Дидактические игры по развитию речи для первой младшей группы
учебно-методический материал (младшая группа)

Найди и назови»

Цель. Та же, понимать значение слов, обозначающих пространственное расположение предметов на картинке.

Оборудование. То же, что и в предыдущей игре.

Ход игры (проводится индивидуально и подгруппами). Педагог называет изображение на картинке (например, шарик и кубик рядом), а ребенок показывает его на своем листе. Педагог дает ему маленькую карточку, и ребенок, проверив правильность своего выбора, закрывает ею изображение на своем листе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дидактические игры по развитию речи для первой младшей группы

«Найди и назови»

Цель. Та же, понимать значение слов, обозначающих пространственное расположение предметов на картинке.

Оборудование. То же, что и в предыдущей игре.

Ход игры (проводится индивидуально и подгруппами). Педагог называет изображение на картинке (например, шарик и кубик рядом), а ребенок показывает его на своем листе. Педагог дает ему маленькую карточку, и ребенок, проверив правильность своего выбора, закрывает ею изображение на своем листе.

"Подбери пёрышко"

Дидактическая задача: Учить детей называть и различать красный и жёлтый цвета. Развивать умение группировать предметы по цвету.

Материал: картинка с изображением петуха с пышным хвостом, не раскрашеннным, где перья- прорези. Перья двух цветов: красный и жёлтый.

«Прокати шарики»

Цель. Развивать зрительно-двигательную координацию, закреплять хватание щепотью, развивать соотносящие действия.

Оборудование. Желоб для скатывания, цветные шарики в коробке, корзина.

Ход игры. Педагог показывает, как брать шарики щепотью и класть их на верхний конец желоба. Обращает внимание, что шарик катится по желобу в корзину. Затем по подражанию дети по одному повторяют действия педагога. Остальные следят, как катится шарик. Каждый ребенок прокатывает 2–3 шарика.

Игра «Солнце или дождик?»  

 Цель. Учить детей выполнять действия согласно различному звучанию бубна. Воспитание у детей умения переключать слуховое внимание.  Ход: Взрослый говорит детям: «Сейчас мы с вами пойдем гулять. Мы выходим на прогулку. Дождя нет. Погода хорошая, светит солнце, и можно собирать цветы. Вы гуляйте, а я буду звенеть бубном, вам будет весело гулять под его звуки. Если начнется дождь, я начну стучать в бубен, а вы, услышав стук, должны бежать в дом. Слушайте внимательно, когда бубен звенит, а когда я стучу в него».  Методические указания. Воспитатель проводит игру, меняя звучание бубна. 

«Узнай и назови »

 Цель: развивать  у детей  внимание, наглядно - образное мышление, речь ; воспитывать познавательный интерес .

Материал: плотный картон, клей , карточки  с изображением природных явлений( дождь, снег,  ветер,  тучи, солнце), табличка с названием  месяца , дни  недели , времени  года .

  Ход игры:

На столе разложены, изображения  растений, природных явлений дождь, снег,  ветер,  тучи, солнце), табличка с названием  месяца , дни  недели , времени  года . и т.д. Воспитатель убирает одну из картинок, и дети должны рассказать,   про ту или  иное  явление природы.

«Устроим кукле комнату»

Цель:учить детей различать и называть предметы мебели, рассказывать об их назначении; учить четко и правильно произносить звукоподражательные слова, отрабатывать произношение звуков.

- развивать речь детей, расширять словарный запас; учить употреблять в речи глагол «лежать» в повелительном наклонении «ляг»;

- способствовать воспитанию интереса к занятию, бережного отношения к предметам мебели, заботливого внимания к людям.

Оборудование: кукла, игрушечная мебель (кровать, стол, стул, шкаф, буфет, посуда, одежда, колокольчики.

«Кого не стало?»

Цель:Научить детей называть и узнавать животных по картине.Развивать мышление,память,речь.Пополнить словарный запас детей.

На столе изображения животных. Педагог просит закрыть глаза и убирает одну из картинок (ежа, медведя, тигра, зайца и т. д.).

Педагог: Кого не стало?

Ребёнок: Ежа (медведя, тигра, зайца и т. д.).

«Подбери петушку пёрышко»

Цель: учить детей различать и называть основные цвета. Активизировать словарь. Повторять за воспитателем короткий, описательный рассказ, упражнять в звукоподражании.

Ход игры

Перед детьми цветной силуэт, на котором изображён большой, красивый петух, с пышным хвостом (хвост намечен контуром и не раскрашен).

В том месте, где должны начинаться перья, сделаны прорези. (Перья воспитатель заранее вырезает из бумаги и окрашивает с двух сторон). Рядом от петуха на столе разложены перья разных цветов. Воспитатель обращает внимание детей на петуха. Поясняет, что петушок очень грустит и не поёт свою песенку. Потому что он потерял свои пёрышки от хвоста. «Но я их нашла, и принесла сюда» - говорит воспитатель.

«-Давайте, ребята подарим петушку пёрышки. Вначале пёрышко подарю я, - предлагает воспитатель. – Петушок, какое пёрышко тебе подарить?» ( «Красное»). Воспитатель находит красное пёрышко, показывает детям, затем вставляет его в прорезь и говорит:

«Вот тебе, петушок, красное пёрышко»

«Пусть Ваня подарит мне пёрышко», - просит петушок.

Задания следует разнообразить: ребёнок выбирает любое перо, показывает его детям, называет цвет («Решил подарить петушку жёлтое пёрышко»); петушок просит ребёнка подарить ему перо определённого цвета и т. д.

Если ребёнок ошибается, петушок кукарекает: «Кукареку! Хочу другое перо. Хочу перо зелёное.»

В заключении дети любуются красивым петушиным хвостом. «Красивый у меня хвост! – радуется петушок. «Очень, очень красивый» - подтверждают дети. «Я вам сейчас спою свою песенку». Петушок кукарекает.

Игра «Поручения»

Цель: Учить детей быть аккуратными и желание помочь взрослым. Воспитывать положительное отношение к труду по самообслуживанию, самостоятельность.

Игровое правило. Убрать комнату чисто, аккуратно.

Ход игры:

В гости к детям приходит киска (игрушка) и говорит: «Как чисто и уютно у вас в групповой комнате!» Воспитатель просит детей объяснить, как они убирают комнату, и приглашает киску помочь в уборке.

Проводится игра «Убери комнату». Воспитатель говорит: «Дети, в нашей комнате порядок? Где должны стоять машинки?» Дети отвечают: «В гараже». Воспитатель называет ребенка по имени и просит его поставить машинки в гараж. Ребенок говорит киске: «Машины в гараже». Киска находит, что еще не убрано в комнате и просит другого ребенка, например, поднять с пола кусочки бумаги и отнести в мусорное ведро.

Воспитатель предлагает дать поручения и киске: просит ее вытереть тряпочкой стол в кукольном уголке. Поручения даются каждому ребенку. Киска громко звонит в колокольчик и хвалит каждого ребенка за выполненное поручение. Киска показывает воспитателю, как чисто стало в комнате, и говорит:

Я поставлю в шкафчик миску,

Вытру крошки со стола,

Я — хозяйственная киска,

Тут порядок навела.

«Кто что делает?»

Задачи:

- учить детей внимательно рассматривать картинку и называть изображенные на ней предметы (или людей, животных, птиц, их качества, действия;

- активизировать словарь детей;

- учить согласовывать в речи существительные, прилагательные и глаголы, использовать предлоги.

Самый простой уровень - картинки с одним действием, например - кукла спит или кукла кушает.

«Что за форма?»

Цель: учить детей различать и называть знакомые им геометрические формы: шарик, кубик, кирпичик в разнообразной обстановке: по предъявлению (что это, среди нескольких других разных по названию и цвету, по слову воспитателя (найдите кубик) .

Ход игры

Дети сидят полукругом. Воспитатель показывает и предлагает всем по очереди назвать шарик, кубик, кирпичик. Объясняет, чем кубик отличается от кирпичика: "Кирпичик длиннее, на него можно поставить два кубика (показ). А кубик высокий, как маленький домик. Кубик-домик, а кирпичик-дорожка к домику"

Далее воспитатель раскладывает на своём столе кирпичики, шарики, кубики. Предлагает каждому ребёнку взять по одному предмету. Дети возвращаются на свои места, показывают взятое друг другу. Воспитатель спрашивает, кто какую фигуру выбрал. Проверяет, правильно ли дети соотносят предмет с его названием. Подсказывает правильные ответы.

затем воспитатель предлагает всем, у кого кубики, поднять их вверх. Если ребёнок ошибся, говорит ему:"Я просила поднять кубик. Он похож на домик. А у тебя кирпичик-дорожка к домику"

Далее даётся задание поднять кирпичики. В процессе выполнения задания воспитатель предлагает проверить, не ошиблись ли соседи сидящие рядом.

Воспитатель ставит на стол воротца и предлагает детям, взявшим шарики, прокатить их в воротца.

Затем воспитатель размещает на коврике шарики, кубики кирпичики. Приглашает детей предлагает взять с коврика по одному кирпичику. Проверяет, как они справились с заданием. Предлагает показать кирпичики друг другу. Дети обмениваются впечатлениями: "У меня красный кирпичик. И у меня красный. А у Олега кубик. "Воспитатель хвалит заметивших ошибку, даёт возможность ребёнку исправить её. Собирает кирпичики и вновь раскладывает их на ковре. Детям предлагает взять по одному кубику. Задание проверяется как и предшествующее.

Занятие заканчивается игрой. По совету воспитателя дети прокатывают шарики в воротца, строят дорожку к домику, башенки из кубиков.

Игра «Какой?»

Цель: развитие тактильной памяти, мыслительных операций, мелкой моторики, импрессивной и экспрессивной речи (помогает обогатить словарный запас существительными и прилагательными, такими как: мех, пух, стекло, ковролин, губка, линолеум… ; гладкий, холодный, мягкий, пушистый, шершавый, твердый, жесткий.)Воспитывать желания и интерес к игре.

«Отгадай и назови»

• Цель: учить детей группировать овощи и фрукты по их основным признакам и свойствам. Упражнять дошкольников в четком произношении фруктов: яблоко, груша, банан, слива, вишня и т. д.

• Игровые правила: поочерёдно брать из корзинки предмет, узнавать его и называть.

• Игровое действие: выбирают предметы для отгадывания.

• Материал: корзина с настоящими фруктами и несколько овощей для сравнения обобщающих слов: овощи, фрукты.

Ход игры

• Дети сидят на стульчиках. Кукла Осень поочерёдно подносит к ним корзинку. Дети достают из корзинки предметы и называют их.

• После того, как все фрукты будут в руках у детей, воспитатель предлагает положить их на большое блюдо и задаёт вопрос:

• -Как можно назвать все эти предметы, одним словом? (фрукты)

• -Какие вы ещё фрукты знаете, назовите? (ответы детей)

«Кому что нужно?»

Цель. Формировать представления детей о профессиях повара, дворника, парикмахера, врача. Учить детей находить орудия труда и материалы, необходимые людям той или иной профессии. Развивать внимание. память и речь детей.

Ход. Игра включает в себя картинки с изображением людей (дворник, парикмахер, врач, повар) и картинок с изображением орудий труда и материалов. Картинки складываются по типу пазлов. Ребёнку предлагается сложить цепочку из картинок с изображением разных предметов труда, необходимых для работы врачу, дворнику, повару, парикмахеру.

Игра «Угадай, что делать?» 

Цель. Учить детей соотносить характер своих действий со звучанием бубна. Воспитание у детей умения переключать слуховое внимание.  Подготовительная работа. Приготовить по 2 флажка на каждого ребенка.  Ход: Дети сидят полукругом. У каждого в руках по 2 флажка. Если педагог громко звенит бубном, дети поднимают флажки вверх и машут ими, если тихо - держат руки на коленях.  Методические указания. Взрослому необходимо следить за правильной осанкой детей и правильным выполнением движений; чередовать громкое и тихое звучание тамбурина надо не более четырех раз, чтобы дети могли легко выполнять движения. 

« Догадайся, что звучит?» 

Цель: Познакомить детей со звуками окружающего мира, их вычленять и узнавать.  Ход: Воспитатель показывает предметы поочередно и демонстрирует, как они звучат. Затем воспитатель предлагает отгадать загадки. Закрывает ширму и действует с разными предметами, а дети распознают, каким предметам принадлежат разные звуки. Объясняет, что звуков в мире много и все звучат по-своему. 

Игра «Догадайся, что звучит?» 

 Цель: Продолжать вычленять и узнавать звуки отдельных музыкальных инструментов.  Ход: Воспитатель показывает музыкальные инструменты поочередно и демонстрирует, как они звучат. Затем воспитатель предлагает отгадать загадки. Закрывает ширму и действует с разными инструментами, а дети распознают, чему принадлежат разные звуки.

«Часики»  

Цель: Развивать речевое внимание детей.  Ход: Воспитатель: Послушайте, как тикают часы: «Тик-так, тик-так», как бьют часы: «Бом-бом…». Чтобы они ходили, нужно их завести: «трик-трак…»!.  - Давайте заведем большие часы (дети повторяют соответствующее звукосочетание 3 раза); идут наши часы и сначала тикают, потом бьют (звукосочетания повторяются детьми 5-6 раз).  - Теперь заведем маленькие часы, часы идут и тихо поют, часы очень тихо бьют (дети каждый раз голосом имитируют ход и звон часов). 

Игра «Кто как кричит?»  

Цель: Развивать речевое внимание детей.  Ход: У мамы птицы был маленький птенец (выставляет картинки). Мама учила его петь. Птица пела громко: «чирик - чирик» (дети повторяют звукосочетание). А птенец отвечал тихо: «чирик-чирик» (дети повторяют звукосочетание 3-4 раза). Летал птенец и улетел далеко от мамы (переставляет картинку с изображением птенца подальше). Птица зовет сыночка. Как она его зовет? (Дети вместе с воспитателем повторяют звукосочетание). Птенец услыхал, что мама его зовет, и зачирикал. Как он чирикает? (Дети тихо произносят). Прилетел он к маме. Птица запела громко. Как? 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к дидактической игре по развитию речи в 1 младшей группе "У кого какая мама?"

Цель игры: познакомить детей с названиями детенышей домашних животных; закрепить названия домашних животных; закрепить умение громко и четко произносить звукоподражания; закрепить представления о част...

Дидактические игры по развитию речи во второй младшей группе

Дидактические игры по развитию речи во второй младшей группе...

Дидактические игры по развитию речи 2-я младшая группа

Дидактические игры по развитию речи2-я младшая группа...

Презентация Дидактические игры в развитии речи детей ( первая мл группа)

Дидактические игры -  используются для решения всех задач речевого развития .Они закрепляют и уточняют словарь,навыки быстрого выбора и наиболее подходящего слова,изминения и образования слов, уп...

Картотека дидактических игр по развитию речи в первой младшей группе

данная картотека поможет воспитателям при подготовке к занятию по развитию речи...

Картотетека дидактических игр на развитие речи в первой младшей группе

Картотетека дидактических игр на развитие речи в первой младшей группе...

НОД «Пойдем вместе играть» по развитию речи в первой младшей группе

Учить детей понимать текст и говорить громким голосом, продолжать работать над интонацией, четко проговаривать гласные звуки: «и», «о», «у», «а».2. Прод...