"Технологии сохранения и стимулирования здоровья детей в дошкольном образовательном учреждении"
методическая разработка (старшая группа) на тему
Мы все и педагоги, и родители хотим видеть наших детей здоровыми и гармонично развитыми.
«Что же это такое – здоровье?» По определению специалистов Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), здоровье — это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни и физических дефектов.
Одним из приоритетных направлений работы нашего ДОУ является содействие укрепления психического и физического здоровья детей.
Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья дошкольников. Комплекс этих мер получил в настоящее время общее название «здоровьесберегающие технологии».
Это система, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды.
Если мы хотим, чтобы наши дети были здоровыми, то мы должны научить детей заботиться о своем здоровье.
Здоровый образ жизни не формируется с помощью отдельных мероприятий.
Каждая минута пребывания ребенка в детском саду способствует формированию первичных навыков ценностного отношения к собственному здоровью, которая осуществляется по следующим направлениям:
* Привитие стойких культурно – гигиенических навыков.
* Обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи.
* Развитие представлений о строении собственного тела, назначении органов.
* Формирование представлений о том, что полезно и что вредно для организма.
* Формирование привычки ежедневных физкультурных упражнений.
* Выработка у ребенка осознанного отношения к своему здоровью, умения определить свое состояние и ощущение.
* Работа по ОБЖ, выработка знаний и умение действовать в опасных жизненных ситуациях.
Здоровьесберегающие технологии имеют оздоровительную направленность, формируют у ребёнка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.
Для поддержания, укрепления здоровья детей моей группы я применяю следующие технологии сохранения и стимулирования здоровья:
*артикуляционная гимнастика
«Блинчик». Улыбнуться. Приоткрыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Упражнение расслабляющее, релаксационное, язык в покое до счета 10.
Язык широкий положи
И спокойным удержи.
«Чистим верхние зубки». Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком вправо-влево.
Открывай рот, детвора,
Чистить зубы нам пора.
* Дыхательная гимнастика.
Упражнение «Свеча» (упражнение на развитие дыхания без участия речи).
И. П. - дети сидят за столом. Ребята представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох носом – животик становится как «шарик», и постарайтесь одним выдохом задуть свечу (выдох – «шарик сдувается»). А теперь перед вами пять маленьких свечек. Сделайте вдох и задуйте свечки маленькими порциями выдоха.
Упражнение «Имитации» (упражнение на развитие дыхания с участием голоса). Подражаем гудку парохода, писку комара, вою ветра, произнося звуки тише или громче в зависимости от удаления объекта.
* Гимнастика для глаз.
Упражнение «Веселые рыбки» (упражнение для профилактики нарушения зрения).
- Ребята, посмотрите, мы попали на морское дно. Кругом снуют маленькие рыбки. Попробуем проследить за ними. Следить за рыбками надо тихо, одними глазами, чтобы не спугнуть (кисть руки – «рыбка», ребенок глазами следит за движением «рыбки», повторяя движения за воспитателем). Рыбки резвятся – в воде кружатся! Пузыри пускают, весело ныряют, друг дружку догоняют! Вильнут хвостом туда – сюда, глядишь, и нет их следа.
Упражнение «Письмо носом» (снижает напряжение в области глаз).
- Ребята закройте глаза. Используя нос как длинный карандаш, пишите или рисуйте что-нибудь в воздухе. Глаза при этом мягко приоткрыты.
* Релаксация - комплекс расслабляющих упражнений, снимающих напряжение мышц рук и ног, мышц шеи и речевого аппарата.
Упражнение «Путешествие на облаке» (под спокойную расслабляющую музыку).
- Ребята сядьте удобно и закройте глаза. Два раза вдохните и выдохните. Я хочу пригласить вас в путешествие на облаке. Прыгнете на белое пушистое облако, похожее на гору из пухлых подушек. Облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуете, как ветер овевает ваши лица? Здесь в небе все тихо и спокойно. Пусть облако перенесет вас в такое место, где вы будете счастливы. Здесь может произойти что-нибудь чудесное и волшебное. А теперь облако везет вас назад. Спуститесь с облака и поблагодарите его за, то, что оно так хорошо вас покатало.
Упражнение «Снеговик» (упражнение на чередование мышечного напряжения и расслабления).
- Зима - снеговик крепкий, как лёд. Пришла весна - снеговик начал таять.
* Пальчиковая гимнастика.
Пальчиковая гимнастика в стихах – это очень полезная программа для развития моторики у детей разного возраста, так как в психическом развитии человека очень многое определяется тем, насколько он управляет своими руками. Также она способствуют развитию речи и творческих способностей.
«Мальчик-пальчик».
«Тик – так, тик – так» (на вступление указательными пальчиками изображаем стрелочки часиков и говорим)
Мальчик - пальчик лёг поспать (указательный палец смотрит вверх, остальные поджаты)
На ладошку, как в кровать (положить указательный палец на ладонь второй руки, большой палец второй руки прижат к ладони - подушка)
А когда прохладно стало, он укрылся одеялом (обхватить указательный палец одной руки остальными пальцами другой)
«Баю-баю, баю-бай» и всю ночь так пролежал,
А когда он утром встал,
Начал братьев поднимать (поочерёдно разжимаем остальные пальцы, начиная с большого пальца)
Чтобы с ними поиграть (шевелим пальцами и последние две строчки повторяем два раза).
* Бодрящая гимнастика после сна.
Систематически проводимая гимнастика после сна служит хорошим средством укрепления здоровья. Под мелодичную, тихую музыку дети просыпаются и выполняют упражнения в постели, повторяя каждое 3-4 раза. В таких упражнениях не должно быть резких движений. Это разные повороты, поглаживание рук, ног, разведение рук в стороны, сжимание и разжимание кистей рук, сгибание ног в коленях. Все упражнения должны выполнять поочередно «с головы до ног». После выполнения упражнений дети встают на массажный коврик и выполняют различные действия на нем.
«Прогулка в лес».
I. В кроватках
1. «Потягушки».
И. п.: лежа на спине, руки вдоль туловища, потягивание.
2. «В колыбельке подвесной летом житель спит лесной» (орех).
И. п.: лежа на спине, руки вдоль туловища. Вдох, сесть с прямыми ногами, руки к носкам, выдох, вдох, и. п.
II. Возле кроваток
3. «Вот нагнулась елочка, зеленые иголочки».
И. п.: стоя, ноги на ширине плеч, руки внизу.
Вдох, выдох, наклон туловища вперед, вдох, и. п., выдох, наклон.
4. «Вот сосна высокая стоит и ветвями шевелит».
И. п.: вдох, руки в стороны, выдох. Наклон туловища вправо, вдох, выдох. Наклон туловища влево, вдох, выдох.
5. «Дети в беретках с ветки упали, беретки потеряли» (желуди).
И. п.: руки за голову, вдох – подняться на носки, выдох - присесть.
6. «Стоит Алена, листва зелена, тонкий стан, белый сарафан» (береза).
И. п.: стоя, ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища, вдох, руки через стороны вверх, подняться на носки, выдох.
III. Дыхательное упражнение
7. «Лес шумит». И. п. – ноги на ширине плеч, руки опущены. Наклониться вправо – вдох, вернуться в и. п. – выдох, то же влево. Усложнение – руки при выполнении вытянуты вверх.
IV. Ходьба по дорожке «Здоровья».
Ежедневное применение здоровьесберегающих технологий способствует осознанному отношению детей к своему здоровью, накоплению знаний о здоровье и развитию умения оберегать, поддерживать и сохранять своё здоровье.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_blagonadezhdina_elena_alekseevna.docx | 20.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Благонадеждина Елена Алексеевна,
воспитатель МАДОУ детский сад 14,
городской округ Красноуфимск
Технологии сохранения и стимулирования здоровья детей в ДОУ
Мы все и педагоги, и родители хотим видеть наших детей здоровыми и гармонично развитыми.
«Что же это такое – здоровье?» По определению специалистов Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), здоровье — это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни и физических дефектов.
Одним из приоритетных направлений работы нашего ДОУ является содействие укрепления психического и физического здоровья детей.
Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья дошкольников. Комплекс этих мер получил в настоящее время общее название «здоровьесберегающие технологии».
Это система, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды.
Если мы хотим, чтобы наши дети были здоровыми, то мы должны научить детей заботиться о своем здоровье.
Здоровый образ жизни не формируется с помощью отдельных мероприятий.
Каждая минута пребывания ребенка в детском саду способствует формированию первичных навыков ценностного отношения к собственному здоровью, которая осуществляется по следующим направлениям:
* Привитие стойких культурно – гигиенических навыков.
* Обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи.
* Развитие представлений о строении собственного тела, назначении органов.
* Формирование представлений о том, что полезно и что вредно для организма.
* Формирование привычки ежедневных физкультурных упражнений.
* Выработка у ребенка осознанного отношения к своему здоровью, умения определить свое состояние и ощущение.
* Работа по ОБЖ, выработка знаний и умение действовать в опасных жизненных ситуациях.
Здоровьесберегающие технологии имеют оздоровительную направленность, формируют у ребёнка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.
Для поддержания, укрепления здоровья детей моей группы я применяю следующие технологии сохранения и стимулирования здоровья:
*артикуляционная гимнастика
«Блинчик». Улыбнуться. Приоткрыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Упражнение расслабляющее, релаксационное, язык в покое до счета 10.
Язык широкий положи
И спокойным удержи.
«Чистим верхние зубки». Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком вправо-влево.
Открывай рот, детвора,
Чистить зубы нам пора.
* Дыхательная гимнастика.
Упражнение «Свеча» (упражнение на развитие дыхания без участия речи).
И. П. - дети сидят за столом. Ребята представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох носом – животик становится как «шарик», и постарайтесь одним выдохом задуть свечу (выдох – «шарик сдувается»). А теперь перед вами пять маленьких свечек. Сделайте вдох и задуйте свечки маленькими порциями выдоха.
Упражнение «Имитации» (упражнение на развитие дыхания с участием голоса). Подражаем гудку парохода, писку комара, вою ветра, произнося звуки тише или громче в зависимости от удаления объекта.
* Гимнастика для глаз.
Упражнение «Веселые рыбки» (упражнение для профилактики нарушения зрения).
- Ребята, посмотрите, мы попали на морское дно. Кругом снуют маленькие рыбки. Попробуем проследить за ними. Следить за рыбками надо тихо, одними глазами, чтобы не спугнуть (кисть руки – «рыбка», ребенок глазами следит за движением «рыбки», повторяя движения за воспитателем). Рыбки резвятся – в воде кружатся! Пузыри пускают, весело ныряют, друг дружку догоняют! Вильнут хвостом туда – сюда, глядишь, и нет их следа.
Упражнение «Письмо носом» (снижает напряжение в области глаз).
- Ребята закройте глаза. Используя нос как длинный карандаш, пишите или рисуйте что-нибудь в воздухе. Глаза при этом мягко приоткрыты.
* Релаксация - комплекс расслабляющих упражнений, снимающих напряжение мышц рук и ног, мышц шеи и речевого аппарата.
Упражнение «Путешествие на облаке» (под спокойную расслабляющую музыку).
- Ребята сядьте удобно и закройте глаза. Два раза вдохните и выдохните. Я хочу пригласить вас в путешествие на облаке. Прыгнете на белое пушистое облако, похожее на гору из пухлых подушек. Облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуете, как ветер овевает ваши лица? Здесь в небе все тихо и спокойно. Пусть облако перенесет вас в такое место, где вы будете счастливы. Здесь может произойти что-нибудь чудесное и волшебное. А теперь облако везет вас назад. Спуститесь с облака и поблагодарите его за, то, что оно так хорошо вас покатало.
Упражнение «Снеговик» (упражнение на чередование мышечного напряжения и расслабления).
- Зима - снеговик крепкий, как лёд. Пришла весна - снеговик начал таять.
* Пальчиковая гимнастика.
Пальчиковая гимнастика в стихах – это очень полезная программа для развития моторики у детей разного возраста, так как в психическом развитии человека очень многое определяется тем, насколько он управляет своими руками. Также она способствуют развитию речи и творческих способностей.
«Мальчик-пальчик».
«Тик – так, тик – так» (на вступление указательными пальчиками изображаем стрелочки часиков и говорим)
Мальчик - пальчик лёг поспать (указательный палец смотрит вверх, остальные поджаты)
На ладошку, как в кровать (положить указательный палец на ладонь второй руки, большой палец второй руки прижат к ладони - подушка)
А когда прохладно стало, он укрылся одеялом (обхватить указательный палец одной руки остальными пальцами другой)
«Баю-баю, баю-бай» и всю ночь так пролежал,
А когда он утром встал,
Начал братьев поднимать (поочерёдно разжимаем остальные пальцы, начиная с большого пальца)
Чтобы с ними поиграть (шевелим пальцами и последние две строчки повторяем два раза).
* Бодрящая гимнастика после сна.
Систематически проводимая гимнастика после сна служит хорошим средством укрепления здоровья. Под мелодичную, тихую музыку дети просыпаются и выполняют упражнения в постели, повторяя каждое 3-4 раза. В таких упражнениях не должно быть резких движений. Это разные повороты, поглаживание рук, ног, разведение рук в стороны, сжимание и разжимание кистей рук, сгибание ног в коленях. Все упражнения должны выполнять поочередно «с головы до ног». После выполнения упражнений дети встают на массажный коврик и выполняют различные действия на нем.
«Прогулка в лес».
I. В кроватках
1. «Потягушки».
И. п.: лежа на спине, руки вдоль туловища, потягивание.
2. «В колыбельке подвесной летом житель спит лесной» (орех).
И. п.: лежа на спине, руки вдоль туловища. Вдох, сесть с прямыми ногами, руки к носкам, выдох, вдох, и. п.
II. Возле кроваток
3. «Вот нагнулась елочка, зеленые иголочки».
И. п.: стоя, ноги на ширине плеч, руки внизу.
Вдох, выдох, наклон туловища вперед, вдох, и. п., выдох, наклон.
4. «Вот сосна высокая стоит и ветвями шевелит».
И. п.: вдох, руки в стороны, выдох. Наклон туловища вправо, вдох, выдох. Наклон туловища влево, вдох, выдох.
5. «Дети в беретках с ветки упали, беретки потеряли» (желуди).
И. п.: руки за голову, вдох – подняться на носки, выдох - присесть.
6. «Стоит Алена, листва зелена, тонкий стан, белый сарафан» (береза).
И. п.: стоя, ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища, вдох, руки через стороны вверх, подняться на носки, выдох.
III. Дыхательное упражнение
7. «Лес шумит». И. п. – ноги на ширине плеч, руки опущены. Наклониться вправо – вдох, вернуться в и. п. – выдох, то же влево. Усложнение – руки при выполнении вытянуты вверх.
IV. Ходьба по дорожке «Здоровья».
Ежедневное применение здоровьесберегающих технологий способствует осознанному отношению детей к своему здоровью, накоплению знаний о здоровье и развитию умения оберегать, поддерживать и сохранять своё здоровье.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные технологии сохранения и стимулирования здоровья детей дошкольного возраста.
"Технологии сохранения и стимулирования здоровья детей дошкольного возраста" Охрана и укрепление здоровья детей – по-прежнему остаются одной из приоритетных задач дошкольного образования....
"Дыхательная гимнастика - технология сохранения и стимулирования здоровья детей дошкольного возраста"
Сегодня сохранение и укрепление здоровья одна из главных стратегических задач развития страны. поэтому важным направлением в дошкольном воспитании сегодня является повышение уровня здоровья детей, фор...
Методическая разработка «Дыхательная гимнастика – здоровьесберегающая технология сохранения и стимулирования здоровья детей дошкольного возраста. Картотека дыхательной гимнастики»
Методическая разработка предназначена для всех категорий дошкольных работников, родителей....
Презентация. Пальчиковая гимнастика – здоровьесберегающая технология сохранения и стимулирования здоровья детей дошкольного возраста.
Пальчиковая гимнастика – здоровьесберегающая технология сохранения и стимулирования здоровья детей дошкольного возраста....
"Дыхательная гимнастика" – здоровьесберегающая технология сохранения и стимулирования здоровья детей дошкольного возраста»
Дыхательная гимнастика – здоровьесберегающая технология сохранения и стимулирования здоровья детей дошкольного возрастаВ работе c детьми дошкольного возраста мы используем дыхательные гимнастики...
Консультация родителям «Пальчиковая гимнастика – здоровьесберегающая технология сохранения и стимулирования здоровья детей дошкольного возраста»
laquo;Пальчиковая гимнастика – здоровьесберегающая технология сохранения и стимулированияздоровья детей дошкольного возраста»Здоровьесберегающая технология – это система мер, включа...