Статья на тему "Песочная терапия"
статья по окружающему миру

Ганеева Гульфия Миннеагзамовна

Статья на тему "Песочная терапия"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл статья "Песочная терапия"20.51 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Дошкольное Образовательное Учреждение

«Детский сад «Аленький цветочек» города Надым»

Тема: «Песочная терапия в работе с детьми дошкольного возраста»

Подготовила: Ганеева Гульфия Миннеагзамовна

воспитатель

надым, 2018 г

Тема: «Песочная терапия в работе с детьми дошкольного возраста»

«В песочной терапии мир детства
вновь распахивает перед человеком свои двери, и эти же двери
ведут в бессознательные и скрытые в нем тайны».

Дональд Сандер

В современном мире, где развиты разнообразные направления в сфере образования и медицины есть объединяющая составляющая - общая направленность на умственное развитие подрастающего поколения, и это вполне объяснима быстрыми темпами роста технического прогресса.

Поскольку,  гармоничное развитие на прямую зависит от психического здоровья малыша, который, в силу возраста, далеко не всегда способен выражать свои эмоции доступными нам, взрослым, способами, что зачастую приводит к замкнутости, импульсивности, проблемам в общении, а порой и агрессивности. Заметив эти особенности в период развития ребенка, взрослые спешат к врачам, совершенно забывая о том, что сами могут справиться с такого рода проблемами.  Необходимо лишь вспомнить о том, что самое любимое и полезное занятие детства - игра. К сожалению, для большого количества людей, а особенно для детей дошкольного возраста, умение выразить свою мысль словами является колоссально невыполнимой задачей. Непременно, существует целый арсенал способов их передачи – жесты, мимика и, конечно, использование творческих способов самовыражения. Такие виды деятельности как: лепка, рисование способствуют выстраиванию моста между внешним и внутренним мирами, отражающими внутренний образ в созданном руками творении. Это и является основным принципом песочной терапии.

Впервые эффект терапии при играх с песком был обнаружен Карлом Густавом Юнгом, швейцарским психологом, философом и психотерапевтом. Он говорил: «Каждый предмет внешнего мира вызывает какой-либо символ в глубине бессознательного».

Песочная терапия — один из самых эффективных методов арт-терапии для детей, ведь он показывает удивительные результаты. Однако многие родители не до конца понимают, что это за методика, как она помогает детям и в чём её практическая польза.

Эффект песочной терапии заключается в оптимистичном влиянии на психику детей, что способствует более гармоничному и быстрому общему развитию образного восприятия, тактильности, глазомера и координации в пространстве.

Ведь игровая деятельность это не только способ развлечения, но и один из эффективных методов обучения. Если педагог или родитель ставит для себя определенные цели в развитии ребенка, будь то речь, физические и умственные способности, взаимодействие, главный ключ к успеху - как можно чаще играть с детьми.

Каждый из нас хотя бы раз брал в руки песок. Казалось бы - ничего особенного, мелкие, практически бесцветные крупинки, но почему же к этому материалу так тянет и хочется что-то из него лепить и стоить или даже просто пропускать сквозь пальцы. Все дело в его структуре и текстуре.

Работа с песочной терапией представляет собой метод воздействия на детскую психику и поведение с помощью песка и визуализации внутреннего мира. Играя с песком, ребенок вовлечен в игровую деятельность, создавая шедевры совершенно бессознательно, поскольку песок легкий, а его текстура податливая, дети делают то, что подсказывают руки и их настоящие чувства. Через песок или через создаваемые и разрушаемые объекты малыш может выразить весь спектр своих эмоций (и негативные, и позитивные) или воссоздать реакцию на какую-либо ситуацию из обыденной жизни.

Песочные композиции по сравнению с рисованием, не требуют от детей особых знаний и умений, но способны увлечь, раскрепостить ребенка, а такое состояние является отличной почвой для обучения и выполнения поставленных задач.

В процессе песочной терапии дети имеют возможность беспрепятственно открывать и выражать свои чувства, а педагог может воздействовать на психику детей, помогая избавиться от тревог и накопившихся эмоций, снять напряжение, а так же дать детям стимул к развитию.

Знаменитый швейцарский  аналитик Дора Кальф, являющаяся автором сформулированной и обоснований теории о методах песочной терапии, в которой она увидела не только возможность самовыражения, но и способ развить умственные и психические функции у детей, скорректировать речь и дать широкие возможности становлению детской индивидуальности и воображения.

Поскольку занятия с песком имеют множество преимуществ, то данный вид деятельности  входят в программу современных детских садов или специализированных школ.

У методики большое количество плюсов. В частности, с помощью песочной терапии можно:

- развивать творческие способности, память, речь, мыслительную активность, фантазию;

- развивать мануальный интеллект у детей.

- расширять представления об окружающем мире, улучшают мелкую моторику и понимание себя в пространстве; снимают стресс и расслабляют.

Сложность процесса обучения детей дошкольного возраста состоит в том, что они быстро устают и теряют интерес к деятельности, встретившись с трудной задачей. В этом помогает песочная терапия, расслабляя и дольше сохраняя работоспособность и внимание детей, а так же упрощая процесс обучения за счет игровой формы подачи материала.

При использовании в работе с детьми данного рода методики можно ставить задачи широкого диапазона от двигательных до умственных.

Как известно, что от проработанности мелкой моторики во многом зависит речь ребенка, так как на кончиках пальцев расположено большой количество нервных окончаний, стимулирующих мозговую деятельность. Именно поэтому такая деятельность дает хороший толчок для развития обоих полушарий мозга.

Песок - отличный способ налаживания контактов с ребенком. В такой форме гораздо проще выразить свои переживания, переложив их на фигурки или картины. Так педагог может увидеть мир ребенка и его проблему и помочь решить ее. Песок способен поглощать в себя негативную энергию, что, впоследствии, дает стабилизацию эмоционального состояния и оказывает комплексный образовательно-терапевтический эффект, и, незаметно для детей направить их на постижение истин добра и зла, выстраивая правильный образ мира. На песке волшебным образом оживают сказки, и ребенок становится их участником, а так же видит итог своего творчества, приобретая уверенность в себе и осознавая, что никто его не будет осуждать.

По мнению английского педиатра Маргарет Ловенфельд: «Регулярная песочная терапия помогает детям стать увереннее в себе, избавиться от внутренних зажимов и негативных переживаний, стать более спокойным».

Проводимые занятия на песке куда эффективнее классического процесса обучения. Дети гораздо быстрее запоминают алфавит или счет, самостоятельно рисуя цифры и буквы на песке. Понятнее становятся и направления «лево» - «право», времена года. А рисунки на песке повышают чувствительность рук и мелкую моторику.

В детских садах при работе с данной методикой на улице помогает песочница, а в группе специально оборудованный лоток с крышкой  или использование кинетического песка, предназначенного как раз для игр в помещении в любую погоду и время года.

Посредствам пересыпания мелких песочных частиц в песочнице или в группе у детей формируется процесс визуализации, а для расширения детского кругозора и фантазии используются такие предметы как: фигурки людей и животных, игрушки, подручные природные материалы (камни, ракушки). Погружая руки в песок, ребенок не просто перебирает его, а вовлекается в мир фантазии и игр, расставляя предметы  по своему усмотрению, он придумывает определенного рода сюжет, дополняя его рисованием пальца, изображая пейзажи, предметы, людей и животных, строит насыпи горок и замки — и всё не просто игра, а проекция детского мироощущения.

Кинетический песок удачно объединяет в себе свойства двух материалов - песка и пластилина и является универсальным средством и для творчества, и для терапии, оказывая развивающее действие на детей. Отлично принимает и держит форму, не рассыпается и не пачкает руки.

Занимаясь играми с песком, ребенку становится интересно, он старается сделать правильно, красиво, аккуратно и, что немаловажно - быстро.

Следовательно, метод песочной терапии является актуальным в работе с детьми дошкольного возраста, поскольку при его использовании даже слишком активные дети быстро успокаиваются, а замкнутые и стеснительных находят общий язык, поскольку маленькие дети чаще затрудняются в выражении своих мыслей из-за недостаточного речевого развития.

Список использованной литературы:

  1. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. «Чудеса на песке» практикум по песочной терапии. Из-во «Речь» 2015.
  2. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. «Игры в сказкотерапии» СПб 2018.
  3. Учебно-методическое пособие к изучению дисциплины «Арт-педагогика и арт-терапия в специальном образовании».- М. Издательство «Спутник+», 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Игротерапия, песочная терапия, арт-терапия"

Статья для педагогов Дома ребёнка "Инновационые технологии в работе воспитателя как условие повышения качества услуг в домах ребёнка"....

Статья "Методика песочной терапии как здоровьесберегающая технология в дошкольном образовании"

Методика песочной терапии является одной из приоритетных здоровьесберегающих технологий, направленных на сохранение и укрепление психологического здоровья. Игры с песком развивают восприятие, мышление...

Статья Тема: «Песочная терапия в работе с детьми»

Статья на тему "Песочная терапия в работе с детьми" Статья будет интересна как педагогам, так и родителям.Данная статья знакомит с возможностью применения песочной терапии в работе с де...

Статья "Использование песочной терапии в коррекционной работе учителя-логопеда"

Перенос традиционных педагогических занятий в песочницу дает больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения. Существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то...

Статья: "СУ-ДЖОК ТЕРАПИЯ при развитии речи у детей раннего возраста"

Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в позна...

Статья "Значение песочной терапии в работе с детьми дошкольного возраста"

Игра с песком — это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Ребенок, тем более с особыми потребностями в развитии, часто словами не может выразить свои переживания, стра...