Игра - как средство воспитания
статья

    В дошкольном возрасте игра является тем видом деятельности, в котором формируется личность, обогащается её внутреннее содержание. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra_kak_sredstvo_vospitaniya.docx17.77 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитатель ГБОУ СОШ №1 «ОЦ» п.г.т. Смышляевка СП «Детский сад «Самоцветы»

Иванова Е.Н.

Игра – как средство воспитания

     В педагогической теории игры, особое внимание уделяется изучению игры, как средства воспитания. Основополагающим является положение о том, что в дошкольном возрасте игра является тем видом деятельности, в котором формируется личность, обогащается её внутреннее содержание. Основное значение игры, связанной с деятельностью воображения, состоит в том, что у ребёнка развиваются потребность в преобразовании окружающей действительности, способность к созиданию нового. Он соединяет в сюжете реальные и вымышленные явления, наделяет новыми свойствами и функциями знакомые предметы (кресло – космическая ракета).

    Игра - одно из самых сильных воспитательных средств в руках педагога. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны личности ребенка, удовлетворяются многие его интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер.

    Задача педагога – подобрать такие игры, чтобы они не только увлекали ребенка, но и давали ему здоровую пищу для ума. Умелое педагогическое руководство игрой способствует формированию у дошкольников такого целостного опыта, который пригодится им в будущей учебной и практической деятельности. Она позволяет установить более тесный контакт с ровесниками, помогает лучше узнать друг друга, развивает коммуникабельность, порой, именно в игре ребенок проявляет себя с совершенно с неожиданной стороны. Игра вызывает чувство соревнования, желание победить, учит сопереживанию, содействует развитию эмоционально-волевой сферы, стимулирует деятельность. Интересная игра повышает умственную активность ребенка, и он может решить более трудную задачу, чем на занятии. Но это не значит, что занятия должны проводиться только в форме игры. Обучение требует применения разнообразных методов.

Задачи игры:

  1. Главная задача обучение – подготовка детей к жизни.
  2. Способствовать адаптации ребенка к условиям социальной жизни в дальнейшем.
  3. Организация учебно-познавательной деятельности.
  4. Создание и укрепление детского коллектива

В современной педагогической литературе изложен достаточно широкий спектр подходов к классификации игр:

1 группа – предметные игры, как манипуляции с игрушками и предметами. Через игрушки, предметы – дети познают форму, цвет, объем, материал, мир животных, мир людей и т.п. Ребята младших групп любят игры с куклами и игрушками.

2 группа – игры творческие, сюжетно-ролевые, в которых сюжет – форма интеллектуальной деятельности.

3 группа – дидактические игры. Как правило, они требуют от дошкольника умения расшифровывать, распутывать, разгадывать, а главное – знать предмет. Чем искуснее составляется дидактическая игра, тем наиболее умело, скрыта дидактическая цель.

4 группа – спортивные (подвижные) игры. Спортивные игры дают возможность детям широко проявлять свою инициативу, требуют от игроков сообразительности, быстроты, ловкости. Игрок должен согласовывать свои действия с действиями товарищей, разгадывать их замыслы и тактику ведения игры.

5 группа - игры интеллектуальные – игры-упражнения, «Что? Где? Когда?» и настольные игры, например, шашки, шахматы и т.д.

Одним из положений педагогической теории игры является признание игры как формы организации жизни и деятельности детей дошкольного возраста.

     Первая попытка организовать жизнь детей в форме игры принадлежала Ф. Фребелю. Он разработал систему игр, преимущественно дидактических и подвижных, на основе которых осуществлялась воспитательная работа в детском саду. Все время пребывания ребенка в детском саду было расписано в разных видах игр. Завершив одну игру, педагог вовлекал детей в новую.

    В отечественной педагогике мысль о том, что жизнь детского сада должна быть наполнена разнообразными играми, настойчиво развивала Н.К.Крупская. Отмечая исключительное значение игр для детей дошкольного возраста, Н. К. Крупская писала: «...игра для них - учеба, игра для них - труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Игра - для дошкольников - способ познания окружающего». Поэтому, по глубокому убеждению Н. К. Крупской, задача педагога - помогать детям в организации игр, объединять их в игре.

    Идею о необходимости «пропитать всю жизнь» маленького ребенка игрой высказывал А.С.Макаренко. Сам он блестяще реализовал эту идею, работая с трудными подростками.

     Научное обоснование игры как формы организации жизни и деятельности детей в детском саду содержится в работах А. П. Усовой. По мнению А. П. Усовой, воспитатель должен находиться в центре детской жизни, понимать происходящее, вникать в интересы играющих детей, умело их направлять. Чтобы игра выполняла в педагогическом процессе организующую функцию, воспитателю нужно хорошо представлять себе, какие задачи воспитания и обучения можно с наибольшим эффектом в ней решать.

В играх ребёнок осваивает окружающий предметный мир и отношения взрослых.

      Через себя в игре ребёнок начинает понимать другого человека, точно так же как через другого начинает понимать себя. Роль игры в воспитании состоит в том, что именно в играх дети раскрывают свои положительные и отрицательные качества и педагог получает полную возможность влиять должным образом на всех вместе и на каждого в отдельности. Воспитательная роль игры состоит в том, что игры приучают детей жить и работать в коллективе, считаться с интересами товарищей, приходить им на выручку, соблюдать установленные правила, выполнять требования дисциплины. Игра выступает как подготовительный этап развития ребенка.

Игры пятиминутки:

1.Игра «Хлопни в ладоши», когда услышишь заданное слово или «Четвёртый лишний» - игры на развитие внимания, памяти, логического мышления.

2. Придумать слова с заданной буквой:

- начинающиеся на букву «А»

- игра “Я знаю 5 названий имен девочек/мальчиков/цветов” показывает знания детей, полученные ими на занятиях и в обыденной жизни.

Физкультминутки:

      Игры на внимание «Чего не стало?», «Какой цифры не стало?», «Найди своё место» - игра с цифрами, «Запомни порядок».

Ребята всех возрастов, любят играть с мячом. В старших группах учимся ловить мяч, бросать от себя, в игре «Сколько в слове слогов?». Педагог бросая мяч ребенку, называет слово. Ребёнок получивший мяч, называет количество слогов в этом слове и возвращает мяч педагогу.

     Различные игры, конструирование, лепка, рисование, чтение, общение и т.д., то есть всё то, чем занимается ребёнок до школы, развивают у него такие мыслительные операции, как обобщение, сравнение, абстрагирование, классификация, установление причинно-следственных связей, способность рассуждать.

     Игры должны приносить радость и внушать детям уверенность в своих силах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация. Тема: "Дидактическая игра как средство воспитания и развития логического мышления детей дошкольного возраста"

С помощью дидактических игр дети приучаются самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей....

Режиссерская игра как средство воспитания гуманного отношения к сверстникам у старших дошкольников

В статье рассказывается о роли игровой деятельности в социолизации дошкольника...

Подвижные игры как средство воспитания дошкольников .

Подвижные игры как средство воспитания дошкольников  ....

Консультация для родителей:Игра,как средство воспитания дошкольников

Консультация для родителей:Игра, как средство воспитания дошкольников...

Дидактические игры как средство воспитания культуры поведения детей 4-5 лет

Доклад "Дидактические игры как средство воспитания культуры поведения" содержит главы: "ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА  ПОСРЕДСТВОМ...