«Самопрезентация как способ обеспечения позитивной социализации дошкольников»
консультация (старшая группа)
Формирование личностных достижений дошкольников - одна из задач педагогов ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoprezentatsiya_kak_sposob_obespecheniya_pozitivnoy_sotsializatsii_doshkolnikov.docx | 19.63 КБ |
Предварительный просмотр:
«Самопрезентация как способ обеспечения позитивной социализации дошкольников»
Детский сад посещают разные дети: бойкие и смелые, застенчивые и нерешительные. Как правило, педагоги ориентируются в работе на детей более активных и успешных. А что делать с остальными? Каждый ребенок имеет достаточный потенциал для личностного развития. Поэтому воспитателям важно формировать и поддерживать личностные достижения дошкольников, создавать атмосферу, в которой они смогут демонстрировать свои успехи.
Формирование личностных достижений дошкольников – одна из задач педагогов. Согласно ФГОС ДО в группе необходимо «создать благоприятные условия развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развивать способности и творческий потенциал каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром».
Проблема самопрезентации личности является весьма актуальной в современной психолого-педагогической практике. Само понятие «самопрезентация» является настолько противоречивым, что в литературе заявлено несколько его определений: это и «форма коммуникаций со множеством препятствий» (И.А. Андреева), и «умение, выполняя учебную задачу, чувствовать себя хорошо и предъявлять собственную индивидуальность эффективно и органично» (Е.Н. Михайлова), и даже «танец между выраженностью, неповторимостью человека и деловыми рамками; возможность получить удовольствие за счет организации, перевыполнив все поставленные ею задачи» (Л.М. Кроль). Неоспоримым фактом является то, что одно из условий достижения успеха – умение «подать себя», произвести нужное впечатление на окружающих, грамотно представить себя им.
Под самопрезентацией мы понимаем те многочисленные стратегии и техники, применяемые индивидом при создании и контроле своего внешнего имиджа, которые он демонстрирует окружающим. Для человека является характерным демонстрировать различные социальные лица различным партнерам, чтобы представить себя наиболее выгодным образом и произвести наилучшее впечатление, а затем сформировать собственное представление о себе, рефлексируя мнение и поведение окружающих.
Отсюда возникает весьма правомерный вопрос: почему проблему самопрезентации необходимо решать уже в детском саду?
Обратившись к возрастной периодизации Л.С. Выготского, мы определили, что сенситивными возрастными периодами в развитии ребенка для овладения навыками эффективной подачи себя считаются следующие:
- 3 года (младший дошкольный возраст): с этого времени у ребенка происходит идентификация с полом, начинает формироваться представление о собственном «Я», характер находится в стадии становления;
- 4-5 лет (средний дошкольный возраст): у ребенка происходит личностное становление в среде сверстников, возникает необходимость формирования ситуации успеха в межличностных отношениях, отмечается конкуренция и соревновательность, как ведущие мотивы поведения;
- 5-6 лет (старший дошкольный возраст): у ребенка происходит развитие креативности и творческого мышления, необходимых для формирования навыков эффективной самопрезентации.
Как же формировать навыки «эффективной подачи себя»
у детей дошкольного возраста
Актуальность данной проблемы обусловлена отсутствием четкой системы практической работы по развитию навыков самопрезентации у ребенка, а разработанные методические приемы и формы организации деятельности мало ориентированы на дошкольный возраст.
Психолого-педагогическое сопровождение в детском саду должно быть направлено на развитие стремления ребенка исследовать свои индивидуальные особенности. Особое внимание нужно уделять формированию положительного самоощущения, мотивации инициативно и самостоятельно проявлять себя, творчески самовыражаться и представлять окружающим результаты собственной деятельности. Это является важной составляющей успешной социализации ребенка.
Педагогам важно создать благоприятные условия для успешного формирования навыков вербальной и невербальной самопрезентации у дошкольников.
При организации предметно-пространственной среды уделять внимание созданию социально-коммуникативных центров, используя многофункциональные игровые модули, которые побуждают детей к активным действиям, самовыражению, умению договариваться, обсуждать совместные планы.
В группах должна быть создана развивающая среда, побуждающая детей к исследованию своих интересов и способностей, проявлению инициативы и творчества. Например: «Зоны приватности» - это специальные места, в которых ребенок хранит личное имущество для любимого вида деятельности. Креативно оформленные фотографиями детей на личных шкафчиках, информационные стенды «Мое Настроение», «Мы все уникальны и талантливы», панно «Лестница успеха», обеспечивают ребенку персональную поддержку и стимулируют необходимость формирования навыков самопрезентации.
«Дневник достижений детей группы» еще один из способов формирования личностных достижений дошкольников и их фиксации. В дневнике фиксируется участие воспитанников в разных мероприятиях и результат. Так выявляются сильные стороны в развитии ребенка и его потенциал, который еще не задействован. Дети подготовительной группы могут сами заполнять дневник, ставят условные отметки (например, звездочки). Анализируя и обобщая отметки в дневнике, составляется портфолио группы и каждого ребенка. В индивидуальных портфолио ребенка рисуется лесенка достижений, отражающая результат, к которому должен прийти ребенок, и этапы его достижения.
Не все дети хотят участвовать в конкурсах, посещать кружки. Что делать с малоактивными воспитанниками? Считать их неуспешными? Конечно, нет. Совместно с родителями дети привлекаются к работе над различными проектами: например, коллекционирование. Такие формы работы хороши тем, что они дают возможность каждому ребенку увидеть положительный результат и обеспечить рост его личностных достижений.
В каждом ребенке есть личностные способности и очень важно отметить их. Ведь у каждого есть, то чем можно гордиться. Нужно показать самому ребенку, на что он способен. Педагоги должны создать условия для формирования личностных достижений всех детей, чтобы каждый преуспел в каком-либо виде деятельности. Например, один из воспитанников любит плести браслеты из резинок. Можно провести настоящий мастер-класс для сверстников. Другой хорошо рисует? Его работы становятся украшением холлов в детском саду. Третий имеет высокие показатели в спорте? Он входит в состав символической «Олимпийской сборной детского сада». Такой подход стимулирует развитие детской мотивации и детской успешности.
Подводя итог, следует сказать, что способы формирования личностных достижений дошкольников разнообразны, но они должны отвечать главным критериям: быть интересными и действенными; соответствовать возрасту воспитанников; отражать мотивацию к саморазвитию; создавать условия для самовыражения и самореализации в различных видах деятельности; расширять представления детей об их способностях и талантах; формировать уверенность, позитивное отношение к себе.
Результатом работы станет ребенок, овладевший средствами общения и способами взаимодействия с окружающими, умеющий свободно представлять результаты своей деятельности взрослым и сверстникам и способный управлять своим поведением и планировать свои действия, а также проявлять инициативу во взаимодействии с окружающими людьми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Позитивная социализация дошкольников в условиях введения ФГОС ДО»
Дошкольный возраст – неповторимая и яркая страница в жизни каждого человека. Он является благоприятным периодом для социального развития, и значимым для вхождения ребенка в мир социальных отноше...
Семинар на тему: «Формирование положительной самооценки, инициативы и позитивной социализации дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО».
Eсловия для развития инициативного поведения. Основные направления поддержки детской инициативы. Возрастные особенности проявления детской инициативы. Способы стимулирования иниц...
Взаимодействие ОУ и семьи в процессе формирования позитивной социализации дошкольников
презентация к пед. совету...
«Игровые занимательные технологии как средство позитивной социализации дошкольников» опыт работы
Сущность опыта заключается в создании оптимальных условий для формирования позитивной социализации дошкольников посредством определенной системы игровой занимат...
Формирование положительной самооценки, инициативы и позитивной социализации дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО.
Какими характеристиками необходимо обладать ребенку на пороге детского сада и школы? Детская инициатива - целеустремленная деятельность, инициированная самим ребенком, с целью изменения своегопо...
Утренний групповой сбор как способ позитивной социализации дошкольников
Утренний групповой сбор является универсальным средством для организации жизнедеятельности детей в группе детского сада. Данная технология предоставляет каждому ребенку выбор видов активности, материа...
Коммуникативно – речевое развитие детей в театрализованной деятельности, как условие обеспечения позитивной социализации и Индивидуализации развития дошкольников. «Театр для маленьких и взрослых»
в статье кратко описывается систематическая работа по развитию коммуникативных и речевых навыков в ходе театрализованной деятельности для улучшения социального статуса ребенка...