"Воспитание любви к родному краю"
статья

Провкина Татьяна Михайловна
Статья раскрывает основы формирования у ребенка патриотических чувств и любви к Родине через приобщение детей к истории родного края, через раскрытие красоты родного города, через любовь к родным местам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_-_kopiya.docx17.15 КБ

Предварительный просмотр:

Т.М. Провкина, воспитатель МБДОУ «Детский сад №7 «Золотая рыбка», г.Тамбов.

«Воспитание любви к родному краю»

Целенаправленное ознакомление ребёнка с родным краем нужно рассматривать как составную часть формирования у него патриотизма. Ведь чувство Родины для малыша связано с местом, где он родился и живёт.

Задача родителей, воспитателей - углубить это чувство, помочь растущему человеку открывать Родину в том, что ему близко и дорого - в ближайшем окружении. Это улица, где малыш бывает постоянно; двор, где играет с ребятишками; детский сад, который для него является вторым домом. Всё это, пока ребёнок мал, воспринимается им как неотъемлемая часть его жизненно необходимой среды, без которой он не мыслит своё «я».

Расширить круг представлений о родном крае, дать о нем некоторые доступные для ребёнка исторические сведения, показав всё то, что свято чтут люди, - значит раздвинуть горизонты познаваемого, заронив в детское сердце искорку любви к Родине.

Дошкольное детство - пора открытий. Задача взрослых - помочь ребёнку делать открытия, наполнив их воспитывающим содержанием, которое бы способствовало формированию у него нравственных чувств. Пусть маленький человек с вашей помощью открывает красоту родного города, края, удивляется тому новому, которое, казалось бы, давно ему известно. Взрослые, гуляя с дошкольником, каждый раз находят объект для наблюдения. Вот ребёнок видит свою улицу утром, когда идёт в детский сад. Это улица деловая, размеренно спешащая, с группами людей. Одна сторона улицы озарена солнцем, другая в тени. Вечерняя улица совсем иная: дома кажутся выше, небо на фоне ярких фонарей - бездонно тёмным. Ребёнок видит зимнюю улицу, когда выпал первый снег, и весеннюю, с искрящейся капелью, с лужицами-зеркалами, отражающими солнечных зайчиков; летнюю улицу, озарённую  светом, и осеннюю  с серыми дождями. А сколько радости возникает у дошкольника при виде предпраздничной улицы, украшённой флагами, транспарантами, гирляндами цветов и огней! Всё это - впечатления, помогающие ему знакомиться с улицей в разных ракурсах. Так открывается новое в привычном, обыденном. Так ребёнок с помощью близких всматривается в то, что его окружает, видит трудовую и праздничную жизнь родного города.

Четырёхлетний малыш способен усвоить название своей улицы и той, на которой находится детский сад. Внимание ребёнка постарше полезно привлечь к тем объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, дом творчества, библиотека, почта. необходимо подчеркнуть, что все это создано для удобства и пользы людей.

Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников, расширяется - это близлежащие улицы, район в целом и его достопримечательности. Ребёнку полезно объяснить, в честь кого назвали улицу, парк. Его знакомят с памятными местами родного города.

С помощью взрослого он постепенно усваивает, что у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живет. Когда говорят «москвич», «киевлянин», «тамбовчанин», это, как раз, и указывает на принадлежность человека к тому городу, где он живёт. Каждый человек любит свою родину, свой родной город, знает его отдельные достопримечательности и исторические места, главную улицу.

В.А.Сухомлинский говорил: «Красота родного края  - это источник любви к Родине. Понимание и чувствование величия, могущества Родины приходят к человеку постепенно. Пусть ребёнок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и памяти навсегда сохраняется образы, в которых воплощается Родина».

Далее ребенок узнает о столице нашей  Родины Москве: это главный город России. В центре Москвы - Кремль, Красная площадь. В Кремле работает российское правительство. Москва - самый большой город нашего государства, в котором живут и гостят не только русские, но и люди разных национальностей, приехавших из других стран. Москву считают интернациональным городом. Москва промышленный город, где заводы и фабрики выпускают огромное количество различной продукции. Столица (как и все города нашей страны) славится тружениками, учёными, инициативными начинаниями, которые подхватываются в различных уголках Родины.

Родная сторона. В котором месте вы бы не жили - это всегда самый близкий вашему сердцу край. Каждый город славен своей историей, традициями, памятниками, местами, связанными с прошлым, с героизмом людей в годы Великой отечественной войны.

Знакомя детей с родным городом, нельзя умолчать о памяти старшего поколения. Наши земляки проявили храбрость и героизм в годы Великой Отечественной войны. Необходимо рассказывать детям о памятниках и мемориалах города, объяснять, что многие и многие солдаты погибли, отстаивая независимость нашей Родины, имена некоторых из них остались неизвестными.

Для знакомства с городом широко используются не только экскурсии, но и целевые прогулки; заучивание стихотворений и песен поможет создать у ребёнка эмоциональное настроение.

Необходимо привлекать ребёнка к посильному общественно-полезному труду в ближнем для него окружении: благоустройство двора, улицы, территории детского сада. Ребёнок более бережно относится к тому, что сделано его руками.

Весь комплекс воздействия должен быть направлен на то, чтобы вызвать у дошкольника чувство восхищения родным городом, воспитывать у него любовь и привязанность к тем местам, где родился и живёт. А значение личного примера взрослых в воспитании патриотизма и любви к Родине невозможно переоценить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Воспитание любви к родному краю основа нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста»

Воспитание патриотизма в настоящее время является одной из острейших проблем нашего времени....

«Формирование любви к Родине через воспитание любви к родному краю» «Ой, Кубань, ты – мать родная» КВН для педагогов «Люби и знай свой край»

Любимый уголок земли, где ты родился и живешь, называется Малой Родиной .Именно с нее начинается познание ребенком окружающего мира. Недаром в народе говорят: «Кубань – родная земля!»...

Теоретические аспекты воспитания любви к родному краю через художественно-эстетическое развитие. Особенности формирования положительного отношения к родному краю в старшем дошкольном возрасте.

Теоретические аспекты воспитания любви к родному краю через художественно-эстетическое развитие. Особенности формирования положительного отношения к родному краю в старшем дошкольном возрасте.Пер...

Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить «человеческое» в наших детях, заложить нравственные основы, которы...

Буклет для родителей по музыкально-патриотическому воспитанию «Воспитание любви к родному краю у ребенка старшего дошкольного возраста в музыкальной деятельности ДОУ»

Чувство любви к Родине  закладывается в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметн...

Педагогический проект по по духовно-нравственному развитию детей через воспитание любви к родному краю "Мордовия-мой край родной"

Проблема           Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений — одна из серьезны...