Методическая разработка родительского собрания на тему: «Как обеспечить безопасность ребенка в Интернете»
методическая разработка
Методическая разработка родительского собрания на тему:
«Как обеспечить безопасность ребенка в Интернете»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_bezopasnyy_internet.docx | 32.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Кугесьский детский сад «Крепыш»
Чебоксарского района Чувашской Республики
Методическая разработка родительского собрания на тему:
«Как обеспечить безопасность ребенка в Интернете»
Автор: Кириллова Наталья Геннадьевна,
Воспитатель МАДОУ «Кугесьский детский сад «Крепыш»
п. Кугеси, 2021 год
Аннотация
Интернет с каждым днем активно входит в нашу жизнь. Дети сегодня являются одними из самых активных пользователей Сети. Кроме того, что Интернет – это полезный источник информации и общения, он одновременно является и источником угроз безопасности детей. Существуют российские и международные организации, которые занимаются проблемами детской безопасности в Интернете, но ближе всего к детям находятся их родители, которые должны знать, какие существуют риски и как с ними бороться. Наша разработка родительского собрания о том, как помочь детям оставаться в безопасности в киберпространстве и избежать существующих рисков.
Интернет уже давно стал незаменимым помощником современного человека. Всемирная сеть - является прекрасным источником для новых знаний, помогает в учебе, занимает досуг. Именно поэтому дети активно пользуются Интернетом, а зачастую проводят в Сети даже больше времени, чем взрослые. Однако не стоит забывать, что Интернет может быть не только средством для обучения, отдыха или общения с друзьями, но – как и реальный мир – Сеть тоже может быть опасна.
Виртуальность общения предоставляет людям с недобрыми намерениями дополнительные возможности причинить вред детям. В последнее время в Интернете появляется много материалов агрессивного и социально опасного содержания. Взрослым нужно помнить о существовании подобных угроз и уделять повышенное внимание вопросу обеспечения безопасности детей в Интернете.
Введение
Родительское собрание на данную тему является актуальным в том плане, что большинство родителей остается безграмотным в вопросах использования сети Интернет. Для многих родителей Интернет остается загадкой или у них имеются лишь крошечные сведения о том, что есть Интернет для современного подростка. А о том, что Интернет может представлять угрозу для детей неведомо для многих родителей.
Поэтому целью данного собрания является повышение компетентности родителей в области построения безопасного Интернет-пространства.
Задачи собрания:
- повысить уровень осведомленности родителей о проблемах безопасности при использовании детьми сети Интернет;
- узнать потенциальные риски при использовании Интернета;
- рассмотреть пути защиты от сетевых угроз.
Вниманию родителей предлагается лекция, в которой раскрываются определения и признаки потенциальных рисков в сети Интернет, а также даются советы и рекомендации как помочь ребенку избежать существующих рисков. В процессе чтения лекции используется компьютерная презентация и учебные видео.
Тему родительского собрания можно продолжить, раскрыв родителям если не все, то большую часть возможностей Интернета. В том числе раскрыть роль Интернета в обучении детей, для общения, досуга. Одной из тем бесед с родителями может стать беседа о правилах поведения в киберпространстве.
Данная лекция не направлена только на аудиторию родителей конкретно нашего детского сада, существует возможность распространения ее в других дошкольных образовательных учреждениях. И, конечно, если кто-то видит использование данного материала для бесед, например, с детьми, то такая возможность тоже существует.
Ход собрания:
В наш 21 век – век информации, комплексное воспитание культуры поведения и информационной безопасности детей в сети Интернет должно стать приоритетным вопросом воспитания и в детском саду, школе, и в семье.
Интернет прочно вошел в нашу жизнь и дети сегодня – один из самых активных пользователей Сети. Для них она бесценный источник полезной информации и новых друзей. Но в Интернете, как и в реальной жизни, есть и потенциальные угрозы, от которых детей нужно оберегать!
Вопросы безопасности детей в Интернете отражены в следующих нормативно-правовых актах:
1. Закон Российской Федерации «Об образовании» от 29.12.2012 (с изменениями и дополнениями от: 8 декабря 2020 г.);
2. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 313 (ред. от 16.12.2020) "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Информационное общество" (с изм. и доп., вступ. в силу с 26.12.2020);
3. Федеральный закон "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" от 29.12.2010 N 436-ФЗ (последняя редакция);
4. Распоряжение Правительства РФ от 02.12.2015 N 2471-р «Об утверждении Концепции информационной безопасности детей»
Позвольте представить вам рекомендации о том, как помочь юным пользователям оставаться в безопасности в киберпространстве и избежать существующих рисков.
Как защитить ребенка от нежелательного контента в Интернете ?
Контентные риски – это материалы (тексты, картинки, аудио- и видеофайлы, ссылки на сторонние ресурсы), содержащие насилие, агрессию, нецензурную лексику, информацию, разжигающую расовую ненависть, суицида, азартных игр, наркотических веществ и т.д.
Как помочь ребенку избежать столкновения с нежелательным контентом:
- Приучите ребенка советоваться со взрослыми и немедленно сообщать о появлении нежелательной информации подобного рода.
- Объясните детям, что далеко не все, что они могут прочесть или увидеть в Интернете, является правдой. Приучите их спрашивать о том, в чем они не уверены.
- Старайтесь спрашивать ребенка об увиденном в Интернете. Зачастую, открыв один сайт, ребенок захочет познакомиться и с другими подобными ресурсами.
- Включите программы родительского контроля и безопасного поиска, которые помогут оградить ребенка от нежелательного контента.
- Постоянно объясняйте ребенку правила безопасности в Сети.
- Помните, что невозможно всегда находиться рядом с детьми и постоянно их контролировать. Доверительные отношения с детьми могут быть гораздо конструктивнее, чем постоянное отслеживание сайтов и блокировка всевозможного контента.
Как научить ребенка быть острожным при знакомстве с новыми людьми в Интернете
Общение в Интернете может повлечь за собой коммуникационные риски, такие как незаконные контакты (например, груминг), киберпреследования, кибербуллинг и другие.
Специалисты используют термин «груминг», обозначающий установление дружеских отношений с ребенком с целью вступления в сексуальный контакт. Знакомство чаще всего происходит в чате, на форуме или в социальной сети от имени ровесника ребенка.
Общаясь лично («в привате»), злоумышленник входит в доверие к ребенку, пытается узнать личную информацию и договориться о встрече.
Предупреждение груминга:
- Будьте в курсе, с кем контактирует в Интернете ваш ребенок, старайтесь регулярно проверять список контактов своих детей, чтобы убедиться, что они лично знают всех, с кем они общаются.
- Объясните ребенку, что нельзя разглашать в Интернете информацию личного характера (номер телефона, домашний адрес, название/номер школы и т.д.), а также пересылать интернет-знакомым свои фотографии.
- Если ребенок интересуется контактами с людьми старше его, следует провести разъяснительную беседу.
- Не позволяйте вашему ребенку встречаться с онлайн-знакомыми без вашего разрешения или в отсутствие взрослого человека.
- Интересуйтесь тем, куда и с кем ходит ваш ребенок.
Как избежать кибербуллинга
Кибербуллинг – преследование сообщениями, содержащими оскорбления, агрессию, запугивание; хулиганство; социальное бойкотирование с помощью различных интернетсервисов.
Основной площадкой для кибербуллинга в последнее время являются социальные сети. В них можно оскорблять человека не только с помощью сообщений – нередки случаи, когда страницу жертвы взламывают, где размещают лживый и унизительный контент.
Предупреждение кибербуллинга:
- Объясните детям, что при общении в Интернете, они должны быть дружелюбными с другими пользователями, ни в коем случае нельзя писать грубые слова – читать грубости так же неприятно, как и слышать.
- Научите детей правильно реагировать на обидные слова или действия других пользователей. Не стоит общаться в агрессором. Возможно, стоит вообще покинуть данный ресурс и удалить оттуда свою личную информацию.
- Если ребенок стал жертвой буллинга, помогите ему найти выход из ситуации – практически на всех форумах и сайтах есть возможность заблокировать обидчика, написать жалобу модератору или администратору сайта, потребовать удаление странички.
- Объясните детям, что нельзя использовать Сеть для хулиганства, распространения сплетен или угроз.
- Старайтесь следить за тем, что ваш ребенок делает в Интернете, а также следите за его настроением после пользования Сетью.
Даже при самых доверительных отношениях в семье родители иногда не могут вовремя заметить грозящую ребенку опасность и тем более не всегда знают, как ее предотвратить.
Вот на что следует обращать внимание родителям, чтобы вовремя заметить, что ребенок стал жертвой кибербуллинга:
- Беспокойное поведение. Даже самый замкнутый школьник будет переживать из-за происходящего и обязательно выдаст себя своим поведением. Депрессия и нежелание идти в школу – самые явные признаки того, что ребенок подвергается агрессии.
- Неприязнь к Интернету. Если ребенок любил проводить время в Интернете и внезапно перестал это делать, следует выяснить причину. В очень редких случаях детям действительно надоедает проводить время в Сети. Однако в большинстве случаев внезапное нежелание пользоваться Интернетом связано с проблемами в виртуальном мире.
- Нервозность при получении новых сообщений. Негативная реакция ребенка на звук письма на электронную почту должна насторожить родителей. Если ребенок регулярно получает сообщения, которые расстраивают его, поговорите с ним и обсудите содержание этих сообщений.
Как научить ребенка быть осторожным в Сети и не стать жертвой интернет-мошенников
Кибермошенничество – один из видов киберпреступления, целью которого является причинение материального или иного ущерба путем хищения личной информации пользователя (номера банковских счетов, паспортные данные, коды, пароли и другое).
Предупреждение кибермошенничества:
- Проинформируйте ребенка о самых распространенных методах мошенничества и научите его советоваться со взрослыми перед тем, как воспользоваться теми или иными услугами в Интернете.
- Установите на свои компьютеры антивирус или, например, персональный брандмауэр. Эти приложения наблюдают за трафиком и могут быть использованы для выполнения множества действий на зараженных системах, наиболее частым из которых является кража конфиденциальных данных.
- Прежде чем совершить покупку в интернет-магазине, удостоверьтесь в его надежности и объясните ему простые правила безопасности:
1. Ознакомьтесь с отзывами покупателей.
2. Проверьте реквизиты и название юридического лица – владельца магазина.
3. Уточните, как долго существует магазин. Посмотреть можно в поисковике или по дате регистрации.
4. Поинтересуйтесь, выдает ли магазин кассовый чек.
5. Сравните цены в разных интернет-магазинах.
6. Позвоните в справочную магазина.
7. Обратите внимание на правила интернет-магазина.
8. Выясните, сколько точно вам придется заплатить.
- Объясните ребенку, что нельзя отправлять слишком много информации о себе при совершении интернет-покупок: данные счетов, пароли, домашние адреса и номера телефонов. Помните, что никогда администратор или модератор сайта не потребует полные данные вашего счета, пароли и пин-коды. Если кто-то запрашивает подобные данные, будьте бдительны – скорее всего, это мошенники.
Как распознать интернет- и игровую зависимость
Сегодня в России все более актуальны проблемы так называемой «интернетзависимости» (синонимы: интернет-аддикция, виртуальная аддикция) и зависимости от компьютерных игр («геймерство»).
Первыми с ней столкнулись врачи-психотерапевты, а также компании, использующие в своей деятельности Интернет и несущие убытки, в случае если у сотрудников появляется патологическое влечение к пребыванию онлайн.
Как выявить признаки интернет-зависимости у ребенка:
- Оцените, сколько времени ребенок проводит в Сети, не пренебрегает ли он из-за работы за компьютером своими домашними обязанностями, выполнением уроков, сном, полноценным питанием, прогулками.
- Поговорите с ребенком о том, чем он занимается в Интернете. Выясните, поддерживается ли интерес вашего ребенка реальными увлечениями, или же он просто старается ничего не пропустить и следит за обновлениями ради самого процесса. Постарайтесь узнать, насколько важно для ребенка общение в Сети и не заменяет ли оно реальное общение с друзьями.
- Понаблюдайте за сменой настроения и поведением вашего ребенка после выхода из Интернета. Возможно проявление таких психических симптомов как подавленность, раздражительность, беспокойство, нежелание общаться. Из числа физических симптомов можно выделить головные боли, боли в спине, расстройство сна, снижение физической активности, потеря аппетита и другие.
Если вы обнаружили возможные симптомы интернет-зависимости у своего ребенка, необходимо придерживаться следующего алгоритма действий:
1. Постарайтесь наладить контакт с ребенком. Узнайте, что ему интересно, что его беспокоит и так далее.
2. Не запрещайте ребенку пользоваться Интернетом, но постарайтесь установить регламент пользования. Для этого можно использовать специальные программы родительского контроля, ограничивающие время в Сети.
3. Ограничьте возможность доступа к Интернету только своим компьютером. Следите за тем. какие сайты посещает ребенок.
4. Попросите ребенка в течение недели подробно записывать, на что тратится время, проводимое в Интернете.
5. Предложите своему ребенку заняться чем-то вместе, постарайтесь его чем-то увлечь. Попробуйте перенести кибердеятельность в реальную жизнь. Например, для многих компьютерных игр существуют аналогичные настольные игры, в которые можно играть всей семьей или с друзьями.
6. Дети с интернет-зависимостью субъективно ощущают невозможность обходиться без Сети. Постарайтесь тактично поговорить об этом с ребенком. При случае обсудите с ним ситуацию, когда в силу каких-то причин он был вынужден обходиться без Интернета. Важно, чтобы ребенок понял – ничего не произойдет, если он на некоторое время выпадет из жизни интернет сообщества.
7. В случае серьезных проблем обратитесь за помощью к специалисту.
Как научить ребенка не загружать на компьютер вредоносные программы
Вредоносные программы (вирусы, черви, «троянские кони», шпионские программы, боты и другие) могут нанести вред компьютеру и хранящимся на нем данным. Они также могут снижать скорость обмена данными и даже использовать ваш компьютер для распространения вируса.
Предупреждение столкновения с вредоносными программами:
- Установите на все домашние компьютеры специальные почтовые фильтры и антивирусные системы для предотвращения заражения программного обеспечения и потери данных.
- Используйте только лицензионные программы и данные, полученные из надежных источников. Чаще всего вирусами бывают заражены пиратские копии программ, особенно игр.
- Объясните ребенку, как важно использовать только проверенные информационные ресурсы и не скачивать нелицензионный контент.
- Периодически старайтесь полностью проверять свои домашние компьютеры.
- Делайте резервную копию важных данных.
- Старайтесь периодически менять пароли (например, от электронной почты) и не используйте слишком простые пароли.
Что делать, если ребенок все же столкнулся с какими-либо рисками
- Установите положительный эмоциональный контакт с ребенком, расположите его к разговору о том, что случилось. Расскажите о своей обеспокоенности тем, что с ним происходит. Ребенок должен вам доверять и знать, что вы хотите ему помочь, а не наказать.
- Постарайтесь внимательно выслушать рассказ о том, что произошло, понять, насколько произошедшее серьезно и насколько серьезно это могло повлиять на ребенка.
- Если ребенок расстроен чем-то увиденным (например, кто-то взломал его профиль в социальной сети) или попал в неприятную ситуацию (потратил ваши или свои деньги в результате интернет-мошенничества) – успокойте его и вместе с ним разберитесь в ситуации: что привело к данному результату, какие неверные действия совершил сам ребенок, а где вы не рассказали ему о правилах безопасности в Интернете.
- Если ситуация связана с насилием в Интернете по отношению к ребенку, то необходимо выяснить информацию об агрессоре, выяснить существует ли договоренность о встрече в реальной жизни; узнать были ли такие встречи и что известно агрессору о ребенке, жестко настаивайте на избегании встреч с незнакомцами, особенно без свидетелей, проверьте все новые контакты ребенка за последнее время.
- Соберите наиболее полную информацию о происшествии, как со слов ребенка, так и с помощью технических средств: зайдите на страницы сайта, где был ваш ребенок, посмотрите список его друзей, прочтите сообщения. При необходимости скопируйте и сохраните эту информацию – в дальнейшем это может пригодиться (например, для обращения в правоохранительные органы).
- Если вы не уверены в оценке серьезности произошедшего с вашим ребенком, или ребенок недостаточно откровенен или вообще не идет на контакт, или вы не знаете, как поступить – обратитесь к специалисту (телефон доверия, горячая линия и другое), где вам дадут рекомендации о том, куда и в какой форме обратиться, если требуется вмешательство других служб и организаций (МВД, МЧС и другие).
И в заключение давайте посмотрим два видеоролика, которые напомнят вам простые правила общения в Сети.
1. Остерегайся мошенничества в Интернете.
2. Развлечения и безопасность в Интернете.
Хочется еще раз напомнить вам, дорогие родители, что в домашних беседах необходимо рассказывать детям о существовании злоумышленников и о потенциальных опасностях Интернета.
Приложения 1. Презентация «Как обеспечить безопасность ребенка в Интернете»
Приложение 2. Учебное видео:
- «Остерегайся мошенничества в Интернете»
- «Развлечения и безопасность в Интернете».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка родительского собрания по теме: «Игры с красками! Нетрадиционные техники рисования»
Аннотация методической разработки: Методическая разработка представляет собой сценарий нетрадиционного родительского собрания «Игры с красками! Нетрадиционные техники рисования». Данное собрание...
Методическая разработка. "Родительское собрание на тему "Зачем детям нужна мама?".
Конспект проведения родительского собрания...
Методическая разработка. "Родительское собрание на тему "Письмо любви своему ребёнку".
Конспект проведения родительского собрания....
Методическая разработка. "Родительское собрание на тему: "Письмо любви своему ребёнку"
Конспект родительского саобрания на тему "Письмо любви своему ребёнку"...
Методическая разработка родительского собрания на тему " Чем играют наши дети"
Игра детей неотделима от игрушек. Самостоятельная игра ребенка 1,5-3 лет во многом зависит от того, как взрослые организуют подбор игрушек и их расположение, т. е. предметно-игровую среду....
Методическая разработка родительского собрания по теме "Безопасный интернет - детям"
Надеемся, что данная разработка пригодится педагогам в работе с родителями по данной теме....
Методическая разработка родительского собрания на тему: «Безопасность в информационном обществе»
Широкое распространение сети Интернет открывает перед людьми большие возможности для общения и саморазвития. Интернет все больше вторгается в нашу жизнь, мы активно пользуемся всеми возможностями Инте...