Методическая разработка Особенности детского общения в период дошкольного возраста
методическая разработка (подготовительная группа)
Особенности детского общения в период дошкольного возраста Подготовила :воспитатель Черняева М.Ю В дошкольном возрасте в жизни ребенка все большее место начинают занимать другие дети. Если в конце раннего возраста потребность в общении со сверстниками не была еще так явно выражена, то у дошкольника она уже становится одной из главных. В четыре-пять лет ребенок отдает предпочтение детскому общению. Детское общение имеет ряд существенных особенностей, качественно отличающих его от общения со взрослыми. Первое – это эмоциональная насыщенность общения со сверстниками, раскованность и непринужденность. Для детского общения, как правило, характерны резкие интонации, крик, смех. Вторая особенность общения – это несогласованность коммуникативных действий. Для ребенка в первую очередь важнее его собственное действие или высказывание, а инициатива сверстника в большинстве случаев им не поддерживается. В этом возрасте ярко проявляется неумение вести диалог. В результате каждый говорит о своем, а сверстника не слышит. Такое непонимание часто порождает в детской среде конфликтные ситуации. Ребенок спорит со сверстником, навязывает ему свою волю, сердится, обманывает и т.д. Начиная с четырехлетнего возраста, сверстник становится более предпочитаемым и привлекательным спутником по общению, чем взрослый. Именно с этого возраста потребность общаться со сверстниками выступает на первое место. Кроме того, именно к четырем годам основным средством общения ребенка становится речь, а ведущей деятельностью – игра. Именно игра становится оптимальным содержанием общения детей 4-6 лет. На низшем уровне взаимодействия детей представляет собой простейшие первичные контакты. Мы наблюдаем очень упрощенное взаимное или одностороннее влияние друг на друга с целью общения. Конкретной цели взаимодействия еще нет, либо она быстро теряется. На среднем уровне взаимодействия воспитанников постепенно развивается активное сотрудничество в достижении общей цели. Но общие устремления детей могут привести и к взаимным столкновениям в процессе согласования позиций. Отношения среднего уровня способствуют формированию терпимости, настойчивости, собранности, психологической подвижности и других волевых качеств, опирающихся на эмоциональной интеллект и имеющих непосредственное отношение к здоровью личности ребенка. На высшем уровне взаимодействия всегда выступает исключительно эффективная совместная деятельность детей, которая сопровождается взаимопониманием. Взаимопонимание – это такой уровень взаимопонимания, при котором участники осознают структуру и содержание возможного действия партнера, а также содействуют достижению единой цели. Для взаимопонимания недостаточно совместной деятельности, нужно взаимосодействие. Достижение высшего уровня межличностного взаимодействия при правильно организованной педагогической работе возможно уже в старшем дошкольном возрасте, разумеется, не в том объеме, как это возможно в коллективах учащихся и тем более взрослых. Но тем не менее переход к высшему этапу взаимодействия в его элементарных проявлениях должен быть осуществлен уже на заключительном этапе дошкольного возраста. Система личных отношений, которая основывается на чувствах симпатии, антипатии, предпочтения, приязни и т.д., доминирует в дошкольной группе, играет первостепенную роль, как в формировании личности каждого ребенка, так и в становлении детского коллектива, доброжелательных отношений между его членами, влияет на эмоциональный климат группы, настроение детей. Установлено, что не все взаимоотношения благотворно сказываются на формировании личности каждого ребенка, становлении детского коллектива. Нередко в группе детского сада между детьми возникают взаимоотношения, которые не только не вырабатывают у ребят гуманных чувств друг к другу, но, и наоборот, ведут к воспитанию прямо противоположных качеств. Внимательное наблюдение за любой возрастной группой детей в дошкольном учреждении показывает, что почти у каждого ребенка есть свой узкий круг общения, который строится преимущественно на чувствах взаимной симпатии, привязанности, предпочтения. Именно эта микросреда в силу своей эмоциональной насыщенности частоявляется наиболее значимой для ребенка, поэтому и интенсивнее воздействует на формирование его личностных качеств, того или иного отношения к людям. Влияние малой группы на каждого ее члена может быть как положительным, так и отрицательным, в зависимости от тех ценностей, которые в ней являются доминирующими. Из сказанного ясно, что взаимоотношения между детьми в малых группах требуют самого пристального внимания педагога. В каждой группе есть обычно несколько чрезвычайно активных детей, которых педагоги нередко считают «ядром» группы, поддерживают и опираются на них в своей педагогической деятельности. С другой стороны, в группе есть дети, которые находятся как бы в подчинении у первых. Такая «поляризация» вредно отражается на развитии личности и тех и других. У первых развивается повышенная самооценка, стремление любой ценой быть впереди всех, жестокость по отношению к более пассивным детям. У тех же детей, которые не входят в «ядро», развивается либо угодничество, стремление любой ценой обеспечить себе покровительство «главного», либо замкнутость, недоверие к людям и т.д. Такие дети чувствуют себя неуверенно, неуютно в группе сверстников и нередко с большой неохотой идут в детский коллектив. Очень важно побудить педагога, взрослого к осмыслению своих взаимоотношений, встать в рефлексивную позицию по отношению к окружающим. Если педагог не рефлексирует свои взаимоотношения, не развивается сам, не развивает свои взаимоотношения, он является тормозом в развитии взаимоотношений в детском обществе. Ребенок должен ежедневно обретать новый опыт взаимоотношений. Задача педагога – не препятствовать вхождению ребенка в разные типы взаимоотношений. Ссоры, конфликты, разные ситуации должны обыгрываться детьми, побуждать ребенка рефлектировать свое поведение. Это является мощным регулятором взаимоотношений, способом осознания этих взаимоотношений. В большинстве существующих программ главным методом социально-эмоционального воспитания является усвоение моральных норм и правил поведения. На материале сказок, рассказов и драматизаций дети учатся оценивать поступки героев, качества персонажей, начинают понимать «что такое хорошо и что такое плохо». Предполагается, что такое понимание вызовет соответствующие действия ребенка: например, узнав, что делиться хорошо, а жадничать плохо, он будет стремиться быть хорошим и начнет отдавать свои конфеты и игрушки. Большинство детей уже в 3-4 года правильно оценивают хорошие и плохие поступки других персонажей: они прекрасно знают, что нужно делиться с другими, уступать и помогать слабым, однако в реальной жизни их поступки, как правило, далеки от осознаваемых правил поведения. Другой формой нравственного воспитания являетсяорганизация совместной деятельности дошкольников – игровой или продуктивной. В этих методах дети строят общие дома, вместе рисуют картинки или разыгрывают сюжеты. Предполагается, что в такой совместной деятельности дети учатся согласовывать свои действия, сотрудничать, вырабатывать навыки общения. Наиболее распространенным методом формирования социальных и нравственных чувств являются осознание эмоциональных состояний, своеобразная рефлексия, обогащение словаря эмоций, овладение своеобразной «азбукой чувств». Основным методом воспитания нравственных чувств, как в отечественной, так и в зарубежной педагогике являются осознание ребенком своих переживаний, познание себя и сравнение с другими. Детей учат рассказывать о собственных переживаниях, сравнивать свои качества с качествами других, распознавать и называть эмоции. Таким образом, воспитатель должен понимать, что ему принадлежит ведущая роль в формировании дружеских взаимоотношений у детей, так как в детском саду закладываются основы всей дальнейшей жизни ребенка. Важно, чтобы уже в детском саду он научился ценить дружбу, товарищество, умел соглашаться с наиболее оптимальными решениями, признавать себя правым и несправедливым.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrab.2.doc | 35.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
Особенности детского общения в период дошкольного возраста
Подготовила :воспитатель Черняева М.Ю
В дошкольном возрасте в жизни ребенка все большее место начинают занимать другие дети. Если в конце раннего возраста потребность в общении со сверстниками не была еще так явно выражена, то у дошкольника она уже становится одной из главных. В четыре-пять лет ребенок отдает предпочтение детскому общению.
Детское общение имеет ряд существенных особенностей, качественно отличающих его от общения со взрослыми.
Первое – это эмоциональная насыщенность общения со сверстниками, раскованность и непринужденность. Для детского общения, как правило, характерны резкие интонации, крик, смех.
Вторая особенность общения – это несогласованность коммуникативных действий. Для ребенка в первую очередь важнее его собственное действие или высказывание, а инициатива сверстника в большинстве случаев им не поддерживается. В этом возрасте ярко проявляется неумение вести диалог. В результате каждый говорит о своем, а сверстника не слышит. Такое непонимание часто порождает в детской среде конфликтные ситуации. Ребенок спорит со сверстником, навязывает ему свою волю, сердится, обманывает и т.д. Начиная с четырехлетнего возраста, сверстник становится более предпочитаемым и привлекательным спутником по общению, чем взрослый. Именно с этого возраста потребность общаться со сверстниками выступает на первое место. Кроме того, именно к четырем годам основным средством общения ребенка становится речь, а ведущей деятельностью – игра. Именно игра становится оптимальным содержанием общения детей 4-6 лет.
На низшем уровне взаимодействия детей представляет собой простейшие первичные контакты. Мы наблюдаем очень упрощенное взаимное или одностороннее влияние друг на друга с целью общения. Конкретной цели взаимодействия еще нет, либо она быстро теряется.
На среднем уровне взаимодействия воспитанников постепенно развивается активное сотрудничество в достижении общей цели. Но общие устремления детей могут привести и к взаимным столкновениям в процессе согласования позиций. Отношения среднего уровня способствуют формированию терпимости, настойчивости, собранности, психологической подвижности и других волевых качеств, опирающихся на эмоциональной интеллект и имеющих непосредственное отношение к здоровью личности ребенка.
На высшем уровне взаимодействия всегда выступает исключительно эффективная совместная деятельность детей, которая сопровождается взаимопониманием. Взаимопонимание – это такой уровень взаимопонимания, при котором участники осознают структуру и содержание возможного действия партнера, а также содействуют достижению единой цели. Для взаимопонимания недостаточно совместной деятельности, нужно взаимосодействие. Достижение высшего уровня межличностного взаимодействия при правильно организованной педагогической работе возможно уже в старшем дошкольном возрасте, разумеется, не в том объеме, как это возможно в коллективах учащихся и тем более взрослых. Но тем не менее переход к высшему этапу взаимодействия в его элементарных проявлениях должен быть осуществлен уже на заключительном этапе дошкольного возраста.
Система личных отношений, которая основывается на чувствах симпатии, антипатии, предпочтения, приязни и т.д., доминирует в дошкольной группе, играет первостепенную роль, как в формировании личности каждого ребенка, так и в становлении детского коллектива, доброжелательных отношений между его членами, влияет на эмоциональный климат группы, настроение детей.
Установлено, что не все взаимоотношения благотворно сказываются на формировании личности каждого ребенка, становлении детского коллектива. Нередко в группе детского сада между детьми возникают взаимоотношения, которые не только не вырабатывают у ребят гуманных чувств друг к другу, но, и наоборот, ведут к воспитанию прямо противоположных качеств.
Внимательное наблюдение за любой возрастной группой детей в дошкольном учреждении показывает, что почти у каждого ребенка есть свой узкий круг общения, который строится преимущественно на чувствах взаимной симпатии, привязанности, предпочтения. Именно эта микросреда в силу своей эмоциональной насыщенности частоявляется наиболее значимой для ребенка, поэтому и интенсивнее воздействует на формирование его личностных качеств, того или иного отношения к людям. Влияние малой группы на каждого ее члена может быть как положительным, так и отрицательным, в зависимости от тех ценностей, которые в ней являются доминирующими.
Из сказанного ясно, что взаимоотношения между детьми в малых группах требуют самого пристального внимания педагога.
В каждой группе есть обычно несколько чрезвычайно активных детей, которых педагоги нередко считают «ядром» группы, поддерживают и опираются на них в своей педагогической деятельности. С другой стороны, в группе есть дети, которые находятся как бы в подчинении у первых. Такая «поляризация» вредно отражается на развитии личности и тех и других. У первых развивается повышенная самооценка, стремление любой ценой быть впереди всех, жестокость по отношению к более пассивным детям. У тех же детей, которые не входят в «ядро», развивается либо угодничество, стремление любой ценой обеспечить себе покровительство «главного», либо замкнутость, недоверие к людям и т.д. Такие дети чувствуют себя неуверенно, неуютно в группе сверстников и нередко с большой неохотой идут в детский коллектив.
Очень важно побудить педагога, взрослого к осмыслению своих взаимоотношений, встать в рефлексивную позицию по отношению к окружающим.
Если педагог не рефлексирует свои взаимоотношения, не развивается сам, не развивает свои взаимоотношения, он является тормозом в развитии взаимоотношений в детском обществе. Ребенок должен ежедневно обретать новый опыт взаимоотношений. Задача педагога – не препятствовать вхождению ребенка в разные типы взаимоотношений. Ссоры, конфликты, разные ситуации должны обыгрываться детьми, побуждать ребенка рефлектировать свое поведение. Это является мощным регулятором взаимоотношений, способом осознания этих взаимоотношений.
В большинстве существующих программ главным методом социально-эмоционального воспитания является усвоение моральных норм и правил поведения. На материале сказок, рассказов и драматизаций дети учатся оценивать поступки героев, качества персонажей, начинают понимать «что такое хорошо и что такое плохо». Предполагается, что такое понимание вызовет соответствующие действия ребенка: например, узнав, что делиться хорошо, а жадничать плохо, он будет стремиться быть хорошим и начнет отдавать свои конфеты и игрушки. Большинство детей уже в 3-4 года правильно оценивают хорошие и плохие поступки других персонажей: они прекрасно знают, что нужно делиться с другими, уступать и помогать слабым, однако в реальной жизни их поступки, как правило, далеки от осознаваемых правил поведения. Другой формой нравственного воспитания являетсяорганизация совместной деятельности дошкольников – игровой или продуктивной. В этих методах дети строят общие дома, вместе рисуют картинки или разыгрывают сюжеты. Предполагается, что в такой совместной деятельности дети учатся согласовывать свои действия, сотрудничать, вырабатывать навыки общения.
Наиболее распространенным методом формирования социальных и нравственных чувств являются осознание эмоциональных состояний, своеобразная рефлексия, обогащение словаря эмоций, овладение своеобразной «азбукой чувств». Основным методом воспитания нравственных чувств, как в отечественной, так и в зарубежной педагогике являются осознание ребенком своих переживаний, познание себя и сравнение с другими. Детей учат рассказывать о собственных переживаниях, сравнивать свои качества с качествами других, распознавать и называть эмоции. Таким образом, воспитатель должен понимать, что ему принадлежит ведущая роль в формировании дружеских взаимоотношений у детей, так как в детском саду закладываются основы всей дальнейшей жизни ребенка. Важно, чтобы уже в детском саду он научился ценить дружбу, товарищество, умел соглашаться с наиболее оптимальными решениями, признавать себя правым и несправедливым.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка: «Пальчиковые игры для детей младшего дошкольного возраста в адаптационный период»
Методическая разработка: «Пальчиковые игры для детей младшего дошкольного возраста в адаптационный период»...
Методическая разработка ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
в Данном материале указаны, кааие особенности мышления у дошкольников с нарушениям речи. Как это у чмтывать в работе с детьми с диагнозом ТНР (ОНР) Приведены примеры игр и упражнений с такими детьми....
Методическая разработка по развитию познавательной активности детей дошкольного возраста подготовительной группы детского сада при ознакомлении с окружающим миром в соответсвии с ФГОС ( из опыта работы воспитателя)
Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста при ознакомлении с окружающем миром....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста(5-7 лет). Сборник конспектов образовательной деятельности по лексическим темам»
Способность к речи не дается человеку при рождении, а развивается в процессе жизнедеятельности параллельно с умственным и физическим развитием ребёнка и служит главным критерием его общего развития.Ес...
Особенности детского общения в период дошкольного возраста
Особенности взаимодействие детей дошкольного возраста со сверстниками...
Методическая разработка по коммуникативно-речевому развитию детей дошкольного возраста «Общение в радость» в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР на тему « Составление описательных рассказов о домашних животных с использованием пла
Посмотрите, кто у нас сегодня в гостях ( Лунтик). Ему очень понравились домашние животные, только он еще мало о них знает и не всех запомнил. Готовы вы помочь Лунтику узнать о домашних животных больше...