Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников на примере проведения Дня России в детском саду.
статья

Заярная Светлана Сергеевна

Цель нравственно-патриотического воспитания по ФГОС ДО - это создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности. В содержании ФГОС отмечена необходимость активизировать процесс воспитания патриотизма дошкольника. Педагогический коллектив ГБДОУ детский сад № 35 в течение ряда лет целенаправленно ведёт работу по патриотическому воспитанию детей. Эта работа традиционно является значимой и осуществляется воспитателями в тесной связи с другими специалистами ГБДОУ, проводится во всех возрастных группах и во всех видах деятельности. 

В этой статье хочется поделиться опытом работы педагогов детского сада №35 по подготовке к празднику «12 июня – День России».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников

на примере проведения Дня России в детском саду.

Заярная Светлана Сергеевна,

воспитатель

 ГБДОУ детский сад №35

Пушкинского района Санкт-Петербурга

Патриотическое воспитание дошкольников – это одно из важных направлений работы педагогов ДОУ. Ведь ЗАВТРА нашей страны зависит от тех, кто СЕГОДНЯ играет, воспитывается, развивается в дошкольных учреждениях. Определяя приоритеты воспитания будущих граждан с детского возраста, общество определяет свой дальнейший путь развития.

Цель нравственно-патриотического воспитания по ФГОС ДО - это создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности. В содержании ФГОС отмечена необходимость активизировать процесс воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень отзывчивы, любознательны, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, искренне сочувствуют и сопереживают. Для воспитателя это благодатная почва. Ведь нравственность не может развиваться путём естественного взросления человека. Её формирует и совершенствует тот поток информации, который сопровождает ребёнка с самых первых лет жизни и то, в каких условиях он находится и развивается, какие средства и методы применяются для его воспитания.

Основным багажом должны стать знания детей о родной стране. Дошкольников необходимо в доступной форме знакомить с историей и культурой народа, города, страны. Может быть, ребёнок не сразу осознает увиденное и услышанное, но яркие впечатления останутся в его душе. Таким образом создаётся прочная база для того, чтобы восхищаться и гордиться родным домом, детским садом, районом, городом, страной. Это сложный и длительный процесс, который требует личной убеждённости от педагога.

Педагогический коллектив ГБДОУ детский сад № 35 в течение ряда лет целенаправленно ведёт работу по патриотическому воспитанию детей. Эта работа традиционно является значимой и осуществляется воспитателями в тесной связи с другими специалистами ГБДОУ, проводится во всех возрастных группах и во всех видах деятельности. Создание в детском учреждении соответствующей предметно-пространственной развивающей среды способствует нравственно-патриотическому воспитанию детей и носит комплексный характер. Воспитатель прививает детям важные понятия: «любовь к родному дому» и более широкое «любовь к Родине», «уважение к родителям, семейным ценностям и традициям», знакомит с городами России, с их культурным прошлым и настоящим, со столицей и символикой государства. Логопед помогает разучивать с воспитанниками народные поговорки, потешки, скороговорки, стихи и показывает образец правильной речи, красоту и богатство родного языка. Инструктор по физкультуре проводит с детьми подвижные игры разных народов нашей страны. Музыкальный руководитель знакомит с классической и русской народной музыкой, музыкальными инструментами, проводит фольклорные и патриотические праздники. Именно так ребёнок всецело погружается в тему духовно-нравственного воспитания, в питательную для детской души среду. В нём включаются мощные механизмы окультуривания, без которых ни один человек не сможет стать Человеком в полном смысле этого слова.

В этой статье хочется поделиться опытом работы педагогов детского сада №35 по подготовке к празднику «12 июня – День России».

День России – это праздник свободы, мира, национального единения людей и общей ответственности за настоящее и будущее нашей Родины. К этому дню приурочено много торжественных мероприятий.

Такое мероприятие для детей старшего и подготовительного к школе возраста прошло и в нашем детском саду.

Праздник «Моя Россия» сопровождался хорошей музыкой, красочным оформлением зала, групп, родительских уголков, всего детского сада. Сказочная героиня Василиса Премудрая пришла к детям на праздник с волшебной шкатулкой, в которую бережно собрала русские народные загадки, игры, стихи. А сюрпризом для ребят стал «Танец Ромашек».

В череде предпраздничной подготовки ко Дню России прошли разные виды творческой деятельности детей, включающие детский дизайн. Это новая художественно-продуктивная деятельность, которая понимается как проектное мышление: важно не только развитие замысла, но и планирование результата, что способствует развитию ребёнка. Ведь, как отмечал Л.С. Выготский,  «творчество существует … везде, где человек воображает, комбинирует, … создаёт что-либо новое» (Л.С.Выготский «Воображение и творчество в детском возрасте»).

Воспитанники в процессе НОД изготовили из бумаги традиционных голубей, ведь голубь – птица мира. Также в группах старшего и подготовительного к школе возраста дети вырезали из бумаги белого, синего, красного цветов по предложенному шаблону бабочек, чтобы потом на зеркале в музыкальном зале создать оригинальное изображение российского флага. Такой детский дизайн (деятельность с учетом особенностей площади и освещения помещения) имеет пространственно-декоративный характер. Получилось празднично, воздушно, по-летнему. А воспитанники младшей и средней группы с удовольствием помогали воспитателям украшать большие бумажные «ромашки» яркими золотыми серединками. В этом случае детский дизайн имеет предметно-декоративный характер. Этими цветами – символами России – декорировали окна детского сада.

С любовью и трепетно-торжественным настроением были оформлены родительские уголки во всех группах. Например, в группе детей раннего возраста педагоги организовали выставку родительского рукодельного творчества. Под берёзкой, выполненной из бросового материала, у большого самовара «устроили чаепитие» самодельные куклы-обереги, матрёшки, медведь и лиса в русских народных костюмах. Плакат к празднику изготовили, привлекая к творчеству малышей. Они с радостью позволили обвести карандашом свои ладошки на цветной бумаге, чтобы потом получилось оригинальное полотно российского флага.

Таким образом, приведённые примеры хорошо показывают, какую важную роль имеет приобщение детей к текущей жизни в доступных им формах нравственных переживаний. Празднование Дня России - это лишь одно мероприятие из целой системы мероприятий, направленных на формирование у воспитанников уважения, чувства долга по отношению к родной стране, национального самосознания. Чувство привязанности к родному детскому саду - фундамент, на котором будет строиться более сложное чувство - чувство любви к своему Отечеству. Ведь, как сказал глава государства, выступая с посланием к Федеральному Собранию, «мы должны не просто уверенно развиваться, но и сохранить свою национальную и духовную идентичность». А на это способен только человек, которому патриотизм был привит с самых ранних лет.

Именно поэтому нравственно-патриотическое воспитание дошкольников –   актуальная задача, стоящая перед педагогическим сообществом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственное, патриотическое и культурное воспитание старших дошкольников на музыкальных занятиях в детском саду.

Нравственное, патриотическое и культурное воспитание подрастающего поколения в современных условиях - это три важнейших направления в воспитательной работе российских педагогов. Дошкольное детство - в...

Образовательный проект нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через создание мини- музеев в детском саду

Чувство Родины начинается у ребёнка с отношения к семье, самым близким людям- матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с ближайшим окружением. Чувство Родины начинается и с восхищени...

Образовательный проект нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через создание мини- музеев в детском саду

Чувство Родины начинается у ребёнка с отношения к семье, самым близким людям- матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с ближайшим окружением. Чувство Родины начинается и с восхищени...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через создание мини- музеев в детском саду

Чувство Родины начинается у ребёнка с отношения к семье, самым близким людям- матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с ближайшим окружением. Чувство Родины начинается и с восхищени...

Изучение истории и культуры России в детском саду на примере русского народного творчества, истории родного города и русских традиций . (старшая группа детского сада )

Патриотизм — явление естественное и необходимое для полноценного существования каждого гражданина. Патриотизм — это чувство гордости за свою Родину. Дошкольный возраст — пора интенси...

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста в детском саду «Я люблю Россию»

Вид проекта: социально-нравственный, краткосрочный, групповой, познавательно-исследовательский с заданным результатом для детей 5-6 лет.Срок реализации проекта: 16 дней Участники проект...

Статья "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников" сценарий театрализованного представления "Сказка о детском саде и его обитателях"

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Эта проблема выпала из поля зрения значительной части ученых и практиков более чем на десять лет.Патрио...