Консультация для педагогов дошкольного учреждения на тему: «Адаптация ребенка при переходе из семьи в дошкольную организацию»
консультация (младшая группа)

Корчагина Маргарита Андреевна

Для ребенка младенческого и раннего возраста, впервые переступающего порог детского сада, открывается совершенно новый мир с неизвестным пространством, «чужими» людьми и непривычными отношениями. К этому новому, неизведанному нужно привыкнуть и каким-то образом приспособиться — адаптироваться. О том, что же такое адаптация и каковы условия быстрого ее протекания, можно узнать из данной консультации

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptatsiya_rebenka_-_na_sayt.docx434.81 КБ

Предварительный просмотр:

                

C:\Users\пользователь\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.MSO\3FE795BE.tmp

Консультация для педагогов дошкольного учреждения на тему:

«Адаптация ребенка при переходе из семьи в дошкольную организацию»

Для ребенка младенческого и раннего возраста, впервые переступающего порог детского сада, открывается совершенно новый мир с неизвестным пространством, «чужими» людьми и непривычными отношениями. К этому новому, неизведанному нужно привыкнуть и каким-то образом приспособиться — адаптироваться.

Что же представляет собой адаптация?

Современное научное представление о феномене адаптации основывается на трудах И.П. Павлова, И.М. Сеченова, П.К. Анохина, К. Бернара (C. Bernard), У. Кэннона (W. Cannon), Г. Селье (H. Selye) и других ученых.

Оно включает несколько основных тезисов, которые

 позволяют утверждать, что адаптация — это свойство любого живого организма;

- процесс приспособления к постоянно изменяющимся условиям среды, достижение оптимального равновесия между организмом и средой;

- результат активного взаимодействия человека со средой;

- цель, которую организм избирает;

- для себя как приоритетную и к которой он настойчиво стремится.

- процесс эффективного взаимодействия организма с окружающей средой, который может осуществляться в разных масштабах, на разных уровнях (биологическом, физиологическом, психологическом, социальном) и направляется на достижение равновесия в системе «человек — среда».

Известны три основных стиля, с помощью которых человек адаптируется к окружающему миру:

конформный стиль, когда человек постепенно привыкает к среде, пассивно принимая все ее требования и обстоятельства;

избегающий стиль, когда человек не хочет или не может приспосабливаться к требованиям среды, пытается игнорировать их или открыто бунтует — противопоставляет себя окружению и даже вообще выходит из него;

творческий стиль, когда человек позитивно принимает среду и при этом старается активно изменять ее условия, приспосабливая их к себе и обретая необходимый физический и психический комфорт.

Оптимальным, по мнению социологов, культурологов, психологов, педагогов, является творческий стиль адаптации к окружению.

Можно предположить, что дети раннего возраста способны освоить этот стиль в грамотно организованном образовательном пространстве детского сада. Большая роль при этом отводится сенсорному воспитанию, культурным практикам, разным видам игры и детского художественного творчества Периоды адаптации к новым жизненным условиям — неизбежные этапы человека на пути его развития и взросления.

Имеется ряд особенностей проживания этого периода в раннем возрасте:

  • переживание потери, депривации матери, появление чувства тревоги в связи с изменяющимися жизненными обстоятельствами,
  • приобретение нового социального опыта взаимодействия с другими людьми,
  • физиологические реакции в связи с перестройкой режимных моментов, длительным пребыванием в малознакомых условиях,
  • развитие чувства любопытства к новому,
  • появление новых форм и видов деятельности,
  • стремительное расширение социокультурного опыта деятельности и общения

Изменяющиеся условия жизни ребенка требуют грамотного процесса сопровождения — организационного, психологопедагогического.

Исходя из результатов научных изысканий в области возрастной психологии, мы знаем, что период младенчества и раннего детства является наиболее гибким в смысле приспособления организма к изменяющимся условиям жизни.

Многие дисфункции организма могут быть компенсированы или замещены. Создание благоприятных (психологически комфортных и безопасных) условий среды позволяет ребенку наименее травматично адаптироваться к новым жизненным обстоятельствам.

Базовые потребности ребенка и их поддержка.

  • Можно выделить несколько базовых потребностей любого ребенка, которые являются актуальными и в образовательном контексте:
  • потребность в любви и принятии;
  • потребность во впечатлениях, познавательная потребность;
  • потребность        в        активности        (физической, психической); потребность во взаимодействии, в общении с другими;
  • потребность        в        самореализации, самопрезентации.

Потребность ребенка в любви, признании педагог может удовлетворять такими способами, как:

— обращение по имени;

— прямой открытый взгляд;

— чередование мимических выражений: доброжелательное, спокойное выражение лица в обычном режиме общения, приветливое — при приближении к ребенку; задумчивое выражение, выражение недоумения (в случае его «неправильного» поведения);

— чередование обращений от уменьшительно-ласкательного до нейтральноделового — в зависимости от того, какую позицию ребенка педагог хочет подчеркнуть, актуализировать в данный момент общения;

— вариации интонаций с целью обращения внимания на разные моменты: обращение личностное — мягкая, доброжелательная интонация;

обсуждение дела — спокойный деловой тон;

необходимость сделать замечание — строгий, но не жесткий тон с переходом на спокойное обсуждение варианта правильного действия;

— использование мягких жестов, открытых, поддерживающих, поглаживающих.

Потребность ребенка во впечатлениях, познавательную потребность педагог может удовлетворять такими способами, как:

- показ модели, техники выполнения чего-либо с        использованием        деловой        спокойной интонации;

- применение эмоциональной паузы — создание интриги при предъявлении чего-либо

интересного для ребенка;

- проведение спокойной беседы по интересующей ребенка теме;

- осуществление        эмоционально        насыщенного контакта;

- проявление сопереживания, сорадования по поводу предмета интереса ребенка.

Потребность ребенка в активности (физической, психической) педагог может удовлетворять такими способами, как:

1)  использование побуждающих слов, действий;

2)  разумное использование слов, действий-ограничителей;

3) создание условий для движений, двигательной активности в разных помещениях;

4) чередование        состояний        покоя        и        активности, использование        физических        разминок,        игровых двигательных сюжетов;

5) использование предметов, материалов, имеющих эффект новизны для ребенка;

6) использование способов обновления уже известных материалов (представление их в новом формате, в другом виде деятельности, с другим партнером, с изменением инструкции, заданий и пр.)

Потребность ребенка во взаимодействии, в общении с другими педагог может удовлетворять такими способами, как:

- использование приглашающих, открытых жестов, поз, вариаций голоса;

- наличие свободного пространства между педагогом и ребенком; - реагирование поворотом головы, туловища в сторону ребенка при его обращении, приближении;

- создание обстоятельств общения (например, положить игрушку, пособие, книгу в кабинку ребенка, чтобы он обратился с вопросом к педагогу по этому поводу и т. п.).

Потребности ребенка в самореализации, самопрезентации педагог может удовлетворять такими способами, как:

 — создание ситуаций для проявления ребенком своих умений (ситуаций успеха);

— использование открытых, побуждающих слов, жестов, интонаций, движений;

— создание «кризисов компетенций» (затруднительных, проблемных ситуаций для того, чтобы ребенок смог проявить свои знания, умения, владение способами действий, коммуникации);

— создание «мест личного присутствия» (М. Хайдеггер) ребенка (например, наличие свободной полки, коробки в тематическом уголке (минимузее), чтобы ребенок смог разместить там свои материалы, игрушки, фотоальбом, рисунки, поделки и т. п.);

— изменение позиций ребенка (использование разных предложений для ребенка в одном виде деятельности и чередование таких позиций, как игрок — ведущий, пользователь — помощник, наблюдатель — активный исполнитель и т. п.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание и развитие личности ребенка посредством совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения

Многочисленные исследования, проведенные в нашей стране, убедительно показали, что семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по – своему дает ребенку социальный опыт. Исходя...

Консультация для педагогов " Картотека игр в период адаптации ребенка к детскому саду"

При поступлении ребенка в ДОУ происходит ломка стереотипов: из знакомой семейной обстановки малыш попадает в непривычную среду, таящую много неизвестного. Четкий режим дня, отсутствие родителей, друго...

Мастер- класс для воспитателей дошкольных учреждений на тему «Пластилинография- как средство развития творческих способностей старшего дошкольного возраста »

Мастер- класс«Пластилинография- как средство развития творческих способностей старшего дошкольного возраста »...