САМООБРАЗОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЯ «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста»
методическая разработка (средняя группа)
Каждый ребенок должен научиться содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie_2020_-_20021.docx | 23.82 КБ |
Предварительный просмотр:
САМООБРАЗОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЯ
Корниловой Людмилы Владимировны
Тема: «Использование приёмов мнемотехники
в развитии связной речи детей дошкольного возраста»
2020 -2021 учебный год
Актуальность проблемы
В процессе перехода на федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования возникает необходимость в использовании эффективных подходов к организации образовательного процесса в современной дошкольной образовательной организации. Сегодня осуществляется переход от информационной парадигмы, ориентированной, прежде всего, на накопление детьми знаний, к «социокультурной активной педагогике развития, культурно-исторической парадигме понимания ребенка» (А. Г. Асмолов, В. Т. Кудрявцева).
Таким образом, основной целью дошкольного образования является создание условий для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка. Речевое развитие ребенка – одно из основных условий становления личности в дошкольные годы. Каждый ребенок должен научиться содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. В настоящее время проблема развития речи становится особенно актуальной.
Современный мир насыщен новейшими технологиями, дети живут в мощном потоке информации, где живое общение заменяется общением с компьютером и телевизором, планшетом или телефоном. Недостаток общения родителей со своими детьми, игнорирование речевых трудностей лишь увеличивает число дошкольников с недостатками речи. Речевые нарушения затрудняют общение, отрицательно влияют на мыслительную деятельность, ведут к изменениям в эмоциональной сфере ребенка, ограничивают овладение понятийными значениями и речевыми образцами. Детские рассказы страдают скудностью, наличием слов – повторов, длительными паузами, а главным является то, что ребенок сам не строит рассказ, а копирует предыдущий с незначительными изменениями, словарный запас ограничен. В исследованиях психологов обнаружено, что развитие речи идет намного активнее, если задействовано образное мышление, воображение, развита способность ребенка к замещению и наглядному моделированию, использованию речевых умений и навыков при решении разнообразных умственных задач. Способность к замещению является фундаментальной особенностью человеческого ума.
Дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребенка. Ребенок должен научиться выделять самое главное в повествовании, последовательно излагать основные действия и события. Использование приемов мнемотехники для дошкольников сегодня становится все более актуальным.
Тема: «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста»
Цель: выявление эффективности использования приёмов мнемотехники, повышение своего теоретического и педагогического уровня, профессионального мастерства и компетентности.
Задачи:
- Изучить учебную, справочную, научно-методическую литературу по вопросу развития и формирования связной речи с использованием мнемотехники.
- Изучить и использовать инновационные технологии в работе по формированию связной речи у детей.
- «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи», автор Омельченко Л.В.
- Разработать рекомендации для родителей по применению мнемотехники в домашних условиях.
- Посещать занятия коллег с целью изучения практического опыта работы.
- Разработать методическое обеспечение.
ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
Месяц, год | ФОРМЫ РАБОТЫ | |||
с детьми | с педагогами | самообразование | с родителями | |
1. ОРГАНИЗАЦИОННО - ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ЭТАП | ||||
Сентябрь-ноябрь 2020 | Мониторинг по образовательной области «Речевое развитие» | Изучение нормативных документов: 1. Федеральный закон РФ №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 2. Указ Президента РФ №761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы». 3. Конвенция о правах ребенка 4. ФГОС ДО | Изучение литературы по теме, поиск эффективных технологий Выбор и определение темы самообразования Планирование работы по теме самообразования | Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения и задачами по речевому развитию дошкольников |
Декабрь 2020 – март 2021 | Взаимодействие со специалистами ДОУ: консультация учителя –логопеда, психолога | Изучение и использование инновационных технологий в работе по формированию связной речи у детей |
| |
2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ЭТАП | ||||
Сентябрь 2020 – февраль 2021 | Определить систему работы с детьми, обеспечить ее целенаправленность и результативность. | Изучить опыт работы других педагогов по обозначенной теме на Интернет-сайтах. | Изучить научно-педагогическую литературу по использованию «Мнемотехника как прием в обучении детей связной речи» Т. Б. Полянская «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста Изучение статей в журналах: «Воспитатель ДОУ», «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду», «Обруч» |
|
3. ПРАКТИЧЕСКИЙ ЭТАП | ||||
Январь- 2021 Январь 2022 | Использование мнемотаблицы для заучивания стихотворений, составления описательных рассказов, составление и отгадывание загадок, для работы над пересказами
Составление описательных рассказов о временах года при помощи мнемосхем Знакомство с символами мнемотехники (рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено) | Консультация для воспитателей на тему: «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста | Создания в приемной сундучка «Стихи для заучивания детям» Создание картотеки по разучиванию стихотворений, описательных рассказов, мнемотаблиц, мнемотаблиц – загадок | Тематические консультации «Как учить стихи играючи» Консультации для родителей на тему: «Использование мнемотехники в развитии речи детей», «Использование загадок, как средство формирования выразительности речи» Создание буклетов для родителей по обучению связной речи Привлечение родителей к изготовлению мнемодорожек и мнемотаблиц для разгадывания загадок и запоминания стихов. |
4. ОБОБЩАЮЩИЙ ЭТАП | ||||
Январь-май 2020 -2021 | Диагностика уровня развития связной речи | Отчет по теме самообразования | Провести конкурс совместно родители вместе с детьми: «Лучшие мнемотаблицы по сказкам и рассказам для детей» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов дошкольных образовательных учреждений на тему: «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста, имеющих тяжёлые нарушения речи»
Работа предназначена для воспитателей, учителей-логопедов, родителей....
Консультация для воспитателей "Роль игры в развитии связной речи детей дошкольного возраста. Игра принимает всех."
"Роль игры в развитии связной речи детей дошкольного возраста. Игра принимает всех."...
Использование мнемотаблиц в развитии связной речи детей дошкольного возраста
Дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывание основ грамотной, четкой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитанияребенка. ...
Использование мнемотаблиц в развитии связной речи детей дошкольного возраста. (Б. Заходер «Собачкины огорчения»).
конспект переработан, адаптирован.Цель: Развитие навыков связного последовательного пересказа текста с опорой на графические схемы. ...
Презентация "Использование экскурсий для развития связной речи детей дошкольного возраста"
Речь малыша развивается независимо от того, какие события -реальные или вымышленные- им воспроизводятся. Описывая свои впечатления, ребёнок убеждается в том, что обо всём можно рассказывать живо и инт...
Использование мнемотаблиц в развитии связной речи детей дошкольного возраста
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации....
Консультация для воспитателей на тему: «Особенности развития связной речи детей дошкольного возраста»
laquo;Особенности развития связной речи детей дошкольного возраста»...