Игры для детей на различение звуков
картотека
Картотека игр на упражние в различении звуков для дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_po_kommuniktsii_nsportal.docx | 31.84 КБ |
Предварительный просмотр:
КАРТОТЕКА ИГР НА РАЗЛИЧЕНИЕ ЗВУКОВ
- «КАКОЙ ЗВУК ЗАБЛУДИЛСЯ?»
Цель: Развивать фонематический слух детей, умение дифференцировать в словах звуки.
Ход: Воспитатель предлагает детям отгадать, какой звук «заблудился» и исправить ошибку сказать правильно.
Вот колючий, серый ешик.
На крылечке сидит кожечка.
На травинку села красивая стрекоса.
Мама намазала хлеб мазлом.
- «ДОМИКИ»
Цель: Развивать фонематический слух детей, умение дифференцировать в словах звуки.
Оборудование: домики из бумаги синего цвета, один из них – с колокольчиком, стаканчики с фасолью.
Ход: Дети слушают слова. Услышав слово со звуком [ж], кладут зёрнышко фасоли в синий домик с колокольчиком, услышав слово со звуком [ш] – в домик без колокольчика: шина, жук, жаба, кошка, мыши, железо, жёлудь, лыжник, машина, дирижабль… После этого подсчитывается количество слов с каждым звуком, припоминаются слова с дифференцируемыми звуками.
- «ЧЕТВЁРТЫЙ ЛИШНИЙ»
- Цель: Развивать фонематический слух детей, умение дифференцировать в словах звуки.
Оборудование: предметные картинки. В дальнейшем возможно проведение аналогичной игры и без опоры на картинки (на слух).
Ход: Детям предлагается к каждой группе картинок (слов) подобрать обобщающее слово, а потом найти лишнее в зависимости от наличия или отсутствия звуков [ж] и [ш].
– кошка, жираф, журавль, жужелица;
– джинсы, жакет, шапка, жилет;
– пирожное, ежевика, каша, мороженое;
– жеребёнок, мышонок, ежонок, медвежонок.
- «УГАДАЙ СЛОВО»
Цель: Развивать фонематический слух детей, слуховое внимание.
Ход: Ведущий произносит слоги, дети догадываются, какое слово из них получится и называют его:
Жа-жа-жа, ба-ба-ба… (жаба);
Ши-ши-ши, на-на-на (шина);
Жу-жу-жу, ки-ки-ки… (жуки);
Мы-мы-мы, ши-ши-ши (мыши);
Лы-лы-лы, жи-жи-жи… (лыжи);
Кош-кош-кош, ка-ка-ка… (кошка);
Жи-жи-жи, раф-раф-раф… (жираф);
Гру-гру-гру, ша-ша-ша… (груша);
Ма-ма, ши-ши, на-на… (машина);
Жи-жи, лет-лет, ка-ка (жилетка).
- «ИЩЕМ ПЕСЕНКУ ЖУКА В СЛОВАХ»
Цель: Развивать фонематический слух детей, умение дифференцировать в словах звуки.
Ход: Педагог спрашивает детей:
Как разговаривает жук? - Ж
Давай поищем песенку жука в других словах: (Ж) аба, мо
ро(Ж)еное, пиро(Ж)ок.
А в слове суп есть песенка жука?
А в слове торт?
А в слове (Ж)ир? Что-то я сомневаюсь, скажи получше.
Аналогично ищем песенку змеи (Ш), паровоза (Щ), листочков (Ш), белочки (Ц) в разных словах.
- «Комары и осы»
Цель: Развивать фонематический слух детей, умение дифференцировать в словах звуки (з-с).
Игровой материал: картинки.
Словарный материал: зонт, слон, забор, сахар, сушки, соль, самолёт, заноза, дозор, мазать и т.д.
Ход: Педагог рассказывает детям: Комары звенят З-з-з, осы ползают возле банки с вареньем и поют свою песенку С-с-с. Затем предлагает детям:
"Услышите песенку комара З-з-з, помашите крылышками, а когда услышите песенку осы С-с-с, то пальцами покажите, как она ползет ".
Затем называем слова, в которых есть звук С или звук 3, а ребенок движением показывает, какой звук встречается в слове.
- «ПОВОРИ ЗА МНОЙ»
Цель: Развивать фонематический слух детей, умение дифференцировать в словах звуки и воспроизводить их.
Ход: Взрослый просит детей повторить только те имена, которые начинаются со звука Э. Называем имена:
Алла, У ля, Эльза, Оля, Эмиль, Эля, Элла, Ия, Эдик, Ася, Ада, Алик, Эрик, Элъдар, Анна, Эдуард.
- "СЕРДИТЫЙ ВОРОН"
Цель: Развивать фонематический слух детей, умение дифференцировать в словах звуки.
Игровой материал: игрушки или картинки, кукла.
Ход: Взрослый даёт детям игрушечных зверей или картинки.
В домике живут звери: лиса, медведь, кошка, собака, белка, баран, морж, коза и т.д.
Вокруг домика речка, и пройти в домик можно только вот по этому мостику. Мостик не простой, волшебный: уйти из домика по нему легко, а обратно прийти трудно.
На перилах мостика сидит сердитый Ворон. Каждого, кто подходит к мостику, он спрашивает, какой в его имени первый звук. Кто правильно скажет, тот пройдёт. А кто не знает, какой в его имени первый звук, перед тем мостик проваливается, перейти по нему нельзя.
Подошли звери к мостику, очень хотят домой попасть, а перейти не могут, потому что никто из них не знает, какой же в его имени первый звук.
Просим детей помочь зверятам.
Следим за тем, чтобы дети называли первый звук правильно, то есть отмечали мягкие и твердые согласные. Например: баран - Б, а белка -Б'.
- "ЗООПАРК"
Цель: Развивать фонематический слух детей, умение дифференцировать в словах звуки. (Различение мягкости - твердости согласных)
Игровой материал: картонный домик, игрушки, мебель, предметы, фишки.
Ход: На столе картонный дом. Это зоопарк. В него привезли много животных. Но зоопарк небольшой, всемне уместиться. Поэтому в нём поселятся только те животные, в названии которых есть (Л').
Ослику можно войти в зоопарк? Почему? Льву, леопарду, лисице и козлёнку готовы удобные клетки, а вот слону, волку и ламе придется ехать в другой зоопарк.
- «ЦЕПОЧКА СЛОВ»
Оборудование: карточки и картинки с изображениями предметов, бумага и карандаши (фломастеры).
Ход: Игроки садятся в круг и по очереди говорят по одному слову, которые связываются в "цепочку": каждое следующее слово начинается с последнего звука предыдущего. Например, зима - "Артек" - кочегар - рот -топор - радуга.
- «МАМИНА СУМКА»
Оборудование: бумага и карандаши.
Ход: Догадайтесь, какие продукты принесла мама из магазина, если она покупала только такие, в названиях которых есть звук М: масло, манка, маргарин, мороженое, молоко и т.д.
Затем мама покупала продукты со звуком М': сметана, мясо, вермишель.
Варианты этой игры:
"МАМА ВАРИЛА ОБЕД"
Какие блюда приготовила мама, если в их названии есть
звук: Р - борщ, рыба, рагу, картошка.
Р'- рис, курица, креветки, варенье.
«МАШИНЫ»
Ребенок рисует две машины. На одной ставит марку Л, а на другой Л' и "загружает" каждый грузовик, т.е. рисует предметы со звуком Л или Л*. Подобным образом загружаем любые виды транспорта разными парными согласными.
КАРТОТЕКА ИГР НА РАЗЛИЧЕНИЕ ЗВУКОВ
- "БАБУШКИНА ИГРА"
Цель:
Ход: Вам бабушка прислала
На наряды сто рублей.
Что хотите покупайте,
Но наряды выбирайте
Лишь со звуком Б в названии.
Приготовились. Внимание! *
(Отвечать полными предложениями.)
Вы наденете юбочку с блузкой или платье?
Вы выберете шубу или пальто?
На голове будет берет или шляпа?
А может быть, тюрбан или платок?
На шею наденете бусы или цепочку?
На юбочке будет бахрома или петельки?
Что вы выберете - брошь или клипсы?
Блузку украсят бантики или пуговицы?
Платочек будет из полотна или батиста?
Жилетка будет из бархата или плюша?
Обувь тоже выберем со звуком Б в названии.
Выбирайте: боты, сапоги, кеды, кроссовки, чешки, тапочки, сабо, туфли, ботфорты, башмаки, ботинки, сандалии, босоножки.
- «ЛЮБОПЫТНЫЙ»
Игровой материал: фишки.
Ход: На любой вопрос ведущего можно называть только те слова, которые начинаются со звука Б.
- Где был?-На. балконе.
- Кого видел?- Бульдога.
- Куда собираешься? - В булочную.
- Что будешь покупать?- Баранки.
- Куда поедешь?-В Бразилию.
- Что на тебе надето?- Блузон.
- Кем работаешь? -Бухгалтером и т.д.
- «ЧТО У ТЕБЯ ЕСТЬ?»
Ход: Происходит работа в парах с картинками или игрушками. Одновременно решается задача закрепления родительного падежа единственного числа. - У тебя есть апельсин? - Нет, у меня нет апельсина, зато у меня есть яблоко. А у тебя есть яблоко?
- «ПОЧЕМУ? А ПОТОМУ!»
Ход: Игру начинает педагог, потом ее продолжают дети. Педагог задаёт «каверзные» вопросы, к примеру, «Почему собака лает?», «Почему кошка часто умывается?». За самый правдоподобный и доказательный ответ ребенок получает фишку.
- «ОШИБКА»
Цели: Развивать внимание к речевым сообщениям и умение толерантно относиться к ошибочным суждениям, доброжелательно их исправлять; выражать согласие в ответ на верные сообщения.
Ход: Воспитатель: «Я буду сообщать вам о чем-то. Если вы заметите ошибку в моих рассуждениях, исправьте ее и объясните, почему вы так считаете. А если вы согласны с моим утверждением, то скажите так: «Да, вы правы, И.О.» или «Я согласен с вами, И.О.».
Примеры суждений:
- Карлсон жил в маленьком домике у леса.
- Пятница идет после среды.
- Буратино — один из жителей цветочного городка.
- Мыть руки вредно для здоровья.
- Если слушаться взрослых, то ничего интересного не будет.
- Если на деревьях есть листья, то это лето.
- «ВОЛШЕБНЫЙ КЛЮЧ»
Цель. Закрепить умение детей использовать в речи различные варианты выражения просьбы-разрешения.
Ход: Игра организуется в ходе проведения режимных процессов. Например, воспитатель приглашает детей мыть руки (на прогулку, в спальную комнату и т.п.). Встает в дверном проеме и, улыбаясь, говорит: «Дверь закрыта на замок. Кто ключ найдет, тот и дверь откроет. Вспомните пословицу: «Добрые слова замки открывают». Кто добрые слова скажет, для того и дверь откроется».
Дети проговаривают просьбу, а воспитатель стимулирует их к употреблению разных вариантов формул просьбы: «Так уже Маша говорила. А по-другому можешь замок открыть?».
Примерные формулы выражения просьбы-разрешения:
— Разрешите пройти.
- Разрешите, пожалуйста.
- Позвольте пройти.
- Пропустите меня, пожалуйста.
- Вы не могли бы пропустить меня?
- Если можно, пропустите, пожалуйста.
- Извините, я могу пройти?
Заказ такси по телефону
Цель. Продолжать учить детей пользоваться телефоном, соблюдая телефонный этикет.
Ход: Воспитатель вовлекает детей в игру, сообщая, что ей нужно поехать с «дочкой» в поликлинику.
— Вызову такси (набирает номер, имитирует звонок). Алло! Это диспетчер такси? Доброе утро. Могу я заказать такси?
— На какое время вам нужна машина?
— На 8 часов утра.
— Ваш адрес...
— Куда поедете?
— В детскую поликлинику.
— Назовите ваш телефон.
— Такси будет. Перед приездом вам позвонят и назовут номер машины. До свидания.
— Спасибо. До свидания.
Звонок на работу маме (папе)
Цели. Закрепить навыки культурного диалога по телефону; уточнить правила поведения в ситуации звонка на работу родителям.
Ход: 1. Беседа о том, в каких случаях можно звонить на работу родителям, почему без особой необходимости звонить не следует.
2 Разъяснение правил поведения в этой ситуации: «Ваши родители могут находиться не рядом с телефоном, поэтому за ними должен кто-то пойти. Нужно обязательно извиниться за беспокойство и объяснить причину, по которой вам необходимо поговорить с мамой. Если у мамы сотовый телефон, то нужно узнать, не помешает ли ваш звонок ее работе».
3. Показ разговора. Подготовленный ребенок звонит, а воспитатель исполняет роль сослуживицы.
— Алло! Добрый день. Вас беспокоит Алеша, сын Рябининой Татьяны Ивановны. Я у бабушки, а она заболела. Если вам нетрудно, позовите маму к телефону.
— Хорошо, Алеша. Ты подожди, не клади трубку, я схожу за мамой.
— Спасибо.
— Алло, Алеша, что случилось?
— Мама, бабушка заболела и просила не задерживаться сегодня.
— Что с бабушкой?
— Она простыла, и у нее болит голова.
— Хорошо, я сразу после работы заеду за тобой. А ты, Алеша, играй тише, чтобы не беспокоить бабушку. Договорились?
— Ладно. Пока, мама. Мы ждем.
— До встречи, сынок.
Звонок в поликлинику
Цели. Развитие самостоятельности в детских играх; закрепление навыка ведения телефонного разговора.
Ход: 1. Беседа.
— К вам приходил когда-нибудь врач на дом? Кто его вызывал? Как?
— Врача вызывают, если у больного высокая температура и он сам не может пойти в поликлинику. Врача вызывают и к детям, и к родителям, если они тяжело болеют, и к бабушкам. Это очень грустно, когда кто-то болеет, но если вовремя вызвать врача, то можно помочь больному.
т Давайте поиграем в нашу игру с телефоном и научимся звонить в поликлинику. Я буду мамой, у меня заболела дочка (берет в руки куклу). Кто хочет быть регистратором в поликлинике? Регистратор принимает вызовы врача на дом, обязательно уточняет, что болит у пациента, его фамилию, имя, возраст, адрес.
2. Демонстрация вызова врача.
— Алло! Добрый день. Это регистратура детской поликлиники?
— Да. Здравствуйте.
— Я бы хотела вызвать врача на дом.
— Что случилось?
— Моя дочка заболела. Очень высокая температура и сильный кашель.
— Нет ли насморка и головной боли?
— Нет, только кашель.
— Имя, фамилия девочки? Возраст?
— Ваш адрес?
— Наш адрес...
— Врач придет во второй половине дня.
— Спасибо. До свидания.
— Всего доброго.
3. Самостоятельное разыгрывание ситуации детьми (2—3 раза). Воспитатель поощряет творчество детей в обыгрывании телефонного разговора.
7. «УГАДАЙ, КТО Я?»
Дидактическая задача: учить детей воспринимать сообщения и высказывать в ответ свое мнение.
Игровая задача: угадать о каком сказочном герое говорит ведущий
Ход: Выбирается ведущий. Его задача – представить себя в роли сказочного персонажа и назвать свои характерные черты (или черту). Остальные дети отгадывают.
Например:
— Я очень маленького роста, - сообщает ведущий игрок.
— Ты – Дюймовочка? – предполагает кто-либо из детей.
— Нет. Я не девочка, а мальчик.
— Тогда, наверное, ты Мальчик-с-пальчик.
— Нет. У меня нет братьев, а есть друзья, с которыми я живу.
— Я думаю, что ты – Жихарка.
— Правильно.
Угадавший ребенок становится ведущим.
8. «СТУК-СТУК»
Ход: Игра с игрушками би-ба -бо.
Педагог спрашивает. Дети отвечают.
Стук-стук! Кто там?
Мяу-мяу, мяу! Кошка ты?
Мяу-мяу, мяу — Я!
Кошка, хочешь молока?
Стук-стук! Кто там?
Ав-ав-ав! Это — Я!
Я за косточкой пришла!
Вопросы педагога: 1. Кто за кем пришёл? (собака за кошкой) 1. Кто что ест? 2. Звукоподражание кошке, собаке (мяу, гав-гав).
9. «ЧТО ПРОИСХОДИТ С ПРИРОДОЙ?»
Цель: закрепление употребления в речи глаголов, согласования слов в предложении.
Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, должен на заданный вопрос
ответить.
Игру желательно проводить по темам.
Пример: Тема «Весна»
педагог:-Дети:
Солнце – что делает?-Светит, греет.
Ручьи – что делают?-Бегут, журчат.
Снег – что делает?-Темнеет, тает.
Птицы – что делают?-Прилетают, вьют гнёзда, поёт песни.
Капель – что делает?-Звенит, капает.
Медведь – что делает?-Просыпается, вылезает из берлоги.
10. «КТО МОЖЕТ ТАК?»
Цель: активизация глагольного словаря детей, развитие воображения, памяти, ловкости.
Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, называет глагол, а ребёнок, возвращая мяч, называет
существительное, подходящее к названному глаголу.
педагог:- Дети:
Идёт-человек, животное, поезд, пароход, дождь…
Бежит-ручей, время, животное, человек, дорога…
Летит-птица, бабочка, стрекоза, муха, жук, самолёт…
Плывёт-рыба, кит, дельфин, лодка, корабль, человек…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальное логопедическое занятие для детей старшей логопедической группы с ОНР Различение звуков [з] - [з’] на слух.
Действующими персонажами занятия являются Комар и Комарик, которые приглашают ребенка в увлекательное путешествие, и ребенок незаметно сам становится участником драматизации сказки «Комар и Кома...
Памятка для воспитателей «Игры и задания к занятию по звуковой культуре речи» (на произношение, закрепление и различение звуков)
Игры и задания для занятия по развитию речи....
Игра «Стрелочки» Различение звуков [С]-[Ш] на слух и в произношении.
Цель: создание условий для дифференциация звуков [С] - [Ш].Задачи: 1. Формировать у дошкольников правильного звукопроизношения, умения дифференцировать звуки [С] - [Ш] в своей речи, упо...
Оформление папки-передвижки: "Формирование фонематического восприятия на четвертом и пятом этапе развития речевого слуха: различение слогов и различение звуков"
Познакомить родителей и воспитателей с играми и упражнениями, применяемыми на четвертом и пятом этапе развития фонематического восприятия: различение слогов и различение звуков...
Игра для детей на Дифференциацию звуков
У детей логопедической группы очень часто нарушен фонематический слух. поэтому им тяжело различать звуки родного языка, в результате мы наблюдаем неправильное произношение слов. игра направлена на диф...
Игры на закрепление и произношение звуков и их различение
Игры на закрепление и произношение звуков и их различение...
Интерактивная дидактическая игра на различение звуков [C] и [Ш] "Четвёртый лишний".
Интерактивная игра - это очень интересная и современная форма работы с детьми, которая превращает образовательный процесс в интересную игру, решая при этом задачи педагога и ребёнка одновременно. Эту ...
- Мне нравится (1)