"Технологии сохранения и стимулирования здоровья детей в дошкольном образовательном учреждении"
методическая разработка (старшая группа) на тему

Мы все и педагоги, и родители хотим видеть наших детей здоровыми и гармонично развитыми.

«Что же это такое – здоровье?» По определению специалистов Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), здоровье — это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни и физических дефектов.

Одним из приоритетных направлений работы нашего ДОУ является содействие укрепления психического и физического здоровья детей.

Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья дошкольников. Комплекс этих мер получил в настоящее время общее название «здоровьесберегающие технологии».

Это система, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды.

Если мы хотим, чтобы наши дети были здоровыми, то мы должны научить детей заботиться о своем здоровье.

Здоровый образ жизни не формируется с помощью отдельных мероприятий.

Каждая минута пребывания ребенка в детском саду способствует формированию первичных навыков ценностного отношения к собственному здоровью, которая осуществляется по следующим направлениям:

*  Привитие стойких культурно – гигиенических навыков.

* Обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи.

* Развитие представлений о строении собственного тела, назначении органов.

* Формирование  представлений о том, что полезно и что вредно для организма.

* Формирование привычки ежедневных физкультурных упражнений.

* Выработка у ребенка осознанного отношения к своему здоровью, умения определить свое состояние и ощущение.

* Работа  по ОБЖ, выработка знаний и умение действовать в опасных жизненных ситуациях.

Здоровьесберегающие технологии имеют оздоровительную направленность, формируют у ребёнка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

 

Для поддержания, укрепления здоровья детей моей группы я применяю следующие технологии сохранения и стимулирования здоровья:

*артикуляционная гимнастика

«Блинчик». Улыбнуться. Приоткрыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Упражнение расслабляющее, релаксационное, язык в покое до счета 10.

Язык широкий положи

И спокойным удержи.

«Чистим верхние зубки». Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком вправо-влево.

Открывай рот, детвора,

Чистить зубы нам пора.

 

* Дыхательная гимнастика.

Упражнение «Свеча» (упражнение на развитие дыхания без участия речи).

И. П. - дети сидят за столом. Ребята представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох носом – животик становится как «шарик», и постарайтесь одним выдохом задуть свечу (выдох – «шарик сдувается»). А теперь перед вами пять маленьких свечек. Сделайте вдох и задуйте свечки маленькими порциями выдоха.

Упражнение «Имитации» (упражнение на развитие дыхания с участием голоса). Подражаем гудку парохода, писку комара, вою ветра, произнося звуки тише или громче в зависимости от удаления объекта.

 

* Гимнастика для глаз.

Упражнение «Веселые рыбки» (упражнение для профилактики нарушения зрения).

- Ребята, посмотрите, мы попали на морское дно. Кругом снуют маленькие рыбки. Попробуем проследить за ними. Следить за рыбками надо тихо, одними глазами, чтобы не спугнуть (кисть руки – «рыбка», ребенок глазами следит за движением «рыбки», повторяя движения за воспитателем). Рыбки резвятся – в воде кружатся! Пузыри пускают, весело ныряют, друг дружку догоняют! Вильнут хвостом туда – сюда, глядишь, и нет их следа.

Упражнение «Письмо носом» (снижает напряжение в области глаз).

- Ребята закройте глаза. Используя нос как длинный карандаш, пишите или рисуйте что-нибудь в воздухе. Глаза при этом мягко приоткрыты.

 

* Релаксация - комплекс расслабляющих упражнений, снимающих напряжение мышц рук и ног, мышц шеи и речевого аппарата.

Упражнение «Путешествие на облаке» (под спокойную расслабляющую музыку).

- Ребята сядьте удобно и закройте глаза. Два раза вдохните и выдохните. Я хочу пригласить вас в путешествие на облаке. Прыгнете на белое пушистое облако, похожее на гору из пухлых подушек. Облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуете, как ветер овевает ваши лица? Здесь в небе все тихо и спокойно. Пусть облако перенесет вас в такое место, где вы будете счастливы. Здесь может произойти что-нибудь чудесное и волшебное. А теперь облако везет вас назад. Спуститесь с облака и поблагодарите его за, то, что оно так хорошо вас покатало.

Упражнение «Снеговик» (упражнение на чередование мышечного напряжения и расслабления).

- Зима - снеговик крепкий, как лёд. Пришла весна - снеговик начал таять.

 

* Пальчиковая гимнастика.

Пальчиковая гимнастика в стихах – это очень полезная программа для развития моторики у детей разного возраста, так как в психическом развитии человека очень многое определяется тем, насколько он управляет своими руками. Также она способствуют развитию речи и творческих способностей.

 «Мальчик-пальчик».

«Тик – так, тик – так» (на вступление указательными пальчиками изображаем стрелочки часиков и говорим)

Мальчик - пальчик лёг поспать (указательный палец смотрит вверх, остальные поджаты)

На ладошку, как в кровать (положить указательный палец на ладонь второй руки, большой палец второй руки прижат к ладони - подушка)

А когда прохладно стало, он укрылся одеялом (обхватить указательный палец одной руки остальными пальцами другой)

«Баю-баю, баю-бай» и всю ночь так пролежал,

А когда он утром встал,

Начал братьев поднимать (поочерёдно разжимаем остальные пальцы, начиная с большого пальца)

Чтобы с ними поиграть (шевелим пальцами и последние две строчки повторяем два раза).

 

* Бодрящая гимнастика после сна.

Систематически проводимая гимнастика после сна служит хорошим средством укрепления здоровья. Под мелодичную, тихую музыку дети просыпаются и выполняют упражнения в постели, повторяя каждое 3-4 раза. В таких упражнениях не должно быть резких движений. Это разные повороты, поглаживание рук, ног, разведение рук в стороны, сжимание и разжимание кистей рук, сгибание ног в коленях. Все упражнения должны выполнять поочередно «с головы до ног». После выполнения упражнений дети встают на массажный коврик и выполняют различные действия на нем.

«Прогулка в лес».

I. В кроватках

1. «Потягушки».

И. п.: лежа на спине, руки вдоль туловища, потягивание.

2. «В колыбельке подвесной летом житель спит лесной» (орех).

    И. п.: лежа на спине, руки вдоль туловища. Вдох, сесть с прямыми ногами, руки к носкам, выдох, вдох, и. п.

II. Возле кроваток

3. «Вот нагнулась елочка, зеленые иголочки».

    И. п.: стоя, ноги на ширине плеч, руки внизу.

    Вдох, выдох, наклон туловища вперед, вдох, и. п., выдох, наклон.

4. «Вот сосна высокая стоит и ветвями шевелит».

    И. п.: вдох, руки в стороны, выдох. Наклон туловища вправо, вдох, выдох. Наклон туловища влево, вдох, выдох.

5. «Дети в беретках с ветки упали, беретки потеряли» (желуди).

    И. п.: руки за голову, вдох – подняться на носки, выдох - присесть.

6. «Стоит Алена, листва зелена, тонкий стан, белый сарафан» (береза).

И. п.: стоя, ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища, вдох, руки через стороны вверх, подняться на носки, выдох.

III. Дыхательное упражнение

7. «Лес шумит».  И. п. – ноги на ширине плеч, руки опущены. Наклониться вправо – вдох, вернуться в и. п. – выдох, то же влево. Усложнение – руки при выполнении вытянуты вверх.

IV. Ходьба по дорожке «Здоровья».

 

Ежедневное применение здоровьесберегающих технологий способствует осознанному отношению детей к своему здоровью, накоплению знаний о здоровье и развитию умения оберегать, поддерживать и сохранять своё здоровье.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_blagonadezhdina_elena_alekseevna.docx20.86 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                Благонадеждина Елена Алексеевна,

                                                                                           воспитатель МАДОУ детский сад 14,

                                                                                                    городской округ Красноуфимск

Технологии сохранения и стимулирования здоровья детей в ДОУ

Мы все и педагоги, и родители хотим видеть наших детей здоровыми и гармонично развитыми.

«Что же это такое – здоровье?» По определению специалистов Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), здоровье — это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни и физических дефектов.

Одним из приоритетных направлений работы нашего ДОУ является содействие укрепления психического и физического здоровья детей.

Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья дошкольников. Комплекс этих мер получил в настоящее время общее название «здоровьесберегающие технологии».

Это система, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды.

Если мы хотим, чтобы наши дети были здоровыми, то мы должны научить детей заботиться о своем здоровье.

Здоровый образ жизни не формируется с помощью отдельных мероприятий.

Каждая минута пребывания ребенка в детском саду способствует формированию первичных навыков ценностного отношения к собственному здоровью, которая осуществляется по следующим направлениям:

*  Привитие стойких культурно – гигиенических навыков.

* Обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи.

* Развитие представлений о строении собственного тела, назначении органов.

* Формирование  представлений о том, что полезно и что вредно для организма.

* Формирование привычки ежедневных физкультурных упражнений.

* Выработка у ребенка осознанного отношения к своему здоровью, умения определить свое состояние и ощущение.

* Работа  по ОБЖ, выработка знаний и умение действовать в опасных жизненных ситуациях.

Здоровьесберегающие технологии имеют оздоровительную направленность, формируют у ребёнка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

Для поддержания, укрепления здоровья детей моей группы я применяю следующие технологии сохранения и стимулирования здоровья:

*артикуляционная гимнастика

«Блинчик». Улыбнуться. Приоткрыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Упражнение расслабляющее, релаксационное, язык в покое до счета 10.

Язык широкий положи

И спокойным удержи.

«Чистим верхние зубки». Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком вправо-влево.

Открывай рот, детвора,

Чистить зубы нам пора.

* Дыхательная гимнастика.

Упражнение «Свеча» (упражнение на развитие дыхания без участия речи).

И. П. - дети сидят за столом. Ребята представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох носом – животик становится как «шарик», и постарайтесь одним выдохом задуть свечу (выдох – «шарик сдувается»). А теперь перед вами пять маленьких свечек. Сделайте вдох и задуйте свечки маленькими порциями выдоха.

Упражнение «Имитации» (упражнение на развитие дыхания с участием голоса). Подражаем гудку парохода, писку комара, вою ветра, произнося звуки тише или громче в зависимости от удаления объекта.

* Гимнастика для глаз.

Упражнение «Веселые рыбки» (упражнение для профилактики нарушения зрения).

- Ребята, посмотрите, мы попали на морское дно. Кругом снуют маленькие рыбки. Попробуем проследить за ними. Следить за рыбками надо тихо, одними глазами, чтобы не спугнуть (кисть руки – «рыбка», ребенок глазами следит за движением «рыбки», повторяя движения за воспитателем). Рыбки резвятся – в воде кружатся! Пузыри пускают, весело ныряют, друг дружку догоняют! Вильнут хвостом туда – сюда, глядишь, и нет их следа.

Упражнение «Письмо носом» (снижает напряжение в области глаз).

- Ребята закройте глаза. Используя нос как длинный карандаш, пишите или рисуйте что-нибудь в воздухе. Глаза при этом мягко приоткрыты.

* Релаксация - комплекс расслабляющих упражнений, снимающих напряжение мышц рук и ног, мышц шеи и речевого аппарата.

Упражнение «Путешествие на облаке» (под спокойную расслабляющую музыку).

- Ребята сядьте удобно и закройте глаза. Два раза вдохните и выдохните. Я хочу пригласить вас в путешествие на облаке. Прыгнете на белое пушистое облако, похожее на гору из пухлых подушек. Облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуете, как ветер овевает ваши лица? Здесь в небе все тихо и спокойно. Пусть облако перенесет вас в такое место, где вы будете счастливы. Здесь может произойти что-нибудь чудесное и волшебное. А теперь облако везет вас назад. Спуститесь с облака и поблагодарите его за, то, что оно так хорошо вас покатало.

Упражнение «Снеговик» (упражнение на чередование мышечного напряжения и расслабления).

- Зима - снеговик крепкий, как лёд. Пришла весна - снеговик начал таять.

* Пальчиковая гимнастика.

Пальчиковая гимнастика в стихах – это очень полезная программа для развития моторики у детей разного возраста, так как в психическом развитии человека очень многое определяется тем, насколько он управляет своими руками. Также она способствуют развитию речи и творческих способностей.

 «Мальчик-пальчик».

«Тик – так, тик – так» (на вступление указательными пальчиками изображаем стрелочки часиков и говорим)

Мальчик - пальчик лёг поспать (указательный палец смотрит вверх, остальные поджаты)

На ладошку, как в кровать (положить указательный палец на ладонь второй руки, большой палец второй руки прижат к ладони - подушка)

А когда прохладно стало, он укрылся одеялом (обхватить указательный палец одной руки остальными пальцами другой)

«Баю-баю, баю-бай» и всю ночь так пролежал,

А когда он утром встал,

Начал братьев поднимать (поочерёдно разжимаем остальные пальцы, начиная с большого пальца)

Чтобы с ними поиграть (шевелим пальцами и последние две строчки повторяем два раза).

* Бодрящая гимнастика после сна.

Систематически проводимая гимнастика после сна служит хорошим средством укрепления здоровья. Под мелодичную, тихую музыку дети просыпаются и выполняют упражнения в постели, повторяя каждое 3-4 раза. В таких упражнениях не должно быть резких движений. Это разные повороты, поглаживание рук, ног, разведение рук в стороны, сжимание и разжимание кистей рук, сгибание ног в коленях. Все упражнения должны выполнять поочередно «с головы до ног». После выполнения упражнений дети встают на массажный коврик и выполняют различные действия на нем.

«Прогулка в лес».

I. В кроватках

1. «Потягушки».

И. п.: лежа на спине, руки вдоль туловища, потягивание.

2. «В колыбельке подвесной летом житель спит лесной» (орех).

    И. п.: лежа на спине, руки вдоль туловища. Вдох, сесть с прямыми ногами, руки к носкам, выдох, вдох, и. п.

II. Возле кроваток

3. «Вот нагнулась елочка, зеленые иголочки».

    И. п.: стоя, ноги на ширине плеч, руки внизу.

    Вдох, выдох, наклон туловища вперед, вдох, и. п., выдох, наклон.

4. «Вот сосна высокая стоит и ветвями шевелит».

    И. п.: вдох, руки в стороны, выдох. Наклон туловища вправо, вдох, выдох. Наклон туловища влево, вдох, выдох.

5. «Дети в беретках с ветки упали, беретки потеряли» (желуди).

    И. п.: руки за голову, вдох – подняться на носки, выдох - присесть.

6. «Стоит Алена, листва зелена, тонкий стан, белый сарафан» (береза).

И. п.: стоя, ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища, вдох, руки через стороны вверх, подняться на носки, выдох.

III. Дыхательное упражнение

7. «Лес шумит».  И. п. – ноги на ширине плеч, руки опущены. Наклониться вправо – вдох, вернуться в и. п. – выдох, то же влево. Усложнение – руки при выполнении вытянуты вверх.

IV. Ходьба по дорожке «Здоровья».

Ежедневное применение здоровьесберегающих технологий способствует осознанному отношению детей к своему здоровью, накоплению знаний о здоровье и развитию умения оберегать, поддерживать и сохранять своё здоровье.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные технологии сохранения и стимулирования здоровья детей дошкольного возраста.

"Технологии сохранения и стимулирования здоровья детей дошкольного возраста"  Охрана и укрепление здоровья детей – по-прежнему остаются одной из приоритетных задач дошкольного образования....

"Дыхательная гимнастика - технология сохранения и стимулирования здоровья детей дошкольного возраста"

Сегодня сохранение и укрепление здоровья одна из главных стратегических задач развития страны. поэтому важным направлением в дошкольном воспитании сегодня является повышение уровня здоровья детей, фор...

Презентация. Пальчиковая гимнастика – здоровьесберегающая технология сохранения и стимулирования здоровья детей дошкольного возраста.

Пальчиковая гимнастика – здоровьесберегающая технология сохранения и стимулирования здоровья детей дошкольного возраста....

"Дыхательная гимнастика" – здоровьесберегающая технология сохранения и стимулирования здоровья детей дошкольного возраста»

Дыхательная гимнастика – здоровьесберегающая технология сохранения и стимулирования здоровья детей дошкольного возрастаВ работе c детьми дошкольного возраста мы используем дыхательные гимнастики...

Консультация родителям «Пальчиковая гимнастика – здоровьесберегающая технология сохранения и стимулирования здоровья детей дошкольного возраста»

laquo;Пальчиковая гимнастика – здоровьесберегающая технология сохранения и стимулированияздоровья детей дошкольного возраста»Здоровьесберегающая технология – это система мер, включа...