Методическая разработка родительского собрания на тему: «Как обеспечить безопасность ребенка в Интернете»
методическая разработка

Кириллова Наталья Геннадьевна

Методическая разработка родительского собрания на тему:

«Как обеспечить безопасность ребенка в Интернете»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_bezopasnyy_internet.docx32.89 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Кугесьский детский сад «Крепыш»

Чебоксарского района Чувашской Республики

Методическая разработка родительского собрания на тему:

«Как обеспечить безопасность ребенка в Интернете»

Автор: Кириллова Наталья Геннадьевна,

Воспитатель МАДОУ «Кугесьский детский сад «Крепыш»

п. Кугеси, 2021 год

Аннотация

Интернет с каждым днем активно входит в нашу жизнь. Дети сегодня являются одними из самых активных пользователей Сети. Кроме того, что Интернет – это полезный источник информации и общения, он одновременно является и источником угроз безопасности детей. Существуют российские и международные организации, которые занимаются проблемами детской безопасности в Интернете, но ближе всего к детям находятся их родители, которые должны знать, какие существуют риски и как с ними бороться. Наша разработка родительского собрания о том, как помочь детям оставаться в безопасности в киберпространстве и избежать существующих рисков.        

      Интернет уже давно стал незаменимым помощником современного человека. Всемирная сеть - является прекрасным источником для новых знаний, помогает в учебе, занимает досуг. Именно поэтому дети активно пользуются Интернетом, а зачастую проводят в Сети даже больше времени, чем взрослые. Однако не стоит забывать, что Интернет может быть не только средством для обучения, отдыха или общения с друзьями, но – как и реальный мир – Сеть тоже может быть опасна.

    Виртуальность общения предоставляет людям с недобрыми намерениями дополнительные возможности причинить вред детям. В последнее время в Интернете появляется много материалов агрессивного и социально опасного содержания. Взрослым нужно помнить о существовании подобных угроз и уделять повышенное внимание вопросу обеспечения безопасности детей в Интернете.  

Введение

Родительское собрание на данную тему является актуальным в том плане, что большинство родителей остается безграмотным в вопросах использования сети Интернет. Для многих родителей Интернет остается загадкой или у них имеются лишь крошечные сведения о том, что есть Интернет для современного подростка. А о том, что Интернет может представлять угрозу для детей неведомо для многих родителей.

Поэтому целью данного собрания является повышение компетентности родителей в области построения безопасного Интернет-пространства.

Задачи собрания:  

- повысить уровень осведомленности родителей о проблемах безопасности при использовании детьми сети Интернет;

- узнать потенциальные риски при использовании Интернета;

- рассмотреть пути защиты от сетевых угроз.  

Вниманию родителей предлагается лекция, в которой раскрываются определения и признаки потенциальных рисков в сети Интернет, а также даются советы и рекомендации как помочь ребенку избежать существующих рисков. В процессе чтения лекции используется компьютерная презентация и учебные видео.  

Тему родительского собрания можно продолжить, раскрыв родителям если не все, то большую часть возможностей Интернета. В том числе раскрыть роль Интернета в обучении детей, для общения, досуга. Одной из тем бесед с родителями может стать беседа о правилах поведения в киберпространстве.  

Данная лекция не направлена только на аудиторию родителей конкретно нашего детского сада, существует возможность распространения ее в других дошкольных образовательных учреждениях. И, конечно, если кто-то видит использование данного материала для бесед, например, с детьми, то такая возможность тоже существует.                    

Ход собрания:

В наш 21 век – век информации, комплексное воспитание культуры поведения и информационной безопасности детей в сети Интернет должно стать приоритетным вопросом воспитания и в детском саду, школе, и в семье.  

Интернет прочно вошел в нашу жизнь и дети сегодня – один из самых активных пользователей Сети. Для них она бесценный источник полезной информации и новых друзей. Но в Интернете, как и в реальной жизни, есть и потенциальные угрозы, от которых детей нужно оберегать!  

Вопросы безопасности детей в Интернете отражены в следующих нормативно-правовых актах:

 1. Закон Российской Федерации «Об образовании» от 29.12.2012 (с изменениями и дополнениями от: 8 декабря 2020 г.);

2. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 313 (ред. от 16.12.2020) "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Информационное общество" (с изм. и доп., вступ. в силу с 26.12.2020);

3. Федеральный закон "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" от 29.12.2010 N 436-ФЗ (последняя редакция);

4. Распоряжение Правительства РФ от 02.12.2015 N 2471-р «Об утверждении Концепции информационной безопасности детей»

Позвольте представить вам рекомендации о том, как помочь юным пользователям оставаться в безопасности в киберпространстве и избежать существующих рисков.  

Как защитить ребенка от нежелательного контента в Интернете ?

Контентные риски – это материалы (тексты, картинки, аудио- и видеофайлы, ссылки на сторонние ресурсы), содержащие насилие, агрессию, нецензурную лексику, информацию, разжигающую расовую ненависть, суицида, азартных игр, наркотических веществ и т.д.

Как помочь ребенку избежать столкновения с нежелательным контентом:

  • Приучите ребенка советоваться со взрослыми и немедленно сообщать о появлении нежелательной информации подобного рода.
  • Объясните детям, что далеко не все, что они могут прочесть или увидеть в Интернете, является правдой. Приучите их спрашивать о том, в чем они не уверены.
  • Старайтесь спрашивать ребенка об увиденном в Интернете. Зачастую, открыв один сайт, ребенок захочет познакомиться и с другими подобными ресурсами.
  • Включите программы родительского контроля и безопасного поиска, которые помогут оградить ребенка от нежелательного контента.  
  • Постоянно объясняйте ребенку правила безопасности в Сети.  
  • Помните, что невозможно всегда находиться рядом с детьми и постоянно их контролировать. Доверительные отношения с детьми могут быть гораздо конструктивнее, чем постоянное отслеживание сайтов и блокировка всевозможного контента.  

Как научить ребенка быть острожным при знакомстве с новыми людьми в Интернете

Общение в Интернете может повлечь за собой коммуникационные риски, такие как незаконные контакты (например, груминг), киберпреследования, кибербуллинг и другие.  

Специалисты используют термин «груминг», обозначающий установление дружеских отношений с ребенком с целью вступления в сексуальный контакт. Знакомство чаще всего происходит в чате, на форуме или в социальной сети от имени ровесника ребенка.

Общаясь лично («в привате»), злоумышленник входит в доверие к ребенку, пытается узнать личную информацию и договориться о встрече.  

Предупреждение груминга:  

  • Будьте в курсе, с кем контактирует в Интернете ваш ребенок, старайтесь регулярно проверять список контактов своих детей, чтобы убедиться, что они лично знают всех, с кем они общаются.
  • Объясните ребенку, что нельзя разглашать в Интернете информацию личного характера (номер телефона, домашний адрес, название/номер школы и т.д.), а также пересылать интернет-знакомым свои фотографии.
  • Если ребенок интересуется контактами с людьми старше его, следует провести разъяснительную беседу.
  • Не позволяйте вашему ребенку встречаться с онлайн-знакомыми без вашего разрешения или в отсутствие взрослого человека.  
  • Интересуйтесь тем, куда и с кем ходит ваш ребенок.  

Как избежать кибербуллинга

Кибербуллинг – преследование сообщениями, содержащими оскорбления, агрессию, запугивание; хулиганство; социальное бойкотирование с помощью различных интернетсервисов.  

Основной площадкой для кибербуллинга в последнее время являются социальные сети. В них можно оскорблять человека не только с помощью сообщений – нередки случаи, когда страницу жертвы взламывают, где размещают лживый и унизительный контент.

Предупреждение кибербуллинга:

  • Объясните детям, что при общении в Интернете, они должны быть дружелюбными с другими пользователями, ни в коем случае нельзя писать грубые слова – читать грубости так же неприятно, как и слышать.  
  • Научите детей правильно реагировать на обидные слова или действия других пользователей. Не стоит общаться в агрессором. Возможно, стоит вообще покинуть данный ресурс и удалить оттуда свою личную информацию.
  • Если ребенок стал жертвой буллинга, помогите ему найти выход из ситуации – практически на всех форумах и сайтах есть возможность заблокировать обидчика, написать жалобу модератору или администратору сайта, потребовать удаление странички.
  • Объясните детям, что нельзя использовать Сеть для хулиганства, распространения сплетен или угроз.
  • Старайтесь следить за тем, что ваш ребенок делает в Интернете, а также следите за его настроением после пользования Сетью.  

Даже при самых доверительных отношениях в семье родители иногда не могут вовремя заметить грозящую ребенку опасность и тем более не всегда знают, как ее предотвратить.

Вот на что следует обращать внимание родителям, чтобы вовремя заметить, что ребенок стал жертвой кибербуллинга:

  • Беспокойное поведение. Даже самый замкнутый школьник будет переживать из-за происходящего и обязательно выдаст себя своим поведением. Депрессия и нежелание идти в школу – самые явные признаки того, что ребенок подвергается агрессии.  
  • Неприязнь к Интернету. Если ребенок любил проводить время в Интернете и внезапно перестал это делать, следует выяснить причину. В очень редких случаях детям действительно надоедает проводить время в Сети. Однако в большинстве случаев внезапное нежелание пользоваться Интернетом связано с проблемами в виртуальном мире.  
  • Нервозность при получении новых сообщений. Негативная реакция ребенка на звук письма на электронную почту должна насторожить родителей. Если ребенок регулярно получает сообщения, которые расстраивают его, поговорите с ним и обсудите содержание этих сообщений.  

Как научить ребенка быть осторожным в Сети и не стать жертвой интернет-мошенников

Кибермошенничество – один из видов киберпреступления, целью которого является причинение материального или иного ущерба путем хищения личной информации пользователя (номера банковских счетов, паспортные данные, коды, пароли и другое).  

Предупреждение кибермошенничества:

  • Проинформируйте ребенка о самых распространенных методах мошенничества и научите его советоваться со взрослыми перед тем, как воспользоваться теми или иными услугами в Интернете.
  • Установите на свои компьютеры антивирус или, например, персональный брандмауэр. Эти приложения наблюдают за трафиком и могут быть использованы для выполнения множества действий на зараженных системах, наиболее частым из которых является кража конфиденциальных данных.  
  • Прежде чем совершить покупку в интернет-магазине, удостоверьтесь в его надежности и объясните ему простые правила безопасности:  

1. Ознакомьтесь с отзывами покупателей.

2. Проверьте реквизиты и название юридического лица – владельца магазина.  

3. Уточните, как долго существует магазин. Посмотреть можно в поисковике или по дате регистрации.

 4. Поинтересуйтесь, выдает ли магазин кассовый чек.

5. Сравните цены в разных интернет-магазинах.  

6. Позвоните в справочную магазина.

7. Обратите внимание на правила интернет-магазина.

8. Выясните, сколько точно вам придется заплатить.

  • Объясните ребенку, что нельзя отправлять слишком много информации о себе при совершении интернет-покупок: данные счетов, пароли, домашние адреса и номера телефонов. Помните, что никогда администратор или модератор сайта не потребует полные данные вашего счета, пароли и пин-коды. Если кто-то запрашивает подобные данные, будьте бдительны – скорее всего, это мошенники.    

Как распознать интернет- и игровую зависимость

Сегодня в России все более актуальны проблемы так называемой «интернетзависимости» (синонимы: интернет-аддикция, виртуальная аддикция) и зависимости от компьютерных игр («геймерство»).

Первыми с ней столкнулись врачи-психотерапевты, а также компании, использующие в своей деятельности Интернет и несущие убытки, в случае если у сотрудников появляется патологическое влечение к пребыванию онлайн.  

Как выявить признаки интернет-зависимости у ребенка:

  • Оцените, сколько времени ребенок проводит в Сети, не пренебрегает ли он из-за работы за компьютером своими домашними обязанностями, выполнением уроков, сном, полноценным питанием, прогулками.
  • Поговорите с ребенком о том, чем он занимается в Интернете. Выясните, поддерживается ли интерес вашего ребенка реальными увлечениями, или же он просто старается ничего не пропустить и следит за обновлениями ради самого процесса. Постарайтесь узнать, насколько важно для ребенка общение в Сети и не заменяет ли оно реальное общение с друзьями.  
  • Понаблюдайте за сменой настроения и поведением вашего ребенка после выхода из Интернета. Возможно проявление таких психических симптомов как подавленность, раздражительность, беспокойство, нежелание общаться. Из числа физических симптомов можно выделить головные боли, боли в спине, расстройство сна, снижение физической активности, потеря аппетита и другие.  

Если вы обнаружили возможные симптомы интернет-зависимости у своего ребенка, необходимо придерживаться следующего алгоритма действий:

  1. Постарайтесь наладить контакт с ребенком. Узнайте, что ему интересно, что его беспокоит и так далее.  

2. Не запрещайте ребенку пользоваться Интернетом, но постарайтесь установить регламент пользования. Для этого можно использовать специальные программы родительского контроля, ограничивающие время в Сети.  

3. Ограничьте возможность доступа к Интернету только своим компьютером. Следите за тем. какие сайты посещает ребенок.  

4. Попросите ребенка в течение недели подробно записывать, на что тратится время, проводимое в Интернете.  

5. Предложите своему ребенку заняться чем-то вместе, постарайтесь его чем-то увлечь. Попробуйте перенести кибердеятельность в реальную жизнь. Например, для многих компьютерных игр существуют аналогичные настольные игры, в которые можно играть всей семьей или с друзьями.  

6. Дети с интернет-зависимостью субъективно ощущают невозможность обходиться без Сети. Постарайтесь тактично поговорить об этом с ребенком. При случае обсудите с ним ситуацию, когда в силу каких-то причин он был вынужден обходиться без Интернета. Важно, чтобы ребенок понял – ничего не произойдет, если он на некоторое время выпадет из жизни интернет сообщества.  

7. В случае серьезных проблем обратитесь за помощью к специалисту.  

Как научить ребенка не загружать на компьютер вредоносные программы

Вредоносные программы (вирусы, черви, «троянские кони», шпионские программы, боты и другие) могут нанести вред компьютеру и хранящимся на нем данным. Они также могут снижать скорость обмена данными и даже использовать ваш компьютер для распространения вируса.  

Предупреждение столкновения с вредоносными программами:

  • Установите на все домашние компьютеры специальные почтовые фильтры и антивирусные системы для предотвращения заражения программного обеспечения и потери данных.
  • Используйте только лицензионные программы и данные, полученные из надежных источников. Чаще всего вирусами бывают заражены пиратские копии программ, особенно игр.  
  • Объясните ребенку, как важно использовать только проверенные информационные ресурсы и не скачивать нелицензионный контент.  
  • Периодически старайтесь полностью проверять свои домашние компьютеры.
  • Делайте резервную копию важных данных.  
  • Старайтесь периодически менять пароли (например, от электронной почты) и не используйте слишком простые пароли.    

Что делать, если ребенок все же столкнулся с какими-либо рисками  

  • Установите положительный эмоциональный контакт с ребенком, расположите его к разговору о том, что случилось. Расскажите о своей обеспокоенности тем, что с ним происходит. Ребенок должен вам доверять и знать, что вы хотите ему помочь, а не наказать.
  • Постарайтесь внимательно выслушать рассказ о том, что произошло, понять, насколько произошедшее серьезно и насколько серьезно это могло повлиять на ребенка.  
  • Если ребенок расстроен чем-то увиденным (например, кто-то взломал его профиль в социальной сети) или попал в неприятную ситуацию (потратил ваши или свои деньги в результате интернет-мошенничества) – успокойте его и вместе с ним разберитесь в ситуации: что привело к данному результату, какие неверные действия совершил сам ребенок, а где вы не рассказали ему о правилах безопасности в Интернете.  
  • Если ситуация связана с насилием в Интернете по отношению к ребенку, то необходимо выяснить информацию об агрессоре, выяснить существует ли договоренность о встрече в реальной жизни; узнать были ли такие встречи и что известно агрессору о ребенке, жестко настаивайте на избегании встреч с незнакомцами, особенно без свидетелей, проверьте все новые контакты ребенка за последнее время.
  • Соберите наиболее полную информацию о происшествии, как со слов ребенка, так и с помощью технических средств: зайдите на страницы сайта, где был ваш ребенок, посмотрите список его друзей, прочтите сообщения. При необходимости скопируйте и сохраните эту информацию – в дальнейшем это может пригодиться (например, для обращения в правоохранительные органы).  
  • Если вы не уверены в оценке серьезности произошедшего с вашим ребенком, или ребенок недостаточно откровенен или вообще не идет на контакт, или вы не знаете, как поступить – обратитесь к специалисту (телефон доверия, горячая линия и другое), где вам дадут рекомендации о том, куда и в какой форме обратиться, если требуется вмешательство других служб и организаций (МВД, МЧС и другие).        

И в заключение давайте посмотрим два видеоролика, которые напомнят вам простые правила общения в Сети.  

1. Остерегайся мошенничества в Интернете.

2. Развлечения и безопасность в Интернете.    

Хочется еще раз напомнить вам, дорогие родители, что в домашних беседах необходимо рассказывать детям о существовании злоумышленников и о потенциальных опасностях Интернета.        

Приложения 1.  Презентация «Как обеспечить безопасность ребенка в Интернете»  

Приложение 2. Учебное видео:

  • «Остерегайся мошенничества в Интернете»  
  • «Развлечения и безопасность в Интернете».  

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка родительского собрания по теме: «Игры с красками! Нетрадиционные техники рисования»

Аннотация методической разработки:  Методическая разработка представляет собой сценарий нетрадиционного родительского собрания «Игры с красками! Нетрадиционные техники рисования». Данное собрание...

Методическая разработка. "Родительское собрание на тему: "Письмо любви своему ребёнку"

Конспект родительского саобрания на тему "Письмо любви своему ребёнку"...

Методическая разработка родительского собрания на тему " Чем играют наши дети"

Игра детей неотделима от игрушек. Самостоятельная игра ребенка 1,5-3 лет во многом зависит от того, как взрослые организуют подбор игрушек и их расположение, т. е. предметно-игровую среду....

Методическая разработка родительского собрания по теме "Безопасный интернет - детям"

Надеемся, что данная разработка пригодится педагогам в работе с родителями по данной теме....

Методическая разработка родительского собрания на тему: «Безопасность в информационном обществе»

Широкое распространение сети Интернет открывает перед людьми большие возможности для общения и саморазвития. Интернет все больше вторгается в нашу жизнь, мы активно пользуемся всеми возможностями Инте...