Экологический проект как эффективный метод в эколого-природоведческом образовании дошкольников.
статья (старшая группа)
Статья содержит рекомендации об использовании метода проектов в экологическом воспитании детей.Экологический проект способствует решению задачи познать окружающую среду, как единое природное сообщество с присущими только ему связями и закономерностями, учит устанавливать даже те закономерности, которые могут быть подмечены детьми в повседневной жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 39 КБ |
Предварительный просмотр:
Экологический проект как эффективный метод в эколого-природоведческом образовании дошкольников
... Зовите меня варваром в педагогике,
но я вынес из впечатлений своей юнос-
ти, что день, проведенный ребенком
среди рощ и полей … заменяет много
недель на учебной скамье.
К.Д. Ушинский
Экологическая культура формируется и развивается на протяжении всей жизни человека. Умение жить в согласии с природой, с окружающей средой следует начинать воспитывать как можно раньше. Истинная красота заложена в природе, и наша задача состоит в том, чтобы помочь ребенку увидеть её, научиться ценить. Взрослых подчас поражают особенности детского восприятия, выражающиеся в желании понять самую суть явления, его взаимосвязи с другими, не менее сложными явлениями природы.
Ребенок проявляет интерес к взаимоотношениям между объектами окружающего мира. Исходя из этого, я стараюсь при изучении окружающей среды перед детьми ставить задачу познавать окружающую среду как единое природное сообщество с присущими только ему связями и зависимостями, научить дошкольников устанавливать даже те закономерности, которые могут быть подмечены ими в повседневной жизни.
На этапе дошкольного детства ребенок начинает осознавать живое и неживое, себя как живое существо. Конечно же, у детей складывается первое представление о жизни природы, но тем важнее отобрать для них базовый минимум экологических знаний, которые впоследствии составляют фундамент для овладения наукой естествознания. Знания о природе, предлагаемые дошкольникам, должны представлять на сумму разрозненных факторов, а взаимосвязанную, последовательную цепочку представлений, раскрывающих наиболее важные закономерности природного мира. Экологические знания раскрывают зависимости, существующие в природе, и этим способствуют формированию осознанного отношения к объектам природы.
В современном мире дело экологического воспитания детей чрезвычайно усложняется. Это связано и с экологической обстановкой, и с социальными напряжением, и с увеличением психических нагрузок, падающих на личность, и с повышением требований к уровню развития современного человека.
Все это диктует педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и технологий.
Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности. В экологическом образовании дошкольников больную роль играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях.
Как правило, дети неплохо знают растения и животных других стран, и гораздо хуже тех, кто обитает рядом с ними. А ведь экологическое образование должно начинаться с объектов ближайшего окружения, в том числе и потому, что процесс обучения будет не эффективным без эмоционального восприятия деревьев, трав, закатов, рассветов… А этого не случится, если изучать природу по картинкам и фотографиям даже самого лучшего качества; лучше изучать природу к процессе проективно-исследовательской деятельности.
Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются в объединяются в одно целое. Цель проектов – получение информации на основе наблюдений, исследовательской и практической деятельности детей в природе и с ее объектами. Масштаб задач может быть разным, он определяется сроками проведения проекта, возрастом и, соответственно, возможностями детей, содержанием образовательных программ дошкольного учреждения. Обычно проект состоит из трех основных этапов.
Первый этап – подготовительный. На этом этапе ставятся цель и задачи; определяются методы исследования; проводится подготовительная работа с педагогами и дошкольниками, а также выбирается и подготавливается оборудование и материалы.
На втором этапе происходит собственно исследование; мы с детьми ищем ответы на поставленные вопросы.
Третий этап – заключительный. На этом этапе мы обобщаем результаты работы, анализируем их и делаем выводы.
Проекты могут быть краткосрочными (от 1 занятия до 1 дня) и долгосрочными (от 1 недели до 3-ех месяцев). Длительность проектов определяется педагогическим коллективом дошкольного учреждения в зависимости от решаемых задач.
Используя метод проектов в работе со старшими дошкольниками, необходимо помнить, что проект – это продукт сотрудничества и сотворчества воспитателей, детей, родителей, а порой и всего персонала детского сада. Поэтому тема проекта, его форма и подробный план действия разрабатывается коллективно.
На этапе разработки педагогами содержания занятий, игр, прогулок, наблюдений, экскурсий и других видов деятельности, связанных с темой проекта, важно тщательно продумать и организовать в детском саду предметную среду таким образом, чтобы она являлась «фоном» в эвристической и поисковой деятельности.
Например, работая над проектом организации экологического музея, в книжном уголке можно поставить яркие книги для детей, альбомы с изображением растений, животных, птиц. В игровом уголке необходимо систематизировать и поставить игры на экологическую тему; организовать фитобар, а на коробочках с чаем наклеить изображение данного растения. На стене групповой комнаты или в приемной можно повесить плакаты экологического содержания. На территории детского сада или в ближайшем парке необходимо организовать экологическую тропу и проводить путешествие по этой тропе для малышей, гостей, родителей.
Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности.
Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира.
Коллективная работа детей в подгруппах дает им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества.
Экологический проект способствует решению задачи познать окружающую среду, как единое природное сообщество с присущими только ему связями и закономерностями, учит устанавливать даже те закономерности, которые могут быть подмечены детьми в повседневной жизни.
В процессе исследовательской деятельности дети учатся слушать воспитателя и своих сверстников, логично отвечать на поставленные вопросы, доказывать свою мысль, у них постепенно возникает интерес к знаниям и эмоциональная отзывчивость на красоту природы.
Такие проекты учат детей бережно относиться ко всему живому. Желание защитить, уберечь, помочь, сочувствие, доброта, милосердие, экологически грамотное поведение воспитывается в детях. Ведь каков человек – таков и мир, который он создает вокруг себя.
Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать все живое.
Список используемой литературы.
- Л. Харитонова. Исследовательская деятельность дошкольника. // Дошкольное воспитание. М., 2001г., №7.
- И.В. Штанько. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. // Управление дошкольным образованием. М., 2004г., №4.
- Л. Нисканен. Природа в развитии и воспитании ребенка. // Дошкольное воспитание. М., 2002г., №7.
- Л. Балаценко. Работа с родителями по экологическому воспитанию детей. // Ребенок в детском саду. М., 2002г., №5.
- Т.А. Шорыгина. Какие месяцы в году? М., 2000г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Представление опыта работы по теме: «ЛОГОРИТМИКА КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД ПРЕОДОЛЕНИЯ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ»
Из опыта работы....
«Наглядное моделирование — эффективный метод развития фонематических процессов у дошкольников с ФФНР»
Доклад на тему: «Наглядное моделирование — эффективный метод развития фонематических процессов у дошкольников с ФФНР»....
«Наглядное моделирование — эффективный метод развития фонематических процессов у дошкольников с ФФНР»
Доклад на тему: «Наглядное моделирование — эффективный метод развития фонематических процессов у дошкольников с ФФНР»....
Моделирование- эффективный метод для развития речевого творчества дошкольников.
1.Чётко отражать основные свойства и отношение, которые являются объектом познания.2.Быть простой для восприятия и доступной для создания и действия с ней.3.Ярко и отчётливо передавать с её помо...
Метод проектов как способ реализации гуманистического подхода в образовании дошкольников
Под методом проектов понимается совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий обучающихся с обязательной презентацией ...
Проектная деятельность экологической направленности как эффективный метод развития личности детей с тяжёлым нарушением речи
Современное общество предъявляет требования к повышению качества образования, что делает необходимым поиск новых педагогических подходов к обучению и воспитанию подрастающего поколения....
«Экологические сказки, как эффективный метод экологического воспитания детей дошкольного возраста»
Экологическое образование включает в себя знакомство с бесконечно разнообразным миром природы. Основные задачи такого образования заключаются в формировании у дошкольников элементов экологического соз...