Организация и проведение мероприятий по обеспечению успешного прохождения адаптации детей раннего возраста к условиям ГБДОУ
статья на тему

Поступление ребенка в детский сад является особым периодом жизни для всей семьи: и для ребенка, и для родителей. Для малыша - это сильное стрессовое переживание, которое необходимо смягчить. Ему предстоит приспособиться к совершенно иным условиям, чем те, к которым он привык в семье. Четкий режим дня, отсутствие родителей, как правило, иной стиль общения, необходимость общения со сверстниками, новое помещение - все эти изменения создают для ребенка стрессовую ситуацию. Эти новые факторы вызывают у малыша защитную реакцию в виде плача, отказа от еды, сна, общения с окружающими.

И педагоги, и родители должны понимать, насколько ответственен момент адаптации ребенка к условиям детского сада и насколько серьезные последствия для здоровья ребенка он может спровоцировать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon meropriyatiya_poadaptatsii.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

Организация и проведение мероприятий по обеспечению успешного прохождения адаптации детей раннего возраста к условиям ГБДОУ

Важным событием последнего года стало принятие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Основной ценностью нового нормативного документа стала его ориентация на психолого-педагогическое сопровождение ребенка в процессе социализации и индивидуализации дошкольников. Одной из базовых ценностей ФГОС ДО является поддержание и укрепление всех компонентов здоровья каждого малыша:: физического, нервно-психического и социально-психологического. Эта задача в условиях современного детского сада является приоритетной, особенно в адаптационный период, когда ребёнок находится в состоянии психического и эмоционального напряжения.

Поступление ребенка в детский сад является особым периодом жизни для всей семьи: и для ребенка, и для родителей. Для малыша - это сильное стрессовое переживание, которое необходимо смягчить. Ему предстоит приспособиться к совершенно иным условиям, чем те, к которым он привык в семье. Четкий режим дня, отсутствие родителей, как правило, иной стиль общения, необходимость общения со сверстниками, новое помещение - все эти изменения создают для ребенка стрессовую ситуацию. Эти новые факторы вызывают у малыша защитную реакцию в виде плача, отказа от еды, сна, общения с окружающими.

И педагоги, и родители должны понимать, насколько ответственен момент адаптации ребенка к условиям детского сада и насколько серьезные последствия для здоровья ребенка он может спровоцировать.

Привыкание ребенка к детскому саду будет максимально безболезненным, при использовании комплексного подхода к решению проблем адаптации каждого малыша, учитывая специфические особенности детей раннего возраста.

Этот период является наиболее ответственным периодом жизни человека, когда формируются основные умения малыша, так необходимые для его успешного развития. В это время складываются такие доминантные качества как познавательная активность, самостоятельность, инициативность, коммуникабельность, доверие к миру, уверенность в себе, доброжелательное отношение к людям, творческие возможности. Но их формирование требуют адекватных действий со стороны взрослых, определенных форм общения и активного взаимодействия с ребенком.

Работу по подготовке и проведению адаптации детей к ГБДОУ строятся по нескольким направлениям:

  • проведение доадаптационного периода, который включает в себя работу с родителями
  • проведение периода адаптации.

Общеизвестно, степень адаптации ребенка к детскому саду определяет его психическое и физическое здоровье. Резкое предъявление нового помещения, новых игрушек, новых людей, новых правил жизни - это и эмоциональный, и информационный стресс.

Адаптационный период можно условно разделить на несколько этапов:

I этап – подготовительный (доадаптационный)

Задача  – сформировать такие стереотипы в поведении ребенка, которые помогут ему безболезненно приобщиться к новым для него условиям.

Для решения этой задачи должно быть проведено:

1. Родительское собрание. В период адаптации взаимодействие воспитателя с родителями приобретает особое значение. Ни родитель, ни педагог не могут облегчить процесс адаптации в одиночку. Собрание на тему «Адаптация детей к условиям детского сада», на котором происходит первое знакомство родителей и воспитателей,  можно провести в нетрадиционной форме уже в мае месяце. Родителям можно представить фото- или видеоматериал, в котором продемонстрированы режимные моменты в течение всего дня и дать общие рекомендации по подготовке детей к детскому саду, к условиям общественного воспитания:

  • соблюдение режима дня в семье,
  • сформированности необходимых культурно-гигиенических навыков, навыков самообслуживания,
  • умение ребенка вступать в общение с взрослыми и детьми.

На родительском собрании были раскрыты:

  • основные закономерности формирования навыков и привычек, их последовательность;
  • значение своевременного формирования необходимых навыков для общего развития ребенка и для его хорошего самочувствия в адаптационный период.

 В приёмной группы родители  могут познакомиться  с наглядно-демонстрационным материалом, как для родителей, так и для детей:

- Папки передвижки

- Консультации для родителей «Адаптация и все о ней», «Как успокоить ребенка» и т.д.

2. Анкетирование родителей по знакомству с семьёй будущего воспитанника, «Готов ли Ваш ребенок к поступлению в детский сад? ».

По результатам проведенного анкетирования родителей обозначаются семьи воспитанников с повышенной тревожностью. В дальнейшем данные анкетирования позволяют грамотно построить профилактическую и консультативную работу с родителями. Основная задача здесь - не просто проинформировать родителей об особенностях протекания периода адаптации у их ребенка, но и дать рекомендации, как общаться с ним в этот период.

II этап – основной (подготовительный)

1. Составляется график выхода детей. График составляется так, чтобы у персонала группы было максимум времени на индивидуальное общение с каждым ребенком. Гибкий график посещения в период адаптации позволяет разработать индивидуальный режим дня для каждого ребенка. Так, дети с легкой адаптацией, как правило, приходят с утра, детей со средней или тяжелой адаптацией приглашаем позже.

 2. Перед приёмом новых детей пересматривается оформление группы. Уделяется внимание оформлению раздевалки. Для детей шкафчики с красивыми картинками и именем ребёнка. Групповое помещение должно быть максимально уютным, домашним и привлекательным для детей.  

Предметно – развивающую среду необходимо создавать по таким характеристикам:

- разнообразие (наличие всевозможного игрового и дидактического материала для сенсорного развития, продуктивной и музыкальной деятельности, организации двигательной активности;

- Хороший успокоительный эффект дают разнообразные игры с сенсорными мешочками с крупами. Сенсорные игры дают ребенку опыт работы с самыми разнообразными материалами: песком, бумагой, тканью и др. Они способствуют развитию сенсорной системы: зрения, вкуса, обоняния, слуха, температурной чувствительности. Все органы, данные нам природой, должны работать, а для этого им необходима "пища".

- Затормаживают отрицательные эмоции монотонные движения руками или сжимание кистей рук, поэтому для детей готовятся такие игры, как игры за сенсорным столом: нанизывание шариков на шнур, прокатывание шариков с горки, разложить шарики по цвету; резиновые игрушки - пищалки, крупные детали конструктора “Лего”, весёлые прищепки и др.

В группе должна быть фонотека. С детьми в процессе адаптации полезно слушать спокойную музыку и веселые детские песни, под которые можно весело танцевать, выполнять ритмические движения, чтобы создать бодрое, радостное настроение у детей в течение всего дня, избежать обыденности обстановки.)

- оптимальная насыщенность (без чрезмерного обилия и без недостатка);

- стабильность (материалы и пособия должны иметь постоянное место);

- доступность (все игрушки, которые видит ребенок можно брать);

- эмоциогенность (в игровой зоне должны быть яркие, красивые игрушки, чтобы ребенку хотелось остаться, потрогать, рассмотреть их);

- зонирование (не пересекаются игровые и учебные зоны).

III этап (адаптация)

Дети  начинают посещать детский сад начиная с  2-х часов  в день. Затем для каждого ребенка устанавливается индивидуальный режим. Время пребывания увеличивается постепенно в зависимости от привыкания ребенка. После того как ребенок начинает охотно контактировать со взрослым и сверстниками, у него улучшается аппетит, и большую часть времени в группе он находится в хорошем настроении, его оставляют на сон. Следует помнить, что в процессе привыкания в первую очередь нормализуются настроение, самочувствие ребенка, аппетит, в последнюю очередь – сон.

Можно порекомендовать приносить с собой из дома любимую игрушку, которую малыш, если загрустит смог бы прижать к себе и почувствовать себя более спокойно. Иногда даже чашку и тарелочку которыми пользовались они дома, свой горшок.

Так же можно предложить принести небольшие фотоальбомы с семейными фотографиями либо сделать такой альбом в группе из фотографий, принесенных родителями. Имея такой альбом, ребенок, если взгрустнулось,  всегда имеет возможность открыть его и увидеть маму или папу, взять игрушечный телефон и, глядя на фотографию, поговорить с родными.

Каждый вновь поступивший ребенок должен максимальное время находиться в центре внимании. Нужно стараться спокойно, ласково и подробно объяснять ребенку все происходящее, готовить его к каждому режимному процессу, так как непонятное и неизвестное пугает.

Наиболее эффективным, а иногда и единственным методом коррекционной работы с детьми раннего возраста является игровая, телесная терапия «Обнималки», релаксационные упражнения «Солнечный зайчик», «Улыбка», «Бабочка» и др., проводимые как в индивидуальной, так и в групповой форме.

Дети раннего возраста любят играть с игрушками, бытовыми предметами. В процессе игры они приобретают новые знания и навыки, познают окружающий мир, учатся общаться. Поэтому акцент в выборе игр для детей раннего возраста делаю на сенсорные и моторные игры.

Показателями окончания адаптационного периода являются: спокойное, бодрое, веселое настроение ребенка в момент расставания и встреч с родителями; уравновешенное настроение в течение дня; адекватное отношение к предложениям взрослых; общение с ними по собственной инициативе; умение общаться со сверстниками, не конфликтовать; желание есть самостоятельно, доедать положенную норму до конца; спокойный дневной сон в группе до назначенного по режиму времени; спокойный ночной сон, без просыпания до утра.

Список литературы:

 

1. «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций, утвержденные постановлением главного государственного санитарного врача российской Федерации от 15мая 2013г №26(зарегистрировано Министерством юстиции Российской федерации 29 мая2013г., регистрационный  №28564).

2. Жердева Е.В.Дети раннего возраста в детском саду (возрастные особенности, адаптация, сценарии дня) .- Изд.3-е.-Ростов на /Д: Феникс, 2008.- 186с.

3. Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста .- М., 1977

4. Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ: Практическое пособие- Воронеж, «Учитель», 2006.-236с

5.  Васильева А.И., Бахтурина Л.А., Кибитина И.И. Старший воспитатель детского сада. – М.: Просвещение, 1990. -143 с.

6. Васюкова Н Е, Чехонина О И Интеграция содержания образования через планирование педагогической деятельности // Детский сад от А до Я -2004 -№6(12) -С 8-14 (0,3 пл)

7. Вершинина Н.Б., Суханова Т.И. Современные подходы к планированию образовательной работы в детском саду. Справочно–методические материалы. – Издательство «Учитель», 2010 - 111 с.

8. Воробьева Т.К. Планирование работы дошкольного образовательного учреждения. – М.: «Ансел-М», 1997. -64 с.

9.  Давыдова О.И., Майер А.А. Адаптационные группы в ДОУ: Методическое пособие.- М.:ТЦ Сфера, 2005.-128с.-(Приложение к журналу «Управление ДОУ»)

10. Кирюхина Н.В. Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ: Практическое пособие – 2-е изд.-М., Айрис- пресс, 2006.-112с.

11. Лобанова Е.А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие. Балашов-Николаев ,2005-76с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация и проведение мероприятий по обеспечению успешного прохождения адаптации детей к условиям ГБДОУ

В данной презентации вы найдете материал,который поможет вам организовать адаптацию детей раннего возраста....

Организация и проведение мероприятий по обеспечению успешного прохождения адаптации детей раннего возраста к условиям ГБДОУ

Поступление ребенка в детский сад является особым периодом жизни для всей семьи: и для ребенка, и для родителей. Для малыша - это сильное стрессовое переживание, которое необходимо смягчить. Ему предс...

Организация и проведение мероприятий по обеспечению успешного прохождения адаптации детей раннего возраста к условиям ГБДОУ

Важным событием последнего года стало принятие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Основной ценностью нового нормативного документа стала его ориентация н...

Организация и проведение мероприятий по обеспечению успешного прохождения адаптации детей раннего возраста к условиям ГБДОУ

Важным событием последнего года стало принятие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Основной ценностью нового нормативного документа стала его ориентация н...

Организация и проведение мероприятий по обеспечению успешного прохождения адаптации детей к условиям ГБДОУ

Важным событием последнего года стало принятие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Основной ценностью нового нормативного документа стала его ориентация н...