Статья: Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников
статья
Предварительный просмотр:
Опытно- экспериментальная деятельность дошкольников.
Синельникова Л.Э., воспитатель,
Медведева И.А., воспитатель,
Троякова К.А., воспитатель
МБДОУ «ЦРР- детский cад «Хрусталик», г. Абакан
В настоящее время в системе дошкольного образования формируется и успешно применяются новейшие разработки, разработки методики, которые позволяют поднять уровень дошкольного образования на более высокую и качественную ступень. Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является экспериментальная деятельность.
Экспериментальная деятельность дает детям реальное представление о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами окружающей среды. Это объясняется тем, что детям дошкольного возраста присуще наглядно- действенное и наглядно- образное мышление, и именно экспериментирование соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте- он ведущий, а в первые три года- практически единственный способ познания мира. Опытно-экспериментальная работа будит в детях познавательную активность, у них появляется интерес к поисково- исследовательской деятельности, она стимулирует их к получению новых знаний. Расширяется кругозор, в частности обогащаются знания о природе, взаимосвязях, возникающих в ней, о свойствах различных материалов, применении их человеком в своей деятельности. Новые знания усваиваются прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает что- то сам. На этом и основана активное внедрение детского экспериментирования в практику дошкольного образования. [1:3]
Современные исследователи отмечают большое значение деятельности экспериментированию для развития у детей дошкольного возраста, как умственных способностей, так и социально- личностной сферы (Н. Н. Поддьяков, А.Н. Поддьяков, Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко, И.С. Фрейдкин). В сфере умственного развития отмечается влияние детского экспериментирования не только на увеличение объема и качества знания детей, но и на развитие умение познавать предметы и явления, выбирая адекватные способы познания. В период дошкольного детства формируются способность к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. Однако такое познание осуществляется детьми не в понятийной, а в основном в наглядно- образной форме, в процессе деятельности с познаваемыми предметами, объектами. В ходе опытно-экспериментально познавательной деятельности создаются такие ситуации, которые ребенок разрешает по средствам проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином физическом законе, явлении. Поскольку экспериментирование носит, как правило, креативный характер, то оно стимулирует формирование творческой личности ребенка. Н.Н. Поддъяков ввел понятие «детское экспериментирование», которое является ведущим функциональным механизмом стимулирования творчества ребенка. Экспериментирование станет эффективным средством развития познавательных интересов детей дошкольного возраста при соблюдении ряда условий: использование педагогом в процессе обучения экспериментированию проблемных задач и развивающих образовательных ситуаций на разном содержании; накопление детского опыта самостоятельной деятельности экспериментирования в развивающей предметно- пространственной среде; учет предпочтений детей при подборе содержания и материалов для детского экспериментирования; некоторая недосказанность незавершенность процесса решения проблемы совместной со взрослой деятельности. [2:4]
По мнению многих ученых, изучавших проблемы психосоматических заболеваний, что неудовлетворенная потребность человека в познании, исследование окружающего мира, может привести к тяжелым расстройствам нервной системы и даже нервным заболеваниям (В.С. Ротенберг, С.М Бондаренко). Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития поисковой деятельности, направленная на познание окружающего мира. Чем разнообразнее интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее идет его развитие. Новые впечатления не только вызывают все новые и новые положительные эмоции, но и развивает любознательность. [2:7]
Важными условиями развития познавательно- опытного экспериментирования является рационально организованная развивающая предметно- пространственная среда, самостоятельная деятельность детей в этой среде, а также специально организованная совместная деятельность педагога с детьми. Предметно- пространственная среда обеспечивает возможности для практического исследования объектов, стимулирует развитие ребенка, предоставляет возможность общения. Эксперимент же, специально организуемый педагогом, безопасен для ребенка и в тое время знакомит его с различными свойствами окружающих предметов, законами жизни природы и необходимостью их учета в собственной жизнедеятельности. Основным развивающим моментом среды является ее проблемность: информацию об объектах ребенок получает постепенно, в процессе взаимодействия с ними. Предоставление детям широкого набора материалов и инструментов для самостоятельной работы является одним из наиболее эффективных методов реагирования на спонтанное проявление интересов детей. Очень важно продумать развивающую предметно- пространственную организацию среды, так как многих детей опытно-экспериментирования начинает привлекать тогда, когда ребенок видит необычный предмет, инструмент. Внешний стимул сильно влияет на выбор деятельности ребенка. Оставленные на виду материалы стимулируют детей к деятельности в рамках определенной темы при этом остается возможность для выбора направления деятельности. Характерной особенностью дошкольников является появление интереса к проблемам, выходящим за рамки их личного опыта. Это должно учитываться при организации среды. [2:55]
Детская опытно- экспериментальная деятельность является особой формой поисковой деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы образования, процессы возникновения саморазвития дошкольников. Сегодня образование направлено на развитие у детей познавательной активности и желания получать новые знания. Для этого как нельзя лучше подходит опытно-экспериментальная деятельность. Она сочетает в себе образовательные требования и учитывает возрастные особенности дошкольников. Использование опытно-экспериментальной деятельности в педагогической практике является эффективным и необходимым для развития у детей исследовательской деятельности для познавательного интереса, увеличения объема знаний. Так как в опытно-экспериментальной деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить ему свою любознательность, упорядочить свои представления о мире. Таким образом, метод экспериментирования позволяет детям реализовать заложенную в них программу саморазвития. Познавательные интересы оказывают большое побудительное влияние на результат учения. Экспериментирование дает детям почувствовать себя исследователем, ученым, первооткрывателем, найти ответы на все интересующие вопросы. Это позволяет в полной мере сформировать у дошкольников предпосылки к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.
Литература:
- Горошилова Е.П., Шлык Е.В. Опытно- экспериментальная деятельность дошкольников. Перспективное планирование: 2 младшая, средняя, старшая, подготовительная к школе группы. Из опыта работы по программе «От рождения до школы». – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2019. – 96с.
- Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Развитие познавательной деятельности детей дошкольного возраста в экспериментальной деятельности. Парциальная программа «Любознайка» (3-7 лет). – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2018. – 64с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогическая статья "Опытно-экспериментальная деятельность с детьми дошкольного возраста"
Любознайки, почемучки... Все это наши детки. Как я в своей работе помогаю им узнать окружающий мир вы узнаете, прочитав мою статью....
Статья "Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников"
Статья посвещена экспериметальной деятельности дошкольников в рамках введения ФГОС с детьми средней группы...
Статья «Опытно-экспериментальная деятельность – как фактор развития личности дошкольника»
В статье изложены приоритеты использования метода экспериментирования в деятельности педагога в рамках реализация ФГОС ДОУ....
Статья "Опытно – экспериментальная деятельность в группе раннего возраста"
Эксперименты с детьми раннего возраста...
статья "Опытно - экспериментальная деятельность по экологии в ДОУ"
О воспитательном воздействии природы на духовный мир ребенка, действенном общении ребенка с природой. В ходе экологических исследований дети должны усвоить, что растения, животные и окружающая их сред...
Статья «Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников»
В статье рассматривается место опытно – экспериментальной деятельности в общей системе работы в ДОУ, раскрывается ее значения для развития детей дошкольного возраста....
Статья "Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического воспитания дошкольников "
Статья "Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического воспитания дошкольников "...