Технологии сохранения и стимулирования здоровья детей
статья
Описание технологий сохранения и стимулирования здоровья детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_tekst.docx | 28.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 137»
Ресурсный центр
Здоровьесберегающая педагогика как средство охраны и укрепления физического и психического здоровья субъектов образовательного процесса
1 заседание ресурсного центра
«Технологии сохранения и стимулирования здоровья детей»
Руководитель ресурсного центра
Старший воспитатель
Смирнова А.Н.
2020-2021 учебный год
1 слайд
Итак, мы рады приветствовать вас на ресурсном центре по теме «Здоровьесберегающая педагогика как средство охраны и укрепления физического и психического здоровья субъектов образовательного процесса».
Мы будем говорить о поддержании и сохранении здоровья детей, в том числе совместно с родителями, и сбережении здоровья педагогов.
2 слайд
И на первой встрече мы хотим поделиться опытом использования технологий сохранения и стимулирования здоровья детей.
3 слайд
Для начала выясним, что представляет собой термин «технология сохранения и стимулирования здоровья детей».
Из определения видно, что это совокупность форм и методов организации обучения и видов деятельности детей без ущерба для их здоровья.
4 слайд
Цель данных технологий: формирование у ребенка-дошкольника предпосылок к самостоятельному сохранению, поддержанию и обогащению здоровья, познавательного интереса к своему организму и его возможностям, воспитание бережного и заботливого отношения к своему здоровью и здоровью окружающих, совершенствование практических навыков здорового образа жизни.
5 слайд
Основные технологии сохранения и стимулирования здоровья детей вы можете видеть на слайде.
- Динамические паузы
- Физкультурные минутки
- Стретчинг
- Ритмопластика
- Самомассаж
- Подвижные игры
- Пальчиковая гимнастика
- Дыхательная гимнастика
- Гимнастика для глаз
- Мимическая гимнастика
- Релаксация
Рассмотрим их подробнее.
6 слайд
Динамические паузы и физкультмиутки способствуют снятию накопившегося у детей во время занятия интеллектуального утомления и статической нагрузки на позвоночник. Могут включать в себя элементы пальчиковой или дыхательной гимнастики, упражнения на снятие мышечного напряжения, стретчинг, ритмопластику и пр.
Длительность 2-5 мин.
Используются в работе с детьми с 2 лет.
7 слайд
Предлагаю посмотреть вариант динамической паузы в 2 младшей группе «Зайки» с упражнениями на снятие мышечного напряжения после статического занятия.
Видео
Картотека с динамическими паузами и физкультминутками выложена на нашем сайте в разделе «Ресурсный центр», вы можете ее скачать и пользоваться.
8 слайд
Стретчинг – это форма физических упражнений, при которой конкретная мышца или сухожилие преднамеренно растягивается или сгибается, чтобы улучшить чувствительность мышц и достичь комфортного мышечного тонуса. В результате улучшается мышечный контроль, развивается гибкость и увеличивается диапазон движений. Упражнения стретчинга стимулируют работу легких, что ведет к обогащению крови и головного мозга кислородом, и как следствие, улучшению мыслительной деятельности детей.
9 слайд
Предлагаю посмотреть вариант стретчинга в старшей группе с использованием интерактивной доски.
Стретчинг рекомендуется выполняется не ранее, чем через 30 мин. после еды, с соблюдением питьевого режима (перед началом и в конце выполнения комплекса выпить стакан воды), перед началом выполнения комплекса необходимо провести разминку.
Начинать с 5 лет, 2-3 раза в неделю по 20-30 мин.
видео
10 слайд
Передаю слово нашему музыкальному руководителю М.В. Осока, которая расскажет о ритмопластике, как средстве укрепления и сохранения здоровья детей.
Наиболее популярные произведения:
Бетховен Л. «Лунная соната»
Брамс И. «Вальс»
Вивальди А. «Времена года»
Дебюсси К. «Лунный свет»
Моцарт В.А. «Маленькая ночная серенада»
Мусоргский М.П. «Картинки с выставки»
Чайковский П.И. «Щелкунчик», «Времена года», «Сентиментальный вальс»
Шуберт Ф. «Аве Мария»
Ритмопластика - система музыкально-ритмического воспитания, созданная Эмилем Жак-Далькрозом (в 1905-12 г.г.) Метод заключается в развитии чувства ритма-времени, иными словами, развитии координации между нервной и мускульной деятельностью ребенка, что помогает достичь автоматизма в самых сложных движениях.
Занятия ритмопластикой помогают детям чувствовать музыку, развить пластичность тела и дыхательный аппарат, способствуют формированию прямой осанки и походки, повышают выносливость и силу воли, раскрепощают детей в психологическом и эмоциональном плане, улучшают коммуникативные способности.
Нейродинамическая ритмопластика – это комплексные упражнения, которые носят творческий характер. Такая ритмопластика особенно необходима тем детям, чья центральная нервная система поражена. Занятия ритмопластикой в данном случае проходят в динамичном ритме, под музыку. Упор делается на координацию речи и движений.
Театрализованная ритмопластика – это разыгрывание литературных произведений (сказок, стихов, небольших рассказов) по ролям с музыкальным сопровождением. Она способствует улучшению координации движений, жестов, мимики и пантомимики, совершенствованию речи, а также развивает фантазию детей.
В детском саду используется объединение или чередование нейродинамической и театрализованной ритмопластики.
11 слайд
Предлагаю посмотреть отрывок разработанной мной ритмопластики.
видео
12 слайд
Самомассаж - это одна из разновидностей массажа, в которой ребенок, воздействуя на определенные участки тела, повышает свой жизненный тонус, снимает усталость, укрепляет нервную систему, оптимизирует газообмен; при проговаривании рифмовок самомассажа вырабатывает правильное речевое дыхание.
Кроме того, самомассаж способствует формированию у ребенка сознательного стремления к здоровью, развивая навык собственного оздоровления.
Самомассаж является основой закаливания и оздоровления детского организма. Выполняя упражнения самомассажа в игровой форме, дети получают радость и хорошее настроение.
13 слайд
Предлагаю посмотреть отрывок самомассажа, как части гимнастики пробуждения в подготовительной группе.
Длительность 4-7 мин.
Используются в работе с детьми с 5 лет.
Видео.
14 слайд
Я передаю слово инструктору по физической культуре Л.Г. Лебедевой, которая покажет авторские самомассажи и немного расскажет о подвижных играх.
Я хочу предложить вашему вниманию два видео-отрывка разработанных мной самомассажей.
15 слайд
Сказка-массаж «Веселый апельсин» -
Видео
16 слайд
И самомассаж стоп ног, как часть упражнений по профилактике плоскостопия.
Видео
17 слайд
«Подвижная игра является упражнением,
посредством которого ребенок готовится к жизни»
П.Ф. Лесгафт
Подвижная игра — это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, основанных на разных видах движений и связанных с обязательными для всех играющих правилами.
Мы все хорошо знаем, что такое подвижные игры и какое всесторонне влияние они оказывают на развитие ребенка.
С точки зрения сохранения и стимулирования здоровья, систематическое использование подвижных игр способствует развитию и совершенствованию движений, лучшему обмену веществ, кровообращению, дыханию, нервно-психическому развитию, - т.е. повышению жизнедеятельности организма. Ярко выраженная в подвижных играх деятельность различных анализаторов создает благоприятные возможности для тренировки функций коры головного мозга, для образования новых временных как положительных, так и отрицательных связей, увеличения подвижности нервных процессов.
Кроме того, подвижная игра — незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений о своем организме и об окружающем мире; развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств.
18 слайд
„С гимнастикой дружи, всегда веселым будь,
И проживешь сто лет, а может быть, и боле…»
Абу Али Хусейн ибн Абдаллах ибн Сина (Авиценна) 980 – 1037
Поговорим о гимнастике. Мы хорошо знаем, что это такое.
Она способствует поддержанию на высоком уровне физической и умственной работоспособности, общей активности организма.
19 слайд
Предлагаю посмотреть часть авторской гимнастики «Фруктово-овощная зарядка» в подготовительной группе, так же разработанной Л.Г., которую активно используют в работе наши воспитатели.
видео
20 слайд
Несколько слов о разновидностях гимнастики. В.А. Сухомлинский сказал: "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Поскольку рука имеет большое "представительство" в коре головного мозга, пальчиковая гимнастика способствует разностороннему развитию ребенка. Ученые рассматривают пальчиковые игры как соединение пальцевой пластики с выразительным речевым интонированием, а использование пальчикового театра с формированием образно-ассоциативного мышления, т.е. при развитии мелкой моторики рук, развиваются все психические процессы (восприятие, речь, внимание, мышление, память и воображение).
Проводятся ежедневно с рождения по 1-5 мин.
21 слайд
Предлагаю посмотреть пальчиковую гимнастику «Веселая песенка» в средней группе.
видео
22 слайд
Дыхательная гимнастика - это определенная последовательность дыхательных упражнений, стимулирующая работу бронхов и легких. Проводится с 1 года, 3-5 раз в день, длительность 1-5 мин.
Дыхательная гимнастика.
Благодаря систематическому использованию дыхательных упражнений происходит улучшение состояния сердечно-сосудистой системы, работы головного мозга (т.к. он получает больше кислорода), упрочнение костно-связочной системы организма, что особенно полезно для растущего ребенка, приводит к улучшению общего психофизиологического состояния организма. Имеет успокаивающий эффект, способствует концентрации внимания и улучшению памяти.
23 слайд
Предлагаю посмотреть дыхательную гимнастику сюжетного типа, по сказке «Колобок» в средней группе, в сокращении. Полный вариант видео и конспект гимнастики вы можете посмотреть и скачать с сайта нашего детского сада, так же в разделе «Ресурсный центр».
видео
24 слайд
Мимическая гимнастика - это вид логопедической гимнастики, при котором развиваются лицевые мышцы и мимические движения, артикуляционный аппарат. Занятия можно начинать с 3-4 лет, ежедневно, по 5-10 мин.
О мимической гимнастике я предлагаю рассказать нашему педагогу-психологу Анне Валентиновне Холзаковой.
Благодаря использованию мимической гимнастики снижается излишнее напряжение в лицевых мышцах; улучшается дикция; тренируется звукопроизношение; повышается выразительность речи и мимики; развивается эмоциональный интеллект, способность распознавать чувства и эмоции. Такие упражнения держат мышцы лица в тонусе и учат управлять языком, губами и нёбом.
25 слайд
Следующая технология – релаксация - снятие психологического, мышечного напряжения для восстановления сил.
Релаксация - это способ снятия напряжения (нервного, физического и психического), а также расслабления, что позволяет снизить фактор раздражения, уравновешивает тяжесть детских невзгод, учит их справляться с маленькими и большими детскими неприятностями.
В результате систематического применения релаксации, у детей создаётся положительный эмоциональный настрой, устраняется замкнутость, снимается усталость, развиваются навыки концентрации, пластики, координации движений, налаживается сон, дети становятся более уравновешенными и спокойными.
Предлагаю посмотреть релаксацию «Облако» в старшей группе.
видео
26 слайд
Уважаемые коллеги, все материалы по использованию технологий сохранения и стимулирования здоровья детей вы можете скачать с нашего сайта из раздела «Ресурсный центр».
Сегодня мы познакомили вас с технологиями сохранения и стимулирования здоровья детей.
Я прошу вас написать в чате (он в нижней строке экрана) отзыв о представленном опыте, насколько он был доступно изложен и полезен вам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей и педагогов на тему:"Дыхательная гимнастика как один из видов технологии сохранения и стимулирования здоровья детей"
Презентация с описанием значения дыхательной гимнастики, задачами, примерами упражнений для 2-й мл. гр....
Дыхательная гимнастика как один из видов технологии сохранения и стимулирования здоровья детей.
Для чего нужна дыхательная гимнастика? Этот вопрос часто возникает у нас, когда мы слышим данный термин. С помощью дыхательной гимнастики ваш ребенок не только оздоровиться, будет прибывать в хорошем ...
Современные технологии сохранения и стимулирования здоровья детей дошкольного возраста.
"Технологии сохранения и стимулирования здоровья детей дошкольного возраста" Охрана и укрепление здоровья детей – по-прежнему остаются одной из приоритетных задач дошкольного образования....
Технологии сохранения и стимулирования здоровья детей в условиях социально-реабилитационного центра
Здоровье и здоровый образ жизни пока не занимают первые места в сфере потребностей человека нашего общества. Все исследователи едины во мнении, что детей с самого раннего возраста необходимо научить ц...
"Дыхательная гимнастика - технология сохранения и стимулирования здоровья детей дошкольного возраста"
Сегодня сохранение и укрепление здоровья одна из главных стратегических задач развития страны. поэтому важным направлением в дошкольном воспитании сегодня является повышение уровня здоровья детей, фор...
"Технологии сохранения и стимулирования здоровья детей в дошкольном образовательном учреждении"
Мы все и педагоги, и родители хотим видеть наших детей здоровыми и гармонично развитыми.«Что же это такое – здоровье?» По определению специалистов Всемирной организации здравоохранен...
«Использование инновационных технологий сохранения и стимулирования здоровья детей 3-5 лет и обучение здоровому образу жизни»
Перспективное планирование использования инновационных технологий сохранения и стимулирования здоровья детей...