Статья "Развитие социально- коммуникативной компетентности дошкольников старшей группы"
статья (старшая группа)
Статья содержит полную характеристику понятия социально- коммуникативной компетентности дошкольников и раскрывает методы ее развития у дошкольников старшей группы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_po_sots_komm_kompetentn.docx | 20.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие социально- коммуникативной компетентности дошкольников старшей группы
Проблема социально-личностного развития ребёнка дошкольного возраста в процессе его взаимодействия с окружающим миром становится особенно актуальной на современном этапе, так как основные структуры личности закладываются именно в дошкольный период детства, что, в свою очередь, возлагает на семью и дошкольное учреждение особую ответственность за воспитание необходимых личностных качеств у детей. В связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдается дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры, возрастает актуальность развития социально-коммуникативной компетенции дошкольников в современных условиях.
Социально–коммуникативная компетентность – это готовность субъекта получать в диалоге необходимую информацию, представлять и отстаивать свою точку зрения на основе признания разнообразия позиций и уважительного отношения к ценностям других людей, умение соотносить свои устремления с интересами других людей, продуктивно взаимодействовать с членами группы, решающей общую задачу.
Основной целью социально – коммуникативного развития дошкольников является позитивная социализация детей, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. В связи с этим можно выделить следующие задачи социально – коммуникативного развития:
- усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
- развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками;
- становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
- развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания,
- формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками,
- формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках;
- формирование основ безопасности в быту, социуме, природе;
- формирование социально-коммуникативных речевых умений (развитие способности вступать в общение и поддерживать его).
Для решения поставленных задач необходимо соблюдать ряд условий:
- использование в практике работы здоровьесберегающих образовательных технологий;
- реализация общеобразовательной программы;
- обогащение предметно-пространственной среды.
Развитие собственной активной позиции у ребенка обеспечивается предоставлением ему инициативы в самых разных видах деятельности, и прежде всего в игре.
Основными принципами дошкольного образования, направленными на формирование личностных качеств дошкольника и его адаптацию к социуму, являются:
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
- учёт этнокультурной ситуации развития детей.
Согласно ФГОС ДО, выделяется ряд требований к условиям реализации образовательной области «Социально- коммуникативное развитие»:
1. Требования к основным компетенциям педагога:
- обеспечение эмоционального благополучия ребёнка;
- поддержка индивидуальности и инициативы детей;
- установление правил поведения и взаимодействия с детьми в разных ситуациях;
- построение развивающего образования, ориентированного на зону ближайшего развития каждого воспитанника;
- организация сотрудничества с родителями воспитанников.
2. Рекомендуемые инновационные формы работы с детьми.
Младший дошкольный возраст
- вариативная организация игр-экспериментов и игр-путешествий предметного характера с детьми как основных методов воспитания;
- организация сюжетных игр;
- организация моментов радости, связанных с культурно-гигиеническими навыками и навыками ЗОЖ;
- простейшие поисковые и проблемные ситуации;
- игры с моделированием;
- литература и игра (чтение).
Средний дошкольный возраст:
- организация сюжетно-ролевых игр;
- вариативная организация игровых проблемных ситуаций, игровых поисковых ситуаций, усложняющихся игр-экспериментирований и игр-путешествий, игр-этюдов;
- введение в процесс воспитания простейших ситуационных задач;
- беседы и совместная познавательная деятельность воспитателя и детей с элементами игры.
Старший дошкольный возраст:
- ситуационные задачи, их широкая вариативность;
- использование метода проектов;
- использование метода коллекционирования;
- использование театрализованной деятельности;
- использование литературно-игровых форм (сочинение с детьми загадок, стихотворные игры);
- самостоятельная деятельность детей.
3. Инновационные формы работы с родителями:
- совместные образовательные проекты, а также семейные;
- вечера вопросов и ответов;
- родительские гостиные;
- совместное творчество родителей, детей и педагогов;
- творческие выставки и фотовыставки;
- тематические вечера и викторины;
- совместные досуги;
- видеоинтервью и мультимедийные презентации;
- совместное создание мини-музеев.
Для успешной работы по формированию социально-коммуникативной компетентности дошкольников необходимы следующие организационно-педагогические условия:
- создание атмосферы доброжелательности, взаимопонимания и любви;
- обучение умению слушать и слышать другого;
- развитие умения использовать в общении мимику, пантомимику и голос;
- развитие у детей навыков общения в различных жизненных ситуациях;
- обучение умению использовать формулы речевого этикета адресовано и мотивировано;
- воспитание доброжелательного отношения к сверстникам;
- формирование чувства симпатии между участниками общения;
- объяснение детям, что неосторожно сказанное слово ранит не менее больно, чем действие;
- обучение детей умению владеть собой;
- развитие умения анализировать ситуацию;
- целенаправленное формирование у детей коммуникативных навыков.
Социально-коммуникативное развитие рассматривается во ФГОС ДО как одно из основных направлений развития дошкольника. Актуальность рассмотрения этой проблемы заключается в том, что данная сфера чаще всего находится в области стихийной социализации и редко – в фокусе внимания педагогов и психологов. Поэтому становление социально-коммуникативной компетентности и приобретение социально-коммуникативного опыта должно стать сферой пристального и целенаправленного внимания педагога и психолога и, конечно, роль этих специалистов: педагога и психолога в формировании социально-коммуникативной компетентности ребёнка трудно переоценить.
Литература
.1.Венгер Л.А., Мухина В.С. «Возрастная психология: Феноменология развития, детство и отрочество», Просвещение, 2008.
2. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения от года до семи лет. М., 2006.
3.Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. С-Пб., 2010.
4.Лисина М.И. Общение ребенка со взрослыми как деятельность/ под ред. Лисина М.И. М., 1974
5.Панфилова А.П. Теория и практика общения : Пособие для студ. Издательский центр «Академия», М.,2011.
6.Полякевич Ю.В., Осинина Г.Н. Формирование коммуникативных навыков у детей 3-7 лет: модели комплексных занятий/ Волгоград.: Учитель,2011.
7. Репина Т.А., Стеркина Р.Б. Общение детей в детском саду и семье. М., 2014.
8.ФГОС ДО
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Формирование социально-коммуникативной компетентности дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования»
Взаимодействие и общение со взрослыми и сверстниками является важнейшим фактором, во многом определяющим развитие ребенка как человека общественного. Это взаимодействие является исходным м...
Семинар «Формирование социально-коммуникативной компетентности дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования» (февраль, 2014-2015 учебный год)
Семинар«Формирование социально-коммуникативной компетентности дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования»(февраль, 2014-2015 учебный год)...
«Формирование социально-коммуникативной компетентности дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования»
«Формирование социально-коммуникативной компетентности дошкольников в соответствии с требованиями ФГОСдошкольного образования»...
Семинар-практикум: «Формирование социально-коммуникативной компетентности дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО»
Семинар-практикум "Формирование социально-коммуникативной компетентности дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО"...
Внедрение инновационных и развивающих игр в развитии социально-коммуникативной компетентности дошкольников
В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников, являющейся одним из компонентов проекта Государственного стандарта по дошкольному образов...
Мастер-класс для педагогов «Формирование социально-коммуникативной компетентности дошкольников средствами ИКТ-технологий"
При формировании социально-коммуникативной компетентности дошкольников педагог ДОУ может использовать в своей практике различные педагогические технологии – игровую, обучение в сотрудничестве, техноло...
"Формирование социально-коммуникативной компетентности дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО" семинар для педагогов ДОУ.
Семинар для педагогов детского сада....