Консультация для педагогов дошкольного учреждения на тему: «Адаптация ребенка при переходе из семьи в дошкольную организацию»
консультация (младшая группа)
Для ребенка младенческого и раннего возраста, впервые переступающего порог детского сада, открывается совершенно новый мир с неизвестным пространством, «чужими» людьми и непривычными отношениями. К этому новому, неизведанному нужно привыкнуть и каким-то образом приспособиться — адаптироваться. О том, что же такое адаптация и каковы условия быстрого ее протекания, можно узнать из данной консультации
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptatsiya_rebenka_-_na_sayt.docx | 434.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов дошкольного учреждения на тему:
«Адаптация ребенка при переходе из семьи в дошкольную организацию»
Для ребенка младенческого и раннего возраста, впервые переступающего порог детского сада, открывается совершенно новый мир с неизвестным пространством, «чужими» людьми и непривычными отношениями. К этому новому, неизведанному нужно привыкнуть и каким-то образом приспособиться — адаптироваться.
Что же представляет собой адаптация?
Современное научное представление о феномене адаптации основывается на трудах И.П. Павлова, И.М. Сеченова, П.К. Анохина, К. Бернара (C. Bernard), У. Кэннона (W. Cannon), Г. Селье (H. Selye) и других ученых.
Оно включает несколько основных тезисов, которые
позволяют утверждать, что адаптация — это свойство любого живого организма;
- процесс приспособления к постоянно изменяющимся условиям среды, достижение оптимального равновесия между организмом и средой;
- результат активного взаимодействия человека со средой;
- цель, которую организм избирает;
- для себя как приоритетную и к которой он настойчиво стремится.
- процесс эффективного взаимодействия организма с окружающей средой, который может осуществляться в разных масштабах, на разных уровнях (биологическом, физиологическом, психологическом, социальном) и направляется на достижение равновесия в системе «человек — среда».
Известны три основных стиля, с помощью которых человек адаптируется к окружающему миру:
конформный стиль, когда человек постепенно привыкает к среде, пассивно принимая все ее требования и обстоятельства;
избегающий стиль, когда человек не хочет или не может приспосабливаться к требованиям среды, пытается игнорировать их или открыто бунтует — противопоставляет себя окружению и даже вообще выходит из него;
творческий стиль, когда человек позитивно принимает среду и при этом старается активно изменять ее условия, приспосабливая их к себе и обретая необходимый физический и психический комфорт.
Оптимальным, по мнению социологов, культурологов, психологов, педагогов, является творческий стиль адаптации к окружению.
Можно предположить, что дети раннего возраста способны освоить этот стиль в грамотно организованном образовательном пространстве детского сада. Большая роль при этом отводится сенсорному воспитанию, культурным практикам, разным видам игры и детского художественного творчества Периоды адаптации к новым жизненным условиям — неизбежные этапы человека на пути его развития и взросления.
Имеется ряд особенностей проживания этого периода в раннем возрасте:
- переживание потери, депривации матери, появление чувства тревоги в связи с изменяющимися жизненными обстоятельствами,
- приобретение нового социального опыта взаимодействия с другими людьми,
- физиологические реакции в связи с перестройкой режимных моментов, длительным пребыванием в малознакомых условиях,
- развитие чувства любопытства к новому,
- появление новых форм и видов деятельности,
- стремительное расширение социокультурного опыта деятельности и общения
Изменяющиеся условия жизни ребенка требуют грамотного процесса сопровождения — организационного, психологопедагогического.
Исходя из результатов научных изысканий в области возрастной психологии, мы знаем, что период младенчества и раннего детства является наиболее гибким в смысле приспособления организма к изменяющимся условиям жизни.
Многие дисфункции организма могут быть компенсированы или замещены. Создание благоприятных (психологически комфортных и безопасных) условий среды позволяет ребенку наименее травматично адаптироваться к новым жизненным обстоятельствам.
Базовые потребности ребенка и их поддержка.
- Можно выделить несколько базовых потребностей любого ребенка, которые являются актуальными и в образовательном контексте:
- потребность в любви и принятии;
- потребность во впечатлениях, познавательная потребность;
- потребность в активности (физической, психической); потребность во взаимодействии, в общении с другими;
- потребность в самореализации, самопрезентации.
Потребность ребенка в любви, признании педагог может удовлетворять такими способами, как:
— обращение по имени;
— прямой открытый взгляд;
— чередование мимических выражений: доброжелательное, спокойное выражение лица в обычном режиме общения, приветливое — при приближении к ребенку; задумчивое выражение, выражение недоумения (в случае его «неправильного» поведения);
— чередование обращений от уменьшительно-ласкательного до нейтральноделового — в зависимости от того, какую позицию ребенка педагог хочет подчеркнуть, актуализировать в данный момент общения;
— вариации интонаций с целью обращения внимания на разные моменты: обращение личностное — мягкая, доброжелательная интонация;
обсуждение дела — спокойный деловой тон;
необходимость сделать замечание — строгий, но не жесткий тон с переходом на спокойное обсуждение варианта правильного действия;
— использование мягких жестов, открытых, поддерживающих, поглаживающих.
Потребность ребенка во впечатлениях, познавательную потребность педагог может удовлетворять такими способами, как:
- показ модели, техники выполнения чего-либо с использованием деловой спокойной интонации;
- применение эмоциональной паузы — создание интриги при предъявлении чего-либо
интересного для ребенка;
- проведение спокойной беседы по интересующей ребенка теме;
- осуществление эмоционально насыщенного контакта;
- проявление сопереживания, сорадования по поводу предмета интереса ребенка.
Потребность ребенка в активности (физической, психической) педагог может удовлетворять такими способами, как:
1) использование побуждающих слов, действий;
2) разумное использование слов, действий-ограничителей;
3) создание условий для движений, двигательной активности в разных помещениях;
4) чередование состояний покоя и активности, использование физических разминок, игровых двигательных сюжетов;
5) использование предметов, материалов, имеющих эффект новизны для ребенка;
6) использование способов обновления уже известных материалов (представление их в новом формате, в другом виде деятельности, с другим партнером, с изменением инструкции, заданий и пр.)
Потребность ребенка во взаимодействии, в общении с другими педагог может удовлетворять такими способами, как:
- использование приглашающих, открытых жестов, поз, вариаций голоса;
- наличие свободного пространства между педагогом и ребенком; - реагирование поворотом головы, туловища в сторону ребенка при его обращении, приближении;
- создание обстоятельств общения (например, положить игрушку, пособие, книгу в кабинку ребенка, чтобы он обратился с вопросом к педагогу по этому поводу и т. п.).
Потребности ребенка в самореализации, самопрезентации педагог может удовлетворять такими способами, как:
— создание ситуаций для проявления ребенком своих умений (ситуаций успеха);
— использование открытых, побуждающих слов, жестов, интонаций, движений;
— создание «кризисов компетенций» (затруднительных, проблемных ситуаций для того, чтобы ребенок смог проявить свои знания, умения, владение способами действий, коммуникации);
— создание «мест личного присутствия» (М. Хайдеггер) ребенка (например, наличие свободной полки, коробки в тематическом уголке (минимузее), чтобы ребенок смог разместить там свои материалы, игрушки, фотоальбом, рисунки, поделки и т. п.);
— изменение позиций ребенка (использование разных предложений для ребенка в одном виде деятельности и чередование таких позиций, как игрок — ведущий, пользователь — помощник, наблюдатель — активный исполнитель и т. п.).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание и развитие личности ребенка посредством совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения
Многочисленные исследования, проведенные в нашей стране, убедительно показали, что семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по – своему дает ребенку социальный опыт. Исходя...
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К ДОШКОЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ Психолого-педагогическая адаптация детей 2-го года жизни к дошкольному образовательному учреждению
Статья: " Определение психолого-педагогических условий успешной адаптации детей раннего возраста к доу"...
Конспект на семинаре для руководителей дошкольных учреждений «Экскурсия в музей изобразительного искусства» на семинаре для руководителей дошкольных учреждений
КОНСПЕКТ совместной деятельностина тему «Экскурсия в музей изобразительного искусства» для детей 6- 7 лет...
Консультация для педагогов " Картотека игр в период адаптации ребенка к детскому саду"
При поступлении ребенка в ДОУ происходит ломка стереотипов: из знакомой семейной обстановки малыш попадает в непривычную среду, таящую много неизвестного. Четкий режим дня, отсутствие родителей, друго...
Мастер- класс для воспитателей дошкольных учреждений на тему «Пластилинография- как средство развития творческих способностей старшего дошкольного возраста »
Мастер- класс«Пластилинография- как средство развития творческих способностей старшего дошкольного возраста »...