Консультация для воспитателей на тему: «Культурно – речевое воспитание детей»
консультация

Курылева Марина Николаевна

Консультация для воспитателей для педагогического совета

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №3 «Капелька» г. Вольска Саратовской области»

Консультация для воспитателей на тему:

«Культурно – речевое воспитание детей»

                                                                                                               Выполнил: воспитатель

                                                                                                       Курылева Марина Николаевна                   

                                                   

                                                     г. Вольск    2021 г.    

 «Хорошо говорить – значит

                                                                                                                                                    просто хорошо думать вслух»

                                                                                                                                                                  Э.Ренуар.

                                                                         

   Культурно – речевое воспитание детей – дело большой социальной значимости. Как писал известный русский учёный А.М. Пешковский: «Там, где дети усиленно учатся говорить, …там люди не оскорбляют друг друга на каждом шагу, потому что лучше понимают друг друга».

   И чем раньше начинается речевое обучен е ребёнка, тем больше возможностей для прочного овладения разносторонними коммуникативными умениями. Развитие этих умений предполагают способность человека осуществлять речевую деятельность, т.е. умение говорить и слушать других.

Основа культуры общения – соблюдение этических норм речевого поведения. Это овладение правилами, которые определяют использование так называемых этикетных формул, т.е. слов и выражений: обращение, приветствие, прощание, извинение, благодарность, просьба, совет, знакомство, приглашение, отказ, утешение, поздравление.

   Правильное использование этикетных формул в речи помогает установлению контакта между собеседниками, поддерживать общение в тональности вежливости, взаимного внимания, что, в свою очередь, облегчает взаимопонимание между людьми.

   Речевое общение детям предполагает введение в словарь детей этикетных слов, умение выбирать нужные.

В основе обучения лежит ролевой принцип. С этой целью проводили ряб сюжетно-ролевых игр: «магазин», где дети вступали в диалог. Речевое поведение определялось ролевым заданием.
Покупатель, продавец. Ведь правила речевого поведения сопряжены с общими этическими нормами, в основе которых лежат нравственные понятия и принципы: деликатность, доброта, внимание обеих сторон, вступающих в диалог. Например, в магазин входит покупатель.

- Здравствуйте.

- Здравствуйте.

- Будьте добры, взвесьте, пожалуйста, мне два яблока.

- Пожалуйста, возьмите.

- Спасибо.

- Приходите ещё, будем рады видеть.

Сюжетно-ролевая игра «Поликлиника». Диалог доктора и больного.

- Здравствуйте, доктор.

- Садитесь, пожалуйста. Что у вас случилось?

- У нашей куклы болит ухо.

- Сейчас посмотрим.

Нужно закапать капли и наложить повязку.

-Спасибо, доктор.

- Выздоравливайте.

-До свидания.

- До свидания.

   И как сказал А.П.Чехов: «Воспитанные люди уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы».

   Обучая ребёнка культуре речевого общения, мы благотворно влияем на развитие его характера, его отношения к окружающим, поможем ему свободно и без страха войти в мир общения.

   Обучая детей правилами речевого поведения при знакомстве, обыграли ряд ситуаций: «Новая девочка»., «Сказочный гость», и т.д. Обыгрывая ситуации, обращали внимание на то, что взрослые и дети по-разному ведут себя во время знакомства.

   Взрослые называют свою фамилию, имя и отчество, а дети только фамилию и полное имя. Когда люди знакомятся, они должны быть приветливы и доброжелательны. Услышав фамилию и имя ответить:

- Очень приятно. Очень рад знакомству.

Взрослые пожимают руки друг другу. Дет чуть наклоняют голову.

   Обучая детей поведению за столом, рассказали, что в русских семьях принято угощать гостя. Гостеприимство – национальная черта русских людей. Угощение нужно предлагать вежливо.

- Садитесь, пожалуйста

Не спешите сами сесть, предложите даме сесть.

- Угощайтесь, пожалуйста.

Угощение принято хвалить, желая сделать хозяйке приятное, благодарить за завтрак, обед, ужин.

- Спасибо, было очень вкусно.

   Провели ряд дидактических игр «У куклы гости», «Мы идём в гости». Дети на этих занятиях формировали умение сервировать стол, упражнялись в речевом этикете. «Добрый день», «Добрый вечер», «Спокойной ночи», «Приятного сна», «Доброй ночи», «Желаем приятного вечера» и использовали Д\И «Скажи по-другому», «Уложим куклу спать». Сами в течение дня использовали эти термины. Дети стали привыкать к ним и сами уже свободно пользовались ими в играх, при прощании, встрече. Читая художественные произведения, сказки обращали внимание детей на формы приветствия, прощания, которые сейчас уже не употребляются.

-Здравствуйте, сударушка. Здравствуй, добрый молодец.

- Здравствуйте, люди добрые.

- Хлеб, соль вам.

- Мир дому вашему.

- Утро вечер мудренее.

- Счастливого пути. В добрый путь. С Богом.

- Благодарствуй за обед.

- Извольте откушать.

   В своей работе мы столкнулись и с такой проблемой, что дети не умеют уступать друг другу. Провели занятие «Об уступчивости». На этом занятии объяснили детям, что уступчивость – это признак силы, чувства собственного достоинства, воспитанности, признак хорошего характера. Уступчивость как форма поведения в коллективе, в семье, в кругу друзей. Речевые формулы помогают ребёнку избежать конфликта. Познакомили с правилами:

«Мальчики должны уступать девочкам;

Большие должны уступать маленьким;

Уступай пожилым;

Уступай слабому».

   Ведь вежливость всегда является достижением цели. Речевые приёмы вежливости

 Просить, а не требовать; просить, но не унижаться, не клянчить; спросить, но не ссориться. Познакомили детей с формами выражения просьбы, адресованной старшему, незнакомому, близкому, ровеснику в разных ситуациях: дома, на улице, в магазине, в общественных местах. Пожалуй, это самая трудная ситуация – попросить, но не требовать, не отбирать. Уметь договариваться, «Ты покатайся, а потом дай мне», «Давай играть вместе». Через примеры литературы и создания игровых ситуаций показали разницу слов грубых и вежливых. Например, мы часто наблюдаем среди детей такие ситуации конфликтов во время игры: «Я хочу», «Отвали», «Ну дай мне». И как красиво звучат вежливые слова, сказанные негромко: «Пожалуйста», «Позволь мне», «Будь добра», «Дай мне пожалуйста», «Разрешите мне». Прочли ряд рассказов: «Волшебное слово» Осеевой, «Медведя лет таки шести учили как себя вести» Мошковской. Провели игру – драматизацию «Вежливые слова», сюжетно-ролевую игру «Магазин».Познакомили детей, как принято вести себя в общественном транспорте. Нужно твёрдо помнить, что на сиденье сидят, а не стоят, за поручень держаться рукой. Младшие уступают место старшим, мужчины – женщинам. Как предложить место: «Садитесь, пожалуйста». – «Благодарю вас» - это слова благодарности. Говорить в транспорте нужно тихо, не мешать другим пассажирам. В автобус входят первыми дети и женщины, девочки, затем мальчики, мужчины. А вот выходят первыми мужчины и подают руку женщине.  Провели ряд сюжетно-ролевых игр «Едем в автобусе», «Плывём на корабле». Обыграли ряд ситуаций «Вы в незнакомом городе». Вам нужно пройти в зоопарк, но вы не знаете дорогу. Как узнать дорогу у прохожего. Как ты это сделаешь? Или другая ситуация: «Мама велела прийти с прогулки в 3 часа». Но у вас нет часов. Как узнать сколько времени? «Будьте добры, скажите, который час?» И ещё одна вежливая проблема – упражнять в умении детей утешать и делать комплименты.

    Ожесточенность, равнодушие нередко сопровождают общение детей. Попробуем вытеснить из жизни эмоциональную напряжённость. Соединить добрые чувства с добрыми словами. Ребёнок должен знать слова утешения. И что нужно делать, если случилась беда. «Успокойся, пожалуйста», «Сейчас я позову кого-нибудь на помощь», «Не плачь, потерпи». Провели дидактическую игру «Уронили мишку на пол», прочли ряд рассказов «На катке», «Просто старушка».

Совершенствовали навык умения делать комплименты, подчёркивали, какие слова нужно говорить. Сами часто делали комплименты детям о внешнем виде, одобрение поступка. И, как писал В.Сухомлинский: «Поощрение затрагивает самые чувствительные уголки детского самолюбия, рождает в душе ребёнка волевую активность, направленную на то, чтобы исправить ошибку. Ребёнок не только глубоко раскаивается в совершённом, но и искупает вину активной деятельностью». И дальше он пишет: «С детства нужно воспитывать в человеке умение управлять своими желаниями. И ключ к этой нравственной сердцевине – это возвышение ребёнка, умелая похвала,      собрал и красиво расставил все игрушки. А сегодня ты меня огорчил. Я так рассчитывала на твою помощь, а ты так долго раздевался, и мне пришлось просить Настю разложить ложки». Ведь каждый цветок раскрывает свои лепестки к солнцу, так и ребёнок тянется к любящему сердцу. А воспитание без любви делает человека двуликим.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему: "Методы речевого развития детей младшего дошкольного возраста".

Речь малыша начинает формироваться с первых моментов жизни. Для того чтобы речевое развитие происходило гармонично и равномерно, родителям нужно стать активными участниками этого процесса. Внимание к ...

Консультация для воспитателей на тему «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством знакомства с классической музыкой в свете реализации ФГОС ДО»

Одной из приоритетных задач ФГОС ДО  является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществ...

Консультация для воспитателей на тему: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста- ознакомление с посёлком»

Будущее страны напрямую зависит от того, какие нравственные качества будут воспитаны у подрастающего поколения, живущего в этой стране....

Консультация для воспитателей на тему «Особенности речевого развития детей младшего дошкольного возраста»

Наиболее благоприятным периодом для усвоения речи является младший дошкольный возраст. В этот период возрастает речевая активность, накапливается словарь, удлиняются и усложняются речевые высказывания...

Консультация для воспитателей на тему: Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с малой Родиной

Яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, о Родине, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь и формируют у ребенка такие черты характера, которые помогу...

Консультация для воспитателей на тему: «Методы речевого развития детей младшего дошкольного возраста».

Консультация для воспитателей на тему:«Методы речевого развития детей младшего дошкольного возраста»....

Консультация для воспитателей на тему: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста».

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо зн...