Лучшие традиции детско-родительских мероприятий
статья

Трифонова Мария Юрьевна

Семья и дошкольное учреждение - два важных института социализации ребенка. И хотя их воспитательные функции различны, для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Центральное место в формировании личности ребенка занимает семья. Необходимо, чтобы детский сад и семья были открытыми друг другу и помогли раскрытию способностей, возможностей ребёнка, а самое главное – его дальнейшей социализации на основе ценностных ориентиров. Каким будет наше поколение – зависит от нас сегодня, поэтому данный опыт работы актуален в части воспитания не только детей, но и родителей с целью формирования крепких семейных отношений, традиций, строящихся на основе духовно-нравственного воспитания.

Поиск новых форм работы с родителями остается всегда актуальным. ДОУ проводит планомерную целенаправленную работу с родителями, в которой решает следующие задачи:

  • установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника;
  • объединение усилий для развития и воспитания детей;
  • активизация и обогащение воспитательных умений родителей;
  • транслирование положительного опыта семейных отношений;
  • воспитание на основе уважительного отношения к традициям и семейным ценностям.

Основой успешной работы стало создание единого педагогического пространства между семьёй и ДОУ. Чтобы родители и педагоги стали соратниками, творчески развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребенка, а поняв его, помогать во всем, быть терпеливыми и деликатными и тогда все получится.

В работе с родителями сочетаются коллективные и индивидуальные формы взаимодействия. Проводимые педагогами собрания, индивидуальные беседы, консультации, тематические выставки в сочетании с практическими заданиями, консультациями специалистов помогают родителям овладевать педагогическими знаниями, быть грамотными в воспитании детей.

Досуговое направление в работе с родителями оказалось самым привлекательным, востребованным и полезным.

На сегодняшний день можно сказать, что в ДОУ сложилась определенная система в работе с родителями. В результате организованное сотрудничество дало импульс к построению взаимодействия с семьей на качественно новой основе, предполагающей осознание общих целей, человеческих и духовных ценностей, стремление к взаимопониманию, сплочению детей, родителей, педагогов, повышению авторитета детского сада, укреплению доверия родителей к профессионализму педагогов.

Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Мы не останавливаемся на достигнутом, продолжаем искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни.

 

2020 г.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Конкурс лучших педагогических практик по теме «Традиционные семейные ценности детям и молодёжи» в рамках проекта « Межприходской доховно -просветительский центр «Семейная академия» Опыт работы Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида № 35 «Звездочка» г. Юрга, Кемеровская область МБДОУ ДСКВ № 35 «Звездочка» Лучшие традиции детско-родительских мероприятий

Слайд 2

МБДОУ ДСКВ № 35 «Звездочка» НАШИ ЦЕННОСТИ Думающие родители Системность Эффективность Постоянное развитие Опора на семейные ценности, традиции, опыт, Счастливые дети Единая команда Ответственность за результат Здоровый ребенок Безопасное детство Профессионализм педагогов

Слайд 3

МБДОУ ДСКВ № 35 «Звездочка»

Слайд 4

МБДОУ ДСКВ № 35 «Звездочка»

Слайд 5

МБДОУ ДСКВ № 35 «Звездочка» Родительское собрание «Яблоко от яблони»

Слайд 6

МБДОУ ДСКВ № 35 «Звездочка»

Слайд 7

МБДОУ ДСКВ № 35 «Звездочка»

Слайд 8

МБДОУ ДСКВ № 35 «Звездочка» Широкая масленица

Слайд 9

МБДОУ ДСКВ № 35 «Звездочка» Квест «Дорогами бессмертного полка»

Слайд 10

МБДОУ ДСКВ № 35 «Звездочка» Создание дружелюбного партнерства между детским садом и семьей выработка согласованного взгляда, определение духовных и семейных ценностей, транслирование положительного опыта о воспитание Установление доверительно-деловых контактов Вырастить успешных! создание у педагога и трансляция родителям положительного образа ребенка коррекция всеми взрослыми своих воспитательных позиций, на основании чего реализуется единое педагогическое воздействие Воспитать достойных! Установление доверительных отношений



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 35 «Звездочка»

Юргинский городской округ

Лучшие традиции детско-родительских мероприятий

Опыт работы дошкольного учреждения

Автор:

Трифонова Мария Юрьевна,

воспитатель МБДОУ ДСКВ № 35 «Звездочка»

города Юрги

2020 г.


Жизнь и развитие дошкольного учреждения в настоящее время немыслима без активного участия в этом родителей, как единомышленников и полноправных участников образовательного процесса. Детский сад - первый социальный институт, первое образовательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение.

 В соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка». Разработан Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), который отвечает новым социальным запросам и где большое внимание уделяется работе с родителями.

 В настоящее время уровень педагогической культуры основной массы родителей недостаточно высок, что отрицательно сказывается на результатах их воспитательной деятельности, проявляется в низком уровне воспитанности многих современных детей. Повышение педагогической культуры родителей является основой раскрытия творческого потенциала родителей и совершенствования семейного воспитания.

Цель работы с родителями – формирование здорового поколения на основе традиционных семейных ценностей, установление доверительных отношений с детьми, родителями и педагогами, повышение родительской активности и педагогической компетентности через использование различных   форм и методов взаимодействия с семьёй.

Взаимодействие родителей и детского сада - это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели.

Систематическое разностороннее педагогическое просвещение родителей предусматривает ознакомление их как с основами теоретических знаний, так и с практикой работы с детьми. Как бы глубоко не продумывались формы воспитания детей в нашем детском саду, какой бы высокой ни была квалификация педагогов, невозможно достигнуть поставленной цели без постоянной поддержки и активного участия родителей в образовательной деятельности.

Но как заинтересовать родителей в совместной работе? Как создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками воспитательного процесса? Как сделать, чтобы родители с интересом посещали мероприятия ДОУ, стали активными участниками, а не пассивными наблюдателями педагогического процесса? Тема самым ненавязчиво повысили и свои психолого-педагогические знания, транслируя опыт своих семейных отношений для примера другим семьям.        

Возникла необходимость поиска новых форм взаимодействия с родителями, которые всегда актуальны. Главный выбор пал на общие родительские собрания. На них обсуждаются результаты образовательной работы, задачи на новый учебный год, вопросы   воспитания и образования детей, проблемы летнего оздоровительного периода и многое другое. Его цель - координация действий родительской общественности и педагогического коллектива по вопросам образования, воспитания, оздоровления и развития воспитанников.

Как правило, родительские собрания проходили в форме трансляций педагогических знаний. Позиция педагога имела характер наставлений и пропаганды. Общение носило формальный характер. Выбранные нами нетрадиционные формы проведения общих родительских собраний   помогли активизировать, сплотить и заинтересовать родителей, решить с их помощью многие задачи, стоящие перед коллективом ДОУ, а самое главное – сформировать новые семейные традиции, тем самым укрепить семейные отношения, что несомненно положительно скажется на подрастающем поколении.

  Наше дошкольное учреждение проводит планомерную целенаправленную работу с родителями, основанную на педагогике сотрудничества, в которой решаются следующие приоритетные задачи:

обеспечить открытость дошкольного образования;

• установить партнерские, доверительнее отношения с семьей каждого воспитанника;

• объединить усилия для развития и воспитания детей;

      • активизировать и обогатить воспитательные умения родителей;

     • создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимной поддержки.

С самого начала функционирования детского сада мы изменили традиционную форму проведения собраний, преобразовав её в интерактивную.

Отличительные особенности общих родительских собраний, организуемых и проводимых в ДОУ № 35 «Звездочка» это:

 - учёт запросов и интересов родителей;

- приоритетность семейных и духовных ценностей;

- нестандартная подача материала;

-непосредственное участие родителей;

      - динамичность ведения собраний;

      - сюрпризность.

          И начали мы вот с чего: на самом первом родительском собрании «Топ, топ, топает малыш» предстояло познакомить родительскую общественность со специалистами и сотрудниками, с которыми придётся контактировать в период посещения детского сада. Провести это знакомство помогли сказочные персонажи – Мальвина, Буратино, Пьеро, Лиса Алиса, роли которых исполняли воспитатели. Мальвина представляла сотрудников, коротко рассказывала о их профессиональных достижениях и умениях. Буратино, конечно, сомневался, и тут же получал доказательство: его вместе с присутствующими приглашали на зарядку, которую проводила инструктор по физической культуре, поучаствовать в логоритмических упражнениях и пальчиковых играх вместе с логопедом родителями и др. О работе воспитателей красноречиво поведала песня «Воспитатель» и пародийная юмористическая сценка «Сбор на прогулку» в исполнении педагогов ДОУ, вызвавшая шквал положительных эмоций всех присутствующих.  И, конечно же, не обошлось без сюрприза. После того, как представили поваров, они угостили собравшихся вкусным напитком из шиповника и гречневой кашей с булочками. Таким образом, было положено начало тесной совместной работы с родителями, которые на практике убедились, что их дети попадут в умелые, надёжные руки педагогов и будут вкусно накормлены.

        Для решения задач правового воспитания дошкольников и повышения правовой культуры педагогов и родителей было организовано общее родительское собрание «И я имею право!», посвященное защите прав ребёнка. Родители вновь были удивлены: небольшие, лаконичные сообщения ведущего собрания - заведующего детским садом, инспектора ПДН, перемежались выступлением агитбригады педагогов ДОУ, мелодекламацией и чтением стихов детей подготовительной к школе группы по данной теме, показом презентации «Защитим тебя, малыш!», подготовленной на основе Конвенции ООН о правах ребёнка. Закончилось мероприятие интерактивной рубрикой «Спрашивайте - отвечаем». Доброжелательная, неназидательная атмосфера помогла родителям раскрепоститься и активно включиться в работу собрания, проявляя живой интерес к теме. Сюрпризным моментом мероприятия явилось чаепитие, устроенное по окончании собрания, с печеньем в форме звёздочек, которые испекли дети подготовительной к школе группы совместно с воспитателем. В отзывах родители отметили пользу, высокую организованность собрания, которое прошло интересно, динамично, эмоционально, а главное – расширило знания по данному вопросу.

Игра – важное условие социального развития ребёнка. «Как ребёнок играет в детстве, так он будет работать во взрослой жизни» - гласит народная мудрость. На общем родительском собрании «Арбузный MIX - играем вместе» поднималась проблема активизации игровой деятельности дошкольников в условиях семьи. Поиграв в ассоциации, узнав мнения родителей о месте и роли игры в жизни ребёнка, мы раскрыли виды игр и их значение в развитии дошкольников, отметили, что это - естественный и продуктивный способ обучения детей. Помятуя о пословице «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», родителям были предложены игры под руководством воспитателей: пальчиковые, подвижные, словесные; эксперименты с арбузом: изобразить арбуз в разных техниках и разными материалами, а затем организовать эти и подобные игры, и эксперименты дома со своими детьми. За усердие и активность в играх родители получили музыкальный подарок – танец «Ягодка» в исполнении молодых педагогов ДОУ. Ведь арбуз тоже ягода! К данному собранию был приурочен конкурс и выставка совместных творческих детско – родительских работ «Арбузный MIX», в разработке положения которого принимали участие и родители. В конце подвели итоги и наградили победителей. Было очень приятно видеть довольные лица родителей, когда им вручали грамоты.  Все «арбузники» проходят по-разному, но очень весело.  Наше собрание закончилось сюрпризом - разбиванием пиньяты (большого арбуза из папье-маше, внутри которого было угощение) и угощением арбузом.

Подготовкой общих родительских собраний в нашем дошкольном учреждении, оформлением музыкального зала соответственно теме мероприятия занимается творческая группа педагогов. Учитывая актуальность, пожелания и запросы родителей, были организованы и проведены следующие общие родительские собрания:

  •  «С высоты птичьего полёта», на котором речь шла об индивидуальном подходе к каждому ребёнку, о последствиях негативных и позитивных стилей семейных отношений. Большое оживление внесла юмористическая сценка «Птичий переполох», в которой воспитатели ДОУ, изображающие различных птиц, превратились из несмышлёных птенчиков в умных птенцов, благодаря «птице – маме», которая нашла правильный подход к каждому своему «птенчику».
  • «Яблоко от яблони» - на собрании рассматривался вопрос о нравственном воспитании дошкольников. Соведущими собрания были герои произведения В. Сутеева «Мешок яблок» - Заяц с зайчатами, периодическое появление которых, вносило в ход собрания позитивные нотки.  Широко использовались произведения детской художественной литературы.  При помощи родителей к данному мероприятию была организована выставка старых книг А. Барто, В. Сутеева, Н. Носова, Г. Остера и др., поднимающих проблемы нравственности детских поступков и способы их разрешения «Книжки твоей мамы и бабушки», рекомендованных в дальнейшем для чтения с детьми дома. К собранию был приурочен конкурс блюд «Яблочные фантазии». Родители и педагоги изготовили различные яблочные пироги, десерты, варенье, с которыми после подведения итогов и награждения организовали чаепитие.
  • «Здоровому -  всё здорово!»  -  тема данного собрания говорит сама за себя, главная его цель - формирование у родителей мотивации здорового образа жизни, ответственности за свое здоровье и здоровье своих детей. Инструктор по физической культуре раскрыла цели и задачи по формированию у детей ЗОЖ, предложила посмотреть видео фрагменты физкультурного занятия с детьми 4-5 лет и утренней гимнастики в подготовительной группе.  Доктор Пилюлькин  (педиатр) поведал о важности прививок и прогулок, ответил на интересующие родителей вопросы. Старший воспитатель познакомила с презентацией «Закаливание», которое организуется в детском саду и рекомендуется проводить дома. Родители вместе с Незнайкой поиграли в игру «Полезно - вредно». Сюрпризом была выставка различных полезных салатов для детей с дегустацией, которые приготовили педагоги и родители, а попробовав, обменялись рецептами.

Наряду с общими родительскими собраниями, очень полезным, привлекательным для педагогического коллектива «Звездочки» является досуговое направление. Совместные традиционные для нашего учреждения мероприятия, приводят к положительным результатам: способствуют установлению тёплых отношений, эмоционального контакта между педагогами и родителями, между родителями и детьми, позволяют ближе узнать друг друга, сплотиться в дружный коллектив единомышленников.

С 2016 года на базе нашего детского сада организуются спортивные праздники, приуроченные ко Дню защитника отечества «Папа может!» с участием команд из двух дошкольных образовательных учреждений, в которых участвуют папы воспитанников и сами дети. В разработке конкурсов, подготовке оборудования принимают участие родители. Мероприятия проходят очень азартно, динамично, эмоционально. Сюрпризом на таких праздниках бывает выступление детей и воспитателей со спортивными номерами. Об успехе мероприятия организаторы спортивного праздника могут судить по отзывам приглашенных почетных гостей – представителей ГИБДД, пожарной инспекции, Детско-юношеского центра города Юрги, зрителей и самих участников – родителей и воспитанников.

Уже традиционно, в рамках работы муниципальной проблемной группы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников в мае месяце проводится городское мероприятие – военно–патриотический квест для детей 5-7 лет «Дорогами бессмертного полка». Мероприятие организуется седьмой год подряд, пользуется в городе огромной популярностью. Более 20 команд из дошкольных учреждений города ежегодно принимают участие в квесте. Дошкольники вместе с родителями проходят интереснейшие этапы, испытания как настоящие воины, защитники своей Родины. Каждую команду отличает форма одежды, а названия зачастую соответствуют одному из родов войск Российской Федерации – «Пограничники», «Моряки», «Спецназ», «ВДВ» и др. Родители наших воспитанников принимают в квесте самое активное участие в разработке сценария, маршрутов, оформлении станций, наблюдении на дистанциях и судействе испытаний на каждом этапе, приобретая и совершенствуя необходимые навыки для организации мероприятия. А главное – активно поддерживают и подбадривают детей при прохождении препятствий.

«Масленица» - один из любимых, масштабных народных праздников, который мы всегда организуем для воспитанников всего детского сада на улице - никогда не обходится без участия и помощи родителей.  Они расчищают площадку от снега, пекут блины, приобретают угощение к чаепитию, играют роли, встают вместе с детьми в хоровод, поют частушки, управляют повозкой с лошадьми, организуют катание детей на санях. Все это позволяет окунуться в традиции русского народа, способствует общим эмоциональным переживаниям педагогов – родителей -  детей.  

В результате использования современных форм взаимодействия с семьей, вовлечения родителей в образовательный процесс постепенно ушло недопонимание и недоверие. Эффективно организованное сотрудничество дало импульс к построению взаимодействия с семьей на качественно новой основе, предполагающей осознание общих целей, человеческих и духовных ценностей, стремление к взаимопониманию, сплочению детей, родителей, педагогов, повышению авторитета детского сада, укреплению доверия родителей к профессионализму педагогов.

В заключении хочется отметить, что семья и детский сад – два воспитательных феномена и каждый по-своему дает ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.  

Приложения:

  1. Презентация «Лучшие традиции детско-родительских мероприятий»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы "Традиции детско-родительских мероприятий в старше-подготовительной группе «Солнышко»

В данном материале представлен опыт работы с родителями в старше-подготовительной группы МБДОУ "Детский сад№30 "Родничок"...

Детско-родительское досуговое мероприятие "Детский сад, семья и я - лучшие друзья"

Мероприятие включает в себя интеллектуальную игру "Звёздный час" с вопросами по пройденному материалу в детском саду, сценки, песни, мини-конкурсы с участием детей и их родителей. ...

Традиции детско-родительских мероприятий

Небольшая статья к участию в конкурсе: номинация «Лучшие традиции детско-родительских мероприятий». Описаны традиции нашего ДОУ....

ЛУЧШИЕ ТРАДИЦИИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ

В целях обеспечения полноценного развития и успешного решения задач воспитания детей дошкольного возраста, в ДОУ активно ведется  работа педагога-психолога по внедрению новых подходов, в том...

Описание опыта "Лучшие традиции детско-взрослых мероприятий в дошкольном учреждении"

Модель социального партнерства ДОО и семей воспитанников понимается как процесс межличностного общения, результатом которого является формирование у родителей осознанного отношения к собственным взгля...

Детско - родительское образовательное мероприятие "Семейные увлечения и традиции" в средней группе

формирование интереса детей к интеллектуально-познавательному общению с взрослыми....