Проект по адаптации детей с ОВЗ к условиям в ДОУ
проект
социально-просветительский проект
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sotsialno-prosvetitelskiy_proekt.docx | 38.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад «Рябинушка»»
Смоленского района Смоленской области
Проект
«Адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья к условиям ДОУ»
Составила: воспитатель 1 категории
Филимонова Вера Сергеевна
д.Жуково
2019-2020уч.г
«Детство важнейший период человеческой жизни,
не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая,
самобытная, неповторимая жизнь»
В.А. Сухомлинский
Актуальность проекта
Для ребенка с ограниченными возможностями здоровья начало посещения детского учреждения связано с погружением в абсолютно новую социальную среду. Это важный этап, сопровождающийся изменением привычной обстановки, режима дня, разлукой с близкими людьми. Ребенок не сразу привыкает к новым социальным условиям; непривычный режим дня, знакомство со сверстниками, необходимость общения и взаимодействия с посторонними взрослыми может стать причиной появления различных психологических трудностей. Поскольку адаптивные возможности детей с ограниченными возможностями здоровья не безграничны, переход в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям, замедлению темпа психофизического развития, обострению хронических заболеваний. Поэтому для обеспечения оптимальной адаптации необходим индивидуальный подход к каждому ребенку со стороны воспитателей группы и всех специалистов дошкольного учреждения, а также просветительская работа педагогов с родителями (или законными представителями) детей.
Адаптация детей может происходить по-разному в зависимости от возраста, уровня социализации, особенностей характера и других факторов. Разная степень социальной готовности обусловлена неодинаковым уровнем развития личности ребенка, особенностями социального окружения, условиями семейного воспитания, состоянием здоровья и другими факторами. Вследствие этих различий дети при поступлении в дошкольное учреждение изначально имеют неодинаковые стартовые возможности. В этой связи реализация проекта, связанного с созданием условий для успешной социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья к условиям МБДОУ ЦРР д/с «Рябинушка» является весьма актуальной.
Практика работы убедительно показывает, что установление партнерских отношений с семьями воспитанников, повышение компетентности родителей по вопросам адаптации, воспитания и развития детей, снижает уровень заболеваемости у детей в адаптационный период. Активное участие родителей в жизнедеятельности дошкольного учреждения, формирование у воспитанников положительных эмоций, позволяют значительно облегчить адаптацию детей.
Успешная адаптация ребенка в детстве – залог его будущей успешной взрослой жизни, залог его побед и достижений.
Цель проекта: успешная социальная адаптация детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья к условиям МБДОУ ЦРР д/с «Рябинушка».
Задачи:
1. Создание благоприятных психолого-педагогических условий для оптимальной социализации детей, обеспечение эмоционального комфорта.
2. Формирование у детей положительной ассоциативной связи с дошкольным учреждением.
2. Преодоление стрессовых состояний у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в период адаптации к группе.
4. Формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей, расширение родительской компетентности.
Вид проекта: социально-просветительский
Участники проекта: воспитатели, психолог, медсестра, дети и их родители.
Сроки реализации: сентябрь - ноябрь, а также в течение года по мере поступления детей.
Принципы работы:
1. Предварительное ознакомление родителей с условиями работы МБДОУ ЦРР детский сад «Рябинушка».
2. Гибкий режим пребывания детей в начальный период адаптации с учетом индивидуальных особенностей детей и состояния здоровья.
3. Проведение адаптационных занятий и игр.
4. Осуществление систематического контроля за психо-эмоциональным состоянием ребенка в группе (воспитатели, психолог, медсестра).
5. Наблюдение за состоянием здоровья: самочувствие, аппетит, сон, физическое здоровье (медицинская сестра).
6. Информирование родителей об особенностях адаптации каждого ребенка на основе адаптационных карт.
Прогнозируемый результат:
- благоприятное прохождение периода адаптации у детей;
- психологический комфорт детей в период адаптации;
- преобразование предметно-развивающей среды;
- консультационный материал для педагогов и родителей.
Механизм оценки проекта:
- результаты медицинского обследования воспитанников;
- психологический мониторинг детей;
- анкетирование родителей и педагогов;
- наблюдения за детьми, ведение адаптационных карт.
Этапы работы в период социальной адаптации
Содержание | Сроки | Ответственные |
Подготовительный этап | ||
Изучение методической литературы. Составление планов работы с детьми и родителями. Подготовка диагностического инструментария. Создание комфортной предметно-развивающей среды. | сентябрь | педагоги |
Основной этап - работа с детьми | ||
Знакомство детей с группой, друг с другом. Диагностика вновь поступивших детей. Экскурсия по детскому саду: «Рябинушка» - наш общий дом». Цикл детско-родительских занятий. Организация и проведение игр. Организация и проведение игровых занятий. Творческая деятельность. | сентябрь-ноябрь | педагоги |
Основной этап - работа с родителями | ||
Знакомство родителей с режимом работы учреждения, группой, педагогами. Анкетирование родителей «Портрет моего ребенка». Памятка для родителей, поступивших детей. Цикл детско-родительских занятий. Буклет «Все о социальной адаптации ребенка». Консультация «Факторы, влияющие на течение адаптационного периода» Консультация «Эмоциональный портрет ребенка в период адаптации». Семинар-практикум «Адаптационные игры для детей» Участие в социо-культурных мероприятиях и творческой деятельности. Фото-газета «Здравствуйте, это – я!» | сентябрь-ноябрь | педагоги |
Заключительный этап | ||
Оформление адаптационных карт на каждого ребенка. Родительское собрание по итогам адаптационного периода. Фото-отчет.
| ноябрь | педагоги |
План педагогической деятельности в период социальной адаптации
Направления работы | ||
с детьми | родителями | педагогами отделения |
Поэтапный прием детей в группу. Сопровождение режимных моментов. Цикл детско-родительских занятий. Проведение адаптационных игр. Индивидуальные занятия с детьми. | Анкетирование родителей. Цикл детско-родительских занятий. Групповое консультирование и практикум по теме адаптации. Индивидуальные консультации для родителей с тяжелой адаптацией. Подготовка информационного материала. | Психолого-педагогическая комиссия по зачислению детей в МБДОУ ЦРР д/с «Рябинушка». Ведение адаптационных карт.
|
Социально-педагогические технологии,
используемые в работе с детьми в период адаптации
Факторы, влияющие на течение
адаптационного периода
Цикл детско-родительских занятий
(проводятся 1 раз в неделю)
Дата | Тема занятия | Задачи | Участники |
Сентябрь | |||
1 неделя | Божья коровка | Создание положительного эмоционального настроя в группе. Развитие умения действовать соответственно правилам игры. Развитие координации движений, общей и мелкой моторики. | педагог родители дети |
2 неделя | Мячик | Сплочение группы, развитие умения взаимодействовать со сверстниками. Повышение эмоционального тонуса. Развитие чувства ритма, координации движения. Формирование зрительного и тактильного восприятия, речи и воображения. | педагог дети |
3 неделя | Веселый Петрушка | Развитие умения согласовывать свои действия с действиями других детей, с правилами игры, с ритмом стиха. Закрепление знаний детей о принадлежности к полу (девочка-мальчик). Развитие общей и мелкой моторики. | педагог дети |
4 неделя | Мыльные пузыри | Снятие эмоционального напряжения и агрессии. Снижение излишней двигательной активности, импульсивности. Обучение детей установлению контакта друг с другом, сплочение группы. Развитие чувства ритма, общей и мелкой моторики. | педагог родители дети |
5 неделя | Мишка | Сплочение группы, развитие эмпатии. Снятие эмоционального и мышечного напряжения, тревожности. Развитие умения связывать свои действия с действиями других детей, в ритме стиха, с правилами игры. | педагог дети |
Октябрь | |||
1 неделя | Непослушные мышата | Преодоление упрямства, негативизма. Формирование положительной самооценки. Развитие умения подчиняться правилам игры, действовать в соответствии с ролью, преодолевать двигательный автоматизм. Развитие слухового внимания, быстроты реакции. | педагог родители дети |
2 неделя | Колобок | Сплочение группы, обучение детей навыкам сотрудничества. Снятие страхов перед сказочными героями. Развитие общей и мелкой моторики, координации движений. Развитие восприятия (вкусового, тактильного, зрительного, обонятельного). | педагог родители дети |
3 неделя | Котята | Формирование положительной самооценки. Развитие стремления сопереживать, помогать, поддерживать друг друга. Снятие мышечного напряжения. Развитие умения выражать эмоции (страх, грусть и радость). Развитие слухового восприятия, умения воспроизводить услышанные звуки. Развитие моторики, координации движений. | педагог родители дети |
4 неделя | Музыканты | Создание положительной эмоциональной обстановки. Сплочение группы, отработка умения согласовывать свои движения с движениями других детей, с ритмом музыки и текста. | педагог родители дети |
Перспективный план работы с детьми в период адаптации
День недели | 1 неделя «Давайте познакомимся» | 2 неделя «А вот и я!» | 3 неделя «Маленькие ножки бежали по дорожке» | 4 неделя «Много красок у меня – выбирай любую» |
Сентябрь | ||||
Понедельник | «Ласковое имя», «Ладонь на ладонь» - Д/и «Вместе весело шагать…» - беседа о группе, знакомство с групповыми атрибутами «Обнималки» - телесная терапия | «Сороконожка» - Д/и «Мыльные пузыри» - игровая деятельность «Обнималки» - телесная терапия | «Найди игрушку в песке» - песочная терапия «Колобок» - игровая деятельность «Обнималки» - телесная терапия | «Дождик» - игровая деятельность по изо «Музыканты» - игровая деятельность «Обнималки» - телесная терапия |
Вторник | «Игра с песком»- песочная терапия «Мячик»- игровая деятельность «Обнималки» - телесная терапия | «У меня игрушки есть, все их мне не перечесть» - игровая деятельность с игрушками «Улыбка», «Пчёлка» - релаксационные упражнения «Обнималки» - телесная терапия | «Матрёшка» - Д/и «Котята» - игровая деятельность «Обнималки» - телесная терапия | «Котенок» - рисуем пальчиками «Игра с песком» – песочная терапия «Обнималки» - телесная терапия |
Среда | «Весёлый петрушка» - игровая деятельность «Я люблю сказки» - сказкотерапия «Обнималки» - телесная терапия | «Непослушные мышата» - игровая деятельность «Солнце или дождик» - Д/и «Обнималки» - телесная терапия | «Зайка серенький сидит..» - Д/и «Пальчики» - пальчиковая гимнастика «Обнималки» - телесная терапия | «Почитай мне сказку» - сказкотерапия «Муравей», «Бабочка» -релаксационные упражнения «Обнималки» - телесная терапия |
Четверг | «Божья коровка» - игровая деятельность «Солнечный зайчик» - релаксационное упражнение «Обнималки» - телесная терапия | «Мишка»- игровая деятельность «Бабочка» - релаксационное упражнение «Обнималки» - телесная терапия | «Мячик»- игровая деятельность «Солнышко и тучка» - релаксационное упражнение «Обнималки» - телесная терапия | «Украсим Ляле бант» - игровая деятельность по изо «Зайка» - подвижная игра «Обнималки» - телесная терапия |
Пятница | «Мячик»- игровая деятельность «Песочные следы» - песочная терапия «Обнималки» - телесная терапия | «Мыльные пузыри» - игровая деятельность «Я люблю сказки» - сказкотерапия «Обнималки» - телесная терапия | «Колобок» - игровая деятельность «Пропавший» малыш» - пальчиковая игра «Обнималки» - телесная терапия | «Капустка» - пальчиковая игр «Мишка»- игровая деятельность «Обнималки» - телесная терапия |
День недели | 1 неделя «Когда мои друзья со мной» | 2 неделя «Вместе весело шагать» | 3 неделя «Радуга чувств» | 4 неделя «Вместе – целая семья» |
Октябрь | ||||
Понедельник | «Назови ласково», «Ладонь на ладонь» - Д/и «Солнышко»- изодеятельность «Обнималки» - телесная терапия | «Матрёшка» - Д/и «Котята» - игровая деятельность «Обнималки» - телесная терапия
| «Найди игрушку в песке» - песочная терапия «Колобок» - игровая деятельность «Обнималки» - телесная терапия | «Дождик» - игровая деятельность по изо «Музыканты» - игровая деятельность «Обнималки» - телесная терапия |
Вторник | «Игра с песком»- песочная терапия «Мячик»- игровая деятельность «Обнималки» - телесная терапия | «Мыльные пузыри» - игровая деятельность «Я люблю сказки» - сказкотерапия «Обнималки» - телесная терапия | «Зайка серенький сидит..» - Д/и «Пальчики» - пальчиковая гимнастика «Обнималки» - телесная терапия | «Зайчик» - рисуем пальчиками «Игра с песком» – песочная терапия «Обнималки» - телесная терапия |
Среда | «Непослушные мышата» - игровая деятельность «Солнце или дождик» - Д/и «Обнималки» - телесная терапия | «Мячик»- игровая деятельность «Солнышко и тучка» - релаксационное упражнение «Обнималки» - телесная терапия | «Весёлый петрушка» - игровая деятельность «Я люблю сказки» - сказкотерапия «Обнималки» - телесная терапия | «Почитай мне сказку» - сказкотерапия «Муравей», «Бабочка» -релаксационные упражнения «Обнималки» - телесная терапия |
Четверг | «Божья коровка» - игровая деятельность «Солнечный зайчик» - релаксационное упражнение «Обнималки» - телесная терапия | «Мишка»- игровая деятельность «Бабочка» - релаксационное упражнение «Обнималки» - телесная терапия | «Колобок» - игровая деятельность «Пропавший» малыш» - пальчиковая игра «Обнималки» - телесная терапия | «Мыльные пузыри» - игровая деятельность «Я люблю сказки» - сказкотерапия «Обнималки» - телесная терапия |
Пятница | «Капустка» - пальчиковая игр «Мишка»- игровая деятельность «Обнималки» - телесная терапия | «Мячик»- игровая деятельность «Солнышко и тучка» - релаксационное упражнение «Обнималки» - телесная терапия | «Мячик»- игровая деятельность «Песочные следы» - песочная терапия «Обнималки» - телесная терапия | «Цветочная полянка» - игровая деятельность по изо «Зайка» - подвижная игра «Обнималки» - телесная терапия |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по адаптации детей младшего возраста к условиям детского сада "В детский сад хожу без слез"
• создание психологически комфортной, рассчитанной на дифференцированный поход к ребенку, среды;• обогащение предметной среды активизирующим игровым и дидактическим материалом;• организация и пр...
Проект по адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ " В детский сад без слез"
Детский сад – новый период в жизни ребёнка. Не все дети сразу принимают незнакомых людей, новую обстановку. Случается, что и родители, отдавшие своего ребенка в сад, ...
Проект по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада «Я хочу в ясли!»
Цель: создание благоприятных условий социальной адаптации ребенка и их родителей в условиях детского сада. Задачи: • преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к...
Проект по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада «Я хочу в ясли!»
Данной проблемой занимались такие ученые как: Н.М. Аксарина, К.Ю. Белая, К.Л. Печора, так же исследователи Н.Д. Ватутина, А.И. Захарова, Е.О. Севостьянова, Р.В. Тонкова-Ямпольская и другие....
Проект по адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ " В детский сад без слез"
Детский сад – новый период в жизни ребёнка. Не все дети сразу принимают незнакомых людей, новую обстановку. Случается, что и родители, отдавшие своего ребенка в сад, начинают разочаровываться при виде...
"Добро пожаловать!" проект по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада.
Проект "Добро пожаловать!" направлен на то, чтобы избежать осложнений адаптационного периода и обеспечить оптимальное течение адаптации....
"Здравствуй кроха!" проект по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада
Малыш переступает порог детского сада. В жизни ребенка наступает самый сложный период за все его пребывание в детском саду – период адаптации....