РАЗВИТИЕ ЭМПАТИИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
статья (старшая, подготовительная группа)

Середа Олеся Юрьевна

В содержании Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования отмечается актуальность проблемы эмоционально-нравственного воспитания детей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_empatii_u_starshih_doshkolnikov.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ЭМПАТИИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Середа О.Ю.

 воспитатель,

Муниципальное автономное  общеобразовательное

учреждение  «Центр образования № 1»

Белгородская область, г. Белгород

olesia.selishewa@yandex.ru

Современная действительность, в которой наблюдается тенденция актуализации новых ценностей в образовании, том числе дошкольном, и возникновения кардинальных изменений в социально-экономической и культурной жизни в социуме, характеризуется устойчивым запросом на «человека нового типа». В содержании Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования отмечается актуальность проблемы эмоционально-нравственного воспитания детей. Так, в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» отмечена направленность на усвоение норм и ценностей, которые приняты в обществе, выраженных моральными и нравственными ценностями. Кроме этого, указывается на важность развития  социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания [4]. Все это значимо, т.к. развитие личности, которая способна сочувствовать, сопереживать, воспринимать эмоциональные проявления окружающих, обеспечивает успешность ее адаптации в современном социокультурном пространстве.

Для становления и развития гармоничной личности необходимо создавать условия обстановки психологического комфорта и эмоционального благополучия, т.е. устанавливать доброжелательные качества, удовлетворять потребность ребенка в общении с окружающими, адекватно воспринимать эмоциональные проявления других людей, характеризовать собственные поступки. Наиболее трудной и сложной задачей воспитания является обучение ребенка «видению и чувствованию людей».

В.В. Абраменкова, Л.П. Стрелкова способность к сопереживанию близким и  чужим обозначают термином «эмпатия». Авторы отмечают, что эмпатия является способностью индивида к эмоциональной отзывчивости  на переживания окружающих, понимание их мыслей и чувств, проникновение  в их внутренний мир, делая их частью своей личности [1; 6].

В исследованиях  А.П. Сопикова, Т.П. Гавриловой выделяются две фазы эмпатического процесса. Первая фаза связывается с восприятием многообразных открытых переменных объекта эмпатии, получением информации о качестве, знаке и содержании его переживаний. Вторая фаза заключается в построении во внутреннем плане модели открытой и латентной деятельности объекта эмпатии и соотнесении ее с собственными ценностями и потребностями [2; 5].

Е.Р. Овчаренко, указывания на многозначность понятия эмпатии, в ее структуре выделяет ряд компонентов: эмоциональный, когнитивный, поведенческий.

Эмоциональный компонент эмпатии представлен способностью к распознаванию и пониманию эмоционального состояния другого. Он  характеризуется пассивным сочувствием, формой соучастия в эмоциональном состоянии партнера, за которым нет действенного начала.

Когнитивный компонент связывается с мысленным переносом себя в мысли, чувства и действия другого. Определяется как восприятие и понимание внутреннего мира другого человека, проявление сочувствия.

Поведенческий компонент определяется как способность к использованию способов взаимодействия, которые облегчают страдания другого человека, помогают, содействуют;  альтруистическое поведение в ответ на переживания другого [3].

Именно старший дошкольный возраст является благоприятным для нравственного развития детей, в том числе эмпатии. Данный период  предопределяет будущий нравственный облик человека, благоприятен  для взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Также этот возраст связывается с переходным периодом ребенка из дошкольного учреждения в школу, который сопровождается кризисом 7 лет, где происходит смена ведущего вида деятельности, преобладают переживания нового социального статуса ребенка-школьника.

Обращение исследователей к проблеме изучения эмпатии, с одной стороны, и недостаточная изученность такого важного для межличностного взаимодействия феномена – с другой, определяют актуальность проблемы развития эмпатии у старших дошкольников.

В практике отмечается стихийность эмоционально-нравственного развития старших дошкольников, несмотря на наличие различных методик. Поэтому механизм эмоционально-нравственного воспитания дошкольников, в том числе развития эмпатии, является во многом скрытым для эффективного контроля и своевременной коррекции.

Основной нашей задачей является развитие способности детей дифференцировать эмоциональные состояния через осознание собственных переживаний.

Работу по развитию эмпатии у старших дошкольников рекомендуем проводить в три этапа.

На первом этапе решаются следующие задачи: выделять на иллюстративном материале зафиксированные эмоции; развивать способность к пониманию своего эмоционального состояния и эмоционального состояния окружающих; воздавать возможности самовыражаться, формировать у дошкольников умения и навыки практики владеть  выразительными движениями, а именно средствами человеческого общения (мимика, жесты, пантомимика); обучать детей распознавать интонации и интонированную речь, тембр, темп, ритм, сила голоса;  обучать детей речевым средствам общения и поведенческой этике на эмоциональной основе.

Основные средства на первом этапе представлены специально организованными ситуациями   «сочувствия – констатации» или стихийно возникающими  ситуациями  в ходе деятельности и общения детей. На данном этапе можно использовать комплекс разнообразных вербальных и практических ситуаций, игровых упражнений, этюдов, детских видов деятельности, «комплексов деятельности» и др. Основными на первом этапе являются упражнения, которые развивают мимические движения; игры, помогающие определять или передавать эмоциональное состояние  человека благодаря жестам и мимике; игры по обучению выразительным движениям; этюды с помощью которых распознаются жесты, развивается выразительность жестов; этюды для освоения и использования разных  вариантов поз, походки и других выразительных движений; игры, направленные на развитие способности к выражению интереса, внимания,

сосредоточенности, удивления, радости, удовольствия, печали, страдания, презрения, отвращения, гнева, страха, вины, стыда;  обучение правилам этикета («волшебные слова», правила общения по телефону, правила хорошего тона в различных ситуациях – на улице, в театре, транспорте и др.).

Цель второго этапа – сформировать у дошкольников представления  о внутреннем мире человека, его месте в окружающем мире, развивать способность к сопереживанию  другим людям. Основными задачами этого этапа являются следующие: развивать умение к чувствованию и пониманию другого человека; развивать творческие способности и воображение; сплачивать детский коллектив; развивать любознательность и наблюдательность.

На данном этапе осуществляется активное включение в «комплекс деятельностей» и использование вербальных ситуаций. К средствам оптимизации относятся  художественная литература, изобразительная деятельность, музыка, театрализованная деятельность  в виде игр-драматизаций, театрализованных  и режиссерских игр и др. Ситуации «сочувствия-действия» на втором этапе занимают ключевое место, они обсуждаются с детьми, это подводит их к размышлениям по поводу чувств и поведения персонажей, решению нравственных ситуаций, включению в совместную деятельность. Кроме этого, на втором этапе включаются упражнения и ситуации, направленные на развитие у детей способности к сорадованию.

Третий этап направлен на развитие у детей навыков общения в различных жизненных ситуациях, формирование адекватной оценочной деятельности, которая направленна на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей. Ключевыми задачами данного этапа являются: развивать способность к взаимодействию и сотрудничеству с детьми и взрослыми в различных ситуациях; воспитывать  желания к помощи, поддержке, сочувствованию, радости за другого; обучать детей выделять, анализировать и оценивать поведение  с точки зрения эталонов и образцов, которые представлены в культуре.

На этом этапе организуется совместная деятельность детей, создаются экспериментальные и спонтанно возникающие ситуации нравственного содержания, которые стимулируют проявление содействия и сорадования.  Многообразие нравственных способностей, формируемых на третьем этапе, можно условно разделить на три группы: способность отражать нравственный аспект  в явлениях социальной жизни; способность давать нравственную оценку; способность нравственно саморегулировать поведение. На этом этапе большее внимание отводится формированию у старших дошкольников поведенческого компонента эмпатии.

На третьем этапе рекомендуется использовать совместные игры, организовывать совестную деятельность, которая способствует  объединению детей. При использовании ситуаций, из которых ребенок должен найти выход с опорой на имеющийся у него эмоционально-ценностный опыт, является особой сферой жизнедеятельности детей, которая при соответствующем руководстве педагога способна сформировать  способность к управлению собственным  поведением.

Подводя итоги, следует отметить, что эмпатия является сложным многоуровневым феноменом, структура которого представлена совокупностью эмоциональных, когнитивных и поведенческих умений, навыков и способностей человека. Способность к сопереживанию детей старшего дошкольного возраста содействует облегчению усвоения нового социального статуса при переходе в школу, понимания внутреннего мира переживаний окружающих, терпимости к проблемам других, а также отмечается отсутствие боязни контакта с детьми, боязни быть неправильно понятым. Что обязывает педагога выбирать и реализовывать такие методы, приемы и средства, которые направлены на развитие эмпатических переживаний ребенка, а именно на  сопереживание, сочувствияе, сорадование, оказание действенной помощи.

Литература:

  1. Абраменкова, В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. – Воронеж: МОДЭК, 2009. – 432 с.
  2. Гаврилова,  Т.П.  Понятие  эмпатии  в  зарубежной  психологии. Исторический обзор и современное состояние проблемы / Т.П. Гаврилова // Вопросы психологии. – 2005. – № 2. – С.147-156.
  3. Овчаренко, Е.Р. Педагогические условия развития эмпатии у детей дошкольного и младшего школьного возраста: автореферат дис. ... канд. пед. наук. – Волгоград, 2003. – 27 с.
  4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
  5. Сопиков, А.П. Механизм эмпатии / А.П. Сопиков // Вопросы психологии познания людьми друг друга и самопознания. – Краснодар: Изд-во Кубанск. ун-та, 1977. – С. 89-95.
  6. Стрелкова, Л.П. Психологические особенности развития эмпатии у дошкольников: дис. ... канд. психол. наук. – М., 1987. – 218 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие эмпатии у старших дошкольников в театрализованной деятельности.

В статье раскрывается понятие "эмпатия". рассказывается о работе, проводимой с детьми старшего дошкольного возраста для развития эмпатии в театрализованной деятельности....

Методическое пособие. Образовательная область "Коммуникация" Коррекционно - развивающие занятия на развитие эмпатии у старших дошкольников.

Пособие поможет педагогам научить детей обращать внимание на нравственную сторону поступков людей,  видеть характер отношений человека к людям и животным, и давать поступку моральную оценку....

Мастер-класс “ Развитие эмпатии у старших дошкольников в театрализованной деятельности “

игры-импровизации, коммуникативные игры, театральные этюды...

"Развитие эмпатии у старших дошкольников в театрализованной деятельности"

quot;Может случиться так,чтовыживание рода человеческого будет зависить от нашей способности проявить безграничное сострадание"  (Эрик Хоффер)В статье описана технологичекая развития эмпати...

Проект "РАЗВИТИЕ ЭМПАТИИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"

Цель:Теоретически обосновать и апробировать процесс развития эмпатии детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности.Задачи:1. Выявить научно-теоретические основы проблемы развития...

РАЗВИТИЕ ЭМПАТИИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Хорошо известно, что игра – это один из основных видов детской деятельности, в процессе которой у дошкольников развивается способность чувствовать эмоциональные состояния окружающих, способность...

ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЭМПАТИИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Статья посвящена актуальности развития эмпатии в дошкольном возрасте (на примере старшего дошкольного возраста, 5-6 лет), а также высокой воспитательно-образовательной роли театра, его возможностей, к...