Статья "Теоретические основы формирования социальных норм у детей дошкольного возраста"
статья
В статье рассматриваются подходы к определению социальных норм в психологии и педагогике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Подходы к определению социальных норм в психологии и педагогике | 21.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Теоретические основы формирования социальных норм у детей дошкольного возраста
Буркова Любовь Леонидовна
воспитатель
высшая квалификационная категория
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №18»
г. Североуральск
В переводе с латинского языка «норма» — правило, образец, предписание. В жизни каждый человек определяет для себя линию поведения в семье, на работе, в общественном месте, при этом он ориентируется на социальные нормы, принятые в его окружении.
Согласно Е.В. Андриенко человек связан с обществом, в котором он проживает, поэтому он не может поступать так, как ему хочется. Каждый индивид усваивает с детства определённые способы поведения, в зависимости от той социальной среды, в которой воспитывается, ориентируясь на окружающий социум, даже если нормы этого общества он не принимает и отрицает. Социальные нормы – это стандарты, которые предписывают то, что человек должен делать в той или иной ситуации. В некоторых ситуациях нормы представляются как определённые правила, которые приняты в обществе и этим правилам подчиняются члены данного общества, что бы совместная их деятельность была возможна.
Е.В. Змановская в своих трудах отмечает, что в общественных науках норма понимается как предел допустимого, как мера для изменения или сохранения систем. Социальные нормы являются одним из видов существующих норм наряду с медицинскими, техническими и биологическими нормами. Социальная норма – совокупность ожиданий и требований, которые предъявляет социальное общество к своим членам, будь то группа, организация, класс с целью регуляции отношений и совместной деятельности. Специфической особенностью социальных норм является то, что они регулируют взаимодействие членов какой-либо группы или общества в целом.
В современной психологии понятие психологической нормы связано со способностью адаптироваться в социальной среде, так же связано с вопросом о «нормальности» психического развития индивида. От способности адаптироваться в социальной среде зависит благополучие личности. Однако социальная адаптация не всегда может являться надёжным критерием нормы или аномалии человека, так как она может предполагать отказ от своей личности и навязывание индивиду чужих ценностей.
В своей работе Шамионов Р.М. показал, что социальные нормы пронизывают все области и все сферы психической жизни человека.
В психологии развивается перспективное направление исследований, которое относится к области «этической психологии». Предмет этой области становится «оцениваемое поведение субъекта». Критерием оцениваемого поведения служит уровень человечности поступка в условиях ситуативного акта. Этот уровень определяется социальными нормами, а человечность проявляется в форме «добродетелей и пороков, добра и зла».
Социальная норма это не всякое правило, а лишь то, которое регулирует общественное поведение людей. Понятие «социальная норма» включает в себя три основных признака:
- эталонный образец поведения, приписываемый индивиду применительно к данной ситуации;
- экспектации – основу механизма действия норм, образуют ожидания со стороны окружающих относительно нормативного поведения человека;
- набор правил в данной ситуации.
Следование социальным нормам обеспечивается двояко:
- путём их интернализации (превращение внешних требований, во внутреннюю потребность привычку), происходящей в процессе социализации;
- за счёт институализации, включения в структуру общества и социального контроля (применение различных санкций к тем, чьё поведение отклоняется от принятых норм).
Выделяют нормы – ожидания и нормы – правила. Нормы – правила являются основными механизмами, которые регулируют жизнь в обществе и являются объединяющие это общество. Нарушение этих норм влечёт за собой наказание. Соблюдение норм – правил регулируется законом. Менее важные нормы названы нормами – ожиданиями.
И.Н. Курочкина считает что, социальные нормы появились с началом формирования поведенческой культуры со времён с возникновения общества. Поведение, в котором отражены социальные нормы, характеризуется как социальное поведение. Поскольку человек – существо общественное, он не может жить вне общества. Ему необходимо вести себя так, чтобы жить в обществе – быть полезным ему и быть принятым этим обществом.
О.Л. Князева отмечает, что социальные нормы – это сложившиеся или установленные стандарты (эталоны, критерии), которые позволяют человеку оценивать своё и чужое поведение, поступки, ситуации, партнёров по общению. Групповые социальные нормы – это система требований, регламентирующие права и обязанности, образцы поведения и границы, содержание, допустимые пределы санкций, применяемых в случае отклонения поведения члена группы от принятых норм.
Е.М. Пеньков видит в социальных нормах модель поведения людей их общественных отношений в определенных ситуациях. Он определяет их как обусловленные общественным бытием требования, которые предъявляет общество к поведению индивида и его взаимоотношениям с каким-либо сообществом, требование к деятельности общественных институтов и социальных групп. Требования, выраженные в определенных правилах, выступают:
- как средство ориентации социального поведения каждой отдельной личности или сообщества в определенной ситуации;
- как средство контроля над поведением личности со стороны общества. Такое содержание социальных норм позволяет им быть регулятором поведения человека и общественных отношений.
По А.Н. Леонтьеву норма – это стандарты, существующие в социальной общности или группе, так называемые ожидания (экспектации) соответствующего поведения, образцы поведения, эталоны, при сопоставлении с которым определяется приемлемость и совершенство поведенческих проявлений.
В социологическом аспекте, связанном с социальной (классовой, национальной, этнической) оценкой качества социальной нормы и нормативного поведения, норма рассматривается как соблюдение исторически необходимых, целесообразных принятых в том, или ином этническом объединении положений.
И.Н. Курочкина в своей работе ссылается на труды С.Г. Якобсона, который обращает внимание на то, что нормативные требования к поведению, вынесены в сферу представлений о нормах. Но недостаточно знать нормы и понимать их необходимость, нужно уметь оценивать собственное поведение и поведение других людей. Быть способным следовать этим нормам в своей каждодневной практике. Именно саморегуляция является высшей формой нормативной детерминации поведения, обеспечивающей самостоятельное и добровольное соблюдение норм морали при отсутствии внешнего контроля и принуждения.
Е.В. Андриенко выделил пять признаков социальных норм:
- масштабность. Нормы различаются по масштабу: групповые и социальные. Социальные действуют в рамках всего общества (законы, нормы этикета, традиции). Групповые нормы действуют в рамках определённой группы, которая вырабатывает свои правила поведения;
- возможность обществом или группой применения санкций – награды, порицание, одобрение, наказания;
- общезначимость. Нормы распространяются на всех членов общества. Они не могут распространяться на одного или несколько членов;
- наличие субъективной стороны. Человек сам решает принимать или не принимать нормы общества, будет он их выполнять или нет, в то же время сам ожидает от других поведения соответствующего нормам;
- взаимозависимость. Нормы образуют системы, регулирующие действия людей. Они взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Следовательно, в психологии социальные нормы – это способность адаптироваться к социальной среде. В педагогике социальные нормы относятся к нравственным качествам человека, и рассматривается как компонент концепции всестороннего гармоничного формирования личности.
Список литературы
- Андриенко, Е.В. Социальная психология [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 264 с. [Электронный ресурс]
- Змановская, Е.В. Девиантология. Психология отклоняющегося поведения [Электронный ресурс].
- Калинина, Р.Р. Тренинг развития личности дошкольника: занятия, игры, упражнения [Текст] / Р.Р. Калинина. – СПб.: Издательство «Речь», 2005. – 160 с.
- Князева, О.Л. Я – Ты – Мы. Программа социально – эмоционального развития дошкольников [Текст] / О.Л. Князева. – М.: Мозаика – Синтез, 2003. – 168 с.
- Курочкина, И.Н. Этикет как социальное явление и его значение в педагогической деятельности [Текст] / И.Н. Курочкина. – М.: Экон-информ, 2012. – 147 с.
- Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведения в 2-х т. [Текст] / В.В.Давыдова. – М.: Педагогика, 1983. – Т.2. – 318 с.
- Пеньков, Е. М. Социальные нормы — регуляторы поведения личности [Текст]: некоторые вопросы методологии и теории / Е. М. Пеньков. – М.: Издательство «Мысль», 1972. – 198 с.
- Шамионов, Р.М. Психология социального поведения личности [Текст]: учеб. пособие. – Саратов: Изд. центр «Наука», 2009. – 186 с.
- Шипицина, Л.М. Азбука общения. Развитие личности ребёнка, навыков общения с взрослыми и сверстниками [Текст] / Л.М. Щипицина, О. В. Защиринская, О.В. Воронова. – «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,1998. – 384 с.
- Якобсон, С.Г. Моральное воспитание в детском саду [Текст]: пособие для воспитателей детских садов / С.Г. Якобсон. – М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2003. – 112 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка «Сюжетно – ролевая игра как средство формирования нравственных норм поведения детей дошкольного возраста»
Проблема нравственного воспитания детей дошкольного возраста актуализируется сложившейся ситуацией в современном обществе. Сюжетно-ролевая игра главный вид деятельности дошкольника. Через неё он позна...
Статья на тему: Педагогические основы формирования здоровьесберегающей компетентности у детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС в ДОУ.
В последнее время вопрос о состоянии здоровья наших детей, к сожалению, встает особенно остро, как перед родителями, так и перед педагогами. Нашим детям в современном мире приходится расти и развивать...
Теоретические основы формирования диалогического высказывания у детей дошкольного возраста с ОНР
Обращение к проблеме диалога в образовании обусловлено тем, что на современном этапе развития обществу требуется личность, открытая для диалога. Готовность к диалогу - один из показателей сформированн...
Авторская статья. Социальное партнерство как условие успешного развития и формирования социальных навыков у детей дошкольного возраста
Социальное партнерство как условие успешного развития и формирования социальных навыков у детей дошкольного возраста ...
"ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ДЛЯ «ВХОЖДЕНИЯ» В СОЦИАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО"
Социальная компетентность детей дошкольного возраста является одной из важнейших составляющих «вхождения» ребенка в окружающее его социальное пространство. ...
Из опыта работы «ПОЧЕМУ НАШИ ДЕТИ ТАК ГОВОРЯТ?» Речевая компетентность как основа формирования предпосылок функциональной грамотности детей дошкольного возраста
СТЕНДОВЫЙ ДОКЛАД:из опыта работы «ПОЧЕМУ НАШИ ДЕТИ ТАК ГОВОРЯТ?» Речевая компетентность как основа формирования предпосылок функциональной грамотности детей дошкольно...