Долгосрочный педагогический проект на тему: "Дружные ладошки".
проект
АКТУАЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
В дошкольном образовании социализация- создание социальной ситуации развития, процесс усвоения ребенком норм и правил поведения, передачи знаний о мире и одновременно процесс становления социального образа- "Я". Ребенок должен усвоить ценностные ориентации, которые формируются в ходе его общения со взрослыми и сверстниками.
Задача воспитателя -создать социальную ситуацию развития ребенка и поддержки позитивной социализации ребенка, направленный на усвоение детьми основных элементов культуры, нравственных ценностей, норм поведения в обществе, формирование социальных качеств, свойств, умений благодаря которым дошкольники становятся участниками социального взаимодействия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskiy_proekt_na_temu_dorye_ladoshki.docx | 29.58 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ НА ТЕМУ: РАЗВИТИЕ ВОЛОНТЕРСКОГО ДВИЖЕНИЯ В ДОУ «ДОБРЫЕ ЛАДОШКИ»
Разработчик проекта:
Пучкина Галина Николаевна
воспитатель
СП «Детский сад №52»
ГБОУ СОШ №26 г.Сызрани
г.Сызрань 2016
Нормативно-правовая и методологическая основа долгосрочного воспитательного проекта
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г. №155;
- Санитарно эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций 2.4.1.3049-13, утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. № 26 (с изменениями и дополнениями от 20 июля 2015 г.);
- Современные технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации: методическое пособие\ Н.П. Гришаева. - М.: Вентана-Граф, 2016. -184 с. – (Тропинки);
- Социальная адаптация детей разных возрастных групп к условиям детского сада// Журнал Детский сад: теория и практика. 2013 №5 с.98-99.
2.Содержательные параметры
- Актуальность педагогического опыта:
В дошкольном образовании социализация - создание социальной ситуации развития, процесс усвоения ребенком норм и правил поведения, передачи знаний о мире и одновременно процесс становления социального образа – «Я». Ребенок должен усвоить ценностные ориентации, которые формируются в ходе его общения со взрослыми и сверстниками.
Задача воспитателя - создать социальную ситуацию развития ребенка и поддержки позитивной социализации ребенка, направленной на усвоение детьми основных элементов культуры, нравственных ценностей, норм поведения в обществе формирование социальных качеств, свойств, умений, благодаря которым дошкольники становятся участниками социального взаимодействия (ФГОС ДО пп. 2.3, 2.4, 3.1).
Дошкольный возраст традиционно считается периодом интенсивной социализации. Современные дети живут и развиваются в совершенно новых социокультурных условиях.
Социализация — это процесс получения ребенком навыков, необходимых для полноценной жизни в обществе. Негативная социализация сопровождается излишней строгостью к детям, замечаниями, наказаниями. Позитивная социализация основана на получении детьми нового опыта с радостью и удовольствием благодаря положительным эмоциям. Чрезвычайная занятость родителей, разрыв поколений, изолированность ребёнка в семье и другие тенденции негативно отражаются на социализации современных детей. Эффективная социализация является одним из главных условий жизни ребенка в обществе в целом и личностной готовности ребёнка к школе, в частности. Для этого воспитатель должен использовать методы и приемы, которые создают положительный эмоциональный настрой, обеспечивают эмоциональное благополучие дошкольников.
Социализация детей дошкольного возраста - процесс длительный и многоплановый. В зависимости от успешности адаптационного процесса ребенок постепенно принимает на себя определенную роль, отображаемую обществом. Шаг за шагом приобретает опыт поведения в соответствии с требованиями социума. Эти особенности в педагогике называются факторами социализации. Влияние институтов социализации, в этом случае, выступает внешним фактором, подает содержание и формы социализации ребенка, а также направления формирования его социальной компетентности. К внутренним факторам социализации относят возрастные и индивидуальные особенности самого ребенка, которые воплощаются в субъективной системе переживаний социальных отношений и формировании картины мира.
Социальные психологи утверждают, что в современном мире ребенку предстоит во многом самостоятельно определять стратегию поведения в той или иной ситуации, даже в младшем возрасте. Социализацию можно назвать успешной, если ребенок умеет взаимодействовать с окружающими людьми, у него есть общие интересы со сверстниками, он действует с учетом интересов и потребностей других, у него сформированы коммуникативные навыки, представления о дружбе и взаимовыручке. Поэтому эффективная социализация, то есть приобщение к общепринятым нормам, правилам и ценностям, принятым в обществе, - одно из главных условий жизни ребенка в обществе и личной готовности ребенка к школе.
Данный проект разработан на основе применения педагогической технологии социализации дошкольника «Дети-волонтёры» с детьми старшего дошкольного возраста. Изучив методическое пособие Натальи Петровны Гришаевой «Технологии эффективной социализации детей 3-7 лет: система реализации, формы, сценарии», наш педагогический коллектив решил начать внедрять в практику своей работы описанные технологии, а мне лично захотелось опробовать для решения задач социализации детей технологию «Дети-волонтёры».
Помощь и забота – неотъемлемые формы взаимодействия людей на всех уровнях: семьи, государства, мира. Родители заботятся о детях, а дети о пожилых родителях.
Волонтёрская деятельность (от лат.Voluntarius — добровольно) — это широкий круг деятельности, включающий традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия, которая осуществляется добровольно на благо широкой общественности без расчёта на денежное вознаграждение.
Работа волонтера сплачивает людей в единственном стремлении – стремлении делать добро.
Поэтому среди предлагаемых педагогических технологий социализации дошкольников нас заинтересовала «Дети - волонтеры», которая предполагает разновозрастное общение между детьми, помощь старших дошкольников младшим.
- Содержательная форма представления педагогического опыта
Цель проекта: это развитие дошкольного волонтерского движения в ДОУ, главной целью которого, является воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми.
Задачи проекта:
- развитие навыков общения в разновозрастном коллективе;
-развитие самостоятельности и ответственности, прежде всего, в отношении младших детей;
-создание такой ситуации развития, при которой формирование игровой деятельности и передача игрового опыта происходит в естественной среде, а не по показу и рассказу воспитателя. Мои воспитанники, дети подготовительной группы, практически все живут в частных домах, поэтому у них нет возможности разновозрастного общения (как, например, во дворах многоквартирных домов на детских площадках).
Принципы проекта:
Основными принципами к формированию и реализации проекта являются следующие:
- Сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапа в общем развитии человека.
- Поддержка специфики и разнообразия дошкольного детства.
- Реализация проекта в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности.
- Создание благоприятной социальной ситуации развития каждого ребёнка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями.
- Личностно развивающий и гуманистический характер содействия и сотрудничества детей и взрослых.
Предполагаемые результаты:
- Эмоциональное благополучие ребенка – это, прежде всего комфорт в душе ребенка. Создание атмосферы, комфортной для каждого ребенка, способствующей развитию его индивидуальности, творчества, навыков созидательной деятельности и достижения жизненного успеха.
- Положительное отношение ребенка к окружающим людям, воспитание уважения и терпимости.
- Развитие коммуникативной компетентности ребенка – способность устанавливать и поддерживать необходимые эффективные контакты с другими людьми, сотрудничать, слушать и слышать, распознавать эмоциональные переживания и состояния других людей, выражать собственные эмоции.
- Развитие социальных навыков детей. Социальные навыки помогают установить доброжелательные отношения, чувствовать себя комфортно в любой обстановке, готовность общаться с другими людьми, способность адаптироваться.
- Обогащение предметно-пространственной среды, наполнение которой предоставит ребёнку возможность для саморазвития.
Показатели результативности:
- формирование у дошкольников таких качеств как: милосердия, ответственности, самостоятельности и инициативы;
- оптимизация детско-родительских отношений и умению работать в команде.
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста и дети группы раннего возраста, педагоги ДОУ, родители.
Этапы реализации проекта:
- Этап первый (подготовительный)
На подготовительном этапе были изучены соответствующие нормативные документы, методическая литература по волонтёрскому движению. Для достижения поставленной цели нами была выбрана структурно-функциональная модель взаимодействия с семьями воспитанников, которая условно состоит из трех блоков:
Структурно-функциональная модель взаимодействия СП «Детский сад №52» ГБОУ СОШ №26 г.Сызрани с семьями воспитанников |
Информационно-аналитический блок |
Практический блок |
Контрольно-оценочный блок |
Информационно-аналитический блок:
Цель – определение формы и методов дальнейшей работы педагогического коллектива.
- Сбор и анализ сведений
- Изучение семей, их трудностей и запросов, а также выявление готовности семьи отвечать на запросы дошкольного учреждения.
Практический блок:
Цель – планирование, организация и проведение мероприятий.
- Вовлечение родителей и детей в общее интересное дело
- Непосредственное общение взрослых и ребенком.
Контрольно-оценочный блок:
Цель – анализ эффективности проводимых мероприятий.
- Опрос
- Анализ эффективности работы
- Контроль.
Для выявления актуальности данной технологии были подобраны диагностические методики для детей и анкетирование родителей по данной теме. Было проведено родительское собрание на тему: «Важность воспитания у детей доброты, ответственности, инициативы как условие формирования личности» через волонтерское движение. Родителям была показана презентация о волонтёрском движении. Помогая младшим дошколятам, у детей-волонтеров формируется ощущение «взрослости», возникает желание, стремление к решению новых, более сложных задач познания, общения, деятельности. Ребята осознают свою ответственность, получают внутреннее удовлетворение от своей работы, у них повышается самооценка, уверенность в себе.
Ребята впервые по-настоящему начинают ощущать себя самыми старшими среди других детей в детском саду. Родителями была поддержана идея использование педагогической технологии «Дети волонтёры», которая предполагает разновозрастное общение между детьми, помощь старших дошкольников младшим. Была создана творческая группа из заинтересованных родителей, готовых участвовать и помогать в волонтёрском движении.
В процессе диагностики детей было выявлено, что большинство детей готовы общаться и помогать младшим, однако у них отсутствует опыт (игрового, познавательного, социального) общения с младшими детьми.
Это и послужило стимулом для создания организовать «Школу волонтёров», то есть специально обучать старших детей по следующим программам:
«Научим малышей играть»,
«Научим разрешать конфликты»,
«Научим одеваться»,
«Знаем, как помочь в проведении занятий», объединив воедино активных, творческих педагогов, заинтересованных родителей, детей старшей и подготовительной группы. Совместно с родителями дети сделали свой символ волонтёрства, а именно эмблему в качестве которого взяты силуэты ладоней взрослого и ребенка в виде голубя, с мотивирующим призывом «Хочу помочь!», символизирующим суть волонтёрского движения, придумали название и девиз.
2. Этап второй (основной)
На основном этапе педагоги знакомили добровольцев из числа воспитанников с тем как обучить малышей играть в различные игры, одеваться, лепить, рисовать.
Дали практические навыки участия в волонтёрском движении всем участникам образовательного процесса.
Для подготовки детей к работе по данной технологии были проведены следующие мероприятия:
1. Беседы: «Что такое добро?», «Доброта спасет мир?», «Кто такой ВОЛОНТЁР», «Что значит добрый человек?»,«Легко ли быть добрым?» ,«Как поделиться добротой?», «Добро и Зло», «Как сохранить добро»,«Наши добрые дела», «Что было бы, если бы....».
2. Театрализованные постановки по литературным произведениям для формирования и развития личности ребенка: русской народной сказки «Заячья избушка» и сказки Э. Успенского «Крокодил Гена и его друзья».
3.Показ мультипликационных фильмов с целью осознания великой силы добра: «Просто так», «Дюймовочка», «Мешок яблок», «Поросенок Чуня».
4. Проведение и организация утренней гимнастики для малышей.
5. Мастер-класс: «Изготовление подарков для малышей».
Для организации и реализации данной технологии необходимо было предоставить старшим детям возможность помочь и научить младших детей. Для того, чтобы этот процесс не выглядел хаотично, мы с методистом составили ежедневный и еженедельный план посещения детьми младших детей. Затем у нас выделилась группа детей, желающих играть с малышами. Организовали «Школу волонтёров», где стали обучать детей по следующим темам: «Научим малышей играть», «Научим разрешать конфликты», «Научим одеваться», «Знаем, как помочь в проведении занятий», «Покажем малышам сказку» и т.д. Занятия в школе волонтеров ведут, кроме меня - педагог-психолог, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель.
Очень заинтересовал детей вопрос «Кто же такие волонтеры?». Я не стала давать им готового определения этого слова, а мы договорились, что дети расспросят дома об этом родителей, а на следующий день поделятся своими знаниями. Дети были активны и с большим удовольствием делились полученными от родителей знаниями. А я подытожила всю информацию и мы вместе сделали вывод и дали определение слову «Волонтер». (Показ фото в презентации). Параллельно велась работа с родителями — беседы: «Что такое самостоятельность?», «Может ли ребенок быть самостоятельным?», «Что может мой ребенок?».
Затем, углубившись в эту деятельность, мы решили, что нам надо придумать отличительные знаки для детей-волонтеров. Так у нас появились значки и галстуки. А в дальнейшем в группе был оборудован уголок волонтёров, где хранятся необходимые материалы для нашей работы. Здесь же мы проводим наши мини-заседания, где настраиваемся на работу с малышами, строим планы перед тем как идти к ним.
Очевидно, что дети, участвуя в подобных видах деятельности, приобретают жизненный опыт и переживания, необходимые для самоопределения и саморегуляции, что способствует их успешной социализации. Мои ребята-волонтёры стали ощущать себя взрослыми, видно, что они осознают свою ответственность, появилась уверенность в себе. После посещения младшей группы дети приходят удовлетворенные тем, что они помогали, занимались, играли с малышами как взрослые, проявляя к ним заботу. Приходя в группу и рассказывая, где они были, чем занимались, они постепенно вызывают интерес и желание других детей попробовать.
Родители тоже отмечают положительные изменения, появление ощущения «взрослости» у детей, повышение самооценки, уверенности в себе.
Межгрупповое взаимодействие по нашим наблюдениям взаимно обогатило: младших продвинуло в своем развитии (увеличился словарный запас, появился опыт вежливого выражения своих просьб, зазвучали слова благодарности), а старшим дало возможность быть образцом для подражания, почувствовать себя нужными и важными.
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что организация деятельности по технологии «Дети-волонтёры» в детском саду – это уникальная возможность влиять на формирование качеств, необходимых не только для успешной адаптации и обучению в школе, но и для жизни в современном обществе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект на тему: «Дружная семья»
Формирование первичных представлений детей о семье, семейных традициях, обязанностях; воспитание у детей любви и уважения ко всем членам семьи; развитие общительности и коммуникабельности....
долгосрочный педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста «Навстречу Олимпиаде Сочи – 2014»
Олимпиада - гордость страны,Поэтому за Сочи мы очень горды.Четырнадцатый год наступитИ город к Играм приступит!Олимпийский город, Город-курорт,К олимпиаде готовься, она тебя ждет!!!...
Долгосрочный педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста "С чего начинается Родина".
АннотацияДолгосрочный проект ( 1 год) «С чего начинается Родина» раскрывает систему работы с детьми старшего дошкольного возраста по вопросу формирования нравственных ценностей (духовно – нравст...
Долгосрочный педагогический проект "Речевой ручеек"
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад «Сказка» п.Правохеттинский Надымского района(МДОУ «Детский сад «Сказка»)ул. Газовиков д.27, п.Правохеттинский, Надымский район, Ям...
Долгосрочный педагогический проект по нравственно-патриотическому воспитанию "Журавлята учатся летать"
Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родным поселком, его достопримечательностями, улицей, на которой живе...
Долгосрочный педагогический проект в средней группе «Добро и доброта!»
Добрым быть совсем не просто,Не зависит доброта от роста.Не зависит доброта от цвета,Доброта не пряник, не конфета. Если доброта, как солнце, светит,Радуются взрослые и дети. (Н. Тулупова.)П...
Педагогический проект по сенсорике: "Ладушки - ладошки" (долгосрочный с сентября по май)
Цель педагогического проекта: способствовать накоплению сенсорного опыта ребенка через развитие зрительного, слухового и тактильного восприятия, развивать мелкую моторику руки, понимание речи, ра...