»
Дошкольное детство - возрастной этап в решающей степени определяющий дальнейшее развитие человека. Общепризнанно, что это период рождения личности, первоначального раскрытия творческих способностей ребёнка, становления основ индивидуальности (Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, Ж.Пиаже, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин и др.).
Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребёнка и отвечает его природе, тем успешнее идёт его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления.
Одним из наиболее близких и естественных для ребёнка-дошкольника видов деятельности, является художественное творчество, оно имеет большое значение в решении задач эстетического воспитания, так как по своему характеру является художественной деятельностью, а в частности аппликация влияет на всестороннее развитие и воспитание дошкольника:
Аппликация в переводе с латинского обозначает «прикладывание». Это один из видов изобразительной техники. В его основе лежит вырезание различных деталей и наложение их на фон в определенном порядке. Детали закрепляют на основе с помощью различных клеев, ниток. В настоящее время в аппликации можно использовать самые разнообразные элементы: различные виды бумаги, ткани, нитки, соломку, мех, скорлупу, песок, бересту, высушенные растения, листья, семена и другие природные материалы.
В настоящее время воспитатели дошкольных образовательных учреждений склоняются к обучению детей нетрадиционным техникам аппликации.
Работа с различными материалами, в различных художественных техниках расширяет возможности ребенка, развивает чувства цвета, гармонии, пространство воображения, образное мышление, творческие способности. Создавая красивые аппликации своими руками, видя результат своей работы, дети испытывают положительные эмоции.
Перспективный план проекта «Страна Аппликандия»
Месяц | Тема совместной деятельности | Программное содержание | Материалы и оборудование |
ОКТЯБРЬ | Мониторинг творческих способностей | ||
НОЯБРЬ Ноябрь | «Осенняя берёзка» | Познакомить детей с новой техникой объёмной аппликации — торцевание. Закреплять знания о строении дерева на основе березы. Развивать творческие способности, умения. Развивать эстетический вкус. Воспитывать самостоятельность при выполнении работы. | Цветная гофрированная бумага желтого, зеленого, темно-зеленого цвета, нарезанная в форме квадратов 1,5*1,5см; стержень от шариковой авторучки, пластилин, листы картона, листы белой бумаги, фломастер черного цвета. |
«Мухоморы на полянке» | Продолжать учить детей работать с трафаретом. Обрывать полоски из салфеток, скатывать их в комочки. Активизировать словарь детей: обрывать, скатывать, комочки, мухомор, ядовитый; продолжать развивать мелкую моторику рук, воспитывать аккуратность в работе. | Альбомный лист, силуэт мухомора, цветная бумага красного, желтого и зелёного цвета, белые салфетки, ножницы, клей ПВА. | |
ДЕКАБРЬ | «Зимние картинки» | Развивать творческие способности детей; закреплять умение создавать картину из подручных средств (вата, манная крупа и фольга); воспитывать эстетическое восприятие окружающего, умение любоваться картинами художников. Обобщать знания детей о характерных признаках зимы . Способствовать развитию свободного речевого общения со взрослыми; расширять и активизировать словарный запас детей; побуждать радоваться результатам своей деятельности и деятельности товарищей. Приобщать к слушанию музыки, эмоционально на нее реагировать. | Вата, фольга, манная крупа, картон, клей, заготовки зимних картин, иллюстрации времени года «Зима», кисточки, салфетки, музыка Чайковского «Времена года. Декабрь», кукла Дед Мороз, книга «Дед Мороз и лето», ширма. |
«Украсим ёлочку» | Закрепление названия времени года и сезонных изменений в природе; знакомство с методом нетрадиционных техник аппликации; развитие мелкой моторики рук; закрепление названия цветов. Воспитывать аккуратность, усидчивость. | Объемная елочка из картона; разноцветные бусинки, бисер, паетки, салфетки для кисточек, клей; ёмкости для клея, кисточки для клея; наряженная елка. | |
ЯНВАРЬ | «Украсим шляпку» | Систематизировать элементарные знания детей о головных уборах (беретки, шапки, шляпы, колпаки). Формировать умение самостоятельно выбирать цветовую гамму, соответствующую радостному настроению. Развивать творческие способности, цветовое восприятие, совершенствовать мелкую моторику пальцев рук и кистей. Вызвать положительный отклик на результаты своего творчества. | Цветной картон, клеенки, кисточки, ножницы, клей, пуговицы, бисер, бусы. |
ФЕВРАЛЬ | «Праздничная Валентинка» | Формирование знаний детей о традиции празднования дня Святого Валентина; закрепление художественно-творческих представлений и навыков. Познакомить детей с новым природным материалом и его применением. Освоение техники работы с кофейными зёрнами. Продолжать учить отгадывать загадки. Развивать кругозор и словарный запас детей, развивать познавательные навыки, продолжать развивать навыки аппликации; мелкую моторику рук; развивать у детей фантазию. Воспитывать любознательность, аккуратность. | Магнитная доска, старые открытки, кофейные зёрна, бантики из атласных лент, кисточки, клеёнки, салфетки для каждого ребёнка, подставки для кисточек, клей. |
«Весёлый снеговик» | Закреплять у детей практические навыки аппликации. Упражнять детей в комбинировании двух различных техник при объёмном изображении выразительных образов снеговиков. Развивать мелкую моторику, воспитывать аккуратность. | Плотная бумага серого, голубого и других цветов или цветной картон, мягкие белые салфетки для скатывания их в комок либо обрывания, кусочки цветных салфеток для глаз и пуговиц, вырезанные из бумаги нос морковкой и шапочка, кисть, клей ПВА в блюдце, педагогические эскизы с изображениями снеговиков разными техниками. | |
МАРТ | «Ёжик» | Формирование и закрепление художественно-творческих представлений и навыков. Познакомить детей с новым природным материалом и его применением. Освоение техники работы с ёлочными иголками. Продолжать учить отгадывать загадки. Развивать кругозор и словарный запас детей, развивать познавательные навыки, продолжать развивать навыки аппликации; мелкую моторику рук; развивать у детей фантазию. Воспитывать любовь к родной природе; любознательность, аккуратность. | Магнитная доска, иллюстрации с изображением диких животных и ели, игрушка Ёж; трафареты ежей, кисточки, клеёнки, салфетки для каждого ребёнка; тарелки с еловыми иголками, подставки для кисточек, клей, «полянка» — ткань, магнитофон. |
«Цветы» | Учить детей создавать объемную аппликацию на листу бумаги из ткани, оформляя ее нетрадиционными методами рисования. Учить детей красиво выстраивать композицию на листе, развивать воображение, фантазию и мелкую моторику. | Красивые кусочки ткани, вырезанные по контуру цветка; белая бумага в форме овала; тарелочка, гуашь. Мешочек с разноцветными лоскутками. Кисти для клея. Тряпочки и клеенка. Специально изготовленные «тычки» по количеству детей: колпачок от фломастера с вставленным внутрь поролоном. | |
АПРЕЛЬ | «Барашек» | Показать детям, как аккуратно распределять пряжу по шаблону. Совершенствовать навыки работы детей с материалом, бумагой, клеем ПВА. Способствовать формированию умения планировать и заранее продумывать весь ход работы. Развивать самостоятельность, организованность, дисциплинированность. Развивать воображение и творческие способности. Воспитывать у детей аккуратность, уважение к результатам труда. | Образец, шаблон барашков, картон голубого цвета, шерстяная или синтетическая пряжа белого, жёлтого и серого цвета, цветная и белая бумага, простой карандаш, клей, кисточка, клеенка, салфетка. |
«Весенний лужок» (Коллективное создание картины) | Закрепить технические навыки и приёмы работы с тестом: пользоваться скалкой, раскатывать тесто, вырезать детали по шаблону ; повысить сенсорную чувствительность (цвет, форма, пластика, фактура) ; развивать мелкую моторику рук, эстетическое восприятие; воспитывать любовь к природе, желание передавать её красоту в своём творчестве; учить детей видеть конечный результат. Воспитывать аккуратность, усидчивость, умение работать коллективно. | Мука, соль, вода, клей ПВА, стаканчики, гуашь, цветное солёное тесто, шаблоны (цветы, бабочки, солнце, облака, дощечки, стеки, салфетки, рамка для картины. | |
МАЙ | Итоговый мониторинг творческих способностей |
План реализации проекта
№ п/п | Этапы работы | Мероприятия |
1. | Подготовительный | 1.Определение проблемы, цели и задач проекта. 2.Изучение литературы, подбор материала (теоретическое обоснование), нахождение и установление эффективных связей с родителями. |
2. | Практический | 1. Мониторинг творческих способностей детей. 2. Обогащение развивающей среды. 3. Разработка мероприятий для детей по теме проекта. 4.Разработка рекомендация буклетов для родителей и воспитателей в рамках проекта. 5.Проведение семейного конкурса аппликаций из нетрадиционных материалов «». 6. Организация выставок детских работ. |
3. | Итоговый | 1.Итоговый мониторинг творческих способностей детей. 2. Итоговая выставка детских работ. 3.Ознакомление родителей с результатами реализации проекта 4.Ознакомление педагогов ДОУ (проектный совет, презентация) |
Отчёт по проекту
Значение совместной деятельности педагога с детьми аппликацией, в том числе и с использованием нетрадиционных техник и материалов, для образования дошкольников исторически и научно доказано. Аппликация имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует формированию и развитию многих личностных качеств , ее психических и эстетических возможностей, а также творческих способностей детей.
На базе нашей группы реализовывался проект «Страна Аппликандия» по развитию творческих способностей детей через аппликацию из нетрадиционных материалов.
Участники проекта: воспитатели, родители и дети второй младшей группы.
Срок реализации: с октября 2014г. по май 2015г.
Предмет исследования: аппликация из нетрадиционных материалов как фактор развития творческих способностей у детей.
Проблема:
- Недостаточность дидактического материала для занятий по художественному творчеству.
- Недостаточное внимание к проблеме на раннем этапе развития детей (в младшем дошкольном детстве) со стороны родителей.
- Недостаточность знаний, опыта работы у детей дошкольного возраста по проблеме изобразительного творчества по средствам нетрадиционных техник аппликации.
Цель: Поддержание интереса к художественному творчеству на основе использования нетрадиционных материалов и техник создания образа, развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста.
Задачи:
Дети:
Развивать творческие способности, самостоятельность.
Поддерживать устойчивый интерес к художественному творчеству.
Расширить представления детей о нетрадиционных способах аппликации, возможностях изобразительных материалов.
Формировать наблюдательность и внимание при создании аппликаций .
Прививать интерес к нетрадиционным техникам аппликации.
Развивающая среда:
Обогатить развивающую среду, способствующую поддержанию (формированию) интереса к художественному творчеству.
Родители
Привлечь родителей к процессу развития художественных способностей (возможностей) детей.
Проект реализовывался в три этапа:
1.Подготовительный этап. На этом этапе определили проблему, цель и задачи проекта; изучали литературу, подбирали материала (теоретическое обоснование), находили и устанавливали эффективные связи с родителями.
2. Практический этап. На этом этапе был проведён мониторинг творческих способностей детей. В результате было выявлено, что на высоком уровне творческие способности были развиты только у 16,5% детей (4 ч.), на среднем уровне 67% (16 д.), на низком уровне у 16,5% детей (4 ч.). На этом же этапе было разработано: перспективный план на год, конспекты мероприятий для проведения совместной деятельности с детьми по аппликации из нетрадиционных материалов. В ходе совместной работы с родителями было собрано большое количество материалов для творчества: ткань, пуговицы, ракушки, макароны, различные крупы, листья и многое другое.
Было проведено: Совместная деятельность с детьми, где результатом детской деятельности стали как индивидуальные, так и коллективные работы; совместная НООД с участием родителей и детей «Путешествие в мир мыльных пузырей», о котором родителями были написаны только положительные отзывы; проведён семейный конкурс аппликации из нетрадиционных материалов «Страна Аппликандия»; для родителей организована выставка детских работ.
3. Итоговый этап. На этом этапе проведён итоговый мониторинг развития творческих способностей у детей 2-й младшей группы. Диагностические данные показали, что развитие творческих способностей у детей в конце года на высоком (60%) и среднем (40%) уровнях. Исходя из этого, можно сделать вывод, что дети приобрели определенные умения и навыки в этом виде обучения:
- умение создавать работу из готовых форм,
- умение располагать элементы в соответствии с его местом и назначением, развиты сенсорные умения, мелкая моторика,
- умение создавать картину из подручных средств,
- аккуратность при выполнении работ,
- умение красиво выстраивать композицию на листе.
В холе 1 корпуса была оформлена итоговая выставка «Страна Аппликандия», в рамках которой представлены индивидуальные детских и коллективные семейные работы.
Вывод:
Работа по аппликации с различными нетрадиционными материалами расширяет возможности ребенка, развивает чувства цвета, гармонии, пространство воображения, образное мышление, творческие способности. В создании поделок из таких материалов доставляет детям огромное наслаждение.
Используя в своей работе изготовление аппликаций из нетрадиционных материалов, мы усиливаем интерес ребёнка к данной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческих способностей через нетрадиционные формы аппликации у детей дошкольного возраста
Папка-передвижка для родителей и воспитателей...
«Развитие творческих способностей через аппликацию с использованием нетрадиционных приёмов и материалов"
Презентация...
«Развитие творческих способностей через нетрадиционные формы аппликации у детей дошкольного возраста» .
laquo;Творчество не приходит к детям по какому-то наитию. Творчеству надо учить. Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества».(В.А. Сухомлинс...
«Развитие творческих способностей через нетрадиционные формы аппликации у детей дошкольного возраста» - консультация для родителей.
Консультация для родителей "Развитие творческих способностей через нетрадиционные формы аппликации у детей дошкольного возраста"...
Консультация для родителей «Развитие творческих способностей через нетрадиционные формы аппликации у детей дошкольного возраста».
У каждого человека есть потребность в творческой деятельности и творческие способности. Но, к сожалению, часто они остаются не реализованными. В детстве человек ищет возможности реализовать свой творч...
«Развитие творческих способностей через нетрадиционные формы аппликации у детей дошкольного возраста»
В дошкольном возрасте процесс познания у ребёнка происходит эмоционально-практическим путём. Ребёнок стремится к активной деятельности и важно не дать этому стремлению угаснуть, а способствоват...
Консультация для родителей «Развитие творческих способностей через нетрадиционные формы аппликации у детей дошкольного возраста»
Консультация для родителей «Развитие творческих способностей через нетрадиционные формы аппликации у детей дошкольного возраста»...