Статья. Опыт, проблемы, перспективы
консультация (старшая группа)

Джурова Светлана Алексеевна

Почему сейчас появился такой интерес к дошкольному образованию? Почему сейчас все так интересуются дошкольной  подготовкой детей?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дошкольное образование. Опыт, проблемы, перспективы.

Почему сейчас появился такой интерес к дошкольному образованию? Почему сейчас все так интересуются дошкольной  подготовкой детей?

Ведь раньше считалось, что дошкольное образование это что - то не обязательное, можно было заниматься с детьми, можно не заниматься. Школа, как считалось, в конечном счете, все сделает сама.  

Дело в том, что 29 декабря 2012 года был принят Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (№273-ФЗ)  вступивший в силу 1 сентября 2013 года и согласно статье 10 этого закона,  дошкольное образование стало полноценным уровнем образования  Российской Федерации.

Это решение сразу всколыхнуло профессиональную общественность,  педагогов, повлияло также и на родителей.  Родителям это так же стало интересно, как стало интересно и профессионалам, которые занимаются дошкольным и школьным образованием.  Потому что должна быть создана преемственность между дошкольным и начальным школьным уровнем.

Мне хотелось бы подчеркнуть, что, так как дошкольное образование стало уровнем, естественно по закону об образовании  мы сразу понимаем и начинаем говорить о том, что этому уровню нужен свой стандарт.  

Поэтому после принятия закона об образовании стало понятно, что дошкольному образованию быть.

Вопросы дошкольного образования это действительно то, что волнует каждую семью. Потому что каждый  думает о своем ребенке.  Но существуют некоторые проблемы. Прежде всего,  это подготовка к школе и непрерывность его обучения в школе. Проблема организации образовательного процесса в детском саду. Это проблема критериев оценки эффективности работы детского сада, организация образовательной  среды  в детском  саду. Некоторые считают, что дошкольное образование должно вернуться в ту, прежнюю замечательную систему советского образования.

Но анализ ситуации показывает, что мы не можем вернуться назад. Потому что советская школа, имея много достижений, не давала очень важных качеств, которые сегодня, в современных условиях, помогают  ребенку обрести себя, найти себя, приобрести те качества, которые помогут ему в жизни. Выстроить себя, создать свою семью, стать созидателем, стать ответственным человеком и приносить пользу себе, семье, государству и в общем то всем нам.

Каких же качеств не хватает? Раньше мы понимали так: если  ребенок читает, считает, то вроде бы как он к школе готов. А сегодня считается, что готовность к школе это скорее развитие мышления ребенка, развитие его познавательного интереса, умение общаться, умение согласовывать какие - то позиции со сверстниками, любознательность, волевая саморегуляция и определенная ответственность за свои слова и поступки на доступном уровне. К готовности к школе можно отнести так же умение договариваться, умение слушать и слышать, развитие познавательных процессов. И здесь, конечно же все должны понять и воспитатели и родители, все кто связан с дошкольниками, что прежний метод впихнуть в ребенка  что то это хуже и бесполезно. Потому что при этом у ребенка разрушается та основа, которая поможет ему приобретать необходимые для созидательной жизни качества.

Один из самых  болезненных вопросов на сегодня,  это различие двух вариантов подготовки ребенка к школе. Домашнего обучения и так называемого детсадовского.

Процесс воспитания, как целенаправленный и организованный, может проходить как в семье, так и в специальных формах  дошкольного образования. И говорить о том, чем отличается домашний  ребенок от ребенка, посещающего дошкольное учреждение в принципе не корректно. Потому что дети в этом смысле не должны ничем отличаться.

Другой вопрос, если говорить о двух системах воспитания, семейного  и общественного, тогда мы будем говорить об одном  принципиальном различии, любовь и мир взрослых любящих близких никто не может  возместить даже в рамках специально организованного дошкольного образования.   Трагедия детских садов в том, что они пытаются это сделать. Сотрудники дошкольных учреждений говорят о том, что обстановка в учреждении  приближена к домашней, а  по сути, она казенная.  Как бы мы не старались. Эти два различия мы должны иметь ввиду.  

На выходе, получается, что сегодня, на пороге школы, принципиальных различий между так называемым домашними  и не домашними  быть в принципе не может. Потому что разницы между ребенком получившем домашнее образование и ребенком, окончившим какое  либо дошкольное заведение  нет. Абсолютно не исключается, что родители могут лучше справиться с задачей подготовки ребенка к школе.  

Но, что касается адаптации детей к школе, то адаптироваться ребенку после детского сада в целом легче. Самое лучшее  для детей дошкольного возраста это интересное  время в детском саду. Каждый день должно быть что - то новое, чтобы ребенку хотелось прийти в учреждение с огромным желанием.  В процессе образовательной деятельности мы применяем метод проблемы. Это помогает детям мыслить и размышлять, чтобы найти ответ и  решение в сложившейся ситуации. Коллективное решение проблемы помогает ребятам действовать взаимосвязано, учит слушать и слышать мнения других ребят.  

Еще один больной вопрос дошкольного образования - это подготовка и переподготовка профессиональных кадров. На сегодняшний день можно выделить несколько проблем. К сожалению, высшее образование изначально по своим программам не готовит специалистов, которые могут спокойно прийти  детский сад работать с детьми.  И если  мы посмотрим  на эти программы, то в них нет целого ряда направлений развития детей, который абсолютно необходим. Таким образом, специалист, который приходит впервые в детский сад, получил можно так сказать, половинчатое образование.  И получается так, что помимо новшеств, которые водятся постоянно,  так как система образования  развивается, методические службы детских садов сталкиваются с проблемой доводки специалиста. То есть, специалист приходит не только не готовым работать в современных условиях, но и без базового серьезного академического образования.

Именно поэтому, каждый педагог образовательного учреждения должен постоянно самообразовываться. Развиваться творчески и духовно, чтобы как можно больше дать детям знаний, умений и навыков. Быть ребятам настоящим другом, наставником, помощником.

Вкладывая в свое образование и самообразование, мы вкладываем знания в детей, в настоящее и будущее поколение. В наше настоящее и будущее.  

Давайте дадим детям интересно и весело и познавательно прожить их период детства, чтобы детство было детством.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья для Международной научно-практической конференции «Управление качеством образования в новых социокультурных условиях: опыт, проблемы, перспективы» по теме: "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников"

Нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И сама...

Инновации в образовательном пространстве: Опыт, проблемы, перспективы Статья:"Роль проектной в развитии познавательной активности детей дошкольного возраста"

Инновации в образовательном пространстве:ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ,ПЕРПЕКТИВЫ. Статья: "Роль проектной в развитии позновательной активности детей дошкольного  возраста" (ссылка)...

Статья «Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья: опыт, проблемы, перспективы»

Данная статья посвящена проблеме развития художественно – творческих способностей старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья (нарушением интеллекта) посредством пластилинографии...

Публикация статьи "Методическое сопровождение игры-путешествия как формы познавательно-исследовательской деятельности дошкольников " в сборнике VIII Международной конференции «Инновации в образовательном пространстве: опыт, проблемы, перспективы", 2017г.

В статье рассмотрены вопросы актуальности познавательно-исследовательской деятельности в развитии детей; организация познавательно-исследовательской деятельности детей в форме игры-путешествия по стан...

статья "Работа с родителями в условиях реализации ФГОС ДО"в сборнике "ИННОВАЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ:ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ"

В статье раскрыты особенности работы с родителями в ДОУ на современном этапе, обозначены условия для более успешной и плодотворной работы....

Статья в сборнике IX Международной научно-практической конференции «Инновации в образовательном пространстве: опыт, проблемы, перспективы»: "Использование песочной анимации в работе с воспитанниками детского дома"

В статье проанализирован опыт работы педагогов по использованию песочной анимации в работе с воспитанниками детского дома, автором предложены подходы к организации данного вида изобразительной деятель...