Консультация для воспитателей
консультация (младшая группа)

Консультация для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx28.31 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Начальная школа – детский сад №44»

ЗНАЧЕНИЕ НАРОДНЫХ ИГР В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ

ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Консультация для воспитателей

Подготовила:   Ерицян Н.В.

Игра является ведущей деятельностью детей раннего возраста. Ребенок в игре радуется жизни, общению со сверстниками, укрепляет свое здоровье. Проведение народных игр является прекрасным средством приобщения детей к культуре и традициям родного народа; действенным методом духовно-нравственного воспитания. Народные игры дают возможность усвоить общечеловеческие ценности, служат средством к познанию окружающего мира, способствуют эмоциональному положительному овладению родной речью.

В рамках работы по самообразованию «Развитие речи детей 2-3 лет средства-ми малых фольклорных жанров» важное место отводится пальчиковым, подвижным и хороводным играм, которые сопровождаются разнообразными движениями и стихами, песенками, потешками. Они лаконичны, выразительны и доступны, быстро запоминаются и с удовольствием воспроизводятся детьми.

В пальчиковых играх «Сорока-белобока», «Коза рогатая», «Семья» движения пальцев ребёнка соединяются с короткими ритмичными стихами, малыш испытывает радость от контакта с взрослым.

Игры-забавы «По кочкам, по кочкам», «Еду, еду к бабе, к деду» помогают разнообразить игровое взаимодействие с ребенком. Например, в игре «Цап» сажаем ребенка рядом с собой, берем раскрытую ладошку малыша своей рукой, а другой водим по ней пальцем, приговаривая: «На горе стояли зайцы и кричали: "Прячьте пальцы! Цап!”». С последним словом сжимаем ладошку ребенка.


Хороводные игры представляют собой коллективное песенно-хореографическое действо. Игроки двигаются шагом по кругу под пение песен. В хоровод включаются элементы драматического действия, а также элементы плясок, прыжки, хлопанье в ладоши, притопы, присядки, кручения. Детям раннего возраста подходят хороводные игры «По ровненькой дорожке», «Каравай», «Огород», «Карусель», «Пузырь», «Матрешки», где они учатся вставать в круг, браться за руки и идти друг за другом, учатся владеть своим телом, выстраивать совместные действия.

В основе подвижных игр для детей («У медведя во бору», «Зайка беленький сидит», «Солнышко и дождик», «Кот и мыши» и др.) лежит действие, развивающееся в диалоге персонажей: людей, животных, птиц, причём все они сохраняют свои природные качества: силу, храбрость, ум, хитрость, трусливость.

Для организации детей на игру можно использовать такие приемы: начать иг-рать с 3-5 детьми, постепенно к играющим присоединяются остальные дети; при-влечь внимание с помощью колокольчика; взять в руки игрушку или надеть маску-шапочку и спросить: «Смотрите, какой большой косолапый мишка пришел к вам играть», или «Сейчас я надену шапочку, и у нас будет зайчик. Хотите поиграть с ним?», или «Угадайте, кто прячется за моей спиной?». Эффективным приемом являются русские народные зазывалки, например:

Приглашаю детвору

На веселую игру,

А кого не примем –

За уши поднимем.

Уши будут красные,

До того прекрасные.

Объяснение игры должно быть кратким, понятным, эмоциональным, вырази-тельным. Важно интонациями своего голоса охарактеризовать персонажей, например, о зайчиках, птичках сказать нежно, ласково, а о медведе, который пугает зайчиков, – низким грубым голосом. Произносить слова четко, не торопясь, делая акцент на последней фразе текста, если она служит сигналом к смене движений. Объяснение подвижной игры в младшей группе сопровождается с развертыванием самой игры. Главную роль выполняет воспитатель, а малыши изображают одинаковые персонажи, например, педагог – кот, все дети – мыши (игра «Кот и мыши»).

Игры детей младшего возраста сопровождаются стихами, песнями, речитати-вом, которые раскрывают содержание игры и ее правила, служат сигналом для начала и окончания действия, подсказывают ритм и темп («По ровненькой дорожке», «Лошадки»).

В процессе подвижной игры необходимо следить за выполнением правил, за взаимоотношениями детей, за их состоянием. Все это очень важно, так как нарушение правил большинства детей или слишком их возбужденное состояние являются признаками утомления. В этом случае игра прекращается и воспитанникам предлагается перейти к каким-либо другим видам деятельности более спокойного характера. По окончании игры детей нужно обязательно похвалить

Народные игры помогают облегчить процесс адаптации детей, совершенствовать двигательные навыки, выразительность движений, развивать воображение, внимание, фантазию, воспитывать активность.

МБОУ «Начальная школа – детский сад №44»

РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Консультация для воспитателей

Подготовила:   Ерицян Н.В.

 «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От паль-цев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок», – утверждал В.А. Сухомлинский. Современные педагоги и методисты отмечают, что дошкольный возраст наи-более благоприятен для развития не только образного мышления, но и воображения, психических процессов, составляющих основу творческой деятельности. Поэтому развитие детского творчества – одна из главных задач дошкольного воспитания. Воспитать творческую личность, т.е. сформировать контекст, условия и установку на творчество, с одной стороны, и потребность и побуждение к творчеству, с другой, нельзя без специальных усилий общества, без соответствующей политики, направленной на эту культурную цель. Развивать и совершенствовать эти склонности и способности – одна из задач эстетического и художественного воспитания и развития, которые являются одними из важнейших средств качественного совершенствования человеческой природы. Художественно-эстетическое воспитание – это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребенка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее. Сущностные художественно-эстетические качества личности закладываются в раннем периоде детства и сохраняются в более или менее неизменном виде на всю жизнь. Но именно в дошкольном и младшем школьном возрасте художественно-эстетическое воспитание является одной из главных основ всей дальнейшей вос-питательной работы. Приобщение ребенка дошкольного возраста к искусству формируется такими средствами, как: - ознакомление дошкольников с творчеством и различными произведениями искусства, увлечение их этим занятием, нахождение у них творческого потенциала; - занятия с дошкольниками, в зависимости от возрастных и личностных особенностей, различными видами художественной творческой деятельности, обеспечение свободного выбора ребенком направления в творчестве. Развивая творческие способности дошкольников, следует прибегнуть к наглядным, словесным и практичным методам развития. Наглядные методы предвидят рассматривание нарисованных или реальных картин. Словесные методы включают разные формы общения, истории, рассказы, сочинение сказок. Практические методы основаны на развивающих упражнениях, играх, создании и использовании разных моделей. Сочетание всех методов совместно поможет максимально развить интеллектуальные способности дошкольников. По мнению А.В. Запорожца, изобразительная деятельность, подобно игре, позволяет более глубоко осмыслить интересующие ребенка сюжеты. Однако еще более важно то, что по мере овладения изобразительной деятельностью у него создается внутренний идеальный план, который в раннем детстве отсутствует. В дошкольном возрасте внутренний план деятельности еще не полностью сформирован, он нуждается в материальных опорах, и рисунок – одна из таких опор. Американские авторы В. Ловенфельд и В. Ломберт Бриттен считают, что художественное воспитание оказывает огромное влияние на развитие ребенка. Ребенок может найти себя в рисовании, и при этом растормозится его развитие. У ребенка может произойти самоидентификация, возможно впервые. При этом его творческая работа сама по себе может не иметь эстетического значения. Гораздо важнее изменение в его развитии. По мнению Л.С. Выготского, мы должны рас-сматривать рисунок с психологической точки зрения как своеобразную детскую речь и предварительную стадию письменной речи. Работа воспитателя по развитию творческой активности дошкольников не должна ограничиваться лишь педагогическим воздействием непосредственно на детей. В активизации творческой активности и развитии инициативы, в обогащении их образными художественными впечатлениями важную роль играют и условия в семье. Для ознакомления родителей с задачами художественного воспитания детей специалисты советуют проводить родительские собрания. На них необходимо давать развернутую характеристику детского творчества, той работы по изобразительной деятельности, которая проводится на занятиях. Следует обратить особое внимание на необходимость тесной связи детского дошкольного учрежде-ния и семьи в целях художественного развития детей. Не только в детском саду, но и дома ребенок должен иметь благоприятные условия для развития своей творческой инициативы. Таким образом, роль педагога в управлении изобразительной деятельностью детей довольно велика и требует особых качеств и навыков. Личность ребенка многогранна и наиболее яркие качества личности, ее оттенки могут проявляться и развиваться лучше всего в разнообразных видах деятельности. Однако формирование у каждого ребенка творческой инициативности – процесс длительный и в значительной мере всё-таки зависит от уровня познавательных и художественных интересов. Задача педагога – своевременно оценить и правильно направить творческие способности ребенка. Формирование творческой личности, личности эстетически развитой и нравственной – одна из важнейших проблем современной дошкольной педагогики. Решать эти сложные задачи помогает искусство. Любовь к прекрасному, которую педагог привьёт своим подопечным в детстве, лейтмотивом пройдет через всю жизнь, поможет понять истинные ценности, обогатит яркими эмоциями. Теоретическое обоснование программ творческого развития, внедрение в практику лучших образцов литературы, музыки, изобразительного искусства, театра, их взаимодействия имеют неоценимое значение в развитии творческой активности детей дошкольного возраста. Значение искусства в детские годы невозможно переоценить: оно готовит детей к вступлению в жизнь с учетом самой ценности детства. В эти годы закладываются основы интеллекта человека, формируются разнообразные потребности, взгляды и идеалы. При этом следует учитывать возрастное развитие дошкольников: физиологическое (физический статус, резистентность, здоровье); когнитивное (устойчивые навыки, данные при рождении); аффективные (эмоциональные); психологические (восприятие, речь, мышление, память, воображение, представление). Это требует от педагогической практики разработки таких условий, которые могли бы обеспечить художественное образование как системное. Таким образом, занятия художественным творчеством способствуют оптимальному и интенсивному развитию всех психических процессов и функций, приучают ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать.

МБОУ «Начальная школа – детский сад №44»

ТЕХНОЛОГИЯ СИНКВЕЙН – ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД

РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Консультация для воспитателей

Подготовила:   Ерицян Н.В.

Речевое развитие выделено как самостоятельная образовательная область в федеральном государственном образовательном стандарте. Данная область включает в себя обогащение активного словаря, развитие связной грамматически правильной диалогической и монологической речи дошкольников.

Наши наблюдения за детьми дошкольного возраста показали, что в речи детей существует множество проблем: бедный словарный запас, неумение составить рассказ по картинке и серии картин, пересказать прочитанное или услышанное, им трудно выучить наизусть стихотворение.

В своей работе мы используем один из эффективных и интересных методов речевого развития дошкольников – технологию синквейна, позволяющую быстро получить результат.

Синквейн для дошкольников – это:

- средство творческого самовыражения ребёнка;

- игровой способ обогащения словарного запаса;

- подготовка к краткому пересказу;

- владение понятиями: слово – предмет (живой – неживой), слово – действие, слово – признак;

- умение выделять главную мысль, формулировать идею, подбирать синонимы, правильно понимать и задавать вопросы, согласовывать слова

в предложении;

- увлекательное занятие, благодаря которому каждый дошкольник может почувствовать себя гением – творцом.

Слово синквейн происходит от французского слова «пять», что означает «стихотворение из пяти строк», которое пишется по определенным пра-вилам.

В первой строке должна находиться сама тема (заголовок) дидактического синквейна, обычно это явление или предмет, о котором идет речь. По части речи это существительное или местоимение и отвечает на вопросы кто? что?

Во второй строке находятся уже два слова, которые описывают свойства и признаки этого предмета или явления. По части речи это обычно прилагательные или причастия, отвечающие на вопросы какой? какая? какое? какие?

В третьей строке содержатся уже три слова, которые описывают действия, обычные для этого явления или объекта. По части речи это глаголы, отвечающие на вопросы что делает? что делают?

В четвертой строке ребенок выражает уже непосредственно свое мне-ние о затронутой теме. Это фраза или предложение, состоящее из нескольких слов.

Пятая строка – последняя. Одно слово (существительное) для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, о котором говорится в синквейне, или повторение сути, синоним.

Предполагается, что с детьми дошкольного возраста строгое соблюдение правил составления синквейна необязательно. Детям можно предложить алгоритм, по которому они создают свои устные сочинения, затем красиво их оформляют вместе с воспитателем. Работу по составлению синквейна можно проводить на закрепление лексики, грамматического строя по конкретно изучаемой теме. При составлении синквейна можно использовать различные картинки и предметы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему:«Взаимодействие воспитателя по физической культуре с воспитателями дошкольного учреждения по вопросам физического воспитания, сохранения и укрепления здоровья детей»

Одной из задач, реализуемой педагогическим коллективом нашего детского сада является оптимизация работы по формированию у дошкольников потребности в двигательной активности, привычки здорового о...

Консультация для воспитателей. "Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду. Требования к культуре речи воспитателя"

Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним....

Консультации для воспитателей Приобщение детей к народным традициям Кубани.Консультации для воспитателей

Консультации для воспитателейПриобщение детей к народным традициям Кубани. В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощ...

Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство...