Доклад из опыта работы «Создание условий в ДОУ для духовно-нравственного развития детей старшего дошкольного возраста»
презентация к уроку (старшая группа)
Современные дети более шумные, крикливые, неусидчивые, быстро вступают в конфликты, неуступчивы, драчливы. С ними трудно справиться, они часто бывают жестоки, не слушаются ни родителей, ни воспитателей. В стремлении достичь своей цели они манипулируют своими родителями. И мы с педагоги часто задаём вопрос, а что же делать?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 1.66 МБ |
![]() | 28.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Сегодня мы говорим о необходимости возрождения в обществе духовности и культуры, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребенка до школы.
Под духовно-нравственным воспитанием понимается процесс целенаправленного развития духовной сферы человека, как внешней, так и внутренней . В процессе духовно-нравственного воспитания расширяются и углубляются понятия о родных людях в семье, прививаются навыки доброжелательного общения со сверстниками , даются представления о непосредственном и далеком окружении.
С пасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Тарбеева Ольга Николаевна
воспитатель
МДОУ детский сад «Родничок».
Доклад из опыта работы.
«Создание условий в ДОУ для духовно-нравственного развития детей старшего дошкольного возраста».
Вот уже много лет я работаю в детском саду и пришла к выводу, что современные дети более шумные, крикливые, неусидчивые, быстро вступают в конфликты, неуступчивы, драчливы. С ними трудно справиться, они часто бывают жестоки, не слушаются ни родителей, ни воспитателей. В стремлении достичь своей цели они манипулируют своими родителями. И мы с педагоги часто задаём вопрос, а что же делать? Как нам правильно воспитать ребёнка, чтобы он вырос добрым к окружающим. И почему же одни дети вырастают добрыми и отзывчивыми, способными к состраданию, а другие жестокими, злобными и мстительными? И что нужно делать, чтобы малыш вырос человеком в полном смысле этого слова? Как писал А. В. Луначарский “ маленького ребенка можно лепить, старшего приходится уже гнуть, взрослого ломать”. И чтобы нам не пришлось ни ломать и не гнуть, мы должны воспитывать ребёнка с самого раннего детства в семье и в детском саду и воспитывать, в первую очередь, такие нравственные качества как душа, совесть, доброта, сочувствие, любовь, честь, патриотизм, то есть самые ценные, самые главные качества.
Кризисное состояние духовно-нравственной сферы общества и семьи, а также все проблемы общества, безусловно, отражаются на духовно-нравственном здоровье современных детей. Духовно – нравственное воспитание подрастающего поколения – это направление, которое сама жизнь выдвинула в настоящий момент в качестве приоритетного в системе воспитания. Дошкольное детство - это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле в нём, представления о семейном укладе и родной земле.
Суть воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в душах наших детей семена любви к родному дому, семье, природе, к истории, культуре и духовному богатству нашего народа.
Что может заинтересовать ребёнка? Наша многовековая история и культура, терпение, доброта, щедрость, милосердие, стремление к духовности – вот то, что всегда лежало в основе быта и традиций русского человека. Так как привычки и ценности, заложенные в детстве, станут нравственным фундаментом для принятия жизненно важных решений в будущем.
Духовно-нравственное воспитание дошкольников в нашем ДОУ осуществляется с помощью различных методов, приемом и средств.
Такие как:
1 Духовно-образовательное направление (занятия, чтение детям, беседы,
устные поучения, обсуждение поступков героев и детей);
2 Воспитательно-оздоровительное направление (праздники, подвижные игры, прогулки, экскурсии);
3 Культурно-познавательное направление (концерты, просмотры фильмов и
мультфильмов, прослушивание аудиозаписей, праздниках).
4. Нравственно-трудовое направление (труд изготовление подарков, атрибутов для игр).
В нашей группе созданы необходимые условия для организации работы по духовно-нравственному воспитанию. Мы используем различные виды деятельности и формы работы с детьми, но самым главным для нас остается эмоциональное воздействие на их чувства. Духовно-нравственное воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Развитие духовно-нравственных чувств начинается у ребенка с отношений к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. (Тематика занятий: «Мать и дитя», «Семья, дом», «Послушание и непослушание», «О дружбе и друзьях», «Кто мой ближний?», «Жадность и щедрость», «Правда и ложь», «Как мы ходим в гости?», «Совесть», «Благодарность», «Зависть», «Милосердие, сочувствие», «Трудолюбие», «Скромность», «О дружбе мальчиков и девочек», «Храбрость и трусость», «Добрые слова и добрые дела», «Книги — наши друзья», «Бедность и богатство»).
- оборудовали уголок «Моя Родина - Россия»; Элементы государственной символики – флаг, герб, портреты первых лиц государства, достопримечательности России, и многое другое.
- подобрали: дидактические игры: «Собери цветок», «Наша Родина», «Сложи картинку»; «Выложи из палочек», словесные, подвижные игры, игры-забавы, народные и хороводные игры. Проводим сюжетно-ролевые игры: «Больница», «Магазин», «Семья», «Путешествие к Байкалу», «Библиотека», «Экскурсия в музей», «Армия», «Космос», «Моряки» и т.д. В организации сюжетно-ролевых игр с детьми учитываем нравственную сторону ролевого взаимодействия: врач не только лечит больных, он сопереживает, проявляет милосердие и сострадание, учитель терпелив и доброжелателен, продавец честен и совестлив.
- оформили папки для рассматривания: «Моя семья», «Мой любимый поселок Усть-Ордынский, «Москва и ее достопримечательности», «Государственная символика России», «Природа нашего края».
так же мы оформили мини уголок о том как мы живём в нашей группе, в уголке размещаются фотографии где мы побывали, что провели, как прошёл праздник и т.д. детям очень нравится вспоминать о прошедших событиях.
В группе имеются альбомы о народных игрушках, росписях, узорах. Народное искусство является национальным по содержанию, поэтому способно активно воздействовать на духовное развитие человека, на формирование патриотических чувств у ребёнка.
Известно, что в дошкольном возрасте наиболее близкой и понятной для ребёнка деятельностью является игра. В работе с детьми мы используем такие игры и упражнения: «Поприветствуем друг друга»; «Подбери картинку к «хорошо» и «плохо»»; «Составь список своих обязанностей из сюжетных картинок для дома и сада»; «Вспомни, какие поступки ты совершил за этот день», «Нарисуй, расскажи о них»; Помоги ребятам составить «Словарь вежливых слов»; К тебе пришли гости: игра «Гость - хозяин»; «Ты в театре»; «Разговор по телефону»; «Нарисуй подарок другу (маме…)»; «На дне рождения»; «Именины»; «Если другу плохо…»; «Учимся общаться…» (закончи фразу). Конкурс и защита рисунков «Чему тебя научили сказки?»; игра «Как тебя зовут друзья?» (дети в группах обсуждают и высказывают мнения о том, как они относятся к кличкам, прозвищам, обращению по фамилии). «Как поступить…: проблемные ситуации»; рассказ «Мой характер и мои поступки»; расскажи, как ты помогаешь дома…
Также в группе проводим беседы на нравственные, духовные, патриотические темы «Уроки доброты», «Мой дом – Россия», «Моя семья», «Мой посёлок», "Будь всегда вежливым", "Что хорошо, что плохо и почему", "Ваши добрые поступки", "Чем можно порадовать маму", "Что такое дружба?", "Что такое подвиг?", « Добро и зло» и др.
Периодически проходят выставки поделок, рисунков. Такие выставки развивают творческие и познавательные способности детей. Они становятся украшением группы и ДОУ. Выставки которые мы организуем: это осенний праздник, новогодний праздник, 23 февраля, Сагаалган, 8-е марта, День Победы, День защиты детей и др.
Литературный материал незаменим в духовно-нравственном воспитании ребёнка, поскольку детям легче оценивать поведение и поступки других, чем свои собственные. Для всестороннего развития личности мы включаем детей в различную деятельность, связанную с художественной литературой.
например, Л. Н. Толстой « Два товарища», « Отец и сыновья» « Дед и внук» ,А. Кузнецовой "Мы поссорились", К. Д. Ушинского "Умей обождать", А. Барто "Помощница".
Мы побывали на экскурсии, в библиотеке, в музее. Где получили массу впечатлений. Дети пообещали быть хорошими, аккуратными читателями и часто приходить вместе с родителями в библиотеку, а также в музей.
Любовь к Родине начинается с любви к матери. А человек начинается с его отношения к матери. В День матери, 8-е марта у нас ежегодно проходят развлечения с мамами и бабушками. Дети радуют своих мам трогательными стихами и песнями и, конечно, дарят поделки, изготовленные с любовью и теплотой своими руками. Ребёнок, который бережно и с любовью относится к матери, несомненно, такие же чувства проявит и к своей Родине.
Большой интерес вызывает совместная продуктивная деятельность: Конкурс «Зимушка – зима!» поделки своими руками, конкурс рисунков «Моя мама лучше всех», изготовление поделок к праздникам для родных и близких. Проведение семейных праздников с участием родителей способствуют сплочённости родителей и детей по отношению друг другу: «Осенняя ярмарка, «Осень в гости к нам пришла», «Новогодняя сказка», «Я своим папой горжусь», «Широкая масленица», «Моя мама лучше всех», «Сагаалган – праздник Белого месяца», «Праздник весны», «День Победы» и т.д.
Для родителей оформлена информация памятки о духовно- нравственном воспитании. Разрабатываются памятки и консультации по темам «Советы педагогов по духовно-нравственному воспитанию детей», «Пословица не мимо молвится», «Использование малых фольклорных форм в общении с детьми», «Как правильно знакомить детей с русскими народными сказками» и другие.
Родители и дети вместе готовятся к праздникам, готовят костюмы, блюда, поделки, особенным был праздник белого месяца. Наши родители участвовали во всех конкурсах этого праздника. Заняли призовые места в конкурсах и получили призы. Тем самым у детей активно совершенствуется нравственное и эстетическое отношение к народным традициям, к национальному и историческому наследию. Такая форма работы способствует формированию чувства национального достоинства.
Говорят, что если есть в человеке доброта, человечность, чуткость, доброжелательность, значит, он как человек состоялся. Великий русский педагог Сухомлинский писал: «Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что это подлинно человеческое утверждается в душе одновременно с познанием первых и важнейших истин». Таким образом, то, в каком направлении будет развиваться личность ребёнка, зависит как от личности педагога, нравственной атмосферы, так и от участия родителей в процессе воспитания и обучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/23/picture-921458-1519383383.jpg)
Опыт работы «ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК».
Современное российское общество находится в состоянии духовно-нравственного кризиса, что неизбежно сказывается на судьбах подрастающего поколения.Выход из этого кризиса видится в духовно-нравственном ...
Использование проекта «Живой ручей» в развитии духовно-нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста логопедической группы
В сообщении описывается работа по реализации проекта "Живой ручей" (на основе проекта "Живая вода") с использованием речевых заданий...
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/24/picture-460155-1403611461.jpg)
Обобщение опыта работы «Русская народная подвижная игра- как средство физического развития детей старшего дошкольного возраста»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Чайка» Нижнетуринского городского округа «Русская народная подвиж...
![](/sites/default/files/pictures/2017/06/11/picture-456535-1497157935.jpg)
Методическая разработка по воспитанию духовно-нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе приобщения к основам православной культуры через создание наглядно-дидактического пособия КАЛЕНДАРЬ «РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ПУТЬ»
Для работы с календарем «Рождественский путь» нами сформирован пакет дидактических игр, направленных на формирование у дошкольников представлений о добродетелях и пороках....
![](/sites/default/files/pictures/2015/08/11/picture-653441-1439312233.jpg)
Доклад "Формирование духовно-нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе занятий по финансовой грамотности"
Доклад " формирование духовно-нравственных ценностей у детей сторшего дошкольного возраста в процессе занятий по финансовой грамотности"...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/23/picture-882354-1485176775.jpg)
«Обобщение педагогического опыта работы по теме: LEGO – конструирование как средство разностороннего развития детей старшего дошкольного возраста»
laquo;Обобщение педагогического опыта работы по теме: LEGO – конструирование как средство разностороннего развития детей старшего дошкольного возраста»...