Признаки неблагополучия в развитии ребенка
консультация
В материале описываются признаки неблагополучия вразвити ребенка-дошкольника
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priznaki_neblagopoluchiya_v_razvitii_rebenka.docx | 16.13 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРИЗНАКИ НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА
При наблюдении за темпом общего развития ребенка необходимо помнить, что своевременное появление тех или иных возрастных достижений развития зависит от целого ряда факторов:
• общего состояния здоровья малыша;
• полноценного систематического эмоционального общения взрослого с ребенком;
• наличия развивающих условий предметно-пространственной среды;
• соответствия режима дня и педагогической нагрузки возрасту и индивидуальным особенностям здоровья и психики ребенка;
• продуманной организации детской активности в период бодрствования.
Не все дети имеют одинаковые темпы психомоторного развития. На каждом возрастном этапе одни линии развития формируются быстрее, а достижения в других могут запаздывать. Небольшое отставание в развитии определенных умений по сравнению с нормативами развития ребенка часто может не являться симптомом заболевания или отклонения. Однако необходимо зафиксировать этот факт и уделить особое внимание активному применению средств педагогического воздействия для активизации темпа психического развития. При отсутствии положительной динамики в общем развитии ребенка в течение месяца показано обследование ребенка у специалистов: педиатра, невролога и специального педагога. С их помощью обнаруживается причина отставания, определяются пути восстановления здоровья и темпа психомоторного развития. Специальный педагог (дефектолог) в процессе психолого-педагогической диагностики определит структуру и степень выраженности нарушений развития у ребенка (по основным «линиям развития»). Он выявит уровень актуального развития, его соответствие паспортному возрасту ребенка, а также потенциальные возможности развития. Специалисты дадут родителям советы по преодолению не только возникших психолого-педагогических, но и медицинских проблем. Мы подготовили для раздачи вам памятки о том, что должен делать малыш с первого года жизни до двух с половиной лет, которые вы можете предложить родителям.
Признаки отставания в социально-эмоциональном развитии
• Ребенок не может или редко (лишь на мгновение) фиксирует взгляд на лице матери (смотрит как бы «сквозь»);
• остается пассивным и безразличным в ответ на эмоциональное общение с ним близкого взрослого;
• трудности приспособления к рукам матери;
• задержка в появлении улыбки и/или отсутствие ее направленности на близкого взрослого;
• не испытывает интереса к лицу матери и других близких взрослых, не смотрит в глаза, отводит свой взгляд от лица взрослого, не различает выражения лица матери;
• имеет выраженное своеобразие в формировании привязанности (сверхсильная привязанность к одному лицу, кратковременное выделение одного лица при резком неприятии остальных членов семьи);
• не умеет выражать собственное эмоциональное состояние;
• не откликается на обращение близких взрослых.
Признаки отставания в развитии зрительного восприятия
• Ребенок не закрывает, щурит глаза при ярком источнике света;
• не может или редко (лишь на мгновение) фиксирует взгляд на предмете, лице взрослого;
• не прослеживает взором за движением игрушек и предметов или следит фрагментарно (после 3 месяцев);
• поведение и мимика ребенка не меняются при виде матери и близких людей (не появляется реакция оживления в ответ на ласковый разговор близких);
• не испытывает интереса к игрушкам, предметам, своим рукам, не изучает их взглядом;
• у ребенка отмечается неодинаковое движение глазных яблок (вправо, влево, вверх, вниз).
Признаки отставания в развитии слухового восприятия
• У ребенка не отмечается моргание, вздрагивание на неожиданный резкий громкий звук;
• не наблюдается или слабо выражено слуховое сосредоточение;
• не отмечается поиск невидимого источника звука (после 3 месяцев), ребенок не поворачивает голову в сторону раздражителя (после 4 месяцев);
• одинаково реагирует на все звуки окружающей среды, не узнает голоса матери; • не появляется лепет, голосовые модуляции, изменение интонации голоса, отсутствует подражание голосу взрослого (после 6 месяцев);
• ребенок не начинает понимать обращенную к нему речь: не находит по слову близких предметы, не выполняет простые действия (после 9–10 месяцев).
Признаки отставания в двигательном развитии
• Ребенок не овладевает произвольными движениями: в положении лежа на животе не поднимает голову, не удерживает ее (после 3 месяцев) или удерживает голову непродолжительное время; не опирается на руки (руки под грудью);
• не может свободно поворачивать голову в разных направлениях;
• имеет вынужденное положение головы (только в одну сторону);
• не может самостоятельно изменить положение тела или испытывает трудности при этом (не поворачивается на бок и на живот) после 6 месяцев;
• не ползает после 7 месяцев, самостоятельно не сидит (сидит только с поддержкой) после 8 месяцев;
• не стоит самостоятельно или стоит на пальцах ног, а не на полной стопе; не передвигается у опоры к 12 месяцам;
• не может захватить игрушку, держит кулачки сжатыми;
• не может удержать игрушку и выполнить простые манипуляции с ней (после 5 месяцев);
• совершает с игрушкой только простые, стереотипные манипуляции (после 9–10 месяцев.
Признаки отставания в познавательном развитии
• Ребенок не испытывает потребность в контакте с близкими взрослыми: не изменяет поведения на руках у взрослого, не успокаивается при звучании голоса матери;
• в ответ на эмоциональное общение взрослого с ребенком отсутствует улыбка или она вызывается с трудом; эмоциональные реакции (после 3 месяцев жизни) остаются бедными, маловыразительными;
• «комплекс оживления» не появляется (к 3 месяцам) или возникает редко и на непродолжительное время;
• не изучает окружающие его предметы взглядом, остается пассивным в период бодрствования; • не различает близких и чужих людей;
• отсутствует потребность во взаимодействии со взрослым, стремление к подражанию его действиям с предметами;
• нет потребности самостоятельного изучения окружающего;
• действует с игрушками однообразно, не учитывает их назначения и свойства: стучит, трясет, тянет в рот, сосет, бросает (после 9 месяцев).
Признаки отставания в доречевом развитии
• У ребенка крик отсутствует или он слабый, непродолжительный, однообразный (в первые недели и месяцы жизни); отсутствуют голосовые реакции или они бедные, однообразные; звуки, издаваемые ребенком, тихие, нечеткие, с носовым оттенком;
• ребенок плохо сосет, во время сосания молоко подтекает из угла рта;
• отмечается более позднее начало дифференцированных голосовых реакций и их неполноценность; гуление отсутствует или проявляется на более поздних сроках; наблюдаются бедность его интонационной выразительности и однообразие звуков (к 4 месяцам);
• лепет отсутствует или редкий, без четкой интонационной выразительности, звуки однообразные, монотонные, ребенок не повторяет слоги (после 6 месяцев);
• не появляется подражательная голосовая активность или она крайне низкая; •
ребенок не произносит отдельных лепетных слов (соотнесенно) и звукоподражаний (к году).
У родителей возникает множество вопросов, на которые они зачастую не могут самостоятельно найти ответ – чем, как и где заниматься, учить, воспитывать? Родители таких детей могут обратиться за помощью и поддержкой в службы ранней помощи, созданные в Учреждениях, либо в консультационный пункт.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Признаки неблагополучия в семье
Как выявить неблагополучие в семье дошкольника...
Признаки нарушения речевого развития ребенка
Будьте внимательны!Признаки нарушения речевого развития очевидны, если:...
Признаки неблагополучия в семье
Консультация для воспитателей "Признаки неблагополучия в семье"...
Консультация педагога-психолога 11 признаков психологического неблагополучия в игре ребенка
Одиннадцать признаков психологического неблагополучия ребенка, которые можно определить по его игреИгра ребенка, если внимательно за ней наблюдать, может указать на его психологическое неблагополучие....
консультация для родителей. Признаки неблагополучия ребёнка
Игра ребёнка, если правильно за ней наблюдать может указать на его психологическое неблагополучие. В данной публикаци рассматриваются признаки по которым можно определить детей с психологическим небла...
Признаки нарушений речевого развития ребенка младшего дошкольного возраста.
Консультация для родителей...
презентация "Признаки неблагополучия в развитии ребенка"
Признаки неблагополучия в развитии ребенка...