Статья «Опытно-экспериментальная деятельность – как фактор развития личности дошкольника»
статья (подготовительная группа) на тему
В статье изложены приоритеты использования метода экспериментирования в деятельности педагога в рамках реализация ФГОС ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_klimanova_anastasiya.docx | 16.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Климанова Анастасия Александровна,
Воспитатель,
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида№38»,
Город Новомосковск, Тульская область
«Опытно-экспериментальная деятельность – как фактор развития личности дошкольника»
Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Наша задача - не пресекать эту деятельность, а наоборот активно помогать. Склонность к исследованиям свойственна всем детям без исключения. Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.
В настоящее время происходит переход школ к новым программам обучения. Это требует от дошкольных учреждений совершенствования учебно-воспитательного процесса. Важной проблемой является не только обучать детей, сообщать им определенную систему знаний, но и научить детей учиться, мыслить самостоятельно, познавать, исследовать мир. Главная особенность современного мира – его высокая динамичность. Наша повседневная жизнь требует от каждого из нас – и от взрослого, и от ребенка - проявления поисковой активности, на базе которой строится исследовательское поведение. Исследовательская активность способствует становлению субъектной позиции дошкольника в познании окружающего мира, тем самым обеспечивает готовность к школе.
В наше сложное противоречивое время особенно остро стоит вопрос: «Как сегодня воспитать ребенка человеком завтрашнего дня? Какие знания дать ему завтра в дорогу?» Осмысление этого вопроса должно происходить через осознание резко измененного социального заказа: вчера нужен был исполнитель, а сегодня – творческая личность с активной жизненной позицией, с собственным логическим мышлением. В соответствии с проектом ФГОС дошкольного образования и с требованиями к результатам освоения основой образовательной программы, представленных в виде целевых ориентиров на этапе завершения уровня дошкольного образования: одним из ориентиров является любознательность. Ребёнок задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать.
Исследовательская активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать, исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться.
Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования. Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. Ребенок может услышать и запомнить, а может понаблюдать, сравнить, спросить о непонятном, высказать предложение. Обучение должно быть «проблемным», т.е. должно содержать элементы исследовательского поиска. Организовать его надо по законам проведения научных исследований, строится оно должно как самостоятельный творческий поиск. Тогда обучение – творческая деятельность, тогда в нем есть все, что способно увлечь, заинтересовать, пробудить жажду познания.
Список литературы:
1. Купарадзе Н. Ц. «Формирование любознательности у детей старшего дошкольного возраста»// М., 2001, – 121 с.
2. Нищева Н. В. «Познавательно – исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника»// СПб:«ДЕТСТВО – ПРЕСС » , 2015.
3. Проколиенко Л. Н. «Формирование любознательности у детей дошкольного возраста»// СПб, 2004, - 88 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Театрализованная деятельность - важнейший фактор развития личности дошкольника
Очевидно, что в будущем не каждый ребенок станет художником или актером. Но в любом деле ему помогут творческая активность и развитое воображение, которые не возникают сами по себе, а как бы вызревают...
"Игра и труд как основные факторы развития личности дошкольника".
В соответствии с ФГОС трудовое воспитание - одно из важных направлений в работе дошкольных организаций, главной целью которого является формирование положительного отношения к труду у дошкольников. Гл...
Семья как позитивный и негативный фактор развития личности дошкольника
Семья как фактор развития личности дошкольника...
Театрализованная деятельность — важнейший фактор развития личности дошкольника.
Одним из наиболее популярных и увлекательных направлений в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность.Введите в мир театра малыша, И он узнает, как сказка хороша,Проникнется и м...
Изобразительная деятельность как фактор развития восприятия дошкольников
Изобразительная деятельность как фактор развития восприятия дошкольников Детское изобразительное творчество также базируется на восприятии. В своих работах дети отражают впечатления от окружающей...
Лекция "Продуктивные виды деятельности как фактор развития личности ребенка дошкольного возраста"
Материал лекции будет полезен воспитателям детских садов....