ИКТ как средство развития познавательной активности старших дошкольников
консультация
ИКТ как средство развития познавательной активности старших дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ikt.docx | 18.12 КБ |
Предварительный просмотр:
ИКТ как средство развития познавательной активности старших дошкольников
В настоящее время наблюдается критическая ситуация в познавательной деятельности и развитии речевой активности детей, решая проблему познавательно-речевого развития, нельзя не оценить возможности широкого внедрения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательную деятельность ДОУ. Использование ИКТ – актуальная проблема современного дошкольного воспитания, которая дает возможность качественно обновить воспитательно-образовательный процесс.
ФГОС дошкольного образования предусматривает создание интерактивной среды.
ФГОС ДО в качестве одного из принципов развития и образования детей рассматривает познавательное развитие, которое предполагает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности.
В научных исследованиях В. В. Давыдова, А. Н. Леонтьева, А. М. Матюшкина, утверждается, что лучшим фактором развития познавательной активности старших дошкольников является правильный выбор средств, позволяющих ребенку эффективно развиваться.
В настоящее время уже невозможно себе представить развитие современного общества без информационно-коммуникационных технологий. Сегодня ИКТ начинают занимать свою нишу и в воспитательно-образовательном пространстве ДОУ. Информационные технологии значительно расширяют возможности предъявления учебной информации, позволяют существенно повысить мотивацию детей к обучению, активизируют познавательную деятельность обучающихся, усиливают воздействие изучаемого материала, способствуют более успешной подготовке детей к обучению в школе. Поэтому с уверенностью можно сказать, что использование ИКТ в современном дошкольном образовании является неотъемлемой частью процесса обучения дошкольников.
Наряду с этим педагогическая практика отмечает снижение познавательной активности у детей дошкольного возраста. Исследования, которые проводят в начальной школе, отмечают, что дети, поступающие в первый класс, имеют очень низкую познавательную активность. Следствием этого является ухудшение обучения, дети ничем не интересуются, редко задают познавательные вопросы, не проявляют желания получать новые знания, не хотят самостоятельности.
Актуальность и необходимость развития познавательной активности детей определяются реальными потребностями системы дошкольного образования и существующими противоречиями: между актуальной необходимостью развития познавательной активности дошкольников и недостаточным использованием возможностей ИКТ как средства решения этой задачи, а также недостаточной ИКТ- компетентностью педагогов.
Познавательная активность понимается нами не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.
Поэтому взрослому важно в процессе обучения, поддерживая познавательную активность, создавать детям условия для самостоятельного поиска информации. Ведь знания формируются как результат взаимодействия ребенка с той или иной информацией. Именно присвоение информации через ее изменение, дополнение, самостоятельное применение в различных ситуациях и порождает знание.
Собственный опыт работы с детьми показывает: если ребёнок понимает новый материал, осознаёт, что ему нужно сделать и как, он всегда активен, проявляет большое желание исполнить задание и стремится продолжить работу в этом направлении, поскольку ему хочется довести, что он способен познавать, понимать и действовать. Именно от этого ребёнок получает удовольствие. Переживание ситуации успеха очень важно для его дальнейшего развития и является трамплином для преодоления процесса познания.
Таким образом, рассматривая теоретические основы развития познавательной активности детей дошкольного возраста, можно сделать вывод, что познавательная активность – это стремление к наиболее полному познанию предметов и явлений окружающего мира. Под познавательной активностью детей дошкольного возраста подразумевается самостоятельная, инициативная деятельность ребёнка, направленная на познание окружающей действительности.
В современных условиях, решая проблему познавательного развития, нельзя не оценить возможности широкого внедрения новых информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательную деятельность ДОУ.
Информационно-коммуникационные технологии в образовании (ИКТ) – это комплекс учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формах и методах их применения для совершенствования деятельности специалистов учреждений образования (администрации, воспитателей, специалистов), а также для образования (развития, диагностики, коррекции) детей.
Согласно исследованиям ведущих специалистов в области компьютеризации образования к набору существенных преимуществ использования компьютера в обучении перед традиционными занятиями необходимо отнести следующее:
- информационные технологии значительно расширяют возможности предъявления учебной информации. Применение цвета, графики, звука позволяет воссоздавать реальный предмет или явление;
- использование компьютера позволяет существенно повысить мотивацию детей к обучению;
- ИКТ вовлекают детей в воспитательно-образовательный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности;
- позволяют увеличить восприятие материала за счет увеличения количества иллюстративного материала;
Одно из главных условий внедрения информационных технологий в ДОУ – с детьми должны работать специалисты, знающие технические возможности компьютера, имеющие навыки работы с ними, четко выполняющие санитарные нормы и правила использования компьютеров, владеющие методикой приобщения дошкольников к новым информационным технологиям. При организации занятий такого типа важно соблюдать условия, соответствующие нормам САНПиН для сбережения здоровья ребенка.
Выделяют 2 вида занятий с использованием ИКТ.
1. Занятие с мультимедийной поддержкой.
2. Занятие с компьютерной поддержкой.
Таким образом, возможности применения ИКТ в деятельности детского сада при условии грамотного их использования достаточно широки. Они позволяют решать широкий круг образовательных задач. Использование ИКТ в детском саду позволяют активизировать познавательную деятельность обучающихся, усиливают воздействие изучаемого материала, способствуют более успешной подготовке детей к обучению в школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактическая игра как средство развития познавательной активности старших дошкольников
Методическое пособие для педагогов детского сада...
Технология проектирования как средство развития познавательной активности старших дошкольников
Технология проектной деятельности является одной из форм ,которая способствует развитию самостоятельности,инициативности,активности ребенка....
ИКТ как средство развития познавательной активности старших дошкольников
В современных условиях, решая проблему познавательного развития, нельзя не оценить возможности внедрения новых информационно-коммуникационных технологий в образовательную деятельность...
Дидактические игры, как средство развития познавательной активности старших дошкольников.
Дидактические игры, как средство развития познавательной активности старших дошкольников. Основной...
«Создание предметно-развивающей среды для экспериментирования в группе ДОУ как средство развития познавательной активности старших дошкольников»
В презентации представлен опыт работы по созданию предметно-пространственной среды для эксперементирования в старшей группе ДОУ как средства развития познавательной активности дошкольников. Описаны оп...
Поисково-исследовательская деятельность в природе как средство развития познавательной активности старших дошкольников
В статье представлен опыт работы с детьми старшего дошкольного возраста по организации поисково-исследовательской деятельности в природе, показаны формы и методы работы с воспитанниками и их родителям...
Деловая игра для педагогов «Использование информационно – коммуникативных технологий как средство развития познавательной активности старших дошкольников»
laquo;Использование информационно – коммуникативных технологий как средство развития познавательной активности старших дошкольников»Цель: Активизировать знания педагогов, способство...