Признаки неблагополучия в развитии ребенка
консультация
В материале описываются признаки неблагополучия вразвити ребенка-дошкольника
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 16.13 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРИЗНАКИ НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА
При наблюдении за темпом общего развития ребенка необходимо помнить, что своевременное появление тех или иных возрастных достижений развития зависит от целого ряда факторов:
• общего состояния здоровья малыша;
• полноценного систематического эмоционального общения взрослого с ребенком;
• наличия развивающих условий предметно-пространственной среды;
• соответствия режима дня и педагогической нагрузки возрасту и индивидуальным особенностям здоровья и психики ребенка;
• продуманной организации детской активности в период бодрствования.
Не все дети имеют одинаковые темпы психомоторного развития. На каждом возрастном этапе одни линии развития формируются быстрее, а достижения в других могут запаздывать. Небольшое отставание в развитии определенных умений по сравнению с нормативами развития ребенка часто может не являться симптомом заболевания или отклонения. Однако необходимо зафиксировать этот факт и уделить особое внимание активному применению средств педагогического воздействия для активизации темпа психического развития. При отсутствии положительной динамики в общем развитии ребенка в течение месяца показано обследование ребенка у специалистов: педиатра, невролога и специального педагога. С их помощью обнаруживается причина отставания, определяются пути восстановления здоровья и темпа психомоторного развития. Специальный педагог (дефектолог) в процессе психолого-педагогической диагностики определит структуру и степень выраженности нарушений развития у ребенка (по основным «линиям развития»). Он выявит уровень актуального развития, его соответствие паспортному возрасту ребенка, а также потенциальные возможности развития. Специалисты дадут родителям советы по преодолению не только возникших психолого-педагогических, но и медицинских проблем. Мы подготовили для раздачи вам памятки о том, что должен делать малыш с первого года жизни до двух с половиной лет, которые вы можете предложить родителям.
Признаки отставания в социально-эмоциональном развитии
• Ребенок не может или редко (лишь на мгновение) фиксирует взгляд на лице матери (смотрит как бы «сквозь»);
• остается пассивным и безразличным в ответ на эмоциональное общение с ним близкого взрослого;
• трудности приспособления к рукам матери;
• задержка в появлении улыбки и/или отсутствие ее направленности на близкого взрослого;
• не испытывает интереса к лицу матери и других близких взрослых, не смотрит в глаза, отводит свой взгляд от лица взрослого, не различает выражения лица матери;
• имеет выраженное своеобразие в формировании привязанности (сверхсильная привязанность к одному лицу, кратковременное выделение одного лица при резком неприятии остальных членов семьи);
• не умеет выражать собственное эмоциональное состояние;
• не откликается на обращение близких взрослых.
Признаки отставания в развитии зрительного восприятия
• Ребенок не закрывает, щурит глаза при ярком источнике света;
• не может или редко (лишь на мгновение) фиксирует взгляд на предмете, лице взрослого;
• не прослеживает взором за движением игрушек и предметов или следит фрагментарно (после 3 месяцев);
• поведение и мимика ребенка не меняются при виде матери и близких людей (не появляется реакция оживления в ответ на ласковый разговор близких);
• не испытывает интереса к игрушкам, предметам, своим рукам, не изучает их взглядом;
• у ребенка отмечается неодинаковое движение глазных яблок (вправо, влево, вверх, вниз).
Признаки отставания в развитии слухового восприятия
• У ребенка не отмечается моргание, вздрагивание на неожиданный резкий громкий звук;
• не наблюдается или слабо выражено слуховое сосредоточение;
• не отмечается поиск невидимого источника звука (после 3 месяцев), ребенок не поворачивает голову в сторону раздражителя (после 4 месяцев);
• одинаково реагирует на все звуки окружающей среды, не узнает голоса матери; • не появляется лепет, голосовые модуляции, изменение интонации голоса, отсутствует подражание голосу взрослого (после 6 месяцев);
• ребенок не начинает понимать обращенную к нему речь: не находит по слову близких предметы, не выполняет простые действия (после 9–10 месяцев).
Признаки отставания в двигательном развитии
• Ребенок не овладевает произвольными движениями: в положении лежа на животе не поднимает голову, не удерживает ее (после 3 месяцев) или удерживает голову непродолжительное время; не опирается на руки (руки под грудью);
• не может свободно поворачивать голову в разных направлениях;
• имеет вынужденное положение головы (только в одну сторону);
• не может самостоятельно изменить положение тела или испытывает трудности при этом (не поворачивается на бок и на живот) после 6 месяцев;
• не ползает после 7 месяцев, самостоятельно не сидит (сидит только с поддержкой) после 8 месяцев;
• не стоит самостоятельно или стоит на пальцах ног, а не на полной стопе; не передвигается у опоры к 12 месяцам;
• не может захватить игрушку, держит кулачки сжатыми;
• не может удержать игрушку и выполнить простые манипуляции с ней (после 5 месяцев);
• совершает с игрушкой только простые, стереотипные манипуляции (после 9–10 месяцев.
Признаки отставания в познавательном развитии
• Ребенок не испытывает потребность в контакте с близкими взрослыми: не изменяет поведения на руках у взрослого, не успокаивается при звучании голоса матери;
• в ответ на эмоциональное общение взрослого с ребенком отсутствует улыбка или она вызывается с трудом; эмоциональные реакции (после 3 месяцев жизни) остаются бедными, маловыразительными;
• «комплекс оживления» не появляется (к 3 месяцам) или возникает редко и на непродолжительное время;
• не изучает окружающие его предметы взглядом, остается пассивным в период бодрствования; • не различает близких и чужих людей;
• отсутствует потребность во взаимодействии со взрослым, стремление к подражанию его действиям с предметами;
• нет потребности самостоятельного изучения окружающего;
• действует с игрушками однообразно, не учитывает их назначения и свойства: стучит, трясет, тянет в рот, сосет, бросает (после 9 месяцев).
Признаки отставания в доречевом развитии
• У ребенка крик отсутствует или он слабый, непродолжительный, однообразный (в первые недели и месяцы жизни); отсутствуют голосовые реакции или они бедные, однообразные; звуки, издаваемые ребенком, тихие, нечеткие, с носовым оттенком;
• ребенок плохо сосет, во время сосания молоко подтекает из угла рта;
• отмечается более позднее начало дифференцированных голосовых реакций и их неполноценность; гуление отсутствует или проявляется на более поздних сроках; наблюдаются бедность его интонационной выразительности и однообразие звуков (к 4 месяцам);
• лепет отсутствует или редкий, без четкой интонационной выразительности, звуки однообразные, монотонные, ребенок не повторяет слоги (после 6 месяцев);
• не появляется подражательная голосовая активность или она крайне низкая; •
ребенок не произносит отдельных лепетных слов (соотнесенно) и звукоподражаний (к году).
У родителей возникает множество вопросов, на которые они зачастую не могут самостоятельно найти ответ – чем, как и где заниматься, учить, воспитывать? Родители таких детей могут обратиться за помощью и поддержкой в службы ранней помощи, созданные в Учреждениях, либо в консультационный пункт.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/24/picture-178246-1579888596.jpg)
Признаки нарушения речевого развития ребенка
Будьте внимательны!Признаки нарушения речевого развития очевидны, если:...
![](/sites/default/files/pictures/2019/04/23/picture-958171-1556048002.jpg)
Признаки неблагополучия в семье
Консультация для воспитателей "Признаки неблагополучия в семье"...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/26/picture-1149976-1572102136.jpg)
Консультация педагога-психолога 11 признаков психологического неблагополучия в игре ребенка
Одиннадцать признаков психологического неблагополучия ребенка, которые можно определить по его игреИгра ребенка, если внимательно за ней наблюдать, может указать на его психологическое неблагополучие....
![](/sites/default/files/pictures/2016/04/15/picture-779773-1460721798.jpg)
Признаки нарушений речевого развития ребенка младшего дошкольного возраста.
Консультация для родителей...
![](/sites/default/files/pictures/2021/12/13/picture-801546-1639395659.jpg)
презентация "Признаки неблагополучия в развитии ребенка"
Признаки неблагополучия в развитии ребенка...
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/21/picture-1069255-1540143928.jpg)
13 признаков нарушения речевого развития ребенка
В заметке описаны признаки нарушения речевого развития ребенка. Консультация для родителей маленьких детей по речевому развитию....