Как воспитывать толерантное отношение к «особым» детям?
консультация

Кирьянова Наталия Валентиновна

Проблемы воспитания подрастающего поколения в духе толерантности обусловлена изменениями, которые тревожат российское общество. Это рост агрессивности, озлобленности, нетерпимости, конфликтов. Поэтому формирование толерантного сознания и поведения является насущной необходимостью.

В детском саду чаще, чем понятие толерантность встречаются такие понятия, как дружба, сострадание, любовь, понимание, мир. Что в свою очередь являются компонентом толерантности.

Мир взаимоотношений дошкольников разнообразен. Они дружат, ябедничают, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют. В группах, особенно старшего дошкольного возраста, можно наблюдать сложную картину межличностных отношений детей.

Очень важно научить детей строить взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, особенно перед таким серьезным этапом их жизненного пути – обучение в школе.

Этапы работы по формированию толерантного отношения к сверстникам:

1 этап-ознакомление детей с основными законами и правилами человеческого общежития.

2 этап-закрепление полученных знаний, на основе которых должно сформироваться элементарное оценочное отношение к поведению людей.

3 этап-формирование устойчивого толерантного поведения.

и приемы работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_tolerantnost.docx24.82 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация.

Тема: «Как воспитывать толерантное отношение к «особым» детям?»

Подготовил: педагог-психолог Кирьянова Н.В.

Ежегодно 3 декабря во всем мире отмечают День инвалидов.  
Проведение 3 декабря Международного дня инвалидов направлено на привлечение внимания к проблемам инвалидов, защиту их достоинства, прав и благополучия, на привлечение внимания общества на преимущества, которые оно получает от участия инвалидов в политической, социальной, экономической и культурной жизни.

Цели, ради которых этот день был провозглашен, — полное и равное соблюдение прав человека и участие инвалидов в жизни общества. Эти цели были поставлены во Всемирной программе действий в отношении инвалидов, принятой Генеральной Ассамблеей в 1982 году.

В Советском Союзе об инвалидах предпочитали говорить как можно меньше, будто этих людей не существовало вовсе. Сейчас их по-прежнему нечасто встретишь на улицах российских городов. Совсем иная ситуация за рубежом, где инвалид-колясочник - обыкновенное явление. Объясняется эта ситуация, к сожалению, вовсе не плохим здоровьем жителей Запада и хорошим - наших соотечественников. По данным Минздрава РФ, в России насчитывается около 14,5 миллиона инвалидов.

Проблема в том, что в России не создана необходимая для свободного передвижения людей, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата, слуха или зрения инфраструктура. Для них в подавляющем большинстве своем не приспособлены улицы, общественный транспорт, дома. 

И в результате люди оказываются попросту запертыми в собственных квартирах, не имея физической возможности их покинуть. И - оставаясь один на один со своими нерешенными проблемами. 

Главная проблема «особого ребенка» заключается в ограничении его связи с миром, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченности общения с природой, доступа к культурным ценностям, а иногда – и к элементарному образованию. А так же проблема негативного отношения к детям с ограниченными возможностями со стороны сверстников. Наличия физических и психических барьеров, мешающих повышению качества образования детей с ограниченными возможностями. Проблемы усугубляет тот факт, что взрослые иногда сами интолерантно относятся к таким детям, называя их «неполноценными», «ущербными», «отсталыми». В связи с этим, одной из центральных задач в развитии нашего учреждения по отношению к детям с особыми потребностями является формирование толерантности, т.е. способности понять и принять ребенка таким, какой он есть, видя в нем носителя иных ценностей, логики мышления, иных форм поведения. А также воспитать у сверстников терпимое и уважительное отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья.
Проблемы воспитания подрастающего поколения в духе толерантности обусловлена изменениями, которые тревожат российское общество. Это рост агрессивности, озлобленности, нетерпимости, конфликтов. Поэтому формирование толерантного сознания и поведения является насущной необходимостью.

В детском саду чаще, чем понятие толерантность встречаются такие понятия, как дружба, сострадание, любовь, понимание, мир. Что в свою очередь являются компонентом толерантности.

Мир взаимоотношений дошкольников разнообразен. Они дружат, ябедничают, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют. В группах, особенно старшего дошкольного возраста, можно наблюдать сложную картину межличностных отношений детей.

Очень важно научить детей строить взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, особенно перед таким серьезным этапом их жизненного пути – обучение в школе.

Этапы работы по формированию толерантного отношения к сверстникам:

1 этап-ознакомление детей с основными законами и правилами человеческого общежития.

2 этап-закрепление полученных знаний, на основе которых должно сформироваться элементарное оценочное отношение к поведению людей.

3 этап-формирование устойчивого толерантного поведения.

и приемы работы.

Формирование установок толерантного поведения у детей протекает в разнообразных видах детской деятельности (игровой, познавательно-исследовательской, музыкально-художественной, продуктивной, двигательной, во время которых происходит обогащение личности воспитанников нравственными понятиями, представлениями и поступками.

Во-первых, необходимо вести работу по преодолению агрессивности и конфликтности детей, если таковые имеют место быть.

Во-вторых, организовывать взаимодействие и сотрудничество детей, правильно объединяя их для игры, занятий, выполнения трудовых поручений и т. д., учитывая принцип равенства позиции в общении.

В-третьих, повышать чувствительность к ситуациям и состояниям сверстников, воспитывать умение принимать их такими, какие они есть, развивать понимание партнеров по взаимодействию, терпение к ним.

В-четвертых, использовать любые стихийно возникающие моменты для оказания действенной помощи ровеснику, целенаправленно создавать проблемные ситуации, стимулируя активность детей на позитивный выход из них.

Какие  задачи решаются в ходе формирования у дошкольников способности проявлять терпимое отношение к детям-инвалидам?

  • необходимо формировать представление о том, что ценность человека не зависит от его способностей и достижений, каждый человек способен чувствовать и думать, имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
  • необходимо учить детей занимать различные позиции во взаимодействии, они должны научиться как руководить, так и подчиняться, взаимодействовать на равных.
  • терпимое отношение возможно только на основе проявлений дружелюбия, симпатии, умения замечать состояния другого человека, позитивно разрешать конфликты.
  • ребенка надо научить выдержке и терпению.
  • большое значение приобретает развитие у дошкольников эмпатии (сопереживания), сочувствия, содействия.
  • ребенку  необходимо освоить элементарные навыки принятия другого человека, даже если его внешний вид, речь, действия, поведение вызывают негативные эмоции.

Для улучшения внутригрупповых отношений и сплочения детского

коллектива в группе сверстников мы создали систему    традиций.

"Утро радостных встреч".

Каждое утро перед тем, как начинать дела дети собираются на паласе, встают в круг и приветствуют друг друга.

Приветствие способствует взаимопониманию и взаимному уважению всех членов группы, задаёт спокойный и доброжелательный тон.

Приветствуя друг друга, все называют имена, что позволяет установить дружелюбный, уважительный стиль общения друг к другу. При этом, дети могут высказать пожелания товарищу, сделать комплимент.

Варианты приветствий:

-Можно приветствовать друг друга, передавая какой-нибудь предмет: игрушку, мяч, цветок и т. д.

-Можно здороваться, изменяя очерёдность в круге, например, через одного человека.

-Дети приветствуют друг друга, зацепляясь мизинцами.

-Передают приветствие на другом языке (немецком, английском и др.)

-Можно приветствовать друг друга, сидя на ковре «по-турецки».

-Можно погладить, обнять, хлопнуть по ладошке.

-Можно выразить комплимент, пожелание

В результате:

-Учатся управлять своим поведением, понимать состояния других людей;

-Устанавливать контакты;

-Овладевают культурой общения;

-Формируется толерантное отношение к сверстникам.

Приложение

Приветствие «Солнышко»

Дети сидят на ковре, образуя круг. В центре ковра располагается желтый круг (солнышко). Каждый ребенок получает свой лучик. Дети по очереди здороваются друг с другом, приставляя свои лучики к кругу и направляя их в сторону того, кого они приветствуют, при этом дети высказывают краткое доброе пожелание. 

Например: «Здравствуй, Даша, как хорошо, что ты пришла! Я желаю тебе веселого настроения и т. д.

Воспитатель обращает внимание на большое солнце, которое получилось, и предлагает поприветствовать его и всех окружающих. Дети встают в круг и произносят речевку, выполняя движения в соответствии с текстом.

"Здравствуй, солнце золотое, (руки вперед)

Здравствуй, небо голубое, (руки вверх)

Здравствуй, вольный ветерок, (махи руками вверху)

Здравствуй, маленький дубок! (приседают)

Я живу в родном краю,

Всех я вас приветствую! " (руки вперед с наклоном)

- И ты мне друг!

Мы обиды все забудем

И дружить как прежде будем. "

"Не дерись, не дерись,

Ну-ка быстро помирись! "

"Экран добрых дел"

представляет собой лист ватмана, где в вертикальном столбике написаны имена и фамилии детей, а горизонтальном - приклеены картинки с добрыми делами детей: "Помощь взрослым", "Помощь другу", "Мы дежурные", "Мы дружные ребята", "Культура поведения за столом" и. т. д.

В клеточках напротив каждого имени рисуются значки (звездочки, сердечки, цветочки, если ребенок в течении дня совершает сам, без напоминания взрослых положительные поступки.

Данный ритуал позволяет научиться оценивать поступки других, услышать мнение о своем поведении, формирует устойчивое толерантное поведение.

«Мирилки»

помогают легко и быстро помириться без участия взрослых.

"Хватит нам уже сердиться,

Веселятся все вокруг!

Поскорей давай мириться:

- Ты мне друг!

- И ты мне друг!

Мы обиды все забудем

И дружить как прежде будем. "

"Не дерись, не дерись,

Ну-ка быстро помирись! "


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитывать бережное отношение к растениям; чувство товарищества, совершенствовать стиль партнерских отношений в детском саду.

Полны весенней музыки края –И сад, и лес, и степь невообразимая.У каждой птицы песенка своя,Своя родная и неповторимая....

Мастер-класс "Развитие толерантного отношения к "особым детям" у всех субъектов образовательной деятельности в условиях ДОУ через игровые методы"

Актуальность: Толерантность – это установка либерального принятия моделей поведения, убеждений, ценностей других людей. [Большой толковый психологический словарь, 2001] Операционализируя это пон...

Тренинговое занятие для старших дошкольников по формированию толерантного отношения к детям с особыми образовательными потребностями «Особенный цветок»

За период своего существования человеческая цивилизация прошла долгий и противоречивый путь в отношении к детям с ограниченными возможностями здоровья. На этом длинном пути встречались как равнодушие,...

Тренинговое занятие по формированию толерантного отношения к детям с особыми образовательными потребностями «Особенный цветок»

Представляю конспект тренингового занятия для старших дошкольников по формированию толерантного отношения к детям с ОВЗ. Данное занятие проводилось с детьми старших групп на "Неделе толерантности...

ЭКОЛОГИЗАЦИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ ПОСРЕДСТВОМ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОГО ОТНОШЕНИЯ ЗДОРОВЫХ СВЕРТНИКОВ К ДЕТЯМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Задача современного образовательного учреждения состоит в том, чтобы из его стен вышли не только люди самостоятельные, но и обладающие толерантностью в качестве основы своей жизненной позиции. Термин ...

Цель: формирование у детей дошкольного возраста уважительного отношения к маме, умения выразить ей свою любовь словами и действиями. Задачи:1. Воспитывать уважительное отношение к маме, желание порадовать ее. 2.Знакомство детей с традицией празднования Дн

Консультация для родителей.«Скоро, скоро Новый год!Новый год - самый долгожданный праздник не только для детей, но и, я думаю, для нас с вами, взрослых уже людей. Все мы с теплом вспоминаем...

Тренинговое занятие для старших дошкольников по формированию толерантного отношения к детям с особыми образовательными потребностями «Особенный цветок»

Задачи:- развивать групповую сплоченность, коммуникативные навыки;- развивать эмпатию, сочувствие, содействие;- способствовать созданию благоприятной атмосферы в группе, снятию психоэмоционального нап...