Рабочая программа воспитания
рабочая программа

Рабочая программа воспитания разработана на основе требований
Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений
в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам         воспитания обучающихся» с учетом Плана мероприятий по реализации в 2021–2025 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_vospitaniya_chistovik.docx58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное  учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 87»

Рабочая программа воспитания МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 87

Содержание

Наименование разделов

стр.

Целевой раздел

1.1.

Пояснительная записка

3

1.2.

Особенности воспитательного процесса в детском саду

3

1.3.

Цели и задачи воспитания

7

1.4.

Целевые ориентиры воспитательной работы для детей младенческого и раннего возраста (до 3 лет)

9

1.5.

Целевые ориентиры воспитательной работы для детей дошкольного возраста (до 8 лет)

10

Содержательный раздел

2.1.

Виды, формы и содержание воспитательной деятельности

12

2.1.1.

Модуль 1. Творческие соревнования

13

2.1.2.

Модуль 2. Праздники

14

2.1.3.

Модуль 3. Фольклорные мероприятия

16

2.1.4.

Модуль 4. Взаимодействие с родителями

17

III.

Организационный раздел

3.1.

Направления,  выбранные участниками образовательного процесса

19

3.2.

Нормативно – методическое обеспечение реализации Программы воспитания

20

3.3.

Кадровое обеспечение образовательного процесса

20

3.4.

Основные направления самоанализа воспитательной работы

25

I. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка

Рабочая программа воспитания разработана на основе требований
Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений
в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам        воспитанияобучающихся» с учетом Плана мероприятий по реализации в 2021–2025 годах Стратегии развитиявоспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, федерального государственногообразовательного стандарта дошкольного образования.Работа по воспитанию, формированию и развитию личности обучающихся в дошкольныхобразовательных организациях (далее – ДОО) предполагает преемственность по отношениюк достижению воспитательных целей начального общего образования (далее – НОО)

Программа воспитания является компонентом основной образовательной программыдошкольного образования (далее – ДО). В связи с этим структура Программы воспитаниявключает три раздела – целевой, содержательный и организационный, в каждом из нихпредусматривается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательныхотношений.

1.2. Особенности воспитательного процесса в детском саду

В МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №   87» образовательный процесс осуществляется в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (далее–ФГОС ДО). В связи с этим обучение и воспитание объединяются в целостный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. Основной целью педагогической работы МБДОУ Детский сад № 87 является формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности.С учетом особенностей социокультурной среды, в которой воспитывается ребенок,
в рабочей программе воспитания отражено взаимодействие участников
образовательных отношений (далее – ОО) со всеми субъектами образовательных отношений.Только при подобном подходе возможно воспитать гражданина и патриота, раскрыть способности
и таланты детей, подготовить их к жизни в высокотехнологичном, конкурентном обществе.Для того чтобы эти ценности осваивались ребёнком, они должны найти свое отражениев основных направлениях воспитательной работы ДОО.

Ценности Родины и природы лежат в основе патриотического направления воспитания.
Ценности человека, семьи, дружбы, сотрудничества лежат в основе социальногонаправления воспитания.Ценность знания лежит в основе познавательного направления воспитания.
Ценность здоровья лежит в основе физического и оздоровительного направлениявоспитания.
Ценность труда лежит в основе трудового направления воспитания.
Ценности культуры и красоты лежат в основе этико-эстетического направлениявоспитания.
Реализация Программы основана на взаимодействии с разными субъектамиобразовательных отношений.

Ведущей в воспитательном процессе является игровая деятельность. Игра широко используется  как самостоятельная форма работы с детьми и как эффективное средство и метод развития, воспитания и обучения в других организационных формах. Приоритет отдается творческим играм (сюжетно-ролевые, строительно-конструктивные, игры-драматизации и инсценировки, игры с элементами труда и художественной деятельности) игры с правилами (дидактические, интеллектуальные, подвижные, хороводные и т.п.).

Отдельное внимание уделяется самостоятельной деятельности воспитанников. Ее содержание и уровень зависят от возраста и опыта детей, запаса знаний, умений и навыков, уровня развития творческого воображения, самостоятельности, инициативы, организаторских способностей, а также от имеющейся материальной базы и качества педагогического руководства. Организованное проведение этой формы работы обеспечивается как непосредственным, так и опосредованным руководством со стороны воспитателя.

Индивидуальная работа с детьми всех возрастов проводится в свободные часы (во время утреннего приема, прогулок и т.п.) в помещениях и на свежем воздухе. Она организуется с целью активизации пассивных воспитанников, организации дополнительных занятий с отдельными детьми, которые нуждаются в дополнительном внимании контроле, например, часто болеющими, хуже усваивающими учебный материал при фронтальной работе и т.д.

Воспитательный процесс в МБДОУ Детский сад № 87 организуется в развивающей среде, которая образуется совокупностью природных, предметных, социальных условий и пространством собственного «Я» ребенка. Среда обогащается за счет не только количественного накопления, но и через улучшение качественных параметров: эстетичности, гигиеничности, комфортности, функциональной надежности и безопасности, открытости изменениями динамичности, соответствия возрастным и половым особенностям детей, проблемной насыщенности и т.п. Воспитатели заботятся о том, чтобы дети свободно ориентировались в созданной среде, имели свободный доступ ко всем его составляющим, умели самостоятельно действовать в нем, придерживаясь норм и правил пребывания в различных помещениях и пользования материалами, оборудованием.

Приоритетным в воспитательном процессе МБДОУ Детский сад № 87 является физическое воспитание и воспитание у воспитанников любви к родному краю. Успех этого направления зависит от правильной организации режима дня, двигательного, санитарно-гигиенического режимов, всех форм работы с детьми и других факторов. В МБДОУ Детский сад № 87 все виды детской деятельности регламентированырежимом дня. Поэтомувоспитанникине ущемленыво времени, отведенном на прогулки, сон и питание. Двигательный режим в течение дня, недели определяется комплексно, в соответствии с возрастом детей. Ориентировочная продолжительность ежедневной двигательной активности малышей устанавливается в следующих пределах: младший дошкольный возраст – до 3–4 часов, старший дошкольный возраст–до 4–5 часов. Оптимизация двигательного режима обеспечивается путем проведения различных подвижных, спортивных игр, упражнений, занятий физкультурой, организации детского туризма, самостоятельной двигательной деятельности и т.п.

Значительное внимание в воспитании детей уделяется труду, как части нравственного становления. Воспитательная деятельность направлена на формирование эмоциональной готовности к труду, элементарных умений и навыков в различных видах труда, интереса к миру труда взрослых людей. Важным аспектом является индивидуальный и дифференцированный подходы к детской личности (учет интересов, предпочтений, способностей, усвоенных умений, личностных симпатий при постановке трудовых заданий, объединении детей в рабочие подгруппы и т.д.) и моральная мотивация детского труда.

Для МБДОУ Детский сад № 87 важно интегрировать семейное и общественное дошкольное воспитание, сохранить приоритет семейного воспитания, активнее привлекать семьи к участию в учебно-воспитательном процессе. С этой целью проводятся родительские собрания, консультации, беседы, круглые столы, тренинги, викторины, дни открытых дверей, просмотры родителями отдельных форм работы с детьми, кружки. Также применяются средства наглядной пропаганды (информационные бюллетени, родительские уголки, тематические стенды, фотовыставки и др.), привлекаются родители к проведению праздников, развлечений, экскурсий и др.

1.3. Цель и задачи воспитания

Современный национальный воспитательный идеал — это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на базовых для нашего общества ценностях (таких как семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье, человек) формулируется общая цель воспитания в МБДОУ Детский сад № 87 – личностное развитие воспитанников, проявляющееся:

1) в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе этих ценностей (то есть, в усвоении ими социально значимых знаний);

2) в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (то есть в развитии их социально значимых отношений);

3) в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на практике (то есть в приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел).

Данная цель ориентирует педагогов не на обеспечение соответствия личности ребенка единому уровню воспитанности, а на обеспечение позитивной динамики развития его личности. В связи с этим важно сочетание усилий педагога по развитию личности ребенка и усилий самого ребенка по своему саморазвитию. Их сотрудничество, партнерские отношения являются важным фактором успеха в достижении цели.

Достижению поставленной цели воспитания дошкольников будет способствовать решение следующих основных задач:

  • развитие социальных, нравственных, физических, интеллектуальных, эстетических качеств; создание благоприятных условий для гармоничного развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными, гендерными, индивидуальными особенностями и склонностями;
  • формирование общей культуры личности, в том числе ценностей здорового и устойчивого образа жизни, инициативности, самостоятельности и ответственности, активной жизненной позиции;
  • развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка;
  • организация содержательного взаимодействия ребенка с другими детьми, взрослыми и окружающим миром на основе гуманистических ценностей и идеалов, прав свободного человека;
  • воспитание патриотических чувств, любви к Родине, гордости за ее достижения на основе духовно – нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
  • воспитание чувства собственного достоинства в процессе освоения разных видов социальной культуры, в том числе и многонациональной культуры народов России и мира, умения общаться с разными людьми;
  • объединение воспитательных ресурсов семьи и дошкольной организации на основе традиционных духовно-нравственных ценностей семьи и общества; установление партнерских взаимоотношений с семьей, оказание ей психолого-педагогической поддержки, повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах воспитания, развития и образования детей.

1.4. Целевые ориентиры воспитательной работы для детей младенческого и раннего возраста (до 3 лет)
Портрет ребенка младенческого и раннего возраста (к 3-м годам)

Направление
воспитания

Ценности

Показатели

Патриотическое

Родина, природа

Проявляющий привязанность, любовь к семье, близким,
окружающему миру

Социальное

Человек, семья,
дружба,
сотрудничество

Способный понять и принять, что такое «хорошо»
и «плохо».
Проявляющий интерес к другим детям и способный
бесконфликтно играть рядом с ними.
Проявляющий позицию «Я сам!».
Доброжелательный, проявляющий сочувствие, доброту.
Испытывающий чувство удовольствия в случае
одобрения и чувство огорчения в случае неодобрения
со стороны взрослых.
Способный к самостоятельным (свободным) активным
действиям в общении. Способный общаться с другими
людьми с помощью вербальных и невербальных средств
общения.

Познавательное

Знание

Проявляющий интерес к окружающему миру
и активность в поведении и деятельности.

Физическое
и оздоровительное

Здоровье

Выполняющий действия по самообслуживанию: моет
руки, самостоятельно ест, ложится спать
и т. д.
Стремящийся быть опрятным.
Проявляющий интерес к физической активности.
Соблюдающий элементарные правила безопасности
в быту, в ОО, на природе.

Трудовое

Труд

Поддерживающий элементарный порядок
в окружающей обстановке.
Стремящийся помогать взрослому в доступных
действиях.
Стремящийся к самостоятельности
в самообслуживании, в быту, в игре, в продуктивных
видах деятельности.

Этико-эстетическое

Культура и
красота

Эмоционально отзывчивый к красоте.
Проявляющий интерес и желание заниматься
продуктивными видами деятельности.

1.5.  Целевые ориентиры воспитательной работы для детей дошкольного возраста (до 8 лет)
Портрет ребенка дошкольного возраста (к 8-ми годам)

Направления
воспитания

Ценности

Показатели

Патриотическое

Родина,
природа

Любящий свою малую родину и имеющий представление
о своей стране, испытывающий чувство привязанности
к родному дому, семье, близким людям.


Социальное

Человек, семья,
дружба,
сотрудничество

Различающий основные проявления добра и зла,
принимающий и уважающий ценности семьи и общества,
правдивый, искренний, способный к сочувствию
и заботе, к нравственному поступку, проявляющий
задатки чувства долга: ответственность за свои действия
и поведение; принимающий и уважающий различия
между людьми.
Освоивший основы речевой культуры.
Дружелюбный и доброжелательный, умеющий слушать
и слышать собеседника, способный взаимодействовать
со взрослыми и сверстниками на основе общих интересов
и дел.

Познавательное

Знания

Любознательный, наблюдательный, испытывающий
потребность в самовыражении, в том числе творческом,
проявляющий активность, самостоятельность,
инициативу в познавательной, игровой,
коммуникативной и продуктивных видах деятельности
и в самообслуживании, обладающий первичной картиной
мира на основе традиционных ценностей российского
общества.

Физическое и
оздоровительное

Здоровье

Владеющий основными навыками личной
и общественной гигиены, стремящийся соблюдать
правила безопасного поведения в быту, социуме
(в том числе в цифровой среде), природе.

Трудовое

Труд

Понимающий ценность труда в семье и в обществе
на основе уважения к людям труда, результатам
их деятельности, проявляющий трудолюбие
при выполнении поручений и в самостоятельной
деятельности.

Этико-эстетическое

Культура и
красота

Способный воспринимать и чувствовать прекрасное
в быту, природе, поступках, искусстве, стремящийся
к отображению прекрасного в продуктивных видах
деятельности, обладающий зачатками
художественно-эстетического вкуса.

II.Содержательный раздел

2.1. Виды, формы и содержание воспитательной деятельности

Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках следующих направлений воспитательной работы МБДОУ Детский сад № 87. Каждое из них представлено в соответствующем модуле.

2.1.1. Модуль 1.  Творческие соревнования

Творческие соревнования позволяют провести воспитательную работу с ребенком сразу по нескольким направлениям: социально-коммуникативное развитие, умственное и эстетическое воспитание, вовлечение родителей в процесс воспитания, интеграция воспитательных усилий. Воспитательная работа в нашем детском саду красной линией проходит по направлению выбранному нашим коллективом. Это краеведение.

Творческие соревнования способствуют художественно–эстетическому развитию ребенка, которое предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживанию персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Творческие соревнования стимулируют у воспитанников развитие: сенсорных способностей; чувства ритма, цвета, композиции; умения выражать в художественных образах свои творческие способности.

Творческие соревнования позволяют более глубоко воспитывать детей на любви к родному городу, знакомить с его достопримечательностями.

Творческое соревнование–не просто мероприятие в стенах детского сада, это продолжение и расширение образовательного процесса, где развитие получают все участники процесса: ребенок, родитель и педагог. Родитель и ребенок учатся и приобретают опыт по взаимодействию для достижения общей цели, реализуя общие задачи. Родитель учится быть терпеливым и вдумчивым. Ребенок получает первый социальный опыт участия в конкурсном движении, а родитель учится относиться к соревнованиям серьезно, знакомясь с положениями, условиями системой оценки.

Творческие соревнования создают условия для приобретения социального опыта участия ребенка в конкурсном движении, формирование у родителей педагогической культуры по подготовке и поддержке своего ребенка в участии в конкурсах.

МБДОУ Детский сад № 87 проводит творческие соревнования в различных формах, например, конкурсы, выставки, фестивали. Конкретная форма проведения творческого соревнования определяется календарным планом воспитательной работы МБДОУ Детский сад № 87.

МБДОУ Детский сад № 87 помогает подготовиться семье к успешному участию в конкурсе, консультирует родителей по созданию условий, мотивации, помогают в подготовке. Педагогам приходится учиться видеть домашние условия и возможности ребенка, понимать современного родителя и их трудности, быть терпимыми, и доброжелательными к любому родителю и оказывать посильную помощь в развитии детей дома.

Через весь процесс подготовки, организации проведения творческих соревнований педагогический коллектив детского сада решает для себя важную задачу по воспитанию родителя и преемственности развития ребенка в семье и детском саду.

2.1.2. Модуль 2. Праздники

Праздники благотворно влияют на развитие психических процессов ребенка: памяти, внимания; создают прекрасную атмосферу для развития речи ребенка, для закрепления знаний, полученных на различных занятиях; способствуют его нравственному воспитанию, развитию социально-коммуникативных навыков.

Чтобы снизить утомляемость детей, нужны частые смены видов деятельности. Для этих целей на празднике используются игры и представления. Они позволяют детям расслабиться и подвигаться.

Подготовка к празднику является отличным стимулом для детей на занятиях по развитию речи и музыке. Малыши разучивают песни, стихи и танцевальные движения не просто так, а для того, чтобы потом продемонстрировать все свои умения родителям на детском утреннике, да еще получить за это подарки, которые тоже занимают не последнее место в мотивации ребенка. Таким образом, воспитатель всегда может объяснить ребенку, для чего проводится то или иное занятие и почему нужно стараться. А когда у малыша есть конкретный стимул, он и заниматься будет усерднее.

Во-вторых, праздник–это возможность для родителей получить представление о том, какие у ребенка взаимоотношения с коллективом и с другими детьми.

В-третьих, праздник в детском саду позволяет родителям сравнить навыки своего ребенка с умениями сверстников, и, возможно, выделить какие-то проблемные моменты, над которыми стоит поработать дома. Помимо этого педагоги могут оценить поведение ребенка в коллективе: насколько он общителен, не стесняется ли он, и достаточно ли он дисциплинирован.

Педагогический коллектив вправе не приглашать на праздники в ясельных группах, потому что малыши нередко реагируют слезами на появление родителей, к которым нельзя подойти, и теряют весь интерес к празднику. Во время эпидемиологических вспышек присутствие родителей тоже, как правило, не допускается.

МБДОУ Детский сад № 87 организует праздники в форме тематических мероприятий, например, праздник осени, новый год, рождество, мамин праздник, день Победы, а также утренников. Конкретная форма проведения праздника определяется календарным планом воспитательной работы МБДОУ Детский сад № 87.

2.1.3. Модуль 3.  Фольклорные мероприятия

Фольклорные мероприятия могут пересекаться с праздниками, но существенно отличаются от остальных воспитательных мероприятий детского сада тем, что направлены на раскрытие социокультурных ценностей нашего народа, знакомство детей с отечественными традициями праздниками, многообразием стран и народов мира, их обычаями.

При проведении фольклорного мероприятия важно продумать его форму и сценарий. Например, это могут быть «Ярмарка», «Гуляние», «Посиделки». После этого выстраивается композиция, определяется очередность развития событий, кульминация мероприятия. Сценарий завершается развязкой. Конкретная форма проведения фольклорного мероприятия определяется календарным планом воспитательной работы МБДОУ Детский сад № 87.

Педагоги, занятые в организации фольклорного мероприятия должны учитывать важность поисковых действий и предварительной работы, построенных в каждом случае на взаимодействии сотрудничестве взрослых и дошкольников. Например, показать ребенку историю народной игрушки (игрушки разных народов России, где их изготовляют; особенности народных деревянных, глиняных, соломенных, тряпичных игрушек и т. д.) не возможно без посещения музеев, выставок, конкурсов. Дошкольнику не обойтись без помощи взрослого при рисовании «Информационных карточек», изготовлении игрушек.

В основе фольклорных мероприятий лежит комплексный подход к воспитанию и развитию дошкольников:

  • формирование духовно-нравственных норм и ценностей;
  • раскрепощение, снятие эмоционального напряжения;
  • социализация, развитие коммуникативных навыков.

В процессе проведения фольклорного мероприятия ребенок участвует в разных видах деятельности, организованных согласно принципам природо сообразности детей: игровой, музыкальной, театрализованной и коммуникативной.

2.1.4. Модуль 4.  Взаимодействие с родителями

Необходимость взаимодействия педагогов с родителями традиционно признаётся важнейшим условием эффективности воспитания детей.

Более того, в соответствии с ФГОС ДО сотрудничество с родителями является одним из основных принципов дошкольного образования.

Нельзя забывать, что личностные качества (патриотизм, доброжелательность, сострадание, чуткость, отзывчивость) воспитываются в семье, поэтому участие родителей в работе ДОО, в совместных с детьми мероприятиях, их личный пример – все это вместе дает положительные результаты в воспитании детей, приобщении к социокультурным нормам.

Поэтому активное включение родителей в единый совместный воспитательный процесс позволяет реализовать все поставленные задачи и значительно повысить уровень партнерских отношений.

Цель взаимодействия: объединение усилий педагогов ДОО и семьи по созданию условий для развития личности ребенка на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и правил, принятых в российском обществе.

Задачи:

1.        Повысить        компетентность        родителей        в        вопросах        развития личностных качеств детей дошкольного возраста.

2.        Оказать        психолого-педагогическую        поддержку        родителям        в воспитании ребенка.

3.        Объединить        усилия        педагогов        и        семьи        по        воспитанию дошкольников посредством совместных мероприятий.

Основные формы и содержание работы с родителями:

1.        Анкетирование. Данная форма используется с целью изучения семьи, выявления образовательных потребностей и запросов родителей. Способствует установлению контактов, а также для согласования воспитательных воздействий на ребенка.

2.        Консультации. Это самая распространенная форма психолого- педагогической поддержки и просвещения родителей. Проводятся индивидуальные и групповые консультации по различным вопросам воспитания ребенка. Активно применяются консультации-презентации с использованием ИК-технологий.

3. Мастер-классы. Активная форма сотрудничества, посредством которой педагог знакомит с практическими действиями решения той или иной задачи. В результате у родителей формируются педагогические умения по различным вопросам воспитания детей.

4.         «Родительская почта». В детском саду организована дистанционная форма сотрудничества ДОО с родителями. Взаимодействие происходит мессенджер WhatsApp и через форму обратной связи на официальном сайте ДОО. Такая форма общения позволяет родителям уточнить различные вопросы, пополнить педагогические знания, обсудить проблемы.

5.        Праздники, фестивали, конкурсы, соревнования. В соответствии с годовым планом (при условии соблюдения требований СанПин) проводятся совместные с родителями мероприятия, которые включают в общее интересное дело всех участников образовательных отношений. Тем самым оптимизируются отношения родителей и детей, родителей и педагогов, педагогов и детей.

6.        Родительские собрания. Посредством собраний координируются действия  родительской общественности и педагогического коллектива по вопросам обучения, воспитания, оздоровления и развития детей.

III. Организационный раздел

3.1. Направления,  выбранные участниками образовательного процесса

В  ДОО большое внимание уделяется краеведческой работе, которую начинают с младшего дошкольного возраста. Детский сад расположен в старейшем микрорайоне Воронежа, а улица, на которой он находится, называется Ростовская. В годы Великой отечественной войны здесь велись жесточайшие сражения за освобождение Воронежа. У нашего родного города необыкновенная история и великая судьба, поэтому воспитать маленького гражданина, патриота своего города – одна из главных наших задач. В детском саду регулярно проводятся выставки, конкурсы, тематические мероприятия, посвященные истории родного города.

Задачи воспитания и развития детей:

  • Развивать у дошкольников интерес к родному городу, его достопримечательностям, событиям прошлого и настоящего;
  • Расширять представления детей о том, что делает родной город красивым, развивать эмоциональную отзывчивость на красоту родного края;
  • Содействовать проявлению инициативности и желанию принимать участие в традициях города и горожан, культурных мероприятиях и социальных акциях;
  • Формировать у детей представления о символике родного города;
  • Знакомить детей с жизнью и творчеством знаменитых Воронежцев;
  • Развивать чувство гордости за свой родной город, его достижения и культуру.

 

3.2. Нормативно – методическое обеспечение реализации Программы воспитания

Нормативно – методическое обеспечение Программы является постоянно развивающимся инструментом профессиональной деятельности, отражающим современные достижения и тенденции в отечественном и мировом дошкольном образовании. Реализация Программы осуществляется  на имеющейся у дошкольной организации материально – технической базе.

По вопросам преемственности ДОУ активно взаимодействует с образовательными учреждениями нашего района.

Осуществляется работа по патриотическому воспитанию дошкольников, дети посещают библиотеки, с которыми заключены договоры о сотрудничестве, где знакомятся с нашими земляками – героями, поэтами и писателями  Воронежского края.

     3.3. Кадровое обеспечение воспитательного процесса

 Процесс воспитания - процесс комплексный. Это означает единство целей, задач, содержания, форм и методов воспитательного процесса, подчиненное идее целостности формирования личности. Формирование личностных качеств  происходит не поочередно, а одновременно, в комплексе, поэтому и педагогическое воздействие должно иметь комплексный характер. Комплексный характер воспитательного процесса требует соблюдения целого ряда важных педагогических требований, тщательной организации взаимодействия между воспитателями и воспитанниками.

Это обусловлено действиями субъективных факторов: индивидуальными различиями воспитанников, их социальным опытом, отношением к воспитанию.                                                                                                      

Уровень профессиональной подготовленности воспитателей, их мастерство, умение руководить процессом также оказывают большое влияние на его ход и результаты. Процесс воспитания имеет двусторонний характер. Его течение необычно тем, что идет в двух направлениях: от воспитателя к воспитаннику и от воспитанника к воспитателю. Управление процессом строится главным образом на обратных связях, т. е. на той информации, которая поступает от воспитанников. Чем больше ее в распоряжении воспитателя, тем целесообразнее воспитательное воздействие.

Содержание деятельности педагога на этапе осуществления педагогического

процесса может быть представлено взаимосвязанной системой таких педагогических действий, как:

- постановка перед воспитанниками целей и разъяснение задач деятельности;

- создание условий для принятия задач деятельности коллективом и отдельными воспитанниками;

- применение отобранных методов, средств и приемов осуществления педагогического процесса;

- обеспечение взаимодействия субъектов педагогического процесса и создание условий для его эффективного протекания;

- использование необходимых приемов стимулирования активности обучающихся;

- установление обратной связи и своевременная корректировка хода педагогического процесса.

Воспитательная деятельность педагога проявляется, прежде всего, в ее целях. Она не имеет конкретного предметного результата, который можно было бы воспринимать с помощью органов чувств, поскольку направлена на обеспечение эффективности других видов деятельности (учебной, трудовой).

Содержание, формы и методы воспитательной деятельности педагога всегда подчинены тому или иному виду деятельности детей. О ее эффективности можно судить и по таким критериям, как уровень развития коллектива,

обученность и воспитанность обучающихся, характер сложившихся взаимоотношений, сплоченность группы дошкольников. Однако основной продукт воспитательной деятельности всегда носит психологический характер. Деятельность педагога-психолога, как и любая другая, строится на основе переработки поступающей информации.

Важнейшей является психологическая информация о свойствах и состояниях коллектива и его отдельных членов. Отсюда воспитательная деятельность представляет собой различные методы, средства и приемы психологического и педагогического воздействия и взаимодействия. Основным признаком эффективного педагогического взаимодействия является взаимосвязь всех педагогов ДОУ направленная на развитие личности ребенка, социального становления, гармонизацию взаимоотношений детей с окружающим социумом, природой, самим собой.

При организации воспитательных отношений необходимо использовать потенциал основных и дополнительных образовательных программ и включать обучающихся в разнообразную, соответствующую их возрастным индивидуальным особенностям  деятельность, направленную на:

- формирование у детей гражданственности и патриотизма;

- опыта взаимодействия со сверстниками и взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;

- приобщение к системе культурных ценностей;

- готовности к осознанному выбору профессии;

- экологической культуры, предполагающей ценностное отношение к природе, людям, собственному здоровью;

- эстетическое отношение к окружающему миру;

- потребности самовыражения в творческой деятельности, организационной культуры, активной жизненной позиции.

Воспитательная деятельность педагога включает в себя реализацию комплекса организационных и психолого-педагогических задач, решаемых педагогом с целью обеспечения оптимального развития личности ребенка.

Методическая детализация реализации воспитательной деятельности педагога осуществляется в процессе ее проектирования и организации.

Наименование должности

Функционал, связанный

(в соответствии со штатным расписанием ОО) с организацией и реализацией воспитательного процесса

Заведующий детским садом

- управляет воспитательной деятельностью на уровне ДОУ;

- создает условия, позволяющие педагогическому составу реализовать воспитательную деятельность;

- проводит анализ итогов воспитательной деятельности в ДОУ за учебный год;

- планирует воспитательную деятельность

в ДОУ на учебный год, включая календарный план воспитательной работы на учебный год;

– регулирование воспитательной деятельности в ДОУ;

– контроль за исполнением управленческих решений по воспитательной деятельности в ДОУ (в том числе осуществляется через мониторинг качества организации воспитательной деятельности в ДОУ).

Старший воспитатель

- формирование мотивации педагогов к участию в разработке и реализации разнообразных образовательных и социально значимых проектов;

- информирование о наличии возможностей для участия педагогов в воспитательной деятельности;

- наполнение сайта ДОУ информацией о

воспитательной деятельности;

- организация повышения психолого-педагогической квалификации воспитателей;

- организационно-координационная работа при проведении общесадовских воспитательных мероприятий;

- участие обучающихся в районных и городских, конкурсах и т.д.;

- организационно-методическое сопровождение   воспитательной деятельности педагогических

инициатив;

- создание необходимой для осуществления

воспитательной деятельности инфраструктуры;

- развитие сотрудничества с социальными партнерами;

- стимулирование активной воспитательной

деятельности педагогов;

Воспитатель,

инструктор по физической

культуре,

музыкальный руководитель,

учитель-логопед

- обеспечивает занятие обучающихся

творчеством, медиа, физической культурой;

- формирование у обучающихся активной гражданской позиции, сохранение и приумножение нравственных, культурных и научных ценностей в условиях

современной жизни, сохранение традиций ДОУ;

– организация работы по формированию общей культуры будущего школьника;

- внедрение здорового образа жизни;

– внедрение в практику воспитательной деятельности научных достижений, новых технологий образовательного процесса;

–организация участия обучающихся в мероприятиях, проводимых районными, городскими и другими

структурами в рамках воспитательной деятельности;

Педагог-психолог

- оказание психолого-педагогической

помощи;

- осуществление социологических исследований обучающихся;

- организация и проведение различных

видов воспитательной работы;

– подготовка предложений по поощрению

обучающихся и педагогов за активное

участие в воспитательном процессе.

Помощник воспитателя

- совместно с воспитателем обеспечивает занятие обучающихся творчеством, трудовой деятельностью;

- участвует в организации работы по формированию общей культуры будущего школьника;

    3.4. Основные направления самоанализа воспитательной работы

Самоанализ организуемой в МБДОУ Детский сад № 87 воспитательной работы осуществляется по выбранным детским садом направлениям и проводится с целью выявления основных проблем воспитания дошкольников и последующего их решения.

Самоанализ осуществляется ежегодно силами самой образовательной организации с привлечением (при необходимости и по самостоятельному решению администрации образовательной организации) внешних экспертов.

Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ воспитательной работы в МБДОУ Детский сад № 87, являются:

  • принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на уважительное отношение, как к воспитанникам, так и к педагогам, реализующим воспитательный процесс;
  • принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания, ориентирующий экспертов на изучение не количественных его показателей, а качественных – таких как содержание и разнообразие деятельности, характер общения и отношений между воспитанниками и педагогами;
  • принцип развивающего характера осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на использование его результатов для совершенствования воспитательной деятельности педагогов: грамотной постановки ими цели и задач воспитания, умелого планирования своей воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания их совместной с детьми деятельности;
  • принцип разделенной ответственности за результаты личностного развития воспитанников, ориентирующий экспертов на понимание того, что личностное развитие детей – это результат как социального воспитания (в котором детский сад участвует наряду с семьей и другими социальными институтами), так и стихийной социализации саморазвития детей.

Направления анализа зависят от анализируемых объектов. Основными объектами анализа организуемого в МБДОУ Детский сад № 87 воспитательного процесса являются:

1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития дошкольников.

Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика личностного развития воспитанника каждой группы.

Осуществляется анализ воспитателями совместно с заместителем заведующего или старшим воспитателем с последующим обсуждением его результатов на заседании педагогического совета МБДОУ Детский сад № 87.

Способом получения информации о результатах воспитания, социализации и саморазвития воспитанников является педагогическое наблюдение. Внимание педагогов сосредотачивается на следующих вопросах: какие прежде существовавшие проблемы личностного развития воспитанников удалось решить за минувший учебный год; какие проблемы решить неудалось и почему; какие новые проблемы появились, над чем далее предстоит работать педагогическому коллективу.

2. Состояние организуемой в МБДОУ Детский сад № 87 совместной деятельности детей и взрослых.

Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является наличие в детском саду комфортной и личностно развивающей совместной деятельности детей и взрослых.

Осуществляется анализ старшим воспитателем, воспитателями.

Способами получения информации о состоянии организуемой в детском саду совместной деятельности детей и взрослых могут быть беседы с родителями, педагогами, при необходимости – их анкетирование. Полученные результаты обсуждаются на заседании педагогического совета МБДОУ Детский сад № 87.

Внимание при этом сосредотачивается на вопросах, связанных с:

  • качеством проводимых общесадовских мероприятий;
  • качеством совместной деятельности воспитателей и родителей;
  • качеством проводимых экскурсий, экспедиций, походов;
  • качеством организации творческих соревнований, праздников и фольклорных мероприятий.

Итогом самоанализа организуемой воспитательной работы в МБДОУ Детский сад № 87 является перечень выявленных проблем, над которыми предстоит работать педагогическому коллективу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Положение о рабочей группе по разработке рабочей программы воспитания

В представленном материале приводится примерное Положение о рабочей группе по разработке рабочей программы воспитания дошкольного учреждения и План работы рабочей группы...

Выступление на педагогическом совете № 2 " Внедрение и реализация рабочей программы воспитания" от 25.11.2021 Тема: "Рабочая программа воспитания"

    Рабочая программа воспитания муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения города Нижневартовска детского сада №29 «Ёлочка», осуществляющей образо...

Приказ о создании рабочей группы по разработке рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы

Создать рабочую группу по разработке рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы...

РМО воспитателей «Успешные практики в реализации задач программы воспитания». Выступление «Реализация рабочей программы воспитания в МДОУ детский сад «Солнышко» р.п. Дергачи. Физическое и оздоровительное направление воспитания» 21.04.2022 г.

Рабочая программа воспитания МДОУ детский сад «Солнышко» р. п. Дергачи утверждена приказом 30.08.2021г  № 69 «О включении в ООП ДО рабочей программы воспитания и календарного пл...

Участие в онлайн семинаре региональной базовой площадки по апробации и внедрению рабочих программ воспитания дошкольного образования Оренбургской области «Воспитание бережного отношение к природе как образовательный ресурс патриотического воспитания»

Родина – это страна, где человек родился и живет, гражданином которой он является. Это ее земля, природа, богатства.Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. И...