Признаки неблагополучия в развитии ребенка
консультация

Садыкова Елена Викторовна

В материале описываются признаки неблагополучия вразвити ребенка-дошкольника

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priznaki_neblagopoluchiya_v_razvitii_rebenka.docx16.13 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИЗНАКИ НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА

  При наблюдении за темпом общего развития ребенка необходимо помнить, что своевременное появление тех или иных возрастных достижений развития зависит от целого ряда факторов:

• общего состояния здоровья малыша;

• полноценного систематического эмоционального общения взрослого с ребенком;

• наличия развивающих условий предметно-пространственной среды;

• соответствия режима дня и педагогической нагрузки возрасту и индивидуальным особенностям здоровья и психики ребенка;

 • продуманной организации детской активности в период бодрствования.

   Не все дети имеют одинаковые темпы психомоторного развития. На каждом возрастном этапе одни линии развития формируются быстрее, а достижения в других могут запаздывать. Небольшое отставание в развитии определенных умений по сравнению с нормативами развития ребенка часто может не являться симптомом заболевания или отклонения. Однако необходимо зафиксировать этот факт и уделить особое внимание активному применению средств педагогического воздействия для активизации темпа психического развития. При отсутствии положительной динамики в общем развитии ребенка в течение месяца показано обследование ребенка у специалистов: педиатра, невролога и специального педагога. С их помощью обнаруживается причина отставания, определяются пути восстановления здоровья и темпа психомоторного развития. Специальный педагог (дефектолог) в процессе психолого-педагогической диагностики определит структуру и степень выраженности нарушений развития у ребенка (по основным «линиям развития»). Он выявит уровень актуального развития, его соответствие паспортному возрасту ребенка, а также потенциальные возможности развития. Специалисты дадут родителям советы по преодолению не только возникших психолого-педагогических, но и медицинских проблем. Мы подготовили для раздачи вам памятки о том, что должен делать малыш с первого года жизни до двух с половиной лет, которые вы можете предложить родителям.

Признаки отставания в социально-эмоциональном развитии

• Ребенок не может или редко (лишь на мгновение) фиксирует взгляд на лице матери (смотрит как бы «сквозь»);

• остается пассивным и безразличным в ответ на эмоциональное общение с ним близкого взрослого;

• трудности приспособления к рукам матери;

• задержка в появлении улыбки и/или отсутствие ее направленности на близкого взрослого;

• не испытывает интереса к лицу матери и других близких взрослых, не смотрит в глаза, отводит свой взгляд от лица взрослого, не различает выражения лица матери;

 • имеет выраженное своеобразие в формировании привязанности (сверхсильная привязанность к одному лицу, кратковременное выделение одного лица при резком неприятии остальных членов семьи);

• не умеет выражать собственное эмоциональное состояние;

• не откликается на обращение близких взрослых.

Признаки отставания в развитии зрительного восприятия

• Ребенок не закрывает, щурит глаза при ярком источнике света;

 • не может или редко (лишь на мгновение) фиксирует взгляд на предмете, лице взрослого;

• не прослеживает взором за движением игрушек и предметов или следит фрагментарно (после 3 месяцев);

 • поведение и мимика ребенка не меняются при виде матери и близких людей (не появляется реакция оживления в ответ на ласковый разговор близких);

 • не испытывает интереса к игрушкам, предметам, своим рукам, не изучает их взглядом;

 • у ребенка отмечается неодинаковое движение глазных яблок (вправо, влево, вверх, вниз).

Признаки отставания в развитии слухового восприятия

• У ребенка не отмечается моргание, вздрагивание на неожиданный резкий громкий звук;

 • не наблюдается или слабо выражено слуховое сосредоточение;

• не отмечается поиск невидимого источника звука (после 3 месяцев), ребенок не поворачивает голову в сторону раздражителя (после 4 месяцев);

 • одинаково реагирует на все звуки окружающей среды, не узнает голоса матери; • не появляется лепет, голосовые модуляции, изменение интонации голоса, отсутствует подражание голосу взрослого (после 6 месяцев);

 • ребенок не начинает понимать обращенную к нему речь: не находит по слову близких предметы, не выполняет простые действия (после 9–10 месяцев).

Признаки отставания в двигательном развитии

• Ребенок не овладевает произвольными движениями: в положении лежа на животе не поднимает голову, не удерживает ее (после 3 месяцев) или удерживает голову непродолжительное время; не опирается на руки (руки под грудью);

• не может свободно поворачивать голову в разных направлениях;

 • имеет вынужденное положение головы (только в одну сторону);

• не может самостоятельно изменить положение тела или испытывает трудности при этом (не поворачивается на бок и на живот) после 6 месяцев;

 • не ползает после 7 месяцев, самостоятельно не сидит (сидит только с поддержкой) после 8 месяцев;

• не стоит самостоятельно или стоит на пальцах ног, а не на полной стопе; не передвигается у опоры к 12 месяцам;

• не может захватить игрушку, держит кулачки сжатыми;

 • не может удержать игрушку и выполнить простые манипуляции с ней (после 5 месяцев);

 • совершает с игрушкой только простые, стереотипные манипуляции (после 9–10 месяцев.

Признаки отставания в познавательном развитии

• Ребенок не испытывает потребность в контакте с близкими взрослыми: не изменяет поведения на руках у взрослого, не успокаивается при звучании голоса матери;

 • в ответ на эмоциональное общение взрослого с ребенком отсутствует улыбка или она вызывается с трудом; эмоциональные реакции (после 3 месяцев жизни) остаются бедными, маловыразительными;

• «комплекс оживления» не появляется (к 3 месяцам) или возникает редко и на непродолжительное время;

 • не изучает окружающие его предметы взглядом, остается пассивным в период бодрствования; • не различает близких и чужих людей;

 • отсутствует потребность во взаимодействии со взрослым, стремление к подражанию его действиям с предметами;

 • нет потребности самостоятельного изучения окружающего;

 • действует с игрушками однообразно, не учитывает их назначения и свойства: стучит, трясет, тянет в рот, сосет, бросает (после 9 месяцев).

Признаки отставания в доречевом развитии

• У ребенка крик отсутствует или он слабый, непродолжительный, однообразный (в первые недели и месяцы жизни); отсутствуют голосовые реакции или они бедные, однообразные; звуки, издаваемые ребенком, тихие, нечеткие, с носовым оттенком;

• ребенок плохо сосет, во время сосания молоко подтекает из угла рта;

 • отмечается более позднее начало дифференцированных голосовых реакций и их неполноценность; гуление отсутствует или проявляется на более поздних сроках; наблюдаются бедность его интонационной выразительности и однообразие звуков (к 4 месяцам);

 • лепет отсутствует или редкий, без четкой интонационной выразительности, звуки однообразные, монотонные, ребенок не повторяет слоги (после 6 месяцев);

 • не появляется подражательная голосовая активность или она крайне низкая; •

 ребенок не произносит отдельных лепетных слов (соотнесенно) и звукоподражаний (к году).

     У родителей возникает множество вопросов, на которые они зачастую не могут самостоятельно найти ответ – чем, как и где заниматься, учить, воспитывать? Родители таких детей могут обратиться за помощью и поддержкой в службы ранней помощи, созданные в Учреждениях, либо в консультационный пункт.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Признаки неблагополучия в семье

Как выявить неблагополучие в семье дошкольника...

Признаки нарушения речевого развития ребенка

Будьте внимательны!Признаки нарушения речевого развития очевидны, если:...

Признаки неблагополучия в семье

Консультация для воспитателей "Признаки неблагополучия в семье"...

Консультация педагога-психолога 11 признаков психологического неблагополучия в игре ребенка

Одиннадцать признаков психологического неблагополучия ребенка, которые можно определить по его игреИгра ребенка, если внимательно за ней наблюдать, может указать на его психологическое неблагополучие....

презентация "Признаки неблагополучия в развитии ребенка"

Признаки неблагополучия в развитии ребенка...

13 признаков нарушения речевого развития ребенка

В заметке описаны признаки нарушения речевого развития ребенка. Консультация для родителей маленьких детей по речевому развитию....