Оформление предметно- развивающей среды в ДОУ
методическая разработка

Климчук Наталья Викторовна

Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). В Понятие предметно-развивающая среда по ФГОС непосредственно также входят образовательные области, такие как: социально коммуникативная, познавательная, речевая, художественно- эстетическая, физическая.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klimchuk.docx599.8 КБ

Предварительный просмотр:

«Оформление предметно - развивающей среды

 в ДОУ».

Подготовила: Климчук Н.В.

Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). В Понятие предметно-развивающая среда по ФГОС непосредственно также входят образовательные области, такие как: социально коммуникативная, познавательная, речевая, художественно- эстетическая, физическая.

Понятие «среда» как система, непосредственно включающая в себя взаимосвязь предметного и личностного характера. Через данную среду воспитание адаптирует личность к обстоятельствам, а образование выступает при этом моделью социума. Педагоги окружающую среду рассматривают как возможность наиболее эффективного развития индивидуальности ребенка с учетом его склонностей, так и непосредственно интересов и уровня активности ребёнка.

Главное требование к организации предметно-развивающей среды – её адекватность реализуемой в ДОУ программе, особенностям педагогического процесса и творческому характеру деятельности ребенка.

Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому педагоги испытывают повышенный интерес к обновлению развивающей предметно-пространственной среды ДОУ.

Нужно заметить следующее, что педагоги предлагают рассматривать среду непосредственно как условие оптимального саморазвития личности, считают, что, через предметно-пространственную среду ребенок сам может развивать свои индивидуальные способности и возможности. Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка.

Насыщение окружающего ребенка пространства должно претерпевать изменения в соответствии с развитием потребностей и интересов детей среднего дошкольного возраста. В такой среде возможно одновременное включение в активную коммуникативно-речевую и познавательно-творческую деятельность, как отдельных воспитанников, так и всех детей группы.

Развивающая предметно-пространственная среда должна:

обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также непосредственно возможности для уединения ребёнка.

в случае организации инклюзивного образования необходимые для него условия;

учёт национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс.

Требования к развивающей предметно-пространственной среде

Развивающая предметно-пространственная среда групп организуется таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом. Все групповые помещения соответствуют требованиям к развивающей предметно-пространственной среде, т. к. среда должна быть:

1.Содержательно-насыщенной

Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы. Образовательное пространство группы, участка должно быть оснащено средствами обучения (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходными, игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарём (в соответствии со спецификой Программы).

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря

Должны обеспечивать:

игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);

двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;

эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей.

2.Трансформируемой

Трансформируемости пространства предполагает возможность непосредственно изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

3.Полифункциональной

Полифункциональности материалов предполагает:

  • возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д.;
  • наличие в группе полифункциональных (не обладающих жёстко закреплённым способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности, в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре.

4.Вариативной

Вариативность среды предполагает: наличие в группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;

периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

5.Доступной

Доступность среды предполагает:

доступность для воспитанников, где непосредственно осуществляется образовательный процесс;

свободный доступ к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.

6.Безопасной

Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.

Таким образом правильно организованная предметно-развивающая среда позволяет непосредственно каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а именно это лежит в основе развивающего обучения. Необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей.

Развивающая предметно-пространственная среда организуется так, чтобы непосредственно каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование. Обязательными предметами являются материалы, активизирующие познавательную деятельность. Это развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели. Предметы для опытно-поисковой работы: магниты, увеличительные стекла, пружинки, весы, мензурки и прочее. Необходимы материалы, учитывающие интересы мальчиков и девочек, как в труде, так и в игре. Мальчикам нужны инструменты для работы с деревом, а девочкам для работы с рукоделием. Для развития творческого замысла в игре девочкам потребуются предметы женской одежды, украшения, кружевные накидки, банты, сумочки, зонтики и т. п.; мальчикам — детали военной формы, предметы обмундирования и вооружения рыцарей, русских богатырей, разнообразные технические игрушки. Важно иметь в группе большое количество «подручных» материалов: веревки, коробочки, проволока, колеса, ленточки, которые творчески используются для решения различных игровых проблем.

Необходимыми в оборудовании дошкольников являются непосредственно материалы, стимулирующие развитие широких социальных интересов и познавательной активности детей. Это детские энциклопедии, иллюстрированные издания о животном и растительном мире планеты, о жизни людей разных стран, детские журналы, альбомы, проспекты.

Среда, окружающая детей в детском саду, должна обеспечивать безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого их них. Принцип интеграции образовательных областей способствует формированию единой предметно- пространственной среды.

Как принято педагоги могут использовать несколько основных методических приемов обыгрывания среды, которые имеют прямой развивающий и обучающий эффект:

  • показ предмета и его называние;
  • показ действий с предметами и их называние;
  • предоставление ребенку свободы выбора действий и экспериментирование.

Что нужно знать при организации развивающей предметно-пространственной среды в группе:

Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства.

Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка. Форма и дизайн предметов направлены на безопасность и соответствовать возрасту детей группы. Элементы декора должны быть легко сменяемыми. В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.

Организуя предметную среду в групповом помещении, необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоциональной сферы. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности. Развивающая предметно – пространственная среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.

Таким образом, создавая развивающую предметно-пространственную среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия непосредственно всех участников воспитательно-образовательного процесса. Все, что окружает ребенка является для него источником знаний и формирует его опыт. Мы воспитатели средней группы, где возраст детей 4-5 лет и в своей практике очень тщательно формировали пространство в группе, учитывая, что дети в детском саду проводят большую часть времени.

Ориентируясь на то, что в данном возрасте дети уже имеют предпочтение к иному виду деятельности мы разделили пространство группы на разные уголки;

  1. В уголке творчества всегда в свободном распоряжении чистые листы бумаги, пластилин, краски, карандаши- предназначено для свободного. творчества 

  1. Готовые детские работы выставляются на стенде.

  1. Игровой уголок насыщен различными видами игр (настольные игры, есть атрибуты к различным видам сюжетно- ролевым играм, игры на логику)
  2. Большое значение имеет учебный центр. Учебный центр используется для работы продуктивными видами деятельности.
  3. Экологический уголок имеет все необходимое для ухода за комнатными растениями и для экспериментальной деятельности. 

IMG-20210827-WA0015.jpg

  1. Спортивный уголок включает в себя спортивный инвентарь для занятия спортом малой подвижности.

  1. Театрализованный уголок оснащен всем необходимым для театрализованной деятельности

  1. Математический уголок включает в себя пособия с цифрами. счетными палочками, различными головоломками для развития логического мышления.

IMG-20210830-WA0012.jpg

  1. Книжный уголок в нашей группе располагает книгами, которые необходимы по программе и просто художественной литературой в соответствии с возрастом.

IMG-20210827-WA0006.jpg

  1. Музыкальный уголок оснащен простыми музыкальными инструментами.

  1. Центр уединение место, где ребенок может побыть один.

C:\Users\User\Desktop\IMG-20210823-WA0052.jpg

  1. Уголок патриота имеет стенд с Российской символикой и различные пособия.

C:\Users\User\Desktop\IMG-20210827-WA0000.jpg

Все находится в доступности для ребенка, безопасно экологически чисто, в процессе материалы добавляются.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что, создавая развивающую предметно-пространственную среду в ДОУ, необходимо учитывать непосредственно психологические основы конструктивного взаимодействия всех участников воспитательно-образовательного процесса, а также дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения, и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда. Предметно-развивающая среда непосредственно в средней группе играет такую же важную роль в обучении, развитии и воспитании малышей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оформление предметно-развивающей среды кабинета педагога-психолога МДОУ

Моделирование развивающей среды в группах ДОУ строилась:- по направлениям развития и образовательным областям;- с учетом принципа интеграции;- с учетом полоролевой специфики....

Презентация - Оформление предметно-развивающей среды в ДОУ.

Оформление предметно-развивающей среды в детском образовательном учреждении....

Оформление предметно-развивающей среды на участке ДОУ

Опыт работы по созданию предметно-развивающей среды на участке ДОУ....

оформление предметно развивающей среды

ребенку должна нравиться среда в которой он находится....

Оформление предметно-развивающей среды в ДОУ группы №12 "Почемучки"

Важнейшими задачами современной дошкольной педагогической науки и практики являются задачи гуманизации процесса воспитания и обучения, охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, их...

Оформление предметно-развивающей среды в ДОУ

Оформление предметно-развивающей среды в детском образовательном учреждении....

ТЕМА: «Оформление предметно-развивающей среды, через математическое развитие в подготовительной к школе группе»

ЦЕЛЬ:Развитие интереса и повышение знаний по математическому развитию, через обогащение предметно-пространственной среды. АКТУАЛЬНОСТЬ:§Одним из важнейших факторов развития личности ребёнка ...