«Самопрезентация как способ обеспечения позитивной социализации дошкольников»
консультация (старшая группа)

Кувикова Анна Владимировна

Формирование личностных достижений дошкольников  - одна из задач педагогов ДОУ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Самопрезентация как способ обеспечения позитивной социализации дошкольников»

Детский сад посещают разные дети: бойкие и смелые, застенчивые и нерешительные. Как правило, педагоги ориентируются в работе на детей более активных и успешных. А что делать с остальными? Каждый ребенок имеет достаточный потенциал для личностного развития. Поэтому воспитателям важно формировать и поддерживать личностные достижения дошкольников, создавать атмосферу, в которой они смогут демонстрировать свои успехи.

Формирование личностных достижений дошкольников – одна из задач педагогов. Согласно ФГОС ДО в группе необходимо «создать благоприятные условия развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развивать способности и творческий потенциал каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром».

Проблема самопрезентации личности является весьма актуальной в современной психолого-педагогической практике. Само понятие «самопрезентация» является настолько противоречивым, что в литературе заявлено несколько его определений: это и «форма коммуникаций со множеством препятствий» (И.А. Андреева), и «умение, выполняя учебную задачу, чувствовать себя хорошо и предъявлять собственную индивидуальность эффективно и органично» (Е.Н. Михайлова), и даже «танец между выраженностью, неповторимостью человека и деловыми рамками; возможность получить удовольствие за счет организации, перевыполнив все поставленные ею задачи» (Л.М. Кроль). Неоспоримым фактом является то, что одно из условий достижения успеха – умение «подать себя», произвести нужное впечатление на окружающих, грамотно представить себя им.

Под самопрезентацией мы понимаем те многочисленные стратегии и техники, применяемые индивидом при создании и контроле своего внешнего имиджа, которые он демонстрирует окружающим. Для человека является характерным демонстрировать различные социальные лица различным партнерам, чтобы представить себя наиболее выгодным образом и произвести наилучшее впечатление, а затем сформировать собственное представление о себе, рефлексируя мнение и поведение окружающих.

Отсюда возникает весьма правомерный вопрос: почему проблему самопрезентации необходимо решать уже в детском саду?

Обратившись к возрастной периодизации Л.С. Выготского, мы определили, что сенситивными возрастными периодами в развитии ребенка для овладения навыками эффективной подачи себя считаются следующие:

  • 3 года (младший дошкольный возраст): с этого времени у ребенка происходит идентификация с полом, начинает формироваться представление о собственном «Я», характер находится в стадии становления;
  • 4-5 лет (средний дошкольный возраст): у ребенка происходит личностное становление в среде сверстников, возникает необходимость формирования ситуации успеха в межличностных отношениях, отмечается конкуренция и соревновательность, как ведущие мотивы поведения;
  • 5-6 лет (старший дошкольный возраст): у ребенка происходит развитие креативности и творческого мышления, необходимых для формирования навыков эффективной самопрезентации.

Как же формировать навыки «эффективной подачи себя»

у детей дошкольного возраста

Актуальность данной проблемы обусловлена отсутствием четкой системы практической работы по развитию навыков самопрезентации у ребенка, а разработанные методические приемы и формы организации деятельности мало ориентированы на дошкольный возраст.

Психолого-педагогическое сопровождение в детском саду должно быть направлено на развитие стремления ребенка исследовать свои индивидуальные особенности. Особое внимание нужно уделять формированию положительного самоощущения, мотивации инициативно и самостоятельно проявлять себя, творчески самовыражаться и представлять окружающим результаты собственной деятельности. Это является важной составляющей успешной социализации ребенка.

Педагогам важно создать благоприятные условия для успешного формирования навыков вербальной и невербальной самопрезентации у дошкольников.

При организации предметно-пространственной среды уделять внимание созданию социально-коммуникативных центров, используя многофункциональные игровые модули, которые побуждают детей к активным действиям, самовыражению, умению договариваться, обсуждать совместные планы.

В группах должна быть создана развивающая среда, побуждающая детей к исследованию своих интересов и способностей, проявлению инициативы и творчества. Например: «Зоны приватности» - это специальные места, в которых ребенок хранит личное имущество для любимого вида деятельности. Креативно оформленные фотографиями детей на личных шкафчиках, информационные стенды «Мое Настроение», «Мы все уникальны и талантливы», панно «Лестница успеха», обеспечивают ребенку персональную поддержку и стимулируют необходимость формирования навыков самопрезентации.

«Дневник достижений детей группы» еще один из способов формирования личностных достижений дошкольников и их фиксации. В дневнике фиксируется участие воспитанников в разных мероприятиях и результат. Так выявляются сильные стороны в развитии ребенка и его потенциал, который еще не задействован. Дети подготовительной группы могут сами заполнять дневник, ставят условные отметки (например, звездочки). Анализируя и обобщая отметки в дневнике, составляется портфолио группы и каждого ребенка. В индивидуальных портфолио ребенка рисуется лесенка достижений, отражающая результат, к которому должен прийти ребенок, и этапы его достижения.

Не все дети хотят участвовать в конкурсах, посещать кружки. Что делать с малоактивными воспитанниками? Считать их неуспешными? Конечно, нет. Совместно с родителями дети привлекаются к работе над различными проектами: например, коллекционирование. Такие формы работы хороши тем, что они дают возможность каждому ребенку увидеть положительный результат и обеспечить рост его личностных достижений.

В каждом ребенке есть личностные способности и очень важно отметить их. Ведь у каждого есть, то чем можно гордиться. Нужно показать самому ребенку, на что он способен. Педагоги должны создать условия для формирования личностных достижений всех детей, чтобы каждый преуспел в каком-либо виде деятельности. Например, один из воспитанников любит плести браслеты из резинок. Можно провести настоящий мастер-класс для сверстников. Другой хорошо рисует? Его работы становятся украшением холлов в детском саду. Третий имеет высокие показатели в спорте? Он входит в состав символической «Олимпийской сборной детского сада». Такой подход стимулирует развитие детской мотивации и детской успешности.

Подводя итог, следует сказать, что способы формирования личностных достижений дошкольников разнообразны, но они должны отвечать главным критериям:  быть интересными и действенными;  соответствовать возрасту воспитанников;  отражать мотивацию к саморазвитию;  создавать условия для самовыражения и самореализации в различных видах деятельности;  расширять представления детей об их способностях и талантах;  формировать уверенность, позитивное отношение к себе.

Результатом работы станет ребенок, овладевший средствами общения и способами взаимодействия с окружающими, умеющий свободно представлять результаты своей деятельности взрослым и сверстникам и способный управлять своим поведением и планировать свои действия, а также проявлять инициативу во взаимодействии с окружающими людьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Позитивная социализация дошкольников в условиях введения ФГОС ДО»

Дошкольный возраст – неповторимая и яркая страница в жизни каждого человека. Он  является благоприятным периодом для социального развития, и значимым для вхождения ребенка в мир социальных отноше...

Семинар на тему: «Формирование положительной самооценки, инициативы и позитивной социализации дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО».

Eсловия  для развития инициативного поведения. Основные направления поддержки детской инициативы. Возрастные особенности проявления детской инициативы. Способы стимулирования иниц...

«Игровые занимательные технологии как средство позитивной социализации дошкольников» опыт работы

       Сущность опыта заключается в создании оптимальных условий для формирования позитивной социализации дошкольников посредством  определенной системы игровой занимат...

Формирование положительной самооценки, инициативы и позитивной социализации дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО.

Какими характеристиками необходимо обладать ребенку на пороге детского сада и школы? Детская инициатива  - целеустремленная деятельность, инициированная самим ребенком, с целью изменения своегопо...

Утренний групповой сбор как способ позитивной социализации дошкольников

Утренний групповой сбор является универсальным средством для организации жизнедеятельности детей в группе детского сада. Данная технология предоставляет каждому ребенку выбор видов активности, материа...

Коммуникативно – речевое развитие детей в театрализованной деятельности, как условие обеспечения позитивной социализации и Индивидуализации развития дошкольников. «Театр для маленьких и взрослых»

в статье кратко описывается систематическая работа по развитию коммуникативных и речевых навыков в ходе театрализованной деятельности для улучшения социального статуса ребенка...