Сообщение из опыта работы на тему " Личностно -ориентированные технологии в ДОУ"
консультация (старшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_hiyalova.docx | 21.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка – детский сад №14 «Шатлык» городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан Сообщение из опыта работы на тему: «Личностно – ориентированные технологии в ДОУ» на педагогическом совете №3 Подготовила и провела: Хиялова Светлана Владимировна воспитатель высшей квалификационной категории Согласовано: старший воспитатель ___________________Хисамиева А.Ф. Дата проведения: 1 апреля 2021г. 2020 – 2021 учебный год |
Основная и очень ответственная задача ДОУ - раскрыть индивидуальность ребенка, помочь ей проявиться, развиться, устояться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям. Раскрытие индивидуальности каждого ребенка в процессе обучения обеспечивает построение личностно-ориентированного образования в современных учебных учреждениях. Цель такого обучения состоит в создании системы психолого-педагогических условий, позволяющих работать с каждым ребенком в отдельности с учетом индивидуальных познавательных возможностей, потребностей и интересов.
Личностно-ориентированная технология - это такая воспитательная система, где ребенок является высшей ценностью и ставится в центр воспитательного процесса. Личностно-ориентированное воспитание основывается на известных принципах гуманистической педагогики: самоценности личности, уважении к ней, природосообразности воспитания, добре и ласке как основном средстве. Иными словами, личностно-ориентированное воспитание – это организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учете особенностей его индивидуального развития, отношения к нему как к сознательному, полноправному участнику воспитательного процесса.
Личностно-ориентированная технология:
Задачи | Формы организации |
1.Гуманистическая направленность содержания деятельности ДОУ. 2.Обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий развития личности ребёнка, реализация её природных потенциалов. 3.Приоритет личностных отношений. 4.Индивидуальный подход к воспитанникам. | 1.Игры, занятия, спортивные досуги. 2.Упражнения, наблюдения, экспериментальная деятельность. 3.Упражнения, игры, гимнастика, массаж. 4.Тренинги, этюды, образно-ролевые игры. |
Личностно - ориентированная технология предполагает тесное взаимодействие педагога и ребенка, поэтому моя педагогическая деятельность по отношению к детям включает проявление уважения к личности каждого ребенка, доброжелательное внимание к нему:
-обращаюсь с детьми ласково, с улыбкой, поглаживаю, обнимаю: утром при встрече, во время еды, подготовки ко сну, одевании и т. д;
- стремлюсь установить доверительные отношения, проявляю внимание к их настроению, желаниям, достижениям и неудачам;
- поощряю самостоятельность в выполнении режимных процедур, учитывая их индивидуальные особенности (привычки, темперамент, предпочтение к той или иной пище);
- чутко реагирую на инициативу в общении, потребность в моей поддержке;
- слушаю детей внимательно и с уважением;
- вежливо и доброжелательно отвечаю на вопросы и просьбы, обсуждаю проблемы;
- успокаиваю и подбадриваю расстроенных детей, стремятся помочь в устранении дискомфорта;
- разговаривая с детьми, выбираю позицию «на уровне глаз» - общаясь с ребенком, присаживаюсь рядом или беру его на руки;
- в течение дня общаюсь не только с группой в целом, но и каждым ребенком индивидуально.
Воспитательно-образовательного процесс я выстраиваю таким образом, что :
- в ходе организованной образовательной деятельности учитываю возрастные возможности и интересы детей;
- организовываю образовательную деятельность в форме совместной игры;
- откликаюсь на любую просьбу ребенка о совместной деятельности и помощи, а в случае невозможности их осуществления спокойно объясняю причину и прошу подождать;
- в ходе совместной игры или организованной образовательной деятельности нахожу время и возможность обратиться к каждому ребенку по имени, проявить заинтересованность к тому, что он делает, подбодрить, помочь справиться с трудным действием;
- организуя совместные игры или организованную образовательную деятельность, не заставляю участвовать в них всех детей: если ребенок отказывается слушать сказку, разрешаю ему заняться чем-либо другим, не мешая остальным детям;
- организовываю игры детей, стремясь заинтересовать ребенка сюжетом игры, вызвать у него желание играть;
- стараюсь пробудить инициативу, вовлекая ребенка в игру, предлагаю и обсуждаю с ним разные варианты развития сюжета с учетом его желания;
- помогают наделить персонажи игр именами, характерами, разговариваю от их имени, стимулирую развертывание диалога;
- увлекаю поисками предметов-заместителей, открывая для ребенка новые возможности игры;
- проявляю интерес к самостоятельной игре детей, выражаю одобрение, радуюсь находкам, оригинальным действиям и высказываниям детей;
- помогаю разнообразить игру ребенка ненавязчиво, не нарушая замысла;
- организуя совместные игры, помогаю распределить игрушки, роли, наладить взаимодействие.
Формы личностно – ориентированной технологии:
игры, игровые упражнения – в нашей группе большое внимание я уделяю сюжетным играм. Вместе с детьми по их желанию изготавливаю новые атрибуты к играм, постоянно обновляю игровые зоны, иногда даже мелочь (очки, скатерть и т. д.) способствует развитию сюжета игры. Часто ненавязчиво я предлагаю застенчивым детям выполнить главную роль, подбадривая их; хвалю, когда у ребенка все получается.
Для того, чтобы детям было интересно в нашей группе, имеется много различных конструкторов и каждый ребенок может выбрать то, что ему хочется. Игровые упражнения я часто использую при организованной деятельности.
наблюдения- наблюдения за детьми помогают мне лучше узнать привычки и особенности каждого ребенка, какие они испытывают трудности; помогают педагогам понять, как можно помочь ребенку, если это требуется. С детьми нашей группы я постоянно провожу наблюдения за живой и неживой природой, что развивает у них любознательность, интерес.
этюды – разыгрывая этюды с детьми, я развиваю чувство ритма, музыкальные способности, каждый ребенок может самореализоваться. Здесь часто использую похвалу, подбадриваю ребенка, обращаю внимание на его достижения.
праздники и досуги - дети любят участвовать в праздниках, поэтому каждому ребенку я стараюсь дать маленькую роль. Благодаря этому, стеснительные дети уверенно выступают перед гостями. Вместе с детьми я тщательно продумываю украшение группы, учитываю предложения всех детей.
подвижные игры - при организации подвижных игр я стараюсь вовлечь в игру каждого ребенка. При этом, не принуждая к игре, придумываю игры вместе на правах партнерства, усложняю правила. Каждый раз я хвалю детей за что – то новое, интересное, за ловкость, быстроту, подбадриваю тех, кто стесняется.
Большое значение придаю изготовлению дидактического материала в соответствии с целями и задачами организационной деятельности. В группе много пособий по подготовке к обучению грамоте, по математике. Планируя работу с детьми, я опираюсь на уровень развития ребенка. С этой целью вначале и конце года провожу мониторинг развития каждого ребенка.
Умение проявить себя является неотъемлемой частью личностно – ориентированного подхода к ребенку. Поэтому, планируя деятельность с детьми, я строю воспитательно – образовательный процесс так, чтобы каждый ребенок мог проявить себя, показать, что у него получается лучше всего, открыться с лучшей стороны.
Для того, чтобы реализовать личностно – ориентированную технологию необходима развивающая среда. Поэтому я в группе тщательно продумываю все игровые зоны. В группе имеются легкие мягкие модули, которые дети передвигают по группе, разнообразные наборы конструкторов, стелажи с игрушками. Иногда дети сами предлагают изготовить тот или иной атрибут, я это только поощряю. Хвалю за инициативу.
Применение личностно – ориентированной технологии невозможно без соблюдения безопасных условий для развития личности ребенка. В нашей группе все оборудование подобрано в соответствии с возрастными особенностями, надежно прикреплено. На участке вместе с родителями мы устраняем неполадки. При планировании деятельности с детьми я уделяю большое внимание личностным отношениям. Стараюсь при этом учитывать привязанности детей, их интересы.
Одной из важнейших задач является создание условий для формирования таких отношений в группе, которые бы позволили ребенку чувствовать себя очень комфортно. Я стараюсь уважать каждого ребенка в группе. В течение рабочей смены с каждым ребенком устанавливаю тактильный контакт (для кого- то это рукопожатие, поглаживание по руке, голове и т. д.). С утра обращаю внимание на эмоциональное состояние детей. Обсуждая с детьми разные возникающие ситуации, я учу детей сопереживать, жалеть других людей. Режимные моменты занимают много места в деятельности дошкольника. Поэтому очень важно обращать внимание на достижения детей, чаще их хвалить, разговаривать спокойно и ласково.
При планировании стараюсь уделять внимание каждому ребенку, учитывая его индивидуальность, интересы и возрастные особенности.
Поскольку игра – это ведущий вид деятельности каждого дошкольника, то и организованную деятельность с детьми я планирую в форме игры. При этом руковожу игрой таким образом, чтобы каждый ребенок был чем - то занят. Это должно соответствовать его интересам. Организуя образовательную деятельность с детьми, часто использую такие методы, как непринуждённая помощь, поощрение.
Личностно - ориентированная технология предполагает тесное взаимодействие педагога и ребенка, поэтому строить воспитательно – образовательный процесс необходимо так, чтобы в деятельности педагог находился «на уровне глаз» ребенка.
Современная педагогика подразумевает применение многих технологий. Но, на мой взгляд, личностно – ориентированная технология должна быть в приоретете, так как ее применение способствует формированию всесторонне развитой личности, умеющей адаптироваться в современном обществе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сообщение из опыта работы на тему: «Использование современных технологий по валеологии в работе с детьми дошкольного возраста»
Теоретический и практический материал по работе с детьми старшего дошкольного возраста по валеологии....
Школа дорожных наук Сообщение из опыта работы на тему: «Использование инновационных технологий в процессе обучения детей правилам дорожного движения»
Игра по ПДД "Веселый городок" ...
Сообщение из опыта работы по теме: «Современные игровые технологии в физическом развитии дошкольников»
Сообщение из опыта работы по теме: «Современные игровые технологии в физическом развитии дошкольников»...
Сообщение из опыта работы на тему: «Использование современных технологий в развитии связной речи дошкольников
Я считаю ,что проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день особенно актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Дети...
Презентация на тему "Личностно - ориентированная технология в работе с дошкольниками".
Личностно-ориентированное воспитание – это организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учете особенностей его индивидуального развития, отнош...
Презентация на тему: «Личностно-ориентированная технология в работе с детьми раннего возраста»
laquo;Личностно-ориентированная технология в работе с детьми раннего возраста»АктуальностьРаннее детство — фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех человеческих начал....
Сообщение из опыта работы на тему: «Использование инновационной технологии ковралинография – «говорящая стена» на основе метода Воскобовича В. В. для речевой активности детей младшего дошкольного возраста»
Воспитатель: 1 квалификационной категорииПавлова Ж.В. ...
- Мне нравится (1)