Организация работы педагогов ДОУ в период летней оздоровительной кампании.
методическая разработка
Лето – это любимое время года всех детей, ведь в теплую погоду можно практически целый день быть на улице. Одним из важнейших вопросов в работе ДОУ в летний период является организация досуга детей. С одной стороны, прекрасные погодные условия и возможность проводить достаточно времени на свежем воздухе во многом снимают остроту этой проблемы. Однако привычные игры детям быстро надоедают, и если их активность не находит применения, они стремятся заполнить своё время самыми разными формами деятельности и при отсутствии руководства способны нанести вред как самим себе, так и окружающим.
В этот момент очень важно организовать жизнь дошкольников, чтобы каждый день приносил им что-то новое, был насыщен интересным содержанием, чтобы воспоминания о летней оздоровительной кампании, в том числе: играх, прогулках, праздниках и развлечениях, интересных эпизодах из их жизни еще долго радовали детей.
Пребывание дошкольников на свежем воздухе в летний период укрепляет и закаливает детский организм, оказывает положительное влияние на их всестороннее развитие. Успех летней оздоровительной работы с дошкольниками во многом определяется тем, насколько грамотно и своевременно подготовился к ней весь коллектив дошкольного учреждения Лето – самое плодотворное время для укрепления здоровья детей, формирования у них привычки к здоровому образу жизни, а также навыков безопасного поведения в природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
letnie_igry_avtovosstanovlenie.docx | 20.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Рекомендации для организации
летней оздоровительной кампании в ДОУ
Автор-составитель: старший воспитатель
ГБДОУ детский сад №44 Калининского района
Санкт-Петербурга Мамлеева И.В.
Лето – это любимое время года всех детей, ведь в теплую погоду можно практически целый день быть на улице. Одним из важнейших вопросов в работе ДОУ в летний период является организация досуга детей. С одной стороны, прекрасные погодные условия и возможность проводить достаточно времени на свежем воздухе во многом снимают остроту этой проблемы. Однако привычные игры детям быстро надоедают, и если их активность не находит применения, они стремятся заполнить своё время самыми разными формами деятельности и при отсутствии руководства способны нанести вред как самим себе, так и окружающим.
В этот момент очень важно организовать жизнь дошкольников, чтобы каждый день приносил им что-то новое, был насыщен интересным содержанием, чтобы воспоминания о летней оздоровительной кампании, в том числе: играх, прогулках, праздниках и развлечениях, интересных эпизодах из их жизни еще долго радовали детей.
Пребывание дошкольников на свежем воздухе в летний период укрепляет и закаливает детский организм, оказывает положительное влияние на их всестороннее развитие. Успех летней оздоровительной работы с дошкольниками во многом определяется тем, насколько грамотно и своевременно подготовился к ней весь коллектив дошкольного учреждения Лето – самое плодотворное время для укрепления здоровья детей, формирования у них привычки к здоровому образу жизни, а также навыков безопасного поведения в природе.
Закаливание воздухом.
Эта оздоровительная методика является наиболее доступным средством для детей в любое время года, а особенно летом. Эффект закаливания воздухом тем больше, чем больше поверхность кожи подвергается его влиянию, поэтому нужно следить за одеждой ребёнка: чем выше температура воздуха, тем тоньше должна быть одежда у ребёнка.
Воспитателю рекомендуется следить за температурой воздуха на улице:
При температуре воздуха +10+17С - слоёв одежды не должно превышать 3-4: это могут быть хлопчатобумажное бельё, платье шерстяное или из плотных х/б тканей, трикотажная кофта, колготы, панама.
При температуре +18+22С число слоёв одежды уменьшается до 2-3: это хлопчатобумажное бельё, платье из тонкой х/б ткани с коротким рукавом, гольфы, лёгкие сандалики, панама.
При температуре выше +23С допустимое число слоёв одежды 1-2: это тонкое х/б бельё или без него, лёгкое летнее платье без рукавов, носки, босоножки, панама.
Закаливание солнцем.
Лучистая энергия солнца оказывает огромное влияние на жизнедеятельность организма. Солнечные лучи, кроме видимых, содержат и невидимые лучи: инфракрасные и ультрафиолетовые. Эти последние лучи главным образом и оказывают биологическое влияние на организм. Под воздействием солнечных лучей химические и биологические процессы в клетках и тканях ускоряются, слой эпидермиса утолщается, особенно за счёт увеличения количества пигментных клеток, которые при этом начинают усиленно вырабатывать красящее вещество - меланин. Под влиянием ультрафиолетовых лучей в подкожном и жировом слое из провитамина D вырабатывается активный витамин D. Изменяется и общее состояние организма, улучшается настроение, сон, аппетит, повышается работоспособность и общая сопротивляемость организма к различного рода заболеваниям.
Однако солнечные лучи оказывают благоприятное влияние на организм только при правильном их использовании, в противном случае они могут причинить вред, вызвать тяжёлые ожоги, заболевание глаз, обострение некоторых болезней. Даже при кратковременном действии солнца на кожу детей, не привыкших к нему, может появиться покраснение, ожог первой степени, при более длительном его действии могут образоваться пузыри и даже омертвение кожи. Поэтому солнечные ванны надо проводить осторожно, с учётом состояния здоровья детей, увеличивая каждый день пребывание на солнце на 1 минуту, так постепенно это время увеличить до 30-40 минут. Солнечные ванны детям старше 2-х лет проводят в утренние часы с 9-11 ч.
Головные уборы – панамки, кепки, косынки и т д. обязательно должно быть у каждого ребёнка: это сохранит его от перегревания головы и попадания прямых солнечных лучей, которые при длительном воздействии на ребёнка очень вредны. Головные уборы должны быть светлых тонов или вовсе белые.
Разнообразные подвижные игры в летнее время года – прекрасное средство закаливания. Увеличение пространства для движений, лёгкая одежда, соответствующий подбор игрушек позволяют детям лучше удовлетворить свою потребность в движении, а воспитателю – удлинить пребывание детей на воздухе. На участок выносят обручи, качели, палатки, мячи, инвентарь для игры в песок и т. д. Учитывая состояние погоды, воспитатель выбирает игры, которые могу быть
проведены на ограниченном пространстве: традиционные игры с бегом по кругу «Пузырь», «Карусели», «Кошки – мышки», «Каравай», с ходьбой по асфальту по начерченным линиям «Пройди по тропинке», «Поезд», «Метро», проводятся игры с прыжками в длину с места «Через ручеёк», «Не замочи ног», а также авторские игры.
В младшей группе воспитатель в летнее время, особенно в прохладные дни, следит за деятельностью детей во время прогулки. Выйдя с детьми на участок, рекомендуется провести подвижную игру, например, «Солнышко и дождик», «Догонялки», «Лохматый пёс». Затем уже выносить короб с выносным материалом. Каждый ребёнок берёт ту игрушку, которая ему больше всего нравиться. Во время самостоятельных игр воспитатель, если в этом есть необходимость, активизирует отдельных детей, объединяет несколько человек для игры с одним и тем же пособием. Если воспитатель замечает, что большая часть детей потеряла интерес к игрушкам, он предлагает поиграть в подвижную игру, активизируя тем самым детей на новый вид деятельности и дав возможность размяться. Можно организовать игры в песке, причём песок должен быть влажный «Постройка песочных домиков», «Найди предмет», «Куличики» и т. д.
Особенности питания детей в летний период.
В летний период у большинства детей существенно меняется образ жизни. Большую часть времени они проводят на свежем воздухе, много бегают, играют, купаются. Всё это сопровождается значительной тратой энергии, более интенсивным течением обменных процессов. Отмечено также, что летом процессы роста усиливаются, а это требует большего поступления белка – основного пластического материала для построения клеток и тканей детского организма. Во время жары организм теряет с потом значительное количество минеральных веществ и витаминов группы С и В, что также требует увеличения пищевой ценности рациона.
С другой стороны, в жаркие дни у детей, особенно младшего возраста, нередко наблюдаются изменения в желудочно-кишечном тракте: уменьшается выделение пищеварительных соков, снижается аппетит. В условиях перегревания в организме нарушается кислотно-щелочное равновесие. Всё это свидетельствует о необходимости внесения изменений в рацион ребёнка. В первую очередь в летнее время калорийность питания ребёнка должна быть увеличена на 10-15% за счёт увеличения продуктов содержащих белок. Одновременно следует несколько изменить состав рациона и режим питания. Чаще необходимо давать кисломолочные напитки и творог, содержащие легкоусвояемые полноценные белки. Для повышения обеспеченности витаминами и минеральными веществами в рацион ребёнка следует как можно шире включать овощи, фрукты, соки, овощные и фруктовые пюре, различную огородную зелень. Зелень хорошо добавлять во все первые и вторые блюда, салаты, блюда для завтраков, ужинов, готовить «зелёные» бутерброды. Летом желательно несколько изменить и время приёма пищи. Первый завтрак лучше дать пораньше утром, когда температура воздуха ещё невысока и аппетит ребёнка не нарушен. Завтрак должен быть достаточно калорийным и богатым белками. Обед может, перенесён на 15-30 минут раньше, чтобы не проводить его в самое жаркое время дня. Вводится второй завтрак, в 10 часов, который включает соки, фрукты, ягоды.
Особое внимание требует и питьевой режим, так как во время жары потребность в жидкости существенно увеличивается. Поэтому всегда должен быть запас кипячёной воды, фруктовых или овощных отваров. Особенно полезен отвар шиповника, богатый витамином С. Питьё можно давать ребёнку и непосредственно перед едой, если он испытывает жажду, а также во время еды. Это способствует улучшению аппетита. Питьё следует брать с собой во время длительных прогулок, для чего целесообразно использовать одноразовые стаканчики.
Для обеспечения здоровья, разумеется, важно многое: здоровый образ жизни, правильное, полноценное питание, состояние костно-мышечного аппарата и т. д. Но главные «киты», на которых держаться жизнь и здоровье человека, это состояние сердечнососудистой, дыхательной и иммунной систем организма. Из этого следует сделать вывод: вся система физического воспитания, должна быть, прежде всего, ориентирована на развитие и совершенствование сердечно-сосудистой, дыхательной и иммунной систем организма. Основным же средством этого развития являются движения, закаливающие процедуры: утренняя гимнастика, физкультурные занятия, прогулки на свежем воздухе, хождение босиком по траве и песку, принятие солнечных, воздушных ванн и водных процедур. Разнообразные подвижные игры в течение всего дня, дыхательная гимнастика, профилактический массаж ног. Все вместе эти и ещё много других форм деятельности позволяют обеспечить двигательную активность детей на протяжении всего дня, рационально распределить интеллектуальную и физическую нагрузку детей. Воспитателю необходимо стараться создать условия для полноценного физического развития ребёнка и исходя из принципа «здоровый ребёнок- успешный ребёнок», должен создавать системы мероприятий по оздоровительной работе и физическому развитию воспитанников.
В летний период с детьми не проводятся учебные занятия, а значительная часть воспитательной работы выносится на участок детского сада. При этом создаются условия для того, чтобы дети не просто гуляли, а могли найти себе любимое дело, отвечающее их интересам и возможностям. Особое место занимает организация двигательной активности детей в течении дня. Которая составляет не менее 4-4,5 часов суммарного времени, свободного от приёма пищи и сна (СанПин 2.4.3648-20).
Это время отводится спортивным и подвижным играм, пешеходным прогулкам, экскурсиям к водоёму, парку, лугу, прогулкам по маршруту, проведению спортивных досугов и праздников оздоровительного цикла.
Создание педагогически целесообразных условий для разнообразной деятельности детей в летних условиях и обеспечение эмоционально-психологического климата являются основными факторами в формировании здоровья ребёнка дошкольного возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Организация летней оздоровительной кампании - как условие двигательной активности и физических качеств"
Длительное пребывание на свежем воздухе, к тому же, способствует нормализации сна, положительно влияет на развитие умсственных способностей ребёнка....
План совместной работы педагогов с детьми на летний оздоровительный период
Задачи на летне- оздоровительный период...
Отчет по организации летне-оздоровительной кампании за 2013год подготовительной логопедической группы
Отчетпо организации летне-оздоровительной кампании за 2013годподготовительной логопедической группы...
Организация летней - оздоровительной кампании в ДОУ.
Лето – самое плодотворное время для укрепления здоровья детей, формирования у них привычки к здоровому образу жизни, а также навыков безопасного поведения в природе. Пребывание дошкольников на с...
Организация воспитательно-образовательного процесса в период летней оздоровительной работы.
План-график...
Консультация для педагогов "«Особенности организации работы с детьми по художественно – эстетическому развитию (продуктивная деятельность) на свежем воздухе в условиях проведения летней оздоровительной кампании»
Окружающая природа во время прогулок предстает перед ребенком в самых ярких красках, постепенно меняющихся соответственно сезонам образах, картинах. Это привлекает внимание дошкольников, с возрастом у...
Комплексно-тематическое планирование работы педагога-психолога ДОУ в летне-оздоровительный период 2022/2023уч.г. 30.05.2023
календарно-тематическое планированиена летний период педагог-психолога ДОУ...