Технологическая карта НОД на тему: "Герой"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста.

Закрепление навыков речевой продуктивной деятельности с элементами технологии ОТСМ ТРИЗ.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тюменская область Ханты – Мансийский автономный округ - Югра

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей «Снегурочка»

Технологическая карта

по образовательной области «Речевое развитие»

Раздел «Развитие речи»

в подготовительной группе

Название: «Герой»

Составила: воспитатель Пислегина Лариса Николаевна

г. Югорск, 2020г

Цель: закрепление навыков речевой, продуктивной деятельности на патриотическом материале.

Задачи: 

Образовательные:

- закрепить умение детей находить объекты по указанным признакам;

- систематизировать знания детей о том, как защищали свою Родину люди в годы Великой Отечественной Войны;

- продолжать формировать умение детей составлять загадки, используя связки «Как», «Но не»;

- способствовать умению комбинировать информацию, делать самостоятельный выбор наиболее интересных ответов, оценивать их.

Развивающие:

- совершенствовать умение воспитанников находить объект ссужать поле поиска объекта отсекая лишние признаки, с помощью наименьшего количества вопросов в трёхмерном пространстве;

- активизировать словарь по теме, обогащать речь детей;

- совершенствовать навыки речевой творческой деятельности, закреплять умение детей называть прилагательные и родственные слова к слову «герой».

Воспитательные:

- воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине, уважение к старшему поколению, героям Великой Отечественной войны.

- снять эмоциональное напряжение, расширять знания детей об армии, закреплять умение чётко произносить звуки.

- формировать ощущение собственной значимости, воспитывать активную, стойкую жизненную позицию, активно участвовать в диалоге с воспитателем.

Материалы и оборудование.

  1. Объекты: фляжка, шлем танкиста, орден (медаль);
  2. Звезда;
  3. Медали по количеству участников, портрет ветерана (Приложение 3)
  4. Морфотаблица, картинки: лётчик, танкист, моряк, артиллерист…(Приложение 1,2)
  5. Планшеты для составления загадок;
  6. Картинки для загадок (танк, медаль, самолёт…), (Приложение 5)

Этап, его продолжительность

Задачи этапа

Методы, формы,

приемы, возможные виды деятельности, № или образ слайда из мультимедийной презентации.

Деятельность педагога, расположение

Предполагаемая деятельность воспитанников, расположение

Организационный этап

4 мин

Закрепить умение детей находить объекты по указанным признакам.

Совершенствовать умение воспитанников находить объект ссужать поле поиска объекта отсекая лишние признаки, с помощью наименьшего количества вопросов в трёхмерном пространстве

1. Д/И «Найдите объект по указанным признакам»

2.Трёхмерная «Да нетка» «Найти объект»

- Ребята, я хочу поговорить на очень важную тему. Какая это будет тема вы узнаете, когда найдёте объекты в нашей группе и определите, как они связаны между собой (значок с георгиевской ленточкой, фляжка).

1. Найдите объект по указанным признакам

- по форме – круглый (значок);

- по цвету – белый, синий, красный;

- по материалу - металл.

-  Найдите объект в пространстве

(трёхмерная «Да нетка»)

- все встаём центр групповой комнаты и задаём вопросы, на которые я могу ответить только «Да», «Нет»

- Вот сколько объектов мы нашли. Догадались, на какую темы мы сегодня будем говорить?

Правильно наш разговор пойдет на военную тему и связан он с…

Дети входят в группу, приветствие гостей детьми.

Дети находят в группе объект по указанным признакам.

- Этот объект находится впереди…(Нет)

- Этот объект находится сзади…(Нет)

- Этот объект находится справа…(Нет)

Этот объект находится слева… (Да)

- Слева по центру? (Нет),

- В левом переднем углу? (Нет)

- В левом заднем углу? (Да)

- Это фляжка? (Да)

- о войне

- Годом памяти и славы, посвящённым 75-летию Победы.

Актуализация,

5 мин

Систематизировать знания детей о том, как защищали свою Родину люди в годы Великой Отечественной Войны Активизировать словарь по теме, обогащать речь детей.

Д\И «Скажи, кто воевал»

 Ребята, посмотрим на экран.

(Родитель рассказывает о своём дедушке)

ТЕКСТ: - Здравствуйте, меня зовут .., сегодня я хочу рассказать вам о своём дедушке, который во время войны  был связистом. Звали его…

- А вы знаете, кто воевал на войне?

Вывод: вот сколько людей сражались на войне.

- Дети садятся на ковёр и смотрят на экран.

- Дети сидят на ковре, называют слова, передавая звёздочку друг другу:

- летчики, моряки, танкисты, солдаты, санитары, врачи, артиллеристы, минометчики, саперы, пограничники, связисты, автоматчики, телефонисты.

Совершенствовать навыки речевой творческой деятельности, закреплять умение детей называть прилагательные и родственные слова к слову «герой». Воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине, уважение к старшему поколению, героям Великой Отечественной войны

Д\И «Герой»

2. Ребята, ещё раз посмотрим на экран.

(Родитель рассказывает о своём дедушке)

 «Мой дед совершил на войне героический подвиг.  Он…Простой солдат был героем?  А вы знаете кто такой герой?

– Какими были на войне наши солдаты? Подберите качества, за каждое названное качество наградите героя медалью.

 - Ребята, какие вы знаете родственные слова к слову «герой»?

Вывод:

-Дети снова садятся на ковёр и смотрят на экран.

- Это человек, который совершил подвиг, спас и получил медаль, орден.

 Дети называют качества героя и прикрепляют медаль на доске, где висит портрет солдата.

- Храбрыми, мужественными отважными, бесстрашными, решительными, неустрашимыми)

– геройский, героический, геройство, героизм. Какие поговорки и пословицы вы знаете о героях?»

Расширение

имеющихся

представлений

10 мин

Способствовать умению комбинировать информацию, делать самостоятельный выбор наиболее интересных ответов, оценивать их.

Морфотаблица.

Призн.

объект

1

2

3

4

Артилл.

Лётчик

Танк-т

Моряк

  1. виды войск;
  2. место боевых действий
  3. боевое орудие
  4. головной убор

3. ТЕКСТ: «Здравствуйте, меня зовут .., сегодня я хочу рассказать вам о своём дедушке, который во время войны  был военным моряком.

Какие виды войск вы знаете? (видео родитель)

Вывод: морфотаблицу заполнили верно, молодцы. Теперь покажем

Дети подходят к доске, выбирают нужную картинку и заполняют морфотаблицу, аргументируя свой выбор.

Н-р; к объекту артиллерист по признаку вид войск подходит картинка…., потому что это боевое знамя сухопутных войск и т.д.

Динамическая

пауза, 2 мин

Снять эмоциональное напряжение, расширять знания детей об армии, закреплять умение чётко произносить звуки.

Динамическая пауза: «Нашей Армии – Салют!»

Наши воины идут – раз-два, раз-два, (ходьба на месте)

В барабаны громко бьют: тра-та-та, тра-та-та (имитируют игру на барабане)

В море наши корабли: нынче здесь – завтра там! (руки в стороны, покачиваются с ноги на ногу)

Долго плавали вдали по морям, по волнам! (Круговые движения руками)

Пограничник на посту: кто идёт? Кто идёт? («Держат автомат», поворачиваясь вправо-влево)

Едут танки по мосту: трр-вперёд, трр-вперёд! («Моторчик»)

Над землёю самолёт: у-у, у-у! (Руки в стороны)

Разрешён ракетам взлёт: у-у-у-у-ух, у-у-у-у-ух! (Приседают, ладони сложены перед грудью, встают, поднимают вверх)

Наши пушки точно бьют: бух, бух! («бокс», выбрасывать вперёд то левую, то правую руку)

Нашей армии – салют! (Поднимают руки в стороны-вверх)

Ура! Ура!

Практическая

работа

5мин

Продолжать формировать умение детей составлять загадки, используя связки «Как», «Но не».

Составление загадки приёмом «завышение» (модель 2)

Что

делает?

Что (кто)

делает

так же?

как

как

но не

Предлагаю составить загадку, используя связки «Как», «Но не». Например, медаль.

- Что делает медаль?

- Блестит, переливается, вызывает гордость,

-        Блестит как кто или что?

-        Блестит как новенькая монета.

-        Переливается как начищенный самовар.

-        Вызывает гордость, как ребёнок, который научился читать.

-        Вызывает гордость, но не дедушка, который защищал Родину.

= «Блестит как новенькая монета;

переливается как начищенный самовар; вызывает гордость, но не дедушка, который защищал Родину».

Вывод: Получилось загадать загадку? Гости угадали её?

- дети сами выбирают объект и составляют загадку, затем загадывают её гостям. Гости должны угадать, не зная какой объект выбрал ребёнок

Заключительный этап. Рефлексия, 2 мин

Формировать ощущение собственной значимости, воспитывать активную, стойкую жизненную позицию, активно участвовать в диалоге с воспитателем

Игровое упражнение: «Блиц-опрос»

- назови объекты, которые мы нашли?

(значок, фляжка, военная каска)

-  нашли с помощью чего?

(признаков, Да нетки)

- Верно ли что врачи тоже были на войне?

- как ты думаешь, отвага и мужество помогали солдатам победить врага?

- Закончи предложение: Мой прадедушка был … (героем);

- Шлемофон – это специальный головной убор… (танкиста);

- Боевое орудие артиллериста … ( противотанковая пушка);

- как называется праздник, который мы празднуем 9 мая? (День Победы)

Вывод: Совсем скоро, 9 Мая, наша страна будет отмечать великий праздник – День Победы. Мы с вами живём под мирным небом, но,  чтим память бессмертной воинской славы и понесем её сквозь года, передавая знания будущим поколениям.

Дети отвечают на вопросы.



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка к технологической карте НОД

 образовательная область «Речевое развитие»

раздел «Развитие речи»

в подготовительной группе НОД на тему: «Герой»

составила: воспитатель Пислегина Л.Н.

  1. Диагностичность целей и конкретность задач

Технологическая карта НОД составлена опиралась   ФГОС дошкольного образования на программу образовательного учреждения. Согласно Стандарту, содержание образовательной области «Речевое развитие направлено» на достижение целей формирования устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе владения литературным языком своего народа.

Цель НОД предполагает закрепление навыков речевой, продуктивной деятельности на патриотическом материале. Развитие навыков речевой, продуктивной деятельности – работа непростая. Она предполагает, что дети самостоятельно подбирают слова, называют слова-родственники, составляют загадки, принимают участие в составлении морфотаблицы, подробно характеризуя объекты. Всё это становится возможным, если мы создаём для этого условия.

  1. Место НОД в системе занятий

Задачи речевого развития детей реализуются в течение всего времени пребывания детей в детском саду, а не только в ходе НОД. Образовательная область «Речевое развитие» тесно интегрирует с каждой из четырёх оставшихся областей, и это взаимопроникновение способствует формированию высших психических функций, помогает решать проблемы социально-личностного, художественного и физического развития.         

Занятие на тему: «Герой», соответствует возрастным особенностям детей старшего дошкольного возраста.

  1. Обоснованность применения демонстрационного и раздаточного материала

Для наиболее качественного усвоения изучаемого материала во время занятия используются технические средства обучения (телевизор и видео с участием родителей воспитанников); демонстрационный и раздаточный материал:

- для игр «Найдите объект по указанным признакам» и трёхмерная «Да нетка» - значок с георгиевской ленточкой, военная фляжка и военная каска;

- для дидактической игры «Скажи, кто воевал» - звёздочка;

- для игры «Герой» - медали, звезда героя;

- для морфотаблицы - (объекты, признаки, картинки);

- для игрового упражнения «Составь загадку» - планшеты, таблички с загадками и картинки с отгадками.

Дидактические игры: «Найдите объект по указанным признакам» и трёхмерная «Да нетка» позволяет обобщить и закрепить умение воспитанников находить объект ссужать поле поиска объекта отсекая лишние признаки, с помощью наименьшего количества вопросов в трёхмерном пространстве, а также замотивировать их на получение новых знаний.

Дидактическая игра «Скажи, кто воевал» предполагает систематизацию знаний детей о том, как люди защищали свою Родину в годы Великой Отечественной Войны, активизировать словарь по теме, обогащать речь детей.

Актуализировать знания детей мы можем, совершенствуя навыки речевой творческой деятельности, закрепляя умения называть прилагательные и родственные слова проходит через игру «Герой».

Составление морфотаблицы позволяет углубить знания детей и закрепить умение комбинировать информацию, делать самостоятельный выбор наиболее интересных ответов, оценивать их.

Снять эмоциональное напряжение, расширить знания детей об армии, закрепить умение чётко произносить звуки мы можем, применив динамическую паузу: «Нашей Армии – Салют!» 

Для систематизации имеющихся знаний проводится игровое упражнение «Составь загадку» (модель 2 «Составление загадки»), оно способствует совершенствованию навыков речевой творческой деятельности и позволяет детям.

Формировать ощущение собственной значимости, воспитывать активную, стойкую жизненную позицию позволяет игровое упражнение: «Блиц-опрос», где дети активно участвовать в диалоге с воспитателем. Данное упражнение даёт возможность провести рефлексию, оценить свои знания, полученные вовремя НОД.

  1. Логичность в структуре:

Занятие проводится в старшей группе. Состоит из следующих этапов:

- организационный этап – дидактические игры: «Найди объект по указанным признакам», трёхмерная «Да-нетка» - 3 мин.;

- актуализация – дидактические игры «Кто воевал», «Герой» - 5 мин.;

- расширение имеющихся представлений - морфотаблица - 10 мин.;

- динамическая пауза: «Нашей Армии – Салют!» - 2 мин.;

- практическая работа - составление загадки приёмом «завышение» (модель 2)

- 7 мин.;

- заключительный этап (рефлексия)- игровое упражнение «Блиц-опрос» - 3 мин.

5. Описание предварителной работы

Для усиления интереса и мотивации детей проводится предварительная работа, которая заключается в просмотре познавательных фильмов,  соответствующих возрасту воспитанников, чтении и разучивании стихов о подвигах героев Великой Отечественной войны. На данном этапе дети играют в дидактические игры, рассматривают иллюстрации. В групповой комнате совместно с детьми и их родителями оформлены выставки «Дорогами войны» (Центр книги), «Головные уборы различных видов войск».

  1. Формы организации деятельности

В процессе образовательной деятельности создаются условия для того чтобы каждый ребёнок достиг результата. Непосредственно-образовательная деятельность предполагает фронтальную и индивидуальную форму работы.

  1. Соответствие использованных форм, методов и приёмов работы

Для достижения поставленных задач были использованы следующие формы и методы работы с детьми:

задачи

формы и методы работы

Закрепить умение детей находить объекты по указанным признакам.

Дидактическая игра: «Найдите объект по указанным признакам»

Совершенствовать умение воспитанников находить объект ссужать поле поиска объекта отсекая лишние признаки, с помощью наименьшего количества вопросов в трёхмерном

Трёхмерная «Да нетка» «Найти объект»

Систематизировать знания детей о том, как защищали свою Родину люди в годы Великой Отечественной Войны Активизировать словарь по теме, обогащать речь детей.

Дидактическая игра: «Скажи, кто воевал»

Совершенствовать навыки речевой творческой деятельности, закреплять умение детей называть прилагательные и родственные слова к слову «герой». Воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине, уважение к старшему поколению, героям Великой Отечественной войны

Дидактическая игра «Герой»

Способствовать умению комбинировать информацию, делать самостоятельный выбор наиболее интересных ответов, оценивать их

Морфотаблица «Виды войск»

Снять эмоциональное напряжение, расширять знания детей об армии, закреплять умение чётко произносить звуки.

Динамическая пауза: «Нашей Армии – Салют!»

Продолжать формировать умение детей составлять загадки, используя связки «Как», «Но не».

Игра «Составь загадку»

Формировать ощущение собственной значимости, воспитывать активную, стойкую жизненную позицию, активно участвовать в диалоге с воспитателем

Игровое упражнение: «Блиц-опрос».

  1. Способы привлечения внимания детей

Для привлечения внимания детей вовремя НОД используются:

- видео с участием родителей воспитанников;

- смена видов деятельности (поиск объектов, дидактическая игра, динамическая пауза, игровое упражнение);

- изменение интонации, тембра, высоты и громкости голоса;

- сопровождение речи мимикой и жестами.

  1. Определение и описание учёта и поддержки детской инициативы, активности и самостоятельности

В целях пробуждения у дошкольников инициативности и самостоятельности применяют следующие методы и приемы:

- в ходе игр «Найди объект по описанию» и «Да нетка» дети учатся находить заданный объект трёхмерном пространстве сужая поле поиска и задавая наименьшее количество вопросов, добывают информацию через самостоятельную поисковую деятельность;

- в ходе дидактических игр: «Скажи, кто воевал» и «Герой» у воспитанников развивается логическое мышление, проявляют самостоятельность при выборе картинки (медаль или звезда героя);

- проявляют творческую активность в составлении морфотаблицы «Виды войск», дети самостоятельно определяет место картинки, соответствующее объекту и рассматриваемому, аргументируют свой выбор;

- совершенствуют навыки речевой творческой деятельности вовремя составлении загадки.

Развивающая среда в групповой комнате способствует развитию познавательной активности, соответствует интересам детей и имеет развивающий характер. Выставки «Дорогами войны» и «Головной убор», организованная совместно с детьми и их родителями помогает систематизировать знания детей о том, как защищали свою Родину люди в годы Великой Отечественной Войны, активизировать словарь по теме, обогащать речь детей, способствует формированию патриотических чувств, воспитанию любви к Родине.  

  1. Организация двигательной активности детей, профилактика утомления

Для профилактики утомляемости вовремя НОД используется смена видов детской деятельности. Динамическая пауза позволяет детям снять мышечное и эмоциональное напряжение.

  1. Рефлексия

На заключительном этапе рефлексия, проведённая в форме игрового упражнения «Блиц-опрос» даёт возможность воспитанникам освежить базовые знания по теме НОД.

  1. Вывод

НОД на тему: «Герой» способствует закреплению у детей навыков речевой, продуктивной деятельности на патриотическом материале. Поставленные задачи, дают возможность реализовать цели занятия через различные виды деятельности, эмоциональное общение педагога и детей. Формирование навыков мышления, воображения и речи воспитанников реализуются средствами ОТСМ – ТРИЗ. Таким образом поставленные задачи в процессе занятия решены, цель достигнута.

 


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Приложение 3

https://img-fotki.yandex.ru/get/4108/hudozhniktatiyana.5/0_33afb_262b5c04_XL

http://cdn.a4y.biz/pics/2012-04/08/398624-c20ad4d76fe97759aa27a0c99bff6710.jpghttp://cdn.a4y.biz/pics/2012-04/08/398624-c20ad4d76fe97759aa27a0c99bff6710.jpghttp://cdn.a4y.biz/pics/2012-04/08/398624-c20ad4d76fe97759aa27a0c99bff6710.jpghttp://cdn.a4y.biz/pics/2012-04/08/398624-c20ad4d76fe97759aa27a0c99bff6710.jpghttp://cdn.a4y.biz/pics/2012-04/08/398624-c20ad4d76fe97759aa27a0c99bff6710.jpghttps://img2.freepng.ru/20171220/bww/medal-png-5a3a8292495636.14255998151378395430047881.jpghttps://img2.freepng.ru/20171220/bww/medal-png-5a3a8292495636.14255998151378395430047881.jpghttps://img2.freepng.ru/20171220/bww/medal-png-5a3a8292495636.14255998151378395430047881.jpghttps://img2.freepng.ru/20171220/bww/medal-png-5a3a8292495636.14255998151378395430047881.jpghttp://cdn2.imgbb.ru/user/125/1254559/201410/8f44c3ede520a7ddcf085b8f88d06228.jpghttp://cdn2.imgbb.ru/user/125/1254559/201410/8f44c3ede520a7ddcf085b8f88d06228.jpghttp://cdn2.imgbb.ru/user/125/1254559/201410/8f44c3ede520a7ddcf085b8f88d06228.jpghttp://cdn2.imgbb.ru/user/125/1254559/201410/8f44c3ede520a7ddcf085b8f88d06228.jpghttp://cdn2.imgbb.ru/user/125/1254559/201410/8f44c3ede520a7ddcf085b8f88d06228.jpghttp://cdn2.imgbb.ru/user/125/1254559/201410/8f44c3ede520a7ddcf085b8f88d06228.jpg

https://clipart-best.com/img/red-star/red-star-clip-art-1.png



Предварительный просмотр:

Приложение 5

https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/909209/84920170-e1eb-4937-9d40-8a6a939f17c6/s1200?webp=falsehttps://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/909209/84920170-e1eb-4937-9d40-8a6a939f17c6/s1200?webp=falsehttps://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/909209/84920170-e1eb-4937-9d40-8a6a939f17c6/s1200?webp=falsehttps://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/909209/84920170-e1eb-4937-9d40-8a6a939f17c6/s1200?webp=false

https://static.365info.kz/uploads/2016/03/medal-tshheslaviya.jpghttps://static.365info.kz/uploads/2016/03/medal-tshheslaviya.jpghttps://static.365info.kz/uploads/2016/03/medal-tshheslaviya.jpghttps://static.365info.kz/uploads/2016/03/medal-tshheslaviya.jpg

https://vk.com/images/gifts/256/400.jpghttps://vk.com/images/gifts/256/400.jpghttps://vk.com/images/gifts/256/400.jpghttps://vk.com/images/gifts/256/400.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта по сенсорике "Разрезные картинки"

Технологическая карта по сенсорике "Разрезные картинки"...